Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
с участием в судебном заседании:
представителей открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" - Пергаева П.Н. (доверенность от 02.05.2012), Ляхова И.Е. (доверенность от 02.05.2012), Сухановой О.Ю. (доверенность от 16.01.2013),
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - Степановой М.С. (доверенность от 08.11.2012),
представителя Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком" - Матрениной С.Ю. (доверенность от 09.01.2013 N 1),
представитель Министерства экономики Ульяновской области - не явился; министерство извещено надлежащим образом,
представитель жилищно-строительного кооператива "Комплекс" - не явился; извещен надлежащим образом,
представитель Прокуратуры Ульяновской области - не явился; Прокуратура извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 марта 2013 года в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 декабря 2012 года по делу N А72-10159/2012 (судья Семенова М.А.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946), г. Самара
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,
третьи лица: Министерство экономики Ульяновской области, г. Ульяновск,
жилищно-строительный кооператив "Комплекс" (ОГРН 1027301581746, ИНН 7328014624), г. Ульяновск,
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Теплоком" (ОГРН 1027301577478, ИНН 7328008028), г. Ульяновск,
с участием Прокуратуры Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании недействительными решения от 28 сентября 2012 года по делу N 8809/04-2012 в части пунктов 1 - 3 и предписания от 28 сентября 2012 года N 77,
установил:
открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - заявитель, общество, ОАО "ВТГК") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - антимонопольный орган, УФАС по Ульяновской области), с участием третьих лиц: Министерства экономики Ульяновской области, жилищно-строительного кооператива "Комплекс", Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком" и с участием Прокуратуры Ульяновской области, о признании недействительным решения от 28.09.2012 по делу N 8809/04-2012 в части пунктов 1 - 3 по признакам нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) - заявление принято к производству в рамках дела N А72-11161/2012; предписания от 28.09.2012 N 77, выданное на основании вышеуказанного решения - заявление принято к производству в рамках дела N А72-10159/2012 (т. 1 л.д. 2 - 5, т. 1 л.д. 2 - 5).
Определением суда от 12.11.2012 дела N А72-10159/2012 и N А72-11161/2012 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу номера А72-10159/2012.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.12.2012 по делу N А72-10159/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 3 л.д. 73 - 76).
В апелляционной жалобе ОАО "ВТГК" просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 3 л.д. 81 - 89).
Антимонопольный орган апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Министерство экономики Ульяновской области апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Прокуратура Ульяновской области апелляционную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Теплоком" апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Жилищно-строительный кооператив "Комплекс" апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в пояснении по делу.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей Министерства экономики Ульяновской области, Жилищно-строительного кооператива "Комплекс" и Прокуратуры Ульяновской области, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ОАО "ВТГК" поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель антимонопольного органа отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Представитель Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком" отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 08.06.2012 в УФАС по Ульяновской области обратился ЖСК "Комплекс" с просьбой провести проверку ценообразования на горячее водоснабжение и отопление ОАО "Волжская ТГК" в отношении жителей, проживающих в жилых домах ЖСК "Комплекс".
Приказом руководителя УФАС по Ульяновской области от 10.07.2012 N 203 возбуждено дело по признакам нарушения обществом пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на ГВС для открытой системы теплоснабжения в домах ЖСК "Комплекс".
По результатам проверки обоснованности обращения ЖСК "Комплекс" УФАС по Ульяновской области решило (в части оспариваемых пунктов 1 - 3):
- - признать действия общества, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения неустановленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду в 2012 году, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (п. 1);
- - выдать обществу предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, об обязании обратиться в уполномоченный орган за установлением тарифа на 2012 год на горячую воду в рублях за кубический метр воды (п. 2);
- - материалы дела передать уполномоченному должностному лицу УФАС по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (п. 3).
Оспариваемым предписанием общество обязано в срок до 28.10.2012 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения неустановленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду в 2012 году.
В срок до 28.10.2012 прекратить применение неустановленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду в кубических метрах; обратиться в уполномоченный орган за установлением тарифа на 2012 год на горячую воду в рублях за 1 кубический метр воды.
