Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Полный текст постановления изготовлен 27.12.2012 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 21.12.2012 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Б. Нагишевой
судей О.Ю. Киреевой, Л.Е. Лобановой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.И. Кардополовой
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Кемерово на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.10.2012 г. по делу N А27-11285/2012
(судья Л.В. Беляева)
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Собственники" (ОГРН 1084205012792, ИНН 4205159889, г. Кемерово) к Администрации города Кемерово о взыскании 682 561 руб. 65 коп. субсидий на возмещение затрат в связи с оказанием коммунальных услуг населению (с учетом уточнений)
установил:
Товарищество собственников жилья "Собственники" (далее - ТСЖ "Собственники", истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Администрации города Кемерово (далее - Администрация, ответчик) о взыскании задолженности в размере 85 088 руб. 37 коп. за октябрь 2011 года по выплате субсидии на возмещение затрат в связи с оказанием населению коммунальных услуг по ценам и тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Иск мотивирован неисполнением ответчиком обязательств по договору от 01.12.2011 N 84-с/11, заключенному в соответствии с пунктом 2 решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26.11.2010 N 409.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса в суде первой инстанции истец просил взыскать с ответчика субсидию в сумме 682 561 руб. 65 коп. за октябрь, ноябрь, декабрь 2011 года.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 04 октября 2012 года в исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением, Администрация города Кемерово обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом не полностью выяснены обстоятельства, исследованы доказательства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права. Считает, что установив для населения размер платы за услуги горячего водоснабжения и теплоснабжения в меньшем размере, чем тарифы за соответствующие услуги для РСО, муниципалитет взял на себя обязательства компенсировать организациям, реализующим населению коммунальные услуги, убытки, связанные с исполнением данного Решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26.11.2010 N 409 (ред. от 27.05.2011) "О мерах по приведению размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом".
Соответственно, компенсации из бюджета города подлежит разница между платежом населения, произведенным по тарифу органа местного самоуправления и платежам населения, рассчитанным по тарифу РСО. Полагает, что суд произвел расчет субсидии не как разницы между платежами населения, а как разницы в тарифах при расчете с ресурсоснабжающей организацией. Считает, что окончательная сумма субсидии истцом не подтверждена.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, указывает, что ТСЖ несет ежемесячные обязательства по платежам в полном объеме по тарифам, утвержденным для РСО, до получения компенсации от администрации. Администрация же в нарушение закона и договора отказывает в выплате субсидии, основываясь на том, что задолженности перед РСО нет.
Стороны в судебное заседание полномочных представителей не направили, о времени его проведения надлежаще уведомлены. Апелляционный суд считает возможным на основании статьи 156 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кемеровской области от 04 октября 2012 года по делу N А27-11285/2012, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Распоряжением Администрации города Кемерово от 07.04.2008 N 1375, действовавшим в спорный период, утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат организациям, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещения издержек (ред. от 05.05.2009 N 1708).
Согласно вышеуказанному нормативному акту целью предоставления субсидий является возмещение затрат, не покрываемых платежами населения за предоставленные услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и коммунальные услуги организациям, осуществляющим производственно-хозяйственную деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункт 5).
Субсидии предоставляются Управлением в установленном для исполнения бюджета города порядке на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год и плановый период (пункт 6).
Предоставление субсидий осуществляется на основании договора, заключенного между Управлением и организациями, осуществляющими производственно-хозяйственную деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, оказывающими услуги населению по тарифам, не обеспечивающим возмещения издержек (пункт 7).
Согласно пункту 8 Порядка субсидия предоставляется ежемесячно на возмещение затрат исходя из разницы между утвержденным в установленном порядке экономически обоснованным тарифом на услугу, предоставляемую гражданам, и размером платы, утвержденным для граждан за данную услугу.
Размер платы граждан за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, за коммунальные услуги (в пределах нормативов потребления коммунальных услуг) с учетом предоставленных в соответствии с законодательством мер социальной поддержки и субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должен соответствовать установленному Коллегией Администрации Кемеровской области для муниципального образования город Кемерово стандарту предельной стоимости оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.
