Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2013 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Колупаевой Л.А., Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Купцова А.А. по дов. от 01.01.2013,
от административного органа: Камышевой С.Э. по дов. от 12.12.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Томской области от 18.01.2013 по делу N А67-7667/2012 (судья Кузнецов А.С.) по заявлению открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184), г. Томск, к Департаменту государственного жилищного надзора Томской области, третье лицо: Морару А.Н., о признании незаконным и отмене постановления от 21.09.2012 N 229 о назначении административного наказания,
установил:
Открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Томскэнергосбыт", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного надзора Томской области (далее - Департамент, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 21.09.2012 N 229 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Решением Арбитражного суда Томской области от 18.01.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления общества о признании незаконным и отмене постановления административного органа 21.09.2012 N 229.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующие обстоятельства:
- - ОАО "Томскэнергосбыт" не мог нарушить порядок вручения извещения, поскольку данный порядок не регламентирован нормами права - акт подрядной организации ЗАО "Томскэнергобаланс" никем не оспорен и является доказательством надлежащего исполнения обществом соблюдения порядка доставки письменного извещения;
- - ОАО "Томскэнергосбыт" необоснованно отнесено к категории исполнителя коммунальных услуг - в круг обязанностей общества не входит обязанность обеспечения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Подробно доводы апеллянта изложены в тексте апелляционной жалобы.
Департамент в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении; представитель административного органа поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в Департамент государственного жилищного надзора Томской области из Прокуратуры Советского района г. Томска поступило обращение Морару А.Н., проживающей по адресу: г. Томск, пер. Архангельский, 7 по поводу ненадлежащего оказания коммунальных услуг.
В соответствии с распоряжением Департамента от 10.08.2012 N 1374 по данному факту в отношении ОАО "Томскэнергосбыт" проведено мероприятие по государственному контролю за нормативным обеспечением населения коммунальными услугами.
Согласно акту инженерно-инспекторской службы ООО "Горсети" о вводе ограничения (возобновления) от 01.06.2012, по заявке ОАО "Томскэнергосбыт", собственнику указанного дома Морару А.Н. подача электроэнергии по вышеуказанному адресу была ограниченна.
Уведомление о том, что электроснабжение указанного жилого помещения может быть ограничено (приостановлено) за задолженность за электроэнергию в размере 5821,45 руб. (по состоянию на 01.03.2012) направлено ОАО "Томскэнергосбыт" в адрес гражданина - потребителя коммунальной услуги по электроэнергии Морару А.Н.
По предоставленной информации ОАО "Томскэнергосбыт" (исх. N АД/4633 от 28.08.2012) извещение о предстоящем ограничении коммунальной услуги по электроснабжению указанного жилого помещения за задолженность по оплате в размере 5160,05 руб. (по состоянию на 02.05.2012) было направлено в адрес потребителя, оставлено в почтовом ящике.
Документального подтверждения получения потребителем извещения со стороны ресурсоснабжающей организации не предоставлено, в связи с чем, административный орган сделал вывод о нарушении обществом порядка ограничения предоставления коммунальной услуги электроснабжению указанного жилого дома.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 06.09.2012 N 528
07.09.2012 уполномоченным должностным лицом Департамента с участием представителя заявителя, составлен протокол об административном правонарушении N 242.
21.09.2012 Департаментом, в отсутствие законного представителя заявителя рассмотрено дело об административном правонарушении, вынесено оспариваемое постановление, в соответствии с которым ОАО "Томскэнергосбыт" привлечено к административной ответственности предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Общество, считая, что указанное постановление является незаконным, обжаловало его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что у административного органа имелись основания для привлечения заявителя к административной ответственности предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Статьей 7.23 КоАП РФ за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами предусмотрена административная ответственность.
Объектом правонарушения являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информацию об услугах, предоставляемых исполнителем.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, является исполнитель коммунальной услуги.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Частью 9 статьи 155 ЖК РФ установлено, что собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 названных Правил).
Потребителем коммунальных услуг, согласно пункту 3 Правил N 307, является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В силу пункта 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, Правила не исключают распространение своего действия на любую организацию, производящую или приобретающую коммунальные ресурсы. Следовательно, ресурсоснабжающая организация при определенных обстоятельствах также может быть субъектом ответственности за нарушение требований этих Правил.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с Уставом ООО "Томскэнергосбыт" является юридическим лицом, осуществляющим деятельность по покупке электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии, реализации электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии потребителям (в том числе гражданам), оказанию услуг, в том числе по сбору платежей за отпускаемые товары и оказываемые услуги, предоставлению коммунальных услуг населению, выполнение функций гарантирующего поставщика на основании решений уполномоченных органов и т.д.
