Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 4 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 ноября 2012 года по делу N А33-13635/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Лесков Р.В., суд апелляционной инстанции: Петровская О.В., Бутина И.Н., Гурова Т.С.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Европарк" (далее - ООО "Европарк", ОГРН 1062466146687, г. Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю с требованиями (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", учреждение) о признании незаконными действий Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, выразившихся в утверждении 20.12.2011 схемы расположения земельного участка общей площадью 7 315 кв.м на кадастровом плане территории по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106; о признании незаконными действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю, выразившихся в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300279:566 по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, с видом разрешенного использования земельного участка - размещение пятидесятиэтажных многоквартирных жилых домов; об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю внести в государственной кадастр недвижимости сведения о прекращении существования (о снятии с кадастрового учета) земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300279:566 по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, с видом разрешенного использования земельного участка - размещение пятидесятиэтажных многоквартирных жилых домов.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 ноября 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2013 года решение суда от 23 ноября 2012 года оставлено без изменения.
ФГБУ "ФКП Росреестра" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, при внесении сведений о правах собственников помещений многоквартирного жилого дома при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300279:566, действия Учреждения не нарушали законодательство, соответствовали требованиям пункта 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), а также пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", сведения в государственный кадастр вносились в соответствии с межевым планом от 22.12.2011, а конкретно со Схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 20.12.2011, которая содержала информацию о размещении на образуемом земельном участке многоквартирного дома.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 28 мая 2013 года до 10 часов 25 минут 4 июня 2013 года, о чем сделано публичное извещение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 13.09.2005 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300279:12, местоположение: относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира - Красноярский край, г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, общей площадью 3033 кв.м, с разрешенным использованием - размещение пятидесятиэтажных многоквартирных жилых домов, относящийся к категории земель населенных пунктов.
Согласно протоколу совещания по вопросам размещения подземных многоуровневых парковок у главы г. Красноярска, было решено поручить руководителям департамента муниципального имущества и земельных отношений и департамента градостроительства администрации г. Красноярска рассмотреть возможность сохранения территории в муниципальной собственности в процессе межевания земельных участков под многоэтажными многоквартирными жилыми домами с целью использования ее для строительства подземных парковок. Срок исполнения определен до 24.09.2009. Департаменту градостроительства предложено представить главе города предложения по размещению многоуровневых парковок ООО "Европарк", срок исполнения 24.09.2009.
17.12.2009 администрацией г. Красноярска в средствах массовой информации опубликовано объявление о выборе земельного участка для предстоящего строительства подземной автостоянки с комплексным благоустройством покрытия по ул. Дубровинского, 106.
17.08.2011 администрацией г. Красноярска принято постановление N 330 "Об утверждении проекта планировки и межевания исторического центра города Красноярска" (опубликовано в газете "Городские новости", N 125, 24.08.2011). Согласно данному постановлению в соответствии с Генеральным планом города Красноярска, протоколом публичных слушаний от 01.09.2010, заключением о результатах публичных слушаний по проекту планировки и межевания исторического центра города Красноярска от 03.09.2010 N 10/7040-дг - утвержден проект планировки и межевания исторического центра города Красноярска.
Согласно схеме транспортной инфраструктуры, входящей в проект - в районе жилого дома N 106 по ул. Дубровинского в г. Красноярске запланировано размещение подземного гаража-стоянки.
21.09.2011 Управлением архитектуры администрации г. Красноярска обществу на основании решения градостроительной комиссии департамента градостроительства от 07.09.2011 N 35, выдано извещение разрешающее сбор согласований по участку, расположенному по ул. Дубровинского, 106 в Центральном районе, для решения вопроса о возможности размещения подземной автостоянки с комплексным благоустройством покрытия. Срок предоставления указанных в извещении документов определен до 15.12.2011.
10.10.2011 ООО "Европарк" направило в адрес управления архитектуры администрации г. Красноярска документы, определенные в извещении, а также заявило о подготовке акта выбора земельного участка (исх. N 10/10 от 10.10.2011).
17.11.2011 руководителем Управления архитектуры администрации города Красноярска утверждена схема местонахождения земельного участка, находящегося в границах кадастрового квартала 24:50:0300279 по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, площадью 2 322 кв.м, с разрешенным использованием - место размещения подземной автостоянки с комплексным благоустройством покрытия.
06.12.2011 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок 24:50:0300279:559, с местонахождением: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, с разрешенным видом использования: место размещения подземной автостоянки с комплексным благоустройством покрытия, общей площадью 2 322 кв.м (кадастровый паспорт земельного участка от 06.12.2011 N 24ЗУ/11-203158).
20.12.2011 заместителем департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска утверждена схема (план) расположения земельного участка на территории кадастрового квартала 24:50:0300279, площадью 7 315 кв.м, находящегося по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - размещение пятидесятиэтажных домов.
Как следует из утвержденной 17.11.2011 схемы местонахождения земельного участка и схемы от 20.12.2011, земельный участок, местонахождение которого определено на схеме от 20.12.2011 имеет наложение на земельный участок, обозначенный в схеме от 17.11.2011.