В случае, если затраты управляющей (эксплуатационной) организации или объединения собственников помещений сложились в связи с необходимостью соблюдения Правил и норм эксплуатации жилищного фонда в объеме, превышающем объем субсидий, рассчитанный в порядке, указанном в абзаце первом настоящего пункта, Управление вправе увеличить размер предоставляемых субсидий в пределах лимита бюджетных обязательств при условии документального подтверждения управляющей (эксплуатирующей) организацией дополнительных затрат.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из доказанности истцом факта размера субсидий за период с 01.10.2011 по 31.12.2011.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы, суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, 20 июня 2008 года общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: б-р Строителей, 28, 28/1, проведенных в форме заочного голосования, приняты решения о выборе способа управления путем создания ТСЖ "Собственники" (протоколы N 01-08 02-08).
ТСЖ "Собственники" зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово 08 июля 2008 года за основным государственным регистрационным номером 1084205012792.
Согласно уставу предметом и целями деятельности товарищества являются управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресу: б-р Строителей, 28, 28/1 г. Кемерово, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирных домах.
Как установлено судом первой инстанции и сторонами не оспаривалось, фактически ТСЖ "Собственники" приступило к осуществлению управления многоквартирными домами с 01 октября 2011 года.
Во исполнение распоряжения от 07.04.2008 N 1375 Администрацией города Кемерово (Администрация) и ТСЖ "Собственники" (получатель) заключен договор от 01.12.2011 N 84-с/11, предметом которого является предоставление в 2011 году получателю субсидий в целях возмещения затрат в связи с оказанием собственникам и нанимателям жилых помещений, расположенных в жилых домах согласно приложению N 1 коммунальных услуг по ценам и тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Субсидии по договору предоставляются получателю в пределах лимита бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджете города на эти цели. Лимит бюджетных обязательств на возмещение затрат получателю в 4 квартале 2011 года составляет 1 425 200 руб. (приложение N 1), в том числе: на отопление и горячее водоснабжение 1 425 200 рублей (пункты 2.1, 2.2 договора).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Заключение договора на предоставление получателю субсидий на возмещение затрат в связи с оказанием коммунальных услуг по ценам и тарифам, не обеспечивающим исполнителю возмещение издержек, было признано судом первой инстанции правомерным, поскольку предусмотрено нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления города Кемерово в качестве механизма доведения субсидий до конечных получателей.
Согласно пункту 5.4 договора он вступает в силу с момента его подписания, распространяет действие на период с 01.10.2011, действует до полного выполнения сторонами своих обязательств.
По условиям договора предоставление субсидий получателю производится Администрацией ежемесячно за фактически оказанные услуги на основании ежемесячно предоставляемых до 10 числа следующего за отчетным месяца документов в соответствии с приложениями N 3, 4, 5 к настоящему договору. Все отчетные документы (расчеты за услуги отопления и горячего водоснабжения по ОАО "Кузбассэнерго" и МП г. Кемерово "Тепловые сети" и счета-фактуры), предоставляемые получателем, должны быть в обязательном порядке согласованы с управлением энергосбережения и взаимодействия с организациями коммунального комплекса администрации г. Кемерово (пункт 2.3). Если получатель производит начисление коммунальных платежей самостоятельно, минуя систему городского РКЦ, ему необходимо предоставлять Администрации оборотные ведомости начисления населению коммунальных платежей согласно приложению N 6 (пункт 2.5).
Все вышеуказанные документы направлялись истцом в адрес Администрации города Кемерово.
Довод ответчика о том, что суд первой инстанции произвел расчет субсидии не как разницы между платежами населения, а как разницы в тарифах при расчете с ресурсоснабжающей организацией, судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
- - за горячее водоснабжение (кроме жилых районов Кедровка, Промышленновский) (пункт 1.3): 21, 26 рубля за куб. метр отпущенной воды в пределах норматива потребления; 35,68 рубля за куб. метр отпущенной воды свыше норматива потребления;
- - за центральное отопление (кроме жилых районов Кедровка, Промышленновский) (пункт 1.5): 482, 52 рубля за Гкал отпущенной тепловой энергии в пределах регионального стандарта площади жилья; 566,37 рубля за Гкал отпущенной тепловой энергии свыше регионального стандарта площади жилья.
Пунктом 2 решения от 26.11.2010 N 409 предусмотрено, что возмещение затрат организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, осуществляется путем предоставления субсидий в порядке, установленном действующим законодательством.
