Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Горбатовой Л.В.,
судей Герман М.В., Озерова С.А.,
при секретаре М.О.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Н. на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 26 октября 2012 года, которым Н. отказано в удовлетворении требования об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления - решения Совета депутатов муниципального образования "Подпорожское городское поселение" Подпорожского муниципального района Ленинградской области от 20 декабря 2011 года N 220 "Об утверждении тарифов на оплату за жилое помещение и коммунальных услуг для населения и организаций на территории муниципального образования "Подпорожское городское поселение".
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Горбатовой Л.В., объяснения Н. и ее представителя адвоката Бокмельдер Г.И., действующей на основании ордера от <...> года, возражения представителей Совета депутатов муниципального образования Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленобласти - В., Ф., действующих на основании доверенностей от <...> года сроком до <...> года, заключение прокурора Петровой О.Г., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Н. обратилась в Подпорожский городской суд Ленинградской области с заявлением об оспаривании в части нормативного правового акта органа местного самоуправления - решения Совета депутатов муниципального образования Подпорожское городское поселение муниципального образования Подпорожский муниципальный район Ленинградской области (далее - Совет депутатов МО "Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области") N 220 от 20 декабря 2011 года.
В обоснование заявленных требований указала, что в пункте 1.2 решения Совета депутатов "МО "Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" от 20 декабря 2011 года N 220 "Об утверждении тарифов на оплату за жилое помещение и коммунальных услуг для населения и организаций на территории МО "Подпорожское городское поселение" (далее - Решение) и приложении N 2 к Решению установлен размер платы за услуги отопления для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности по группам жилых домов с 01 января 2012 года и с 01 сентября 2012 года. Пунктом 1.2.1 Решения и приложением N 3 к нему установлен расчет потребления коммунальных услуг по отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета исходя из годового норматива потребления, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 24 ноября 2010 года N 313, и перерасчета его на отопительный сезон на территории МО "Подпорожское городское поселение". Заявитель считает, что указанное решение Совета депутатов в части установления тарифов на услуги на отопление и расчетов нормативов потребления в перерасчете на отопительный сезон противоречит федеральному законодательству, и иным нормативным правовым актам, а также нарушает ее права и свободы.
Н. ссылается на то обстоятельство, что как собственник жилого помещения она должна нести расходы на содержание жилого помещения по законно установленным тарифам. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 предписывает органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать норматив потребления коммунальной услуги по отоплению исходя из отопительного периода. Постановлением Правительства Ленинградской области от 24 ноября 2010 года N 313 установлены нормативы потребления тепловой энергии Гкал/кв. м общей площади жилых помещений в месяц на отопительный период в Ленинградской области. Отопительный период в Подпорожском городском поселении устанавливается правовыми актами органов местного самоуправления, как правило, с 15 сентября по 15 мая текущего года, то есть на 8 месяцев. По мнению заявителя, перерасчет норматива из расчета на отопительный сезон (8 месяцев) противоречит закону, поскольку норматив потребления тепловой энергии, установленный постановлением Правительства Ленинградской области от 24 ноября 2010 года N 313 на месяцы отопительного периода, а не на месяц календарного года как подразумевается в решении Совета депутатов. Таким образом, неправильно трактуя постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 и постановление Правительства Ленинградской области от 24 ноября 2010 года N 313, Совет депутатов ввел в действие несуществующие нормативы потребления тепловой энергии общей площади жилых помещений в год (Гкал/кв. м) из расчета на отопительный сезон (8 месяцев), чем превысил свои полномочия, поскольку установление нормативов потребления относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Используя незаконно установленные нормативы потребления тепловой энергии общей площади жилых помещений в год (Гкал/кв. м) из расчета на отопительный сезон (8 месяцев) соответственно Совет депутатов незаконно установил размер платы за услуги отопления для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности по группам жилых домов с 01 января 2012 года и с 01 сентября 2012 года (пункт 1.2 решения и приложение N 2 к решению).