Не согласившись с пунктами 1 - 3 решения и предписанием УФАС по Ульяновской области, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно информации, размещенной на сайте ФСТ РФ http://www.fstrf.ru, общество включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел 1 "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" под номером 63.1.11 10.07.06 N 122-Э.
Исходя из анализа рынка теплоснабжения, проведенного УФАС по Ульяновской области в 2011 году, общество занимает доминирующее положение на рынке производства тепловой энергии в границах г. Ульяновска с долей более 50%.
В соответствии со схемой энергоснабжения г. Ульяновска на период до 2017 года централизованное теплоснабжение Заволжского района города Ульяновска осуществляется от ТЭЦ-2. Тепловые сети жилого района закольцованы. Температурный график регулирования отпуска тепла - 150 - 70°С.
В силу действующего законодательства, система взаимоотношений на рынке теплоснабжения может быть организована несколькими способами:
- 1) теплоснабжающая организация заключает договор теплоснабжения с потребителями, как непосредственно, так и опосредованно присоединенным (т.е. имеющим присоединение к сетям теплосетевой организации). Кроме того, теплоснабжающая организация заключает договор оказания услуг по передаче тепловой энергии с теплосетевыми организациями в целях обеспечения своих потребителей услугами по теплоснабжению;
- 2) теплоснабжающая организация, вырабатывающая тепловую энергию, заключает договор поставки тепловой энергии с теплоснабжающей организацией, чьи сети присоединены к собственным сетям, а договор теплоснабжения заключает с потребителем теплоснабжающая организация - покупатель тепловой энергии.
Каких-либо запретов на организацию теплоснабжения потребителей тем или иным способом не установлено.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), которыми регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
В соответствии с приложением N 2 к Правилам расчет платы за горячую воду осуществляется исходя из тарифа на горячую воду, утвержденную в рублях за куб. м.
Согласно пункту 15 Правил в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
На основании пункта 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
С 01.09.2012 вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в которых расчет платы за горячее водоснабжение осуществляется исходя из тарифа (цены) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 47 Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования), тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования, тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию.
Согласно статье 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
С 01.01.2012 общество является поставщиком тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды для ЖСК "Комплекс".
УМУП "Теплоком" прекратило поставку ресурсов в отношении ЖСК "Комплекс", в одностороннем порядке расторгнув действующий в 2011 году договор.
Для обеспечения поставки ресурсов общество направило УМУП "Теплоком" оферту для заключения договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии.
С 01.01.2012 документы на оплату за поставленные ресурсы ЖСК "Комплекс" выставляются обществом.
В части поставки горячей воды общество оказывает услуги для ЖСК "Комплекс" в отношении домов, имеющих четырехтрубную систему теплоснабжения.
В отношении двухтрубной системы теплоснабжения поставщиком горячей воды общество не является, так как горячая вода производится с использованием внутридомовых систем (в соответствии с пунктом 18 вышеназванных Правил).
В соответствии договором теплоснабжения N 77805птэ, направленным обществом в ЖСК "Комплекс", теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю от сетей через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель и /или горячую воду от сетей УМУП "Теплоком", а Потребитель обязуется оплачивать принятую тепловую энергию, теплоноситель и/или горячую воду (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 4.1 договора величина тарифа на горячую воду (руб. /куб. м, с учетом НДС) составляет:
- - на период с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 85,76;
- - на период с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 90,91;
- - на период с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 96,05.
В приложении N 1 к договору понятия теплоносителя и горячей воды приравнены, в частности, в ориентировочных договорных (плановых) объемах теплоносителя и (или) горячей воды данные объемы указаны в виде одной величины (за каждый месяц в течение года).
Согласно требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С.
Из 25 домов, находящихся в управлении ЖСК "Комплекс", 19 имеют двухтрубную систему теплоснабжения (то есть тепловые пункты расположены на внутридомовых сетях многоквартирного дома и находятся в общей собственности жильцов дома), 6 домов имеют четырехтрубную систему теплоснабжения (то есть тепловые пункты, на которых осуществляется доведение теплоносителя /горячей воды до параметров, установленных СанПиН 2.1.4.2496-09, находятся до границы раздела сетей сетевой организации и общедомовых сетей многоквартирного дома).
