Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 19.11.2013 ПО ДЕЛУ N А65-1943/2013

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2013 г. по делу N А65-1943/2013


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Сабирова М.М., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителей:
истца - Шалаумовой Н.П. (доверенность от 27.09.2013),
ответчика - Кожевниковой Е.В. (доверенность от 01.01.2013),
третьего лица (Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан) - Абрамовой А.В. (доверенность от 30.01.2013),
третьего лица (Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан) - Тамимдаровой З.Ш. (доверенность от 10.06.2013),
третьего лица (общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК") - Карева В.Ю. (решение от 27.01.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Республики Татарстан, г. Казань, и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.05.2013 (судья Гумеров М.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2013 (председательствующий судья Радушева О.Н., судьи Садило Г.М., Серова Е.А.)
по делу N А65-1943/2013
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства", г. Ижевск (ОГРН 1051655085745, ИНН 1646018004) к Министерству финансов Республики Татарстан, г. Казань, о взыскании 2 211 511 руб. 14 коп. неосновательного обогащения, третьи лица - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, г. Казань, Исполнительный комитет Елабужского муниципального района Республики Татарстан, г. Елабуга, Республика Татарстан, общество с ограниченной ответственностью "ЖЭК", г. Елабуга, Республика Татарстан,

установил:

закрытое акционерное общество "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Министерству финансов Республики Татарстан (далее - Министерство финансов) о взыскании 2 211 511 руб. 14 коп. неосновательного обогащения.
Исковое заявление мотивировано безосновательным списанием Министерством финансов с расчетного счета Общества денежных средств.
Министерство финансов в отзыве на исковое заявление просило отказать в удовлетворении требований, поскольку Обществом не представлены доказательства списания Министерством финансов заявленной суммы, спорные денежные средства являются возвратом полученных из бюджета и не освоенных Обществом денежных средств по капитальному ремонту.
Определением от 01.04.2013 к участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (далее - Министерство строительства), Исполнительный комитет Елабужского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком), общество с ограниченной ответственностью "ЖЭК" (далее - ООО "ЖЭК").
Исполком в отзыве на исковое заявление указал на не согласие с исковыми требованиями, поскольку спорные денежные средства являются целевыми бюджетными средствами, выделенными по целевой программе, Обществом не освоены выделенные в рамках целевой программы денежные средства.
ООО "ЖЭК" в отзыве указало на правомерность иска, поскольку безосновательно ООО "ЖЭК" денежные средства не перечисляло, претензии о нецелевом использовании денежных средств отсутствуют, проверка деятельности ООО "ЖЭК" Министерством финансов не производилась, ООО "ЖЭК" в 2011 году целевые платежи на счет Общества не производило.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.05.2013 исковые требования Общества удовлетворены.
Решение суда первой инстанции мотивировано следующими обстоятельствами: между Обществом и ООО "ЖЭК" заключен договор на выполнение подрядных работ, в платежных поручениях о перечислении средств Обществу имеется ссылка на оплату за ООО "ЖЭК", между Обществом и Министерством финансов отсутствуют прямые договорные отношения, денежные средства не могут быть отнесены к целевым, претензии к ООО "ЖЭК" по выполненным работам не предъявлялись, обоснованность списания денежных средств Министерством финансов не доказана.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2013 решение суда первой инстанции от 22.05.2013 оставлено без изменения.
В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции об отсутствии у Министерства финансов оснований для списания денежных средств.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Министерство финансов обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, которой просит отменить состоявшиеся судебные акты и отказать в удовлетворении иска.
В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Министерство финансов ссылается на незаконность и необоснованность принятых по делу судебных актов, поскольку полученные Обществом денежные средства носят целевой характер бюджетных средств, полученные Обществом средства носят целевой характер расходования, Обществом не оспорено списание денежных средств по иному платежному ордеру, неизрасходованные средства капитального ремонта подлежат возврату, наличие прямых договорных отношений между Обществом и Министерством финансов не предусмотрено целевой программой, доказательства выполнения работ Обществом на заявленную сумму не представлено, неправомерно отказано в привлечении к участию в деле Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан.
Так же в кассационной жалобой на принятые по делу судебные акты в суд кассационной инстанции обратилось Министерство строительства, которое просит отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие судебных актов нормам материального и процессуального права. Судами не учтено, что договором подряда прямо предусмотрено, что финансирование осуществляется за счет средств целевого финансирования, возврат средств произведен по ремонту домов, включенных в республиканскую программу по капитальному ремонту жилых домов, целевой характер средств подтвержден судебными актами по иным делам, возврат средств предусмотрен договором долевого финансирования, в материалах дела отсутствуют доказательства выполнения работ, неправомерно отказано в привлечении к участию в деле Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан.
В судебном заседании представитель Министерства финансов поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе. Указала на фактическое не рассмотрение судом апелляционной инстанции апелляционной жалобы, отсутствие оценки денежных средств в качестве целевых, неправомерность отказа в привлечении к участию в деле жилищной инспекции.
Представитель Министерства строительства в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в собственной кассационной жалобе и кассационной жалобе Министерства финансов, обратила внимание на целевой характер денежных средств, неправомерность не рассмотрения ходатайства о привлечении жилищной инспекции к участию в деле.
Представитель Общества в судебном заседании просила оставить судебные акты без изменения.
Представитель Исполкома в судебном заседании поддержала доводы представителей Министерства финансов и Министерства строительства.
Представитель ООО "ЖЭК" в судебном заседании просил отказать в удовлетворении кассационных жалоб, поскольку претензии по выполненным Обществом работам не поступали, оплата произведена за выполненные работы.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы поданных по делу кассационных жалоб, заслушав представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданных по делу кассационных жалоб.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждено следующее.
08.02.2011 Министерство финансов выставило Обществу платежное требование N 3 о возврате 6 570 023 руб. 58 коп.
В связи с отсутствием руководителя Обществом своевременно отказ от акцепта в банк не направлен.
16.02.2011 Министерством финансов по платежному ордеру N 4414 со счета Общества списаны имевшиеся у него в наличии денежные средства в размере 2 211 511 руб. 14 коп.
В платежном требовании N 3, платежном ордере N 4414 в графе назначение платежа указано: "Возврат излишне уплаченных денежных средств за кап. ремонт жил. домов Мол. 20, Мира 24а, б, в, Прол. 20 по догов. N 20-ю/10 от 01.03.2010 г., 130-ю/10 от 11.06.2010 г., 21-ю/10 от 01.03.2010 г.".
Необоснованное, по мнению Общества, списание Министерством финансов денежных средств послужило основанием для обращения Общества в суд с требованиями по настоящему делу.
Удовлетворяя требования по делу, судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства" настоящий Федеральный закон в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно статье 2 данного Закона капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
Фонд предоставляет целевые средства бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном настоящим Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Предоставление целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется в рамках реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.05.2008 N 281 утверждены Правила предоставления субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в 2008 году.