При таких обстоятельствах, заявитель просит признать пункты 1.2, 1.2.1 и приложения N 2, N 3 решения Совета депутатов МО "Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" от 20 декабря 2011 года N 220 "Об утверждении тарифов на оплату за жилое помещение и коммунальных услуг для населения и организации на территории МО "Подпорожское городское поселение" недействующими с момента принятия.
В заседании суда первой инстанции заявитель Н. и ее представитель адвокат Халов Д.В. заявленные требования поддержали.
Представители заинтересованного лица - Совета депутатов МО "Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" Ф. и В., действующие на основании надлежащим образом выданных доверенностей, с заявленными требованиями не согласились. Они пояснили, что Совет депутатов при определении размера платы за отопление на 2012 год применил нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета, утвержденные Постановлением Правительства Ленинградской области от 24 ноября 2010 года N 313, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг". По данным нормативам предусматривается равномерная в течение года плата населения за отопление, исходя из расчета 1/12 суммарного потребления тепловой энергии, то есть граждане оплачивают каждый месяц фиксированную сумму платы за отопление в течение 12 месяцев. В приложении N 3 решения Совета депутатов МО "Подпорожское городское поселение" N 220 от 20 декабря 2011 года установлен расчет потребления коммунальных услуг по отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах на 8 месяцев (отопительный сезон), то есть, не изменяя норматива по существу, Совет депутатов, распределил годовой норматив и оплату населения на 8 месяцев. Постановлением Правительства Ленинградской области от 14 сентября 2012 года норматив оставлен тот же.
В заключении прокурор Филичева С.В., полагала, что заявление не подлежит удовлетворению.
Решением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 26 октября 2012 года Н. в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Н. не согласилась с законностью и обоснованностью постановленного решения, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 26 октября 2012 года отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных ею требований. Податель жалобы считает, что указанное решение постановлено с нарушением норм материального права. Неправильно трактуя письмо Комитета по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Правительства Ленинградской области от 16 января 2012 года N ис-19/42, Постановление Правительства Ленинградской области от 24 ноября 2010 года N 313, Постановление Правительства от 14 сентября 2012 года N 287 Совет депутатов ввел в действие несуществующие нормативы потребления тепловой энергии общей площади жилых помещений в месяц (Гкал/кв. м) из расчета на отопительный сезон (8 месяцев), что нарушает права и законные интересы заявителя.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам изложенным в жалобе.
В соответствии с частью й статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено, что 20 декабря 2011 года Советом депутатов МО "Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" принято решение N 220 "Об утверждении тарифов на оплату за жилое помещение и коммунальных услуг для населения и организаций на территории МО "Подпорожское городское поселение" (л.д. 6 - 18, 30), которым утверждены:
1) размер платы за услуги отопления для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности:
а) с 01 января 2012 года:
- - при наличии общедомовых приборов учета - 1397,56 руб./Гкал;
- - при отсутствии общедомовых приборов учета:
- дома постройки до 1945 года - 36,27 руб. (за 1 кв. м общей площади);
- дома постройки с 1946 по 1970 г. г. - 36,27 руб. (за 1 кв. м общей площади);
- дома постройки с 1971 по 1999 г. г. - 34,80 руб. (за 1 кв. м общей площади);
- дома постройки после 1999 г. - 20,75 руб. (за 1 кв. м общей площади);
- б) с 01 сентября 2012 года:
- - при наличии общедомовых приборов учета - 1545,20 руб./Гкал;
- - при отсутствии общедомовых приборов учета:
- дома постройки до 1945 года - 40,10 руб. (за 1 кв. м общей площади); дома постройки с 1946 по 1970 г.г. - 40,10 руб. (за 1 кв. м общей площади);
- дома постройки с 1971 по 1999 г. г. - 38,48 руб. (за 1 кв. м общей площади);
- дома постройки после 1999 г. - 22,95 руб. (за 1 кв. м общей площади);
- 2) расчет потребления коммунальных услуг по отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета исходя из годового норматива потребления, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 24 ноября 2010 года N 313 и перерасчета его на отопительный сезон на территории МО "Подпорожское городское поселение:
Заявитель считает, что указанное решение Совета депутатов в части установления тарифов на услуги отопления и расчетов нормативов потребления в перерасчете на отопительный сезон противоречат федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно Федеральному закону N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов.