Следовательно, общество является поставщиком горячей воды для ЖСК "Комплекс" и обеспечивает поставку горячей воды ЖСК "Комплекс", соответствующей параметрам, предъявляемым к горячей воде СанПиН 2.1.4.2496-09, по домам с четырехтрубной системой теплоснабжения.
Суд первой инстанции правомерно признал несостоятельным довод общества, что отсутствие систем, с использованием которых осуществляется непосредственное производство горячей воды, не позволяет отнести общество к организации коммунального комплекса.
Из представленных расчетных ведомостей, в которых определен объем поставленного ресурса и применяемый тариф следует, что с мая 2012 года плата за горячую воду по МКЖД, расположенным по адресам:
- - г. Ульяновск, пр-т Созидателей, 26;
- - г. Ульяновск, б-р Львовский, 2;
- - г. Ульяновск, пр-т Созидателей, 30;
- - г. Ульяновск, б-р Пензенский, 7;
- - г. Ульяновск, б-р Пензенский, 11;
- - г. Ульяновск, пр-т Созидателей, 8,
выставлялась не по тарифам за кубический метр потребленной воды, а раздельно за теплоэнергию в горячей воде через тепловые сети УМУП "Теплоком" по тарифу 1196,91 руб. /Гкал, а также за теплоноситель (химически очищенная вода через тепловые сети УМУП "Теплоком") по тарифу 27,12 руб. /т.
В соответствии с пунктом 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 N 47 (зарегистрировано в Минюсте РФ 04.03.2011 N 19999), в редакции до принятия 29.06.2012 Решения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (далее - ВАС РФ) N ВАС-4747/12, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе, с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (далее - закрытая система теплоснабжения).
Орган регулирования устанавливает одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены, также, в виде одноставочных тарифов.
Если тарифы на холодную воду установлены в виде двухставочных тарифов, орган регулирования устанавливает тариф на горячую воду, который состоит из:
- - ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды;
- - ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения за 1 Гкал в час присоединенной мощности. Если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее - открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают:
- - тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
- - расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии).
Если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе, если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном вышеназванными Правилами.
После принятия Решения ВАС РФ от 29.06.2012 N ВАС-4747/12, которым признано противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, утверждение тарифа на горячую воду в куб. м исключительно для закрытых систем теплоснабжения, абзац первый указанного пункта стал действовать в следующей редакции:
- "тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе, с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения.
Орган регулирования устанавливает одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены также в виде одноставочных тарифов.
Если тарифы на холодную воду установлены в виде двухставочных тарифов, орган регулирования устанавливает тариф на горячую воду, который состоит из:
- - ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды;
- - ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения за 1 Гкал в час присоединенной мощности.
Если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе, если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Таким образом, для открытой системы теплоснабжения тарифы на горячую воду в куб. м должны быть установлены.
Следовательно, общество обязано обратиться в уполномоченный орган для установления тарифа на горячую воду на 2012 год.
Суд первой инстанции правомерно признал законными и обоснованными доводы антимонопольного органа, Прокурора, Министерства экономики Ульяновской области, ЖСК "Комплекс" о том, что общество отвечает требованиям пункта 47 Основ ценообразования. Обществом заключены договоры теплоснабжения с исполнителями коммунальных услуг (потребителями), согласно которым общество приняло на себя обязательства подавать через присоединенную сеть исполнителям коммунальных услуг (потребителям) тепловую энергию и теплоноситель и/или горячую воду от сетей сетевых организаций.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.
Согласно статье 431 ГК РФ при толковании условий договора во внимание принимается буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
С 01.01.2012 общество является поставщиком тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды для исполнителей коммунальных услуг, УМУП "Теплоком" прекратило поставку соответствующих ресурсов, в одностороннем порядке расторгнув действующие договоры теплоснабжения.