Между Морару А.Н. и ООО "Томскэнергосбыт" возникли договорные отношения по энергоснабжению; ей открыт отдельный лицевой счет, расчеты за потребленную электроэнергию осуществляются непосредственно с ОАО "Томскэнергосбыт".
Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Министерства регионального развития РФ от 20.03.2007 N 4967-СК/07 "О применении пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", в соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник помещения является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация - энергоснабжающей организацией.
Пунктом 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Указанной нормой ГК РФ установлен приоритет норм иных федеральных законов или иных правовых актов при регулировании отношений ресурсоснабжения.
Таким образом, на отношения ресурсоснабжения распространяется действие Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Материалами дела подтверждается, что ограничение коммунальных услуг по электроснабжению в жилом доме произведено ресурсоснабжающей организацией - ООО "Томскэнергосбыт".
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае именно заявитель обеспечивает нормативный уровень и режим предоставления коммунальных услуг (электроснабжения) населению, несет ответственность за режим и качество подачи электрической энергии, следовательно, является надлежащим субъектом вменяемого ему административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, довод апеллянта о том, что он не является исполнителем коммунальных услуг, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Доказательств обратного заявителем апелляционной жалобы в материалы дела в нарушение статьи 65 АПК РФ представлено не было.
В силу пункта 6 Правил к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по электроснабжению - круглосуточному обеспечению потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
В соответствии с пунктом 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг установлен разделом X Правил.
Пунктом 80 Правил установлено, что исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае: неполной оплаты потребителем коммунальных услуг (подпункт "а"); выявления факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам (подпункт "в").
Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 3 ежемесячных размера платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.
Особый порядок приостановления или ограничения подачи электроэнергии предусмотрен пунктом 81 Правил для случая неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
На основании пункта 81 Правил N 307, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте "а" пункта 80 настоящих Правил, в следующем порядке:
- а) исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу;
- б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;
- в) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.
Следовательно, приостановление или отключение электроэнергии в случае выявления факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам, неполной оплаты потребителем коммунальных услуг потребитель должен быть предупрежден в письменной форме за один месяц до момента приостановления, ограничения предоставления коммунальных услуг, а при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя.
Материалами дела подтверждается, что в связи с задолженностью по оплате за потребленную электроэнергию в размере 5 821,45 руб., которая превышает 3 ежемесячных платежа, определенных исходя из Нормативов потребления электрической энергии, установленных постановлением Администрации Томской области от 14.12.2006 N 153а, обществом приостановлена подача электроэнергии в квартиру N 1, расположенную по адресу: г. Томск, пер. Архангельский, 7, собственником которой является Морару А.Н.
Уведомление о том, что электроснабжение жилого помещения может быть ограничено (приостановлено) направлено заявителем в адрес потребителя 02.05.2012 письмом с почтовым уведомлением, что свидетельствует об исполнении заявителем требований подпункта "а" пункта 81 Правил N 307.
Между тем, заявителем не подтверждено соблюдение требований подпункта "б" пункта 81 Правил N 307, поскольку не представлено надлежащих и бесспорных доказательств предварительного (за 3 суток) письменного извещения потребителя об ограничении электроснабжения.
Так, согласно представленному обществом акту о неполучении извещения, 02.05.2012 в квартире жилого дома N 7 по пер. Архангельский, 7, гражданин Морару А.Н. отказался от получения извещения, в связи с чем, извещение оставлено в почтовом ящике.
Между тем, указанный акт составлен в одностороннем порядке работниками ЗАО "Томскэнергобаланс" и не подтвержден какими-либо иными доказательствами. Факт отказа от получения извещения и помещение извещения в почтовый ящик не зафиксирован в присутствии каких-либо посторонних, незаинтересованных лиц.
Кроме этого, содержащееся в подпункте "б" пункта 81 Правил N 307 требование о предварительном (за 3 суток) письменном извещении потребителя может считаться соблюденным лишь при фактическом извещении потребителя, то есть при наличии доказательств получения им такого извещения.
Отсутствие в указанных Правилах конкретного способа извещения не свидетельствует о том, что потребителю не должно быть гарантировано непосредственное получение письменного извещения о предстоящем приостановлении (ограничении) коммунальных услуг.