В соответствии с пп. 5 пункта 1 статьи 5 Устава МО "Подпорожское городское поселение" органы местного самоуправления обладают полномочиями по регулированию тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Комитет по тарифам и ценовой политике (ЛенРТК) Правительства Ленинградской области приказом от 25 ноября 2011 года N 158-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями потребителям Ленинградской области в 2012 году" установил тарифы на тепловую энергию, отпускаемую для населения Подпорожского городского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области: с 1 января 2012 года по 30 июня 2012 года в размере 1397,56 руб./Гкал; с 1 июля 2012 года по 31 августа 2012 года в размере 1489,80 руб./Гкал; с 1 сентября 2012 года по 31 декабря 2012 года в размере 1545,20 руб./Гкал.
Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике (ЛенРТК) Правительства Ленинградской области от 18 ноября 2011 года N 145-п установлен размер предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги: с 1 января 2012 года по 30 июня 2012 года - 100%, с 1 июля 2012 года по 31 августа 2012 года - 108%, с 1 сентября 2012 года по 31 декабря 2012 года - 112%.
На основании постановления Правительства Ленинградской области от 24 ноября 2010 года N 313 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета, которые рассчитаны по формуле, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354).
Данными нормативам предусматривается равномерная в течение года плата населения за отопление, исходя из расчета 1/12 суммарного потребления тепловой энергии, т.е. граждане оплачивают каждый месяц фиксированную сумму платы за отопление в течение 12 месяцев. Установленный норматив потребления тепловой энергии по домам постройки 1971 - 1999 годов составляет 0,0166 Гкал/кв. м общей площади жилых помещений в месяц (Приложение N 2 к Постановлению N 313 от 24 ноября 2010 года).
В своем Решении Совет депутатов установил расчет потребления коммунальных услуг по отоплению на 8 месяцев, не изменяя норматива по существу, т.е. распределил годовой норматив и оплату населения на 8 месяцев: норматив потребления тепловой энергии по домам постройки 1971 - 1999 годов составляет 0,0249 Гкал/кв. м общей площади жилых помещений в месяц (Приложение N 3 к Решению Совета депутатов N 220 от 20 декабря 2011 года).
По вопросу оплаты населения за отопление в течение года даны разъяснения Правительством Ленинградской области, а именно председателем Комитета по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству М.С. в письме N ис-19/12 от 16 января 2012 года. Из данного письма следует, что при определении размера платы за отопление применяются утвержденные Постановлением Правительства Ленинградской области N 313 от 24 ноября 2010 года в порядке установленном Правительством Российской Федерации N 306 от 23 мая 2006 года, нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета, которые предусматривают равномерную в течение года плату населения за отопление, исходя из расчета 1/12 суммарного объема потребления тепловой энергии.
В соответствии с пп. 1 п. 1 Приложения 2 Постановления Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 года расчет платы за коммунальные услуги при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется в следующем порядке: размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле:
где:
- Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- Nt - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
- TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал);
- Согласно пп. б п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 857 от 27 августа 2012 года "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" разрешено органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 года принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23 мая 2006 г., используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
На основании данного правового акта Правительством Ленинградской области было принято Постановление N 287 от 14 сентября 2012 года "О порядке оплаты коммунальной услуги по отоплению собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах в 2012 - 2014 годах", где установлено, что расчет платы за коммунальную услугу по отоплению применяется в порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23 мая 2006 года, с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года.
Таким образом, решение N 220 от 20 декабря 2011 года было принято в интересах населения и никоим образом не ущемило его прав, т.к. в месяцы отопительного периода сумма оплаты за отопление имеет большую величину, а в летние месяцы оплата не производится. Следовательно, если происходит остановка подачи тепловой энергии или в квартире снижается качество предоставляемой услуги по отоплению, то перерасчет производится от большей суммы платежа.