Настоящими Правилами устанавливается в целях реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ порядок предоставления субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств государственной корпорации Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, средств бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов.
Получателями субсидий являются товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные кооперативы, управляющие организации, выбранные собственниками помещений в многоквартирном доме.
Главным распорядителем бюджетных средств за счет средств фонда и республиканского бюджета является Министерство строительства.
Перечисление субсидий за счет средств Фонда и республиканского бюджета в местные бюджеты осуществляется главным распорядителем на основании договоров о долевом финансировании муниципальных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, заключенных между главным распорядителем и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Расход субсидий осуществляется в рамках исполнения бюджета муниципального района или городского округа через уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа.
Перечисление денежных средств с расчетных счетов получателей субсидий, обслуживаемых территориальными отделениями Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан осуществляется на основании договора о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов, заключенного между муниципальным образованием и получателем субсидий, при предоставлении получателем субсидий документов, указанных в пункте 6 Правил.
Действие постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 281 продлено на 2011 год.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.02.2010 N 84 утверждена Республиканская адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 год.
В перечень муниципальных образований участвующих в Республиканской программе включен Елабужский муниципальный район.
ООО "ЖЭК" 27.08.2009 направило в адрес руководителя исполнительного комитета г. Елабуга письмо N 3/1, в котором сообщило, что путем заочного голосования ООО "ЖЭК" выбрана в качестве управляющей жилым фондом компанией с 01.09.2009.
Исполнительный комитет г. Елабуга 10.09.2009 направил в адрес Министра строительства письмо N 1078, в котором просил включить с 01.09.2009 в базу данных ППП "Коммунальные платежи" поставщиком услуг для населения г. Елабуга в том числе ООО "ЖЭК".
В целях реализации Республиканской программы между Исполнительным комитетом г. Елабуга и ООО "ЖЭК", являющейся управляющей компанией, 09.03.2010 заключен договора N 1 о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов, урегулировавший порядок взаимодействия сторон при реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства" и постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.02.2010 N 84 "Об утверждении республиканской адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 год".
Между ООО "ЖЭК" и Обществом был заключены договоры подряда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов от 18.03.2010 N 20-ю\\10-1, 21-ю\\10-1 и от 11.06.2010 N 130-ю\\10-1. В договоре имеется ссылка на то, что финансирование капитального ремонта осуществляется за счет средств целевого финансирования с казначейского счета.
Согласно представленным в материалы дела платежным поручениям, оплата денежных средств за выполнение ремонтных работ по договорам N 20-ю\\10-1, 21-ю\\10-1, N 130-ю\\10-1 Обществу производилась Территориальным отделением Департамента Казначейства Министерства финансов Республики Татарстан по Елабужскому району. Платежные поручения имеют ссылку на то обстоятельство, что оплата производится за ООО "ЖЭК".
Как указано судебными инстанциями, Обществом в силу части 1 статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации, принято исполнение обязательства ООО "ЖЭК" по оплате третьим лицом.
Рассматривая взаимоотношения участвующих в деле лиц в рамках исполнения Республиканской программы капитального ремонта жилых домов, судебные инстанции обоснованно учли, что между Обществом и Министерством финансов отсутствовали прямые договорные отношения, в связи с чем, в том числе, полученные Обществом денежные средства не могут являться целевым бюджетным финансированием. Спорные денежные средства получены Обществом в рамках взаимоотношений с ООО "ЖЭК", являющимся участником целевой программы.
Указание в договорах подряда оплаты выполненных Обществом работ за счет полученных ООО "ЖЭК" целевых средств не может свидетельствовать об отнесении ООО "ЖЭК" к организации, являющейся участником бюджетных отношений по получению денежных средств.
Обоснованно учтено судебными инстанциями и следующее.
В пунктах 3.3 договоров подряда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, заключенных между Обществом и ООО "ЖЭК", предусмотрено, что при выявлении в ходе проверок заказчика уполномоченными органами (счетная палата, Департамент казначейства Министерства финансов Республики Татарстан и т.п.) нарушений, подрядчик возвращает полученные по договору суммы в размере, соответствующем выявленным в ходе проверки суммам завышения стоимости выполненных работ (объемов работ, расценок и т.д.) в многоквартирном доме в срок 1 месяц со дня предъявления соответствующего требования.
Как установлено судебными инстанциями, участвующими в деле лицами не представлены надлежащие доказательства обоснованности произведенного Министерством финансов списания денежных средств.
У Общества в рамках настоящего дела отсутствует обязанность по возврату денежных средств, поскольку, как указано выше, денежные средства получены Обществом не в порядке целевого финансирования республиканской программы капитального ремонта жилых домов, а в рамках исполнения подрядных договоров между Обществом и ООО "ЖЭК".
Не может служить основанием к отмене обжалованных судебных актов и довод заявителей кассационных жалоб о неправомерном отказе в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан.
Из материалов дела не усматривается, что судебными инстанциями сделаны какие-либо выводы о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле. Законные права и интересы Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан принятыми по делу судебными актами не нарушены.
Судебными инстанциями установлено отсутствие необходимости привлечения данного лица к участию в деле.
Указание заявителей кассационных жалоб о необходимости представления доказательств по делу не является основанием для привлечения лица, обладающего данными доказательствами, к участию в деле.
Фактически доводы, изложенные в кассационных жалобах, не свидетельствуют о нарушении судебными инстанциями норм процессуального или материального права, не опровергают выводов судебных инстанций, направлены на их переоценку, что не отнесено процессуальным законодательством к компетенции суда кассационной инстанции.
При изложенных выше обстоятельствах, выводы судебных инстанций о наличии оснований для удовлетворения требований Общества соответствуют нормам права, судами дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам и доводам сторон, в связи с чем судебной коллегией кассационной инстанции правовые основания к отмене обжалованных судебных актов не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.05.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2013 по делу N А65-1943/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
И.А.ХАКИМОВ

Судьи
М.М.САБИРОВ
Э.Г.ГИЛЬМАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)