Документы на оплату за поставленные ресурсы выставляются обществом.
Суд первой инстанции правомерно признал обоснованным вывод антимонопольного органа, содержащийся в оспариваемом решении, о том, что, не утвердив тариф в установленном действующим законодательством порядке, общество применяет при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тариф на "тепловую энергию для горячего водоснабжения" в рублях за Гкал и тариф на "химически очищенную воду" в рублях за тонну, что подтверждается расчетными ведомостями, выставленными ЖСК "Комплекс" в 2012 году, начиная с мая 2012 года.
Отклоняется довод общества, что тариф на горячую воду не является регулируемой ценой в 2012 году, как не соответствующий Методическим указаниям по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 N 47, Основам ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520.
Действия общества при расчете платы за горячее водоснабжение без учета нормативно-правовых актов, определяющих порядок расчета платы за коммунальные услуги, а также бездействие общества, выразившееся в неисполнении обязанности по обращению в уполномоченный орган для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение на 2012 год, является нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка ценообразования, что не допускается в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, тарифы на горячую воду устанавливаются на основании заявления и обосновывающих материалов, предоставленных организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности.
Для признания незаконными решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 198 АПК РФ, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
Оценив все обстоятельства дела в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что пункты 1, 2, 3 решения N 8809/04-2012 и предписание N 77 от 28.09.2012 УФАС по Ульяновской области не противоречат вышеприведенным нормам, вынесены антимонопольным органом в рамках предоставленных полномочий.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
При подаче заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 руб. для физических лиц и 2000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 руб. для физических лиц и 1000 руб. для юридических лиц.
При подаче апелляционной жалобы, обществом уплачена в доход федерального бюджета платежным поручением от 22.01.2013 N 285 государственная пошлина в сумме 2000 руб.
В соответствии со статьей 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает обществу из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 22.01.2013 N 285 государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 декабря 2012 года по делу N А72-10159/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 22 января 2013 года N 285 государственную пошлину в сумме 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.03.2013 ПО ДЕЛУ N А72-10159/2012
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2013 г. по делу N А72-10159/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
с участием в судебном заседании:
представителей открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" - Пергаева П.Н. (доверенность от 02.05.2012), Ляхова И.Е. (доверенность от 02.05.2012), Сухановой О.Ю. (доверенность от 16.01.2013),
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - Степановой М.С. (доверенность от 08.11.2012),
представителя Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком" - Матрениной С.Ю. (доверенность от 09.01.2013 N 1),
представитель Министерства экономики Ульяновской области - не явился; министерство извещено надлежащим образом,
представитель жилищно-строительного кооператива "Комплекс" - не явился; извещен надлежащим образом,
представитель Прокуратуры Ульяновской области - не явился; Прокуратура извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 марта 2013 года в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 декабря 2012 года по делу N А72-10159/2012 (судья Семенова М.А.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946), г. Самара
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,
третьи лица: Министерство экономики Ульяновской области, г. Ульяновск,
жилищно-строительный кооператив "Комплекс" (ОГРН 1027301581746, ИНН 7328014624), г. Ульяновск,
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Теплоком" (ОГРН 1027301577478, ИНН 7328008028), г. Ульяновск,
с участием Прокуратуры Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании недействительными решения от 28 сентября 2012 года по делу N 8809/04-2012 в части пунктов 1 - 3 и предписания от 28 сентября 2012 года N 77,
установил:
открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - заявитель, общество, ОАО "ВТГК") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - антимонопольный орган, УФАС по Ульяновской области), с участием третьих лиц: Министерства экономики Ульяновской области, жилищно-строительного кооператива "Комплекс", Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком" и с участием Прокуратуры Ульяновской области, о признании недействительным решения от 28.09.2012 по делу N 8809/04-2012 в части пунктов 1 - 3 по признакам нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) - заявление принято к производству в рамках дела N А72-11161/2012; предписания от 28.09.2012 N 77, выданное на основании вышеуказанного решения - заявление принято к производству в рамках дела N А72-10159/2012 (т. 1 л.д. 2 - 5, т. 1 л.д. 2 - 5).