Из расчета, предоставленного заинтересованным лицом, оплаты за отопление на 2012 год по квартире (общая площадь 41,1 кв. м) расположенной по адресу: <адрес>, где проживает Н., видно, что тарифы за 1 Гкал утверждаются Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (Приказ N 158-п от 25 ноября 2011 года).
С 01.01.2012 г. по 01.07.2012 г. тариф за 1 Гкал = 1397,56 руб.
С 01.07.2012 г. по 01.09.2012 г. тариф за 1 Гкал = 1489,80 руб.
С 01.09.2012 г. по 31.12.2012 г. тариф за 1 Гкал = 1545,20 руб.
Норматив расхода тепла = 0,0166 Гкал на м2 общей площади квартиры, утвержден для оплаты ежемесячно по 1/12 в течение всего года 12 месяцев.
Расчет оплаты по формуле:
С кв. - сумма оплаты за месяц, руб.
T - тариф за 1 Гкал
N - норматив при оплате в течение 12 месяцев
S кв. - общая площадь квартиры, кв. м
Январь: С кв. = 1397,56 x 0,0166 x 41,1 = 953,50 руб.
Февраль = 953,50 руб.
Март = 953,50 руб.
Апрель = 953,50 руб.
Май = 953,50 руб.
Июнь = 953,50 руб.
Июль: 1489,80 х 0,0166 x 41,1 = 1016,43 руб.
Август = 1016,43 руб.
Сентябрь: 1545,20 х 0,0166 x 41,1 = 1054,23 руб.
Октябрь = 1054,23 руб.
Ноябрь = 1054,23 руб.
Декабрь = 1054,23 руб.
Итого за 2012 год = 11970,8 руб.
Норматив расхода тепла = 0,0249 Гкал на м2 общей площади квартиры, утвержден для оплаты ежемесячно в течение 8 месяцев следующим образом (1/2 сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель, 1/2 мая).
Январь = 1397,56 x 0,0249 x 41,1 = 1430,25 руб.
Февраль = 1430,25 руб.
Март = 1430,25 руб.
Апрель = 1430,25 руб.
Май (1/2 часть) = 715, 12 руб.
Июнь = 0
Июль = 0
Август = 0
Сентябрь (1/2 часть) = 1545, 20 x 0,0249 x 41,1 = 1581,34 : V2 часть = 790, 67 руб.
Октябрь =1581,34 руб.
Ноябрь =1581,34 руб.
Декабрь = 1581,34 руб.
Итого за 2012 год = 11970,8 руб.
Таким образом, при нормативе 0,0166 на 12 месяцев и при нормативе 0,0249 на 8 месяцев плата за 2012 год одинаковая.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что указанное решение Совета депутатов МО "Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" N 220 от 20 декабря 2011 года не изменило и не ввело нового тарифа либо норматива потребления коммунальных услуг по отоплению, а фактически утвердило расчет платы за услуги отопления для населения и необходимость оплаты тепловой энергии по тарифам, установленным ЛенРТК Правительства Ленинградской области на 2012 год и нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета, утвержденных постановлением Правительства Ленинградской области от 24 ноября 2010 года N 313.
Доводы апелляционной жалобы Н. несостоятельны, поскольку заявитель представляет расчет по оплате в размере 7628 рублей в год, однако ею не учтены повышения тарифа на теплоснабжение которые в течение года увеличивались, так с 1 июля 2012 года был установлен тариф в размере 1489,80 руб./Гкал, а с 1 сентября - 1545,20 руб./Гкал. Заявителем в данном расчете исключены летние месяцы, однако Постановлением Правительства Российской Федерации N 306 от 23 мая 2006 года предусматривается равномерная плата населения за отопительные месяцы исходя из расчета 1/12 суммарного объема потребления тепловой энергии, Постановлением Правительства N 313 от 24 ноября 2010 года также предусматривается норматив отопления 12 месяцев.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований к изменению или отмене решения суда, базируются на ошибочном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств.
Предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены постановленного решения судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 26 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Н. - без удовлетворения.