Согласно исправленным счетам-фактурам от 31.05.2012 N 1, 2, 3 субсидии на возмещение затрат на предоставление населению услуги централизованного водоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, за октябрь 2011 года составляют 85 065 руб. 43 коп., за ноябрь 2011 года - 218 100 руб. 10 коп., за декабрь 2011 года - 379 396 руб. 12 коп.
Расчет субсидий произведен истцом путем умножения количества Гкал потребленной тепловой энергии и количества горячей воды в куб. м, указанных в актах приема-передачи тепловой энергии (в том числен корректировочного), подписанных ТСЖ "Собственники" и ОАО "Кузбассэнерго" в рамках исполнения обязательств по договору на отпуск и пользование тепловой энергией в горячей воде от 01.10.2011 N 4078, и межтарифной разницы (тарифа, применяемого при расчетах поставленной энергией между ТСЖ и ОАО "Кузбассэнерго" и тарифа, установленного для населения). Расчет произведен отдельно по тарифам для населения по нормативу и сверх норматива. Позиция ответчика о возмещении за спорный период только затрат, не покрытых платежами населения за предоставленные услуги, признается судом необоснованной, поскольку из буквального толкования пункта 8 Порядка предоставления субсидии, утвержденного распоряжением Администрации города Кемерово от 07.04.2008 N 1375 (пункт 8) и условий договора от 01.12.2011 N 84-с/11 не следует, что они подлежат учету.
Согласно оборотным ведомостям за октябрь, ноябрь, декабрь 2011 года, начисление платы за отопление и горячее водоснабжение производилось исходя из норматива потребления.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам N 307.
Po2.i = Si х Ni х TT
- где: Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); N t - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии законодательством Российской Федерации (руб./Гкал);
- Таким образом, в оборотных ведомостях (по форме приложения N 6 к договору) истцом произведено начисление платы в соответствии с вышеуказанным нормативным актом.
При этом, предусмотрено, что размер платы за отопление 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:
Po2.i = Pk.пр х Si/SD - Pfn.i
- где: Pk.пр - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);
- Si - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- SD - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);
- Pfn.i - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
Таким образом, формула корректировки предусматривают включение показаний приборов учета.
Вместе с тем, суд первой инстанции учел, что порядок начисления платы за отопление и горячее водоснабжение, порядок ее корректировки по итогам года относится к правоотношениям между товариществом собственником жилья, осуществляющим управление многоквартирным домом, и населением. Невозможность произвести перерасчет субсидии по итогам 2011 года (за весь календарный год) с учетом корректировки платы населению, не может служить основанием для отказа в выплате субсидии на возмещение затрат ТСЖ "Собственники" за четвертый квартал 2011 года.
Отсутствие у истца данных о потреблении тепловой энергии за период с января по сентябрь 2011 года для составления сводного расчета размера субсидий (приложение N 5 к договору), ввиду того, что управление многоквартирным домом производилось другой управляющей организацией, также не является основанием для отказа в возмещении соответствующих затрат, учитывая, что Администрация, заключая договор от 01.12.2011 N 84-с/11, посчитала возможным произвести расчет субсидии только за четвертый квартал 2011 года.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (ст. 310 ГК РФ).
Согласно части 3 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Наличие обязанности по доказыванию предполагает представление стороной доказательств, бесспорно подтверждающих ее позицию, суд, оценивая собранные сторонами доказательства, должен дать оценку их законности и обоснованности, а не подменять собой сторону по делу, у которой имелись все возможности по сбору доказательств до момента рассмотрения дела в судебном порядке.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств погашения спорной задолженности ответчик не представил, тем самым, приняв на себя риск наступления последствий несовершения процессуальных действий (статья 9 АПК РФ).
Учитывая, что размер субсидий за период с 01.10.2011 по 31.12.2011, определенный истцом в сумме 682 561 руб. 65 коп., не превышает лимит бюджетных обязательств на возмещение затрат получателя в четвертом квартале 2011 года, установленный в пункте 2.2 договора, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца.