Помещение извещения в почтовом ящике не гарантирует такую возможность, следовательно, не может считаться надлежащим уведомлением потребителя о предстоящем ограничении коммунальной услуги.
Доказательств того, что между Морару А.Н. и ОАО "Томскэнергосбыт" оговорен порядок получения извещений через почтовый ящик заявителем в материалы дела также не представлено.
В связи с чем, соответствующий довод апелляционной жалобы подлежит отклонению.
Таким образом, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что при ограничении предоставления коммунальных услуг электроснабжения обществом допущены нарушения пункта 81 Правил, поскольку потребитель не был в письменном виде предупрежден о введении ограничения предоставления коммунальных услуг.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По мнению суда у общества не имелось препятствий для соблюдения положений Правил N 307.
Следовательно, материалами дела подтверждается, что в действиях ОАО "Томскэнергосбыт" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Административным органом также не допущено процессуальных нарушений при привлечении предприятия к административной ответственности.
О дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество было надлежащим образом уведомлено.
Дело об административном правонарушении рассмотрено начальником Департамента Бочаровым А.В. в соответствии с предоставленными полномочиями (статья 23.8 КоАП РФ) в отсутствие представителей общества.
Постановление от 21.09.2012 N 229 о назначении административного наказания вынесено Департаментом в рамках предоставленных полномочий, с учетом всех обстоятельств дела, размер административного штрафа определен с учетом степени вины общества в минимальном размере в пределах санкции, установленной статьей 7.23 КоАП РФ.
Права и интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при этом также не нарушены. Форма и содержание постановления не противоречат требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Обо всех процессуальных действиях в ходе дела об административном правонарушении лицо, привлекаемое к ответственности, было надлежащим образом извещено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, апелляционным судом не установлено.
Ссылка апеллянта на Письмо Минрегиона РФ от 20.03.2007 N 4967-СК/07 о том, что ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг, является необоснованной, так как такое письмо в силу части 1 статьи 13 АПК РФ не входит в состав нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дела.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, выражают лишь несогласие с ними, и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 18.01.2013 по делу N А67-7667/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
Л.А.КОЛУПАЕВА
Л.Е.ХОДЫРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.04.2013 ПО ДЕЛУ N А67-7667/2012
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2013 г. по делу N А67-7667/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2013 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Колупаевой Л.А., Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Купцова А.А. по дов. от 01.01.2013,
от административного органа: Камышевой С.Э. по дов. от 12.12.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Томской области от 18.01.2013 по делу N А67-7667/2012 (судья Кузнецов А.С.) по заявлению открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184), г. Томск, к Департаменту государственного жилищного надзора Томской области, третье лицо: Морару А.Н., о признании незаконным и отмене постановления от 21.09.2012 N 229 о назначении административного наказания,
установил:
Открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Томскэнергосбыт", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного надзора Томской области (далее - Департамент, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 21.09.2012 N 229 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Решением Арбитражного суда Томской области от 18.01.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления общества о признании незаконным и отмене постановления административного органа 21.09.2012 N 229.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующие обстоятельства:
- - ОАО "Томскэнергосбыт" не мог нарушить порядок вручения извещения, поскольку данный порядок не регламентирован нормами права - акт подрядной организации ЗАО "Томскэнергобаланс" никем не оспорен и является доказательством надлежащего исполнения обществом соблюдения порядка доставки письменного извещения;
- - ОАО "Томскэнергосбыт" необоснованно отнесено к категории исполнителя коммунальных услуг - в круг обязанностей общества не входит обязанность обеспечения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Подробно доводы апеллянта изложены в тексте апелляционной жалобы.
Департамент в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении; представитель административного органа поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в Департамент государственного жилищного надзора Томской области из Прокуратуры Советского района г. Томска поступило обращение Морару А.Н., проживающей по адресу: г. Томск, пер. Архангельский, 7 по поводу ненадлежащего оказания коммунальных услуг.
В соответствии с распоряжением Департамента от 10.08.2012 N 1374 по данному факту в отношении ОАО "Томскэнергосбыт" проведено мероприятие по государственному контролю за нормативным обеспечением населения коммунальными услугами.
Согласно акту инженерно-инспекторской службы ООО "Горсети" о вводе ограничения (возобновления) от 01.06.2012, по заявке ОАО "Томскэнергосбыт", собственнику указанного дома Морару А.Н. подача электроэнергии по вышеуказанному адресу была ограниченна.