\brdrb\brdrs\fs5
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.01.2013 N 33-66/2013
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 января 2013 г. N 33-66/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Горбатовой Л.В.,
судей Герман М.В., Озерова С.А.,
при секретаре М.О.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Н. на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 26 октября 2012 года, которым Н. отказано в удовлетворении требования об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления - решения Совета депутатов муниципального образования "Подпорожское городское поселение" Подпорожского муниципального района Ленинградской области от 20 декабря 2011 года N 220 "Об утверждении тарифов на оплату за жилое помещение и коммунальных услуг для населения и организаций на территории муниципального образования "Подпорожское городское поселение".
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Горбатовой Л.В., объяснения Н. и ее представителя адвоката Бокмельдер Г.И., действующей на основании ордера от <...> года, возражения представителей Совета депутатов муниципального образования Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленобласти - В., Ф., действующих на основании доверенностей от <...> года сроком до <...> года, заключение прокурора Петровой О.Г., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Н. обратилась в Подпорожский городской суд Ленинградской области с заявлением об оспаривании в части нормативного правового акта органа местного самоуправления - решения Совета депутатов муниципального образования Подпорожское городское поселение муниципального образования Подпорожский муниципальный район Ленинградской области (далее - Совет депутатов МО "Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области") N 220 от 20 декабря 2011 года.
В обоснование заявленных требований указала, что в пункте 1.2 решения Совета депутатов "МО "Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" от 20 декабря 2011 года N 220 "Об утверждении тарифов на оплату за жилое помещение и коммунальных услуг для населения и организаций на территории МО "Подпорожское городское поселение" (далее - Решение) и приложении N 2 к Решению установлен размер платы за услуги отопления для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности по группам жилых домов с 01 января 2012 года и с 01 сентября 2012 года. Пунктом 1.2.1 Решения и приложением N 3 к нему установлен расчет потребления коммунальных услуг по отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета исходя из годового норматива потребления, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 24 ноября 2010 года N 313, и перерасчета его на отопительный сезон на территории МО "Подпорожское городское поселение". Заявитель считает, что указанное решение Совета депутатов в части установления тарифов на услуги на отопление и расчетов нормативов потребления в перерасчете на отопительный сезон противоречит федеральному законодательству, и иным нормативным правовым актам, а также нарушает ее права и свободы.
Н. ссылается на то обстоятельство, что как собственник жилого помещения она должна нести расходы на содержание жилого помещения по законно установленным тарифам. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 предписывает органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать норматив потребления коммунальной услуги по отоплению исходя из отопительного периода. Постановлением Правительства Ленинградской области от 24 ноября 2010 года N 313 установлены нормативы потребления тепловой энергии Гкал/кв. м общей площади жилых помещений в месяц на отопительный период в Ленинградской области. Отопительный период в Подпорожском городском поселении устанавливается правовыми актами органов местного самоуправления, как правило, с 15 сентября по 15 мая текущего года, то есть на 8 месяцев. По мнению заявителя, перерасчет норматива из расчета на отопительный сезон (8 месяцев) противоречит закону, поскольку норматив потребления тепловой энергии, установленный постановлением Правительства Ленинградской области от 24 ноября 2010 года N 313 на месяцы отопительного периода, а не на месяц календарного года как подразумевается в решении Совета депутатов. Таким образом, неправильно трактуя постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 и постановление Правительства Ленинградской области от 24 ноября 2010 года N 313, Совет депутатов ввел в действие несуществующие нормативы потребления тепловой энергии общей площади жилых помещений в год (Гкал/кв. м) из расчета на отопительный сезон (8 месяцев), чем превысил свои полномочия, поскольку установление нормативов потребления относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Используя незаконно установленные нормативы потребления тепловой энергии общей площади жилых помещений в год (Гкал/кв. м) из расчета на отопительный сезон (8 месяцев) соответственно Совет депутатов незаконно установил размер платы за услуги отопления для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности по группам жилых домов с 01 января 2012 года и с 01 сентября 2012 года (пункт 1.2 решения и приложение N 2 к решению).