Определением суда от 12.11.2012 дела N А72-10159/2012 и N А72-11161/2012 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу номера А72-10159/2012.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.12.2012 по делу N А72-10159/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 3 л.д. 73 - 76).
В апелляционной жалобе ОАО "ВТГК" просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 3 л.д. 81 - 89).
Антимонопольный орган апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Министерство экономики Ульяновской области апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Прокуратура Ульяновской области апелляционную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Теплоком" апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Жилищно-строительный кооператив "Комплекс" апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в пояснении по делу.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей Министерства экономики Ульяновской области, Жилищно-строительного кооператива "Комплекс" и Прокуратуры Ульяновской области, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ОАО "ВТГК" поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель антимонопольного органа отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Представитель Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком" отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 08.06.2012 в УФАС по Ульяновской области обратился ЖСК "Комплекс" с просьбой провести проверку ценообразования на горячее водоснабжение и отопление ОАО "Волжская ТГК" в отношении жителей, проживающих в жилых домах ЖСК "Комплекс".
Приказом руководителя УФАС по Ульяновской области от 10.07.2012 N 203 возбуждено дело по признакам нарушения обществом пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на ГВС для открытой системы теплоснабжения в домах ЖСК "Комплекс".
По результатам проверки обоснованности обращения ЖСК "Комплекс" УФАС по Ульяновской области решило (в части оспариваемых пунктов 1 - 3):
- - признать действия общества, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения неустановленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду в 2012 году, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (п. 1);
- - выдать обществу предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, об обязании обратиться в уполномоченный орган за установлением тарифа на 2012 год на горячую воду в рублях за кубический метр воды (п. 2);
- - материалы дела передать уполномоченному должностному лицу УФАС по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (п. 3).
Оспариваемым предписанием общество обязано в срок до 28.10.2012 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения неустановленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду в 2012 году.
В срок до 28.10.2012 прекратить применение неустановленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду в кубических метрах; обратиться в уполномоченный орган за установлением тарифа на 2012 год на горячую воду в рублях за 1 кубический метр воды.
Не согласившись с пунктами 1 - 3 решения и предписанием УФАС по Ульяновской области, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно информации, размещенной на сайте ФСТ РФ http://www.fstrf.ru, общество включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел 1 "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" под номером 63.1.11 10.07.06 N 122-Э.
Исходя из анализа рынка теплоснабжения, проведенного УФАС по Ульяновской области в 2011 году, общество занимает доминирующее положение на рынке производства тепловой энергии в границах г. Ульяновска с долей более 50%.
В соответствии со схемой энергоснабжения г. Ульяновска на период до 2017 года централизованное теплоснабжение Заволжского района города Ульяновска осуществляется от ТЭЦ-2. Тепловые сети жилого района закольцованы. Температурный график регулирования отпуска тепла - 150 - 70°С.
В силу действующего законодательства, система взаимоотношений на рынке теплоснабжения может быть организована несколькими способами:
- 1) теплоснабжающая организация заключает договор теплоснабжения с потребителями, как непосредственно, так и опосредованно присоединенным (т.е. имеющим присоединение к сетям теплосетевой организации). Кроме того, теплоснабжающая организация заключает договор оказания услуг по передаче тепловой энергии с теплосетевыми организациями в целях обеспечения своих потребителей услугами по теплоснабжению;
- 2) теплоснабжающая организация, вырабатывающая тепловую энергию, заключает договор поставки тепловой энергии с теплоснабжающей организацией, чьи сети присоединены к собственным сетям, а договор теплоснабжения заключает с потребителем теплоснабжающая организация - покупатель тепловой энергии.
Каких-либо запретов на организацию теплоснабжения потребителей тем или иным способом не установлено.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), которыми регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
В соответствии с приложением N 2 к Правилам расчет платы за горячую воду осуществляется исходя из тарифа на горячую воду, утвержденную в рублях за куб. м.