Исходя из вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. ст. 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.10.2012 г. по делу N А27-11285/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Б.НАГИШЕВА
Судьи
О.Ю.КИРЕЕВА
Л.Е.ЛОБАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.12.2012 ПО ДЕЛУ N А27-11285/2012
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2012 г. по делу N А27-11285/2012
Полный текст постановления изготовлен 27.12.2012 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 21.12.2012 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Б. Нагишевой
судей О.Ю. Киреевой, Л.Е. Лобановой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.И. Кардополовой
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Кемерово на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.10.2012 г. по делу N А27-11285/2012
(судья Л.В. Беляева)
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Собственники" (ОГРН 1084205012792, ИНН 4205159889, г. Кемерово) к Администрации города Кемерово о взыскании 682 561 руб. 65 коп. субсидий на возмещение затрат в связи с оказанием коммунальных услуг населению (с учетом уточнений)
установил:
Товарищество собственников жилья "Собственники" (далее - ТСЖ "Собственники", истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Администрации города Кемерово (далее - Администрация, ответчик) о взыскании задолженности в размере 85 088 руб. 37 коп. за октябрь 2011 года по выплате субсидии на возмещение затрат в связи с оказанием населению коммунальных услуг по ценам и тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Иск мотивирован неисполнением ответчиком обязательств по договору от 01.12.2011 N 84-с/11, заключенному в соответствии с пунктом 2 решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26.11.2010 N 409.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса в суде первой инстанции истец просил взыскать с ответчика субсидию в сумме 682 561 руб. 65 коп. за октябрь, ноябрь, декабрь 2011 года.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 04 октября 2012 года в исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением, Администрация города Кемерово обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом не полностью выяснены обстоятельства, исследованы доказательства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права. Считает, что установив для населения размер платы за услуги горячего водоснабжения и теплоснабжения в меньшем размере, чем тарифы за соответствующие услуги для РСО, муниципалитет взял на себя обязательства компенсировать организациям, реализующим населению коммунальные услуги, убытки, связанные с исполнением данного Решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26.11.2010 N 409 (ред. от 27.05.2011) "О мерах по приведению размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом".
Соответственно, компенсации из бюджета города подлежит разница между платежом населения, произведенным по тарифу органа местного самоуправления и платежам населения, рассчитанным по тарифу РСО. Полагает, что суд произвел расчет субсидии не как разницы между платежами населения, а как разницы в тарифах при расчете с ресурсоснабжающей организацией. Считает, что окончательная сумма субсидии истцом не подтверждена.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, указывает, что ТСЖ несет ежемесячные обязательства по платежам в полном объеме по тарифам, утвержденным для РСО, до получения компенсации от администрации. Администрация же в нарушение закона и договора отказывает в выплате субсидии, основываясь на том, что задолженности перед РСО нет.
Стороны в судебное заседание полномочных представителей не направили, о времени его проведения надлежаще уведомлены. Апелляционный суд считает возможным на основании статьи 156 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кемеровской области от 04 октября 2012 года по делу N А27-11285/2012, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Распоряжением Администрации города Кемерово от 07.04.2008 N 1375, действовавшим в спорный период, утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат организациям, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещения издержек (ред. от 05.05.2009 N 1708).
Согласно вышеуказанному нормативному акту целью предоставления субсидий является возмещение затрат, не покрываемых платежами населения за предоставленные услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и коммунальные услуги организациям, осуществляющим производственно-хозяйственную деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункт 5).
Субсидии предоставляются Управлением в установленном для исполнения бюджета города порядке на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год и плановый период (пункт 6).
Предоставление субсидий осуществляется на основании договора, заключенного между Управлением и организациями, осуществляющими производственно-хозяйственную деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, оказывающими услуги населению по тарифам, не обеспечивающим возмещения издержек (пункт 7).
Согласно пункту 8 Порядка субсидия предоставляется ежемесячно на возмещение затрат исходя из разницы между утвержденным в установленном порядке экономически обоснованным тарифом на услугу, предоставляемую гражданам, и размером платы, утвержденным для граждан за данную услугу.
Размер платы граждан за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, за коммунальные услуги (в пределах нормативов потребления коммунальных услуг) с учетом предоставленных в соответствии с законодательством мер социальной поддержки и субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должен соответствовать установленному Коллегией Администрации Кемеровской области для муниципального образования город Кемерово стандарту предельной стоимости оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.