При таких обстоятельствах, заявитель просит признать пункты 1.2, 1.2.1 и приложения N 2, N 3 решения Совета депутатов МО "Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" от 20 декабря 2011 года N 220 "Об утверждении тарифов на оплату за жилое помещение и коммунальных услуг для населения и организации на территории МО "Подпорожское городское поселение" недействующими с момента принятия.
В заседании суда первой инстанции заявитель Н. и ее представитель адвокат Халов Д.В. заявленные требования поддержали.
Представители заинтересованного лица - Совета депутатов МО "Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" Ф. и В., действующие на основании надлежащим образом выданных доверенностей, с заявленными требованиями не согласились. Они пояснили, что Совет депутатов при определении размера платы за отопление на 2012 год применил нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета, утвержденные Постановлением Правительства Ленинградской области от 24 ноября 2010 года N 313, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг". По данным нормативам предусматривается равномерная в течение года плата населения за отопление, исходя из расчета 1/12 суммарного потребления тепловой энергии, то есть граждане оплачивают каждый месяц фиксированную сумму платы за отопление в течение 12 месяцев. В приложении N 3 решения Совета депутатов МО "Подпорожское городское поселение" N 220 от 20 декабря 2011 года установлен расчет потребления коммунальных услуг по отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах на 8 месяцев (отопительный сезон), то есть, не изменяя норматива по существу, Совет депутатов, распределил годовой норматив и оплату населения на 8 месяцев. Постановлением Правительства Ленинградской области от 14 сентября 2012 года норматив оставлен тот же.
В заключении прокурор Филичева С.В., полагала, что заявление не подлежит удовлетворению.
Решением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 26 октября 2012 года Н. в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Н. не согласилась с законностью и обоснованностью постановленного решения, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 26 октября 2012 года отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных ею требований. Податель жалобы считает, что указанное решение постановлено с нарушением норм материального права. Неправильно трактуя письмо Комитета по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Правительства Ленинградской области от 16 января 2012 года N ис-19/42, Постановление Правительства Ленинградской области от 24 ноября 2010 года N 313, Постановление Правительства от 14 сентября 2012 года N 287 Совет депутатов ввел в действие несуществующие нормативы потребления тепловой энергии общей площади жилых помещений в месяц (Гкал/кв. м) из расчета на отопительный сезон (8 месяцев), что нарушает права и законные интересы заявителя.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам изложенным в жалобе.
В соответствии с частью й статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено, что 20 декабря 2011 года Советом депутатов МО "Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" принято решение N 220 "Об утверждении тарифов на оплату за жилое помещение и коммунальных услуг для населения и организаций на территории МО "Подпорожское городское поселение" (л.д. 6 - 18, 30), которым утверждены:
1) размер платы за услуги отопления для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности:
а) с 01 января 2012 года:
- - при наличии общедомовых приборов учета - 1397,56 руб./Гкал;
- - при отсутствии общедомовых приборов учета:
- дома постройки до 1945 года - 36,27 руб. (за 1 кв. м общей площади);
- дома постройки с 1946 по 1970 г. г. - 36,27 руб. (за 1 кв. м общей площади);
- дома постройки с 1971 по 1999 г. г. - 34,80 руб. (за 1 кв. м общей площади);
- дома постройки после 1999 г. - 20,75 руб. (за 1 кв. м общей площади);
- б) с 01 сентября 2012 года:
- - при наличии общедомовых приборов учета - 1545,20 руб./Гкал;
- - при отсутствии общедомовых приборов учета:
- дома постройки до 1945 года - 40,10 руб. (за 1 кв. м общей площади); дома постройки с 1946 по 1970 г.г. - 40,10 руб. (за 1 кв. м общей площади);
- дома постройки с 1971 по 1999 г. г. - 38,48 руб. (за 1 кв. м общей площади);
- дома постройки после 1999 г. - 22,95 руб. (за 1 кв. м общей площади);
- 2) расчет потребления коммунальных услуг по отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета исходя из годового норматива потребления, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 24 ноября 2010 года N 313 и перерасчета его на отопительный сезон на территории МО "Подпорожское городское поселение:
Заявитель считает, что указанное решение Совета депутатов в части установления тарифов на услуги отопления и расчетов нормативов потребления в перерасчете на отопительный сезон противоречат федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно Федеральному закону N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов.