22.12.2011 по заявке департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, в результате выполнения кадастровых работ по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106 был подготовлен Межевой план, предоставленный представителем департамента в орган кадастрового учета 22.05.2012, из которого следует что, на земельном участке, образованном в результате проведения кадастровых работ отсутствует какой-либо объект недвижимого имущества.
Письмом от 17.04.2012 N 1413 Управление архитектуры администрации г. Красноярска сообщило ООО "Европарк" о том, что подготовленный управлением проект распоряжения "О предварительном согласовании ООО "Европарк" места размещения объекта" - подземной автопарковки, по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106 был отклонен от согласования департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в связи с наложением выбираемого земельного участка на земельный участок площадью 11367 кв.м, занимаемый многоквартирным жилым домом по ул. Дубровинского, 106, правообладателями, которого являются собственники помещений.
18.05.2012 общество обратилось в департамент муниципального имущества с требованием о предоставлении пояснений по факту несогласования проекта распоряжения о предварительном согласовании ООО "Европарк" места размещения объекта - подземной автопарковки.
Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 15.06.2012 за N 35904 подготовлен ответ на обращение ООО "Европарк", из которого следует, что земельный участок общей площадью 3033,45 кв.м с кадастровым номером 24:50:0300279:12 сформирован в нарушение положений статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, поэтому были организованы топографо-геодезические и кадастровые работы по образованию земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом по ул. Дубровинского, 106.
Как установлено судами двух инстанций из кадастрового дела объекта недвижимости 24:50:0300279:566 следует, что данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет на основании заявления департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 22.05.2012. В деле имеется межевой план от 22.12.2011, составленный кадастровым инженером Пеньковым П.Н. по заявке департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, в результате выполнения кадастровых работ по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, а также утвержденная 20.12.2011 заместителем департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска схема (план) расположения земельного участка на территории кадастрового квартала 24:50:0300279, площадью 7 315 кв.м, находящегося по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - размещение пятидесятиэтажных домов.
Согласно протоколу от 01.06.2012 по всем видам проверки, указанным в протоколе даны положительные заключения. Решением от 01.06.2012 за N Ф24/12-2-55152 филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю было принято решение поставить на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300279:566.
В дело представлены кадастровые паспорта земельного участка с кадастровым номером 24: 50:0300279:566 за N 24/12-208526 от 17.07.2012, 24/12-159084 от 04.06.2012 с указанием местонахождения земельного участка: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, разрешенным использованием: размещение пятидесятиэтажных многоквартирных жилых домов, видом права: долевая собственность, правообладателями: собственники помещений в многоквартирном доме.
Согласно ситуационному плану земельный участок с КН24:50:0300279:566 имеет частичное наложение на земельный участок, схема расположения которого, была утверждена 17.11.2011 руководителем управления архитектуры администрации города Красноярска, находящегося в границах кадастрового квартала 24:50:0300279 по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, площадью 2322 кв.м, с разрешенным использованием - место размещения подземной автостоянки с комплексным благоустройством покрытия.
Как следует из справочной информации по объектам недвижимости Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, земельный участок с КН 24:50:0300279:559 28.04.2012 снят с учета и имеет статус аннулированный.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия департамента по формированию спорного земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300279:566 противоречат положениям земельного и градостроительного законодательства. Данные действия нарушают права и законные интересы общества, так как постановка на государственный кадастровый учет указанного участка, при наличии начатой заявителем процедуры предварительного согласования места размещения объекта (подземной парковки), является препятствием для продолжения процедуры оформления прав на земельный участок под строительство.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания незаконным ненормативного правового акта необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Данными органами осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из пункта 5 данной нормы следует, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Как установлено материалами дела, в июне 2011 года заявитель обратился в департамент градостроительства администрации города Красноярска с заявлением о выборе и предварительном согласовании земельного участка в по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Дубровинского, 106, ориентировочной площадью 3 500 кв.м под размещение подземной автостоянки с комплексным благоустройством покрытия, согласно прилагаемой схемы.
Администрация города Красноярска постановлением от 17.08.2011 N 330 утвердила проекты планировки и межевания исторического центра города Красноярска, фактически определив местонахождение земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300279:12, по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, на котором расположен многоквартирный дом, и местонахождение будущей подземной автомобильной парковки.
Обществу 21.09.2011 было выдано извещение N 14078, согласно которому, Управлением архитектуры администрации г. Красноярска, на основании решения градостроительной комиссии департамента градостроительства от 07.09.2011 N 35, разрешено производить сбор согласований по участку, расположенному по ул. Дубровинского, 106 в Центральном районе для дальнейшего решения вопроса о возможности размещения подземной автостоянки.
Письмом N 10/10 от 10.10.2011 общество представило в администрацию все документы, определенные в извещении.
После утверждения 17.11.2011 руководителем управления архитектуры администрации города Красноярска схемы местонахождения земельного участка, находящегося в границах кадастрового квартала 24:50:0300279 по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, площадью 2 322 кв.м, с разрешенным использованием - место размещения подземной автостоянки с комплексным благоустройством покрытия, на государственный кадастровый учет 06.12.2011 был поставлен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300279:559 (кадастровый паспорт земельного участка от 06.12.2011 N 24ЗУ/11-203158).