Согласно пункту 15 Правил в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
На основании пункта 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
С 01.09.2012 вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в которых расчет платы за горячее водоснабжение осуществляется исходя из тарифа (цены) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 47 Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования), тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования, тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию.
Согласно статье 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
С 01.01.2012 общество является поставщиком тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды для ЖСК "Комплекс".
УМУП "Теплоком" прекратило поставку ресурсов в отношении ЖСК "Комплекс", в одностороннем порядке расторгнув действующий в 2011 году договор.
Для обеспечения поставки ресурсов общество направило УМУП "Теплоком" оферту для заключения договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии.
С 01.01.2012 документы на оплату за поставленные ресурсы ЖСК "Комплекс" выставляются обществом.
В части поставки горячей воды общество оказывает услуги для ЖСК "Комплекс" в отношении домов, имеющих четырехтрубную систему теплоснабжения.
В отношении двухтрубной системы теплоснабжения поставщиком горячей воды общество не является, так как горячая вода производится с использованием внутридомовых систем (в соответствии с пунктом 18 вышеназванных Правил).
В соответствии договором теплоснабжения N 77805птэ, направленным обществом в ЖСК "Комплекс", теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю от сетей через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель и /или горячую воду от сетей УМУП "Теплоком", а Потребитель обязуется оплачивать принятую тепловую энергию, теплоноситель и/или горячую воду (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 4.1 договора величина тарифа на горячую воду (руб. /куб. м, с учетом НДС) составляет:
- - на период с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 85,76;
- - на период с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 90,91;
- - на период с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 96,05.
В приложении N 1 к договору понятия теплоносителя и горячей воды приравнены, в частности, в ориентировочных договорных (плановых) объемах теплоносителя и (или) горячей воды данные объемы указаны в виде одной величины (за каждый месяц в течение года).
Согласно требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С.
Из 25 домов, находящихся в управлении ЖСК "Комплекс", 19 имеют двухтрубную систему теплоснабжения (то есть тепловые пункты расположены на внутридомовых сетях многоквартирного дома и находятся в общей собственности жильцов дома), 6 домов имеют четырехтрубную систему теплоснабжения (то есть тепловые пункты, на которых осуществляется доведение теплоносителя /горячей воды до параметров, установленных СанПиН 2.1.4.2496-09, находятся до границы раздела сетей сетевой организации и общедомовых сетей многоквартирного дома).
Следовательно, общество является поставщиком горячей воды для ЖСК "Комплекс" и обеспечивает поставку горячей воды ЖСК "Комплекс", соответствующей параметрам, предъявляемым к горячей воде СанПиН 2.1.4.2496-09, по домам с четырехтрубной системой теплоснабжения.
Суд первой инстанции правомерно признал несостоятельным довод общества, что отсутствие систем, с использованием которых осуществляется непосредственное производство горячей воды, не позволяет отнести общество к организации коммунального комплекса.
Из представленных расчетных ведомостей, в которых определен объем поставленного ресурса и применяемый тариф следует, что с мая 2012 года плата за горячую воду по МКЖД, расположенным по адресам:
- - г. Ульяновск, пр-т Созидателей, 26;
- - г. Ульяновск, б-р Львовский, 2;
- - г. Ульяновск, пр-т Созидателей, 30;
- - г. Ульяновск, б-р Пензенский, 7;
- - г. Ульяновск, б-р Пензенский, 11;
- - г. Ульяновск, пр-т Созидателей, 8,
выставлялась не по тарифам за кубический метр потребленной воды, а раздельно за теплоэнергию в горячей воде через тепловые сети УМУП "Теплоком" по тарифу 1196,91 руб. /Гкал, а также за теплоноситель (химически очищенная вода через тепловые сети УМУП "Теплоком") по тарифу 27,12 руб. /т.
В соответствии с пунктом 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 N 47 (зарегистрировано в Минюсте РФ 04.03.2011 N 19999), в редакции до принятия 29.06.2012 Решения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (далее - ВАС РФ) N ВАС-4747/12, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе, с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (далее - закрытая система теплоснабжения).
Орган регулирования устанавливает одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены, также, в виде одноставочных тарифов.