В соответствии с пп. 5 пункта 1 статьи 5 Устава МО "Подпорожское городское поселение" органы местного самоуправления обладают полномочиями по регулированию тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Комитет по тарифам и ценовой политике (ЛенРТК) Правительства Ленинградской области приказом от 25 ноября 2011 года N 158-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями потребителям Ленинградской области в 2012 году" установил тарифы на тепловую энергию, отпускаемую для населения Подпорожского городского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области: с 1 января 2012 года по 30 июня 2012 года в размере 1397,56 руб./Гкал; с 1 июля 2012 года по 31 августа 2012 года в размере 1489,80 руб./Гкал; с 1 сентября 2012 года по 31 декабря 2012 года в размере 1545,20 руб./Гкал.
Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике (ЛенРТК) Правительства Ленинградской области от 18 ноября 2011 года N 145-п установлен размер предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги: с 1 января 2012 года по 30 июня 2012 года - 100%, с 1 июля 2012 года по 31 августа 2012 года - 108%, с 1 сентября 2012 года по 31 декабря 2012 года - 112%.
На основании постановления Правительства Ленинградской области от 24 ноября 2010 года N 313 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета, которые рассчитаны по формуле, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354).
Данными нормативам предусматривается равномерная в течение года плата населения за отопление, исходя из расчета 1/12 суммарного потребления тепловой энергии, т.е. граждане оплачивают каждый месяц фиксированную сумму платы за отопление в течение 12 месяцев. Установленный норматив потребления тепловой энергии по домам постройки 1971 - 1999 годов составляет 0,0166 Гкал/кв. м общей площади жилых помещений в месяц (Приложение N 2 к Постановлению N 313 от 24 ноября 2010 года).
В своем Решении Совет депутатов установил расчет потребления коммунальных услуг по отоплению на 8 месяцев, не изменяя норматива по существу, т.е. распределил годовой норматив и оплату населения на 8 месяцев: норматив потребления тепловой энергии по домам постройки 1971 - 1999 годов составляет 0,0249 Гкал/кв. м общей площади жилых помещений в месяц (Приложение N 3 к Решению Совета депутатов N 220 от 20 декабря 2011 года).
По вопросу оплаты населения за отопление в течение года даны разъяснения Правительством Ленинградской области, а именно председателем Комитета по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству М.С. в письме N ис-19/12 от 16 января 2012 года. Из данного письма следует, что при определении размера платы за отопление применяются утвержденные Постановлением Правительства Ленинградской области N 313 от 24 ноября 2010 года в порядке установленном Правительством Российской Федерации N 306 от 23 мая 2006 года, нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета, которые предусматривают равномерную в течение года плату населения за отопление, исходя из расчета 1/12 суммарного объема потребления тепловой энергии.
В соответствии с пп. 1 п. 1 Приложения 2 Постановления Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 года расчет платы за коммунальные услуги при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется в следующем порядке: размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле:
Po.i = Si x Nt x TT,
где:
- Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- Nt - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
- TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал);
- Согласно пп. б п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 857 от 27 августа 2012 года "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" разрешено органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 года принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23 мая 2006 г., используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
На основании данного правового акта Правительством Ленинградской области было принято Постановление N 287 от 14 сентября 2012 года "О порядке оплаты коммунальной услуги по отоплению собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах в 2012 - 2014 годах", где установлено, что расчет платы за коммунальную услугу по отоплению применяется в порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23 мая 2006 года, с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года.
Таким образом, решение N 220 от 20 декабря 2011 года было принято в интересах населения и никоим образом не ущемило его прав, т.к. в месяцы отопительного периода сумма оплаты за отопление имеет большую величину, а в летние месяцы оплата не производится. Следовательно, если происходит остановка подачи тепловой энергии или в квартире снижается качество предоставляемой услуги по отоплению, то перерасчет производится от большей суммы платежа.