Уведомление о том, что электроснабжение указанного жилого помещения может быть ограничено (приостановлено) за задолженность за электроэнергию в размере 5821,45 руб. (по состоянию на 01.03.2012) направлено ОАО "Томскэнергосбыт" в адрес гражданина - потребителя коммунальной услуги по электроэнергии Морару А.Н.
По предоставленной информации ОАО "Томскэнергосбыт" (исх. N АД/4633 от 28.08.2012) извещение о предстоящем ограничении коммунальной услуги по электроснабжению указанного жилого помещения за задолженность по оплате в размере 5160,05 руб. (по состоянию на 02.05.2012) было направлено в адрес потребителя, оставлено в почтовом ящике.
Документального подтверждения получения потребителем извещения со стороны ресурсоснабжающей организации не предоставлено, в связи с чем, административный орган сделал вывод о нарушении обществом порядка ограничения предоставления коммунальной услуги электроснабжению указанного жилого дома.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 06.09.2012 N 528
07.09.2012 уполномоченным должностным лицом Департамента с участием представителя заявителя, составлен протокол об административном правонарушении N 242.
21.09.2012 Департаментом, в отсутствие законного представителя заявителя рассмотрено дело об административном правонарушении, вынесено оспариваемое постановление, в соответствии с которым ОАО "Томскэнергосбыт" привлечено к административной ответственности предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Общество, считая, что указанное постановление является незаконным, обжаловало его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что у административного органа имелись основания для привлечения заявителя к административной ответственности предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Статьей 7.23 КоАП РФ за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами предусмотрена административная ответственность.
Объектом правонарушения являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информацию об услугах, предоставляемых исполнителем.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, является исполнитель коммунальной услуги.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Частью 9 статьи 155 ЖК РФ установлено, что собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 названных Правил).
Потребителем коммунальных услуг, согласно пункту 3 Правил N 307, является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В силу пункта 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, Правила не исключают распространение своего действия на любую организацию, производящую или приобретающую коммунальные ресурсы. Следовательно, ресурсоснабжающая организация при определенных обстоятельствах также может быть субъектом ответственности за нарушение требований этих Правил.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с Уставом ООО "Томскэнергосбыт" является юридическим лицом, осуществляющим деятельность по покупке электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии, реализации электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии потребителям (в том числе гражданам), оказанию услуг, в том числе по сбору платежей за отпускаемые товары и оказываемые услуги, предоставлению коммунальных услуг населению, выполнение функций гарантирующего поставщика на основании решений уполномоченных органов и т.д.
Между Морару А.Н. и ООО "Томскэнергосбыт" возникли договорные отношения по энергоснабжению; ей открыт отдельный лицевой счет, расчеты за потребленную электроэнергию осуществляются непосредственно с ОАО "Томскэнергосбыт".
Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Министерства регионального развития РФ от 20.03.2007 N 4967-СК/07 "О применении пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", в соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник помещения является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация - энергоснабжающей организацией.
Пунктом 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Указанной нормой ГК РФ установлен приоритет норм иных федеральных законов или иных правовых актов при регулировании отношений ресурсоснабжения.
Таким образом, на отношения ресурсоснабжения распространяется действие Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Материалами дела подтверждается, что ограничение коммунальных услуг по электроснабжению в жилом доме произведено ресурсоснабжающей организацией - ООО "Томскэнергосбыт".
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае именно заявитель обеспечивает нормативный уровень и режим предоставления коммунальных услуг (электроснабжения) населению, несет ответственность за режим и качество подачи электрической энергии, следовательно, является надлежащим субъектом вменяемого ему административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, довод апеллянта о том, что он не является исполнителем коммунальных услуг, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Доказательств обратного заявителем апелляционной жалобы в материалы дела в нарушение статьи 65 АПК РФ представлено не было.
В силу пункта 6 Правил к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по электроснабжению - круглосуточному обеспечению потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
В соответствии с пунктом 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг установлен разделом X Правил.
Пунктом 80 Правил установлено, что исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае: неполной оплаты потребителем коммунальных услуг (подпункт "а"); выявления факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам (подпункт "в").
Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 3 ежемесячных размера платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.
Особый порядок приостановления или ограничения подачи электроэнергии предусмотрен пунктом 81 Правил для случая неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
На основании пункта 81 Правил N 307, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте "а" пункта 80 настоящих Правил, в следующем порядке:
- а) исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу;
- б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;
- в) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.