Если тарифы на холодную воду установлены в виде двухставочных тарифов, орган регулирования устанавливает тариф на горячую воду, который состоит из:
- - ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды;
- - ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения за 1 Гкал в час присоединенной мощности. Если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее - открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают:
- - тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
- - расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии).
Если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе, если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном вышеназванными Правилами.
После принятия Решения ВАС РФ от 29.06.2012 N ВАС-4747/12, которым признано противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, утверждение тарифа на горячую воду в куб. м исключительно для закрытых систем теплоснабжения, абзац первый указанного пункта стал действовать в следующей редакции:
- "тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе, с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения.
Орган регулирования устанавливает одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены также в виде одноставочных тарифов.
Если тарифы на холодную воду установлены в виде двухставочных тарифов, орган регулирования устанавливает тариф на горячую воду, который состоит из:
- - ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды;
- - ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения за 1 Гкал в час присоединенной мощности.
Если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе, если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Таким образом, для открытой системы теплоснабжения тарифы на горячую воду в куб. м должны быть установлены.
Следовательно, общество обязано обратиться в уполномоченный орган для установления тарифа на горячую воду на 2012 год.
Суд первой инстанции правомерно признал законными и обоснованными доводы антимонопольного органа, Прокурора, Министерства экономики Ульяновской области, ЖСК "Комплекс" о том, что общество отвечает требованиям пункта 47 Основ ценообразования. Обществом заключены договоры теплоснабжения с исполнителями коммунальных услуг (потребителями), согласно которым общество приняло на себя обязательства подавать через присоединенную сеть исполнителям коммунальных услуг (потребителям) тепловую энергию и теплоноситель и/или горячую воду от сетей сетевых организаций.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.
Согласно статье 431 ГК РФ при толковании условий договора во внимание принимается буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
С 01.01.2012 общество является поставщиком тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды для исполнителей коммунальных услуг, УМУП "Теплоком" прекратило поставку соответствующих ресурсов, в одностороннем порядке расторгнув действующие договоры теплоснабжения.
Документы на оплату за поставленные ресурсы выставляются обществом.
Суд первой инстанции правомерно признал обоснованным вывод антимонопольного органа, содержащийся в оспариваемом решении, о том, что, не утвердив тариф в установленном действующим законодательством порядке, общество применяет при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тариф на "тепловую энергию для горячего водоснабжения" в рублях за Гкал и тариф на "химически очищенную воду" в рублях за тонну, что подтверждается расчетными ведомостями, выставленными ЖСК "Комплекс" в 2012 году, начиная с мая 2012 года.
Отклоняется довод общества, что тариф на горячую воду не является регулируемой ценой в 2012 году, как не соответствующий Методическим указаниям по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 N 47, Основам ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520.
Действия общества при расчете платы за горячее водоснабжение без учета нормативно-правовых актов, определяющих порядок расчета платы за коммунальные услуги, а также бездействие общества, выразившееся в неисполнении обязанности по обращению в уполномоченный орган для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение на 2012 год, является нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка ценообразования, что не допускается в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, тарифы на горячую воду устанавливаются на основании заявления и обосновывающих материалов, предоставленных организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности.
Для признания незаконными решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 198 АПК РФ, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
Оценив все обстоятельства дела в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что пункты 1, 2, 3 решения N 8809/04-2012 и предписание N 77 от 28.09.2012 УФАС по Ульяновской области не противоречат вышеприведенным нормам, вынесены антимонопольным органом в рамках предоставленных полномочий.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
При подаче заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 руб. для физических лиц и 2000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 руб. для физических лиц и 1000 руб. для юридических лиц.
При подаче апелляционной жалобы, обществом уплачена в доход федерального бюджета платежным поручением от 22.01.2013 N 285 государственная пошлина в сумме 2000 руб.
В соответствии со статьей 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает обществу из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 22.01.2013 N 285 государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 декабря 2012 года по делу N А72-10159/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 22 января 2013 года N 285 государственную пошлину в сумме 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)