Из расчета, предоставленного заинтересованным лицом, оплаты за отопление на 2012 год по квартире (общая площадь 41,1 кв. м) расположенной по адресу: <адрес>, где проживает Н., видно, что тарифы за 1 Гкал утверждаются Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (Приказ N 158-п от 25 ноября 2011 года).
С 01.01.2012 г. по 01.07.2012 г. тариф за 1 Гкал = 1397,56 руб.
С 01.07.2012 г. по 01.09.2012 г. тариф за 1 Гкал = 1489,80 руб.
С 01.09.2012 г. по 31.12.2012 г. тариф за 1 Гкал = 1545,20 руб.
Норматив расхода тепла = 0,0166 Гкал на м2 общей площади квартиры, утвержден для оплаты ежемесячно по 1/12 в течение всего года 12 месяцев.
Расчет оплаты по формуле:
С кв. = T х N х S кв., где:
С кв. - сумма оплаты за месяц, руб.
T - тариф за 1 Гкал
N - норматив при оплате в течение 12 месяцев
S кв. - общая площадь квартиры, кв. м
Январь: С кв. = 1397,56 x 0,0166 x 41,1 = 953,50 руб.
Февраль = 953,50 руб.
Март = 953,50 руб.
Апрель = 953,50 руб.
Май = 953,50 руб.
Июнь = 953,50 руб.
Июль: 1489,80 х 0,0166 x 41,1 = 1016,43 руб.
Август = 1016,43 руб.
Сентябрь: 1545,20 х 0,0166 x 41,1 = 1054,23 руб.
Октябрь = 1054,23 руб.
Ноябрь = 1054,23 руб.
Декабрь = 1054,23 руб.
Итого за 2012 год = 11970,8 руб.
Норматив расхода тепла = 0,0249 Гкал на м2 общей площади квартиры, утвержден для оплаты ежемесячно в течение 8 месяцев следующим образом (1/2 сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель, 1/2 мая).
Январь = 1397,56 x 0,0249 x 41,1 = 1430,25 руб.
Февраль = 1430,25 руб.
Март = 1430,25 руб.
Апрель = 1430,25 руб.
Май (1/2 часть) = 715, 12 руб.
Июнь = 0
Июль = 0
Август = 0
Сентябрь (1/2 часть) = 1545, 20 x 0,0249 x 41,1 = 1581,34 : V2 часть = 790, 67 руб.
Октябрь =1581,34 руб.
Ноябрь =1581,34 руб.
Декабрь = 1581,34 руб.
Итого за 2012 год = 11970,8 руб.
Таким образом, при нормативе 0,0166 на 12 месяцев и при нормативе 0,0249 на 8 месяцев плата за 2012 год одинаковая.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что указанное решение Совета депутатов МО "Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" N 220 от 20 декабря 2011 года не изменило и не ввело нового тарифа либо норматива потребления коммунальных услуг по отоплению, а фактически утвердило расчет платы за услуги отопления для населения и необходимость оплаты тепловой энергии по тарифам, установленным ЛенРТК Правительства Ленинградской области на 2012 год и нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета, утвержденных постановлением Правительства Ленинградской области от 24 ноября 2010 года N 313.
Доводы апелляционной жалобы Н. несостоятельны, поскольку заявитель представляет расчет по оплате в размере 7628 рублей в год, однако ею не учтены повышения тарифа на теплоснабжение которые в течение года увеличивались, так с 1 июля 2012 года был установлен тариф в размере 1489,80 руб./Гкал, а с 1 сентября - 1545,20 руб./Гкал. Заявителем в данном расчете исключены летние месяцы, однако Постановлением Правительства Российской Федерации N 306 от 23 мая 2006 года предусматривается равномерная плата населения за отопительные месяцы исходя из расчета 1/12 суммарного объема потребления тепловой энергии, Постановлением Правительства N 313 от 24 ноября 2010 года также предусматривается норматив отопления 12 месяцев.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований к изменению или отмене решения суда, базируются на ошибочном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств.
Предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены постановленного решения судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 26 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Н. - без удовлетворения.
\brdrb\brdrs\fs5
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)