В случае, если затраты управляющей (эксплуатационной) организации или объединения собственников помещений сложились в связи с необходимостью соблюдения Правил и норм эксплуатации жилищного фонда в объеме, превышающем объем субсидий, рассчитанный в порядке, указанном в абзаце первом настоящего пункта, Управление вправе увеличить размер предоставляемых субсидий в пределах лимита бюджетных обязательств при условии документального подтверждения управляющей (эксплуатирующей) организацией дополнительных затрат.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из доказанности истцом факта размера субсидий за период с 01.10.2011 по 31.12.2011.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы, суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, 20 июня 2008 года общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: б-р Строителей, 28, 28/1, проведенных в форме заочного голосования, приняты решения о выборе способа управления путем создания ТСЖ "Собственники" (протоколы N 01-08 02-08).
ТСЖ "Собственники" зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово 08 июля 2008 года за основным государственным регистрационным номером 1084205012792.
Согласно уставу предметом и целями деятельности товарищества являются управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресу: б-р Строителей, 28, 28/1 г. Кемерово, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирных домах.
Как установлено судом первой инстанции и сторонами не оспаривалось, фактически ТСЖ "Собственники" приступило к осуществлению управления многоквартирными домами с 01 октября 2011 года.
Во исполнение распоряжения от 07.04.2008 N 1375 Администрацией города Кемерово (Администрация) и ТСЖ "Собственники" (получатель) заключен договор от 01.12.2011 N 84-с/11, предметом которого является предоставление в 2011 году получателю субсидий в целях возмещения затрат в связи с оказанием собственникам и нанимателям жилых помещений, расположенных в жилых домах согласно приложению N 1 коммунальных услуг по ценам и тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Субсидии по договору предоставляются получателю в пределах лимита бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджете города на эти цели. Лимит бюджетных обязательств на возмещение затрат получателю в 4 квартале 2011 года составляет 1 425 200 руб. (приложение N 1), в том числе: на отопление и горячее водоснабжение 1 425 200 рублей (пункты 2.1, 2.2 договора).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Заключение договора на предоставление получателю субсидий на возмещение затрат в связи с оказанием коммунальных услуг по ценам и тарифам, не обеспечивающим исполнителю возмещение издержек, было признано судом первой инстанции правомерным, поскольку предусмотрено нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления города Кемерово в качестве механизма доведения субсидий до конечных получателей.
Согласно пункту 5.4 договора он вступает в силу с момента его подписания, распространяет действие на период с 01.10.2011, действует до полного выполнения сторонами своих обязательств.
По условиям договора предоставление субсидий получателю производится Администрацией ежемесячно за фактически оказанные услуги на основании ежемесячно предоставляемых до 10 числа следующего за отчетным месяца документов в соответствии с приложениями N 3, 4, 5 к настоящему договору. Все отчетные документы (расчеты за услуги отопления и горячего водоснабжения по ОАО "Кузбассэнерго" и МП г. Кемерово "Тепловые сети" и счета-фактуры), предоставляемые получателем, должны быть в обязательном порядке согласованы с управлением энергосбережения и взаимодействия с организациями коммунального комплекса администрации г. Кемерово (пункт 2.3). Если получатель производит начисление коммунальных платежей самостоятельно, минуя систему городского РКЦ, ему необходимо предоставлять Администрации оборотные ведомости начисления населению коммунальных платежей согласно приложению N 6 (пункт 2.5).
Все вышеуказанные документы направлялись истцом в адрес Администрации города Кемерово.
Довод ответчика о том, что суд первой инстанции произвел расчет субсидии не как разницы между платежами населения, а как разницы в тарифах при расчете с ресурсоснабжающей организацией, судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
- - за горячее водоснабжение (кроме жилых районов Кедровка, Промышленновский) (пункт 1.3): 21, 26 рубля за куб. метр отпущенной воды в пределах норматива потребления; 35,68 рубля за куб. метр отпущенной воды свыше норматива потребления;
- - за центральное отопление (кроме жилых районов Кедровка, Промышленновский) (пункт 1.5): 482, 52 рубля за Гкал отпущенной тепловой энергии в пределах регионального стандарта площади жилья; 566,37 рубля за Гкал отпущенной тепловой энергии свыше регионального стандарта площади жилья.
Пунктом 2 решения от 26.11.2010 N 409 предусмотрено, что возмещение затрат организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, осуществляется путем предоставления субсидий в порядке, установленном действующим законодательством.