Следовательно, приостановление или отключение электроэнергии в случае выявления факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам, неполной оплаты потребителем коммунальных услуг потребитель должен быть предупрежден в письменной форме за один месяц до момента приостановления, ограничения предоставления коммунальных услуг, а при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя.
Материалами дела подтверждается, что в связи с задолженностью по оплате за потребленную электроэнергию в размере 5 821,45 руб., которая превышает 3 ежемесячных платежа, определенных исходя из Нормативов потребления электрической энергии, установленных постановлением Администрации Томской области от 14.12.2006 N 153а, обществом приостановлена подача электроэнергии в квартиру N 1, расположенную по адресу: г. Томск, пер. Архангельский, 7, собственником которой является Морару А.Н.
Уведомление о том, что электроснабжение жилого помещения может быть ограничено (приостановлено) направлено заявителем в адрес потребителя 02.05.2012 письмом с почтовым уведомлением, что свидетельствует об исполнении заявителем требований подпункта "а" пункта 81 Правил N 307.
Между тем, заявителем не подтверждено соблюдение требований подпункта "б" пункта 81 Правил N 307, поскольку не представлено надлежащих и бесспорных доказательств предварительного (за 3 суток) письменного извещения потребителя об ограничении электроснабжения.
Так, согласно представленному обществом акту о неполучении извещения, 02.05.2012 в квартире жилого дома N 7 по пер. Архангельский, 7, гражданин Морару А.Н. отказался от получения извещения, в связи с чем, извещение оставлено в почтовом ящике.
Между тем, указанный акт составлен в одностороннем порядке работниками ЗАО "Томскэнергобаланс" и не подтвержден какими-либо иными доказательствами. Факт отказа от получения извещения и помещение извещения в почтовый ящик не зафиксирован в присутствии каких-либо посторонних, незаинтересованных лиц.
Кроме этого, содержащееся в подпункте "б" пункта 81 Правил N 307 требование о предварительном (за 3 суток) письменном извещении потребителя может считаться соблюденным лишь при фактическом извещении потребителя, то есть при наличии доказательств получения им такого извещения.
Отсутствие в указанных Правилах конкретного способа извещения не свидетельствует о том, что потребителю не должно быть гарантировано непосредственное получение письменного извещения о предстоящем приостановлении (ограничении) коммунальных услуг.
Помещение извещения в почтовом ящике не гарантирует такую возможность, следовательно, не может считаться надлежащим уведомлением потребителя о предстоящем ограничении коммунальной услуги.
Доказательств того, что между Морару А.Н. и ОАО "Томскэнергосбыт" оговорен порядок получения извещений через почтовый ящик заявителем в материалы дела также не представлено.
В связи с чем, соответствующий довод апелляционной жалобы подлежит отклонению.
Таким образом, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что при ограничении предоставления коммунальных услуг электроснабжения обществом допущены нарушения пункта 81 Правил, поскольку потребитель не был в письменном виде предупрежден о введении ограничения предоставления коммунальных услуг.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По мнению суда у общества не имелось препятствий для соблюдения положений Правил N 307.
Следовательно, материалами дела подтверждается, что в действиях ОАО "Томскэнергосбыт" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Административным органом также не допущено процессуальных нарушений при привлечении предприятия к административной ответственности.
О дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество было надлежащим образом уведомлено.
Дело об административном правонарушении рассмотрено начальником Департамента Бочаровым А.В. в соответствии с предоставленными полномочиями (статья 23.8 КоАП РФ) в отсутствие представителей общества.
Постановление от 21.09.2012 N 229 о назначении административного наказания вынесено Департаментом в рамках предоставленных полномочий, с учетом всех обстоятельств дела, размер административного штрафа определен с учетом степени вины общества в минимальном размере в пределах санкции, установленной статьей 7.23 КоАП РФ.
Права и интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при этом также не нарушены. Форма и содержание постановления не противоречат требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Обо всех процессуальных действиях в ходе дела об административном правонарушении лицо, привлекаемое к ответственности, было надлежащим образом извещено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, апелляционным судом не установлено.
Ссылка апеллянта на Письмо Минрегиона РФ от 20.03.2007 N 4967-СК/07 о том, что ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг, является необоснованной, так как такое письмо в силу части 1 статьи 13 АПК РФ не входит в состав нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дела.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, выражают лишь несогласие с ними, и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 18.01.2013 по делу N А67-7667/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
Л.А.КОЛУПАЕВА
Л.Е.ХОДЫРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)