Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 06.02.2013 N 67-АПГ13-1

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 Февраля 2013 г. N 67-АПГ13-1


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Строилове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Луневой Г.П. на решение Новосибирского областного суда от 14 ноября 2012 года, которым отказано в удовлетворении заявления Луневой Г.П. об оспаривании положений пункта 2 части 1 статьи 1 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 года N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителя Губернатора Новосибирской области Петросян Е.О., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:

31 марта 2005 года Новосибирским областным Советом депутатов принят, 13 апреля 2005 года Губернатором Новосибирской области подписан Закон Новосибирской области N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области".
Статьей 1 Закона установлены категории граждан, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа, на которых он распространяется.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 1 Закон распространяется на врачей, провизоров, специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием организаций здравоохранения, находящихся в ведении Новосибирской области.
Лунева Г.П. обратилась в Новосибирский областной суд с заявлением об оспаривании пункта 2 части 1 статьи 1 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 года N 285-ОЗ в части нераспространения закона на работников муниципальных учреждений образования из числа пенсионеров по старости, ранее занимавших должности медицинских сестер, старших медицинских сестер, полагая, что он противоречит части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Заявитель указала, что с 22 мая 1981 года по 1 ноября 2005 года работала в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад "<...>", занимая должности медицинской сестры и старшей медицинской сестры, до 2009 года получала меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как медицинский работник, работающий в сельской местности; с марта 2012 года ей отказано в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в связи с отсутствием ранее занимаемой ею должности в перечне должностей отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
По мнению заявителя, отсутствие в оспариваемой норме указания на категории медицинских сестер и старших медицинских сестер муниципальных учреждений дошкольного образования нарушает ее право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Решением Новосибирского областного суда от 14 ноября 2012 года в удовлетворении заявления Луневой Г.П. отказано.
В апелляционной жалобе Луневой Г.П. ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права и вынесении нового решения об удовлетворении заявления Луневой Г.П.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
В соответствии с пунктами "е", "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
По мнению Луневой Г.П., норма пункта 2 части 1 статьи 1 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 года N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" противоречит части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Согласно части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должно быть соблюдено условие, предполагающее, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Часть первая статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Указанные льготы не распространялись на медицинских работников, работающих в муниципальных учреждениях дошкольного и школьного образования.
Приведенное положение утратило силу в соответствии с пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Одновременно статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан дополнена частями четвертой, пятой, шестой следующего содержания: Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Законом Новосибирской области от 13 апреля 2005 года N 285-ОЗ установлены меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, а также условия и порядок их предоставления.
Пунктом 2 части 1 статьи 1 названного Закона предусмотрено, что он распространяется на врачей, провизоров, специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием организаций здравоохранения, находящихся в ведении Новосибирской области.
Редакция пункта 2 части 1 статьи 1 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 года N 285-ОЗ не изменялась с момента принятия закона.
Согласно части 2 статьи 1 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 года N 285-ОЗ перечень должностей категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 настоящей статьи, устанавливается администрацией Новосибирской области.
Постановлением администрации Новосибирской области от 16 июня 2005 N 35 утвержден Перечень должностей отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Законодательством Новосибирской области указанные меры социальной поддержки не были предусмотрены для медицинских работников, работающих в муниципальных учреждениях дошкольного и школьного образования, как и ранее действовавшим федеральным законодательством.
Учитывая, что действовавшее до 31 декабря 2004 года законодательство не предусматривало права медицинских сестер, старших медицинских сестер муниципальных образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности, на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, следует согласиться с выводом суда об отсутствии оснований для признания пункта 2 части 1 статьи 1 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 года N 285-ОЗ в оспариваемой части противоречащим части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Вывод суда основан на законе, анализ которого приведен в решении суда, у Судебной коллегии отсутствуют основания для несогласия с ним.
Довод Луневой Г.П. о том, что в настоящее время медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения, для разрешения данного дела значения не имеет.
Указание Луневой Г.П. на то, что ранее она получала меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, с учетом изложенного выше, не свидетельствует о незаконности решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:

решение Новосибирского областного суда от 14 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Луневой Г.П. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)