Согласно исправленным счетам-фактурам от 31.05.2012 N 1, 2, 3 субсидии на возмещение затрат на предоставление населению услуги централизованного водоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, за октябрь 2011 года составляют 85 065 руб. 43 коп., за ноябрь 2011 года - 218 100 руб. 10 коп., за декабрь 2011 года - 379 396 руб. 12 коп.
Расчет субсидий произведен истцом путем умножения количества Гкал потребленной тепловой энергии и количества горячей воды в куб. м, указанных в актах приема-передачи тепловой энергии (в том числен корректировочного), подписанных ТСЖ "Собственники" и ОАО "Кузбассэнерго" в рамках исполнения обязательств по договору на отпуск и пользование тепловой энергией в горячей воде от 01.10.2011 N 4078, и межтарифной разницы (тарифа, применяемого при расчетах поставленной энергией между ТСЖ и ОАО "Кузбассэнерго" и тарифа, установленного для населения). Расчет произведен отдельно по тарифам для населения по нормативу и сверх норматива. Позиция ответчика о возмещении за спорный период только затрат, не покрытых платежами населения за предоставленные услуги, признается судом необоснованной, поскольку из буквального толкования пункта 8 Порядка предоставления субсидии, утвержденного распоряжением Администрации города Кемерово от 07.04.2008 N 1375 (пункт 8) и условий договора от 01.12.2011 N 84-с/11 не следует, что они подлежат учету.
Согласно оборотным ведомостям за октябрь, ноябрь, декабрь 2011 года, начисление платы за отопление и горячее водоснабжение производилось исходя из норматива потребления.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам N 307.
Po2.i = Si х Ni х TT
- где: Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); N t - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии законодательством Российской Федерации (руб./Гкал);
- Таким образом, в оборотных ведомостях (по форме приложения N 6 к договору) истцом произведено начисление платы в соответствии с вышеуказанным нормативным актом.
При этом, предусмотрено, что размер платы за отопление 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:
Po2.i = Pk.пр х Si/SD - Pfn.i
- где: Pk.пр - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);
- Si - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- SD - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);
- Pfn.i - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
Таким образом, формула корректировки предусматривают включение показаний приборов учета.
Вместе с тем, суд первой инстанции учел, что порядок начисления платы за отопление и горячее водоснабжение, порядок ее корректировки по итогам года относится к правоотношениям между товариществом собственником жилья, осуществляющим управление многоквартирным домом, и населением. Невозможность произвести перерасчет субсидии по итогам 2011 года (за весь календарный год) с учетом корректировки платы населению, не может служить основанием для отказа в выплате субсидии на возмещение затрат ТСЖ "Собственники" за четвертый квартал 2011 года.
Отсутствие у истца данных о потреблении тепловой энергии за период с января по сентябрь 2011 года для составления сводного расчета размера субсидий (приложение N 5 к договору), ввиду того, что управление многоквартирным домом производилось другой управляющей организацией, также не является основанием для отказа в возмещении соответствующих затрат, учитывая, что Администрация, заключая договор от 01.12.2011 N 84-с/11, посчитала возможным произвести расчет субсидии только за четвертый квартал 2011 года.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (ст. 310 ГК РФ).
Согласно части 3 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Наличие обязанности по доказыванию предполагает представление стороной доказательств, бесспорно подтверждающих ее позицию, суд, оценивая собранные сторонами доказательства, должен дать оценку их законности и обоснованности, а не подменять собой сторону по делу, у которой имелись все возможности по сбору доказательств до момента рассмотрения дела в судебном порядке.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств погашения спорной задолженности ответчик не представил, тем самым, приняв на себя риск наступления последствий несовершения процессуальных действий (статья 9 АПК РФ).
Учитывая, что размер субсидий за период с 01.10.2011 по 31.12.2011, определенный истцом в сумме 682 561 руб. 65 коп., не превышает лимит бюджетных обязательств на возмещение затрат получателя в четвертом квартале 2011 года, установленный в пункте 2.2 договора, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца.
Исходя из вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. ст. 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.10.2012 г. по делу N А27-11285/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Б.НАГИШЕВА
Судьи
О.Ю.КИРЕЕВА
Л.Е.ЛОБАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)