17.12.2009 администрацией города Красноярска в средствах массовой информации (газета "Городские новости" N 190) уже были опубликованы сведения о выборе земельного участка для предстоящего строительства подземной автостоянки с комплексным благоустройством покрытия по ул. Дубровинского, 106.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что какие-либо препятствия для вынесения распоряжения об утверждении акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта заявителя, отсутствовали.
20.12.2011 была утверждена схема (план) расположения земельного участка на территории кадастрового квартала 24:50:0300279, площадью 7 315 кв.м, находящегося по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - размещение пятидесятиэтажных домов, имеющего наложение на земельный участок, обозначенный в схеме от 17.11.2011, которая была положена в основу Межевого плана земельного участка, который был поставлен на кадастровый учет за номером 24:50:0300279:566.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что начатая Департаментом процедура формирования нового земельного участка на территории кадастрового квартала 24:50:0300279 была инициирована на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме по ул. Дубровинского, 106.
При таких обстоятельствах, действия департамента по формированию спорного земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300279:566 противоречат положениям вышеуказанных нормативных актов. Данные действия нарушают права и законные интересы заявителя, т.к. явились прямым основанием для отказа со стороны департамента муниципального имущества согласовать проект распоряжения администрации г. Красноярска об утверждении акта выбора и предварительного согласования места размещения подземной автомобильной парковки по ул. Дубровинского, 106.
Согласно части 10 статьи 38 Закона N 221-ФЗ образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Органом кадастрового учета не произведено проверки соответствия представленного для постановки на кадастровый учет межевого плана проекту межевания территории, утвержденному постановлением администрации города Красноярска от 17.08.2011.
С учетом изложенного, правильным является вывод судов о том, что поскольку каких-либо правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300279:566 в материалы дела не представлено, схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, утвержденная органом местного самоуправления, а впоследствии и межевой план данного земельного участка должны соответствовать по своему содержанию проекту межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа. Несоответствие межевого плана проекту межевания территории является основанием считать такой межевой план противоречащим требованиям градостроительного законодательства.
Таким образом, выводы судов двух инстанций об удовлетворении заявленных требований с учетом установленных по делу обстоятельств, являются правомерными.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 ноября 2012 года по делу N А33-13635/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Ю.ПУЩИНА
Судьи:
А.И.ЧУПРОВ
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 11.06.2013 ПО ДЕЛУ N А33-13635/2012
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 2013 г. N А33-13635/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 4 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 ноября 2012 года по делу N А33-13635/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Лесков Р.В., суд апелляционной инстанции: Петровская О.В., Бутина И.Н., Гурова Т.С.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Европарк" (далее - ООО "Европарк", ОГРН 1062466146687, г. Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю с требованиями (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", учреждение) о признании незаконными действий Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, выразившихся в утверждении 20.12.2011 схемы расположения земельного участка общей площадью 7 315 кв.м на кадастровом плане территории по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106; о признании незаконными действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю, выразившихся в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300279:566 по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, с видом разрешенного использования земельного участка - размещение пятидесятиэтажных многоквартирных жилых домов; об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю внести в государственной кадастр недвижимости сведения о прекращении существования (о снятии с кадастрового учета) земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300279:566 по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, с видом разрешенного использования земельного участка - размещение пятидесятиэтажных многоквартирных жилых домов.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 ноября 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2013 года решение суда от 23 ноября 2012 года оставлено без изменения.
ФГБУ "ФКП Росреестра" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, при внесении сведений о правах собственников помещений многоквартирного жилого дома при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300279:566, действия Учреждения не нарушали законодательство, соответствовали требованиям пункта 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), а также пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", сведения в государственный кадастр вносились в соответствии с межевым планом от 22.12.2011, а конкретно со Схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 20.12.2011, которая содержала информацию о размещении на образуемом земельном участке многоквартирного дома.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 28 мая 2013 года до 10 часов 25 минут 4 июня 2013 года, о чем сделано публичное извещение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 13.09.2005 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300279:12, местоположение: относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира - Красноярский край, г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, общей площадью 3033 кв.м, с разрешенным использованием - размещение пятидесятиэтажных многоквартирных жилых домов, относящийся к категории земель населенных пунктов.
Согласно протоколу совещания по вопросам размещения подземных многоуровневых парковок у главы г. Красноярска, было решено поручить руководителям департамента муниципального имущества и земельных отношений и департамента градостроительства администрации г. Красноярска рассмотреть возможность сохранения территории в муниципальной собственности в процессе межевания земельных участков под многоэтажными многоквартирными жилыми домами с целью использования ее для строительства подземных парковок. Срок исполнения определен до 24.09.2009. Департаменту градостроительства предложено представить главе города предложения по размещению многоуровневых парковок ООО "Европарк", срок исполнения 24.09.2009.
17.12.2009 администрацией г. Красноярска в средствах массовой информации опубликовано объявление о выборе земельного участка для предстоящего строительства подземной автостоянки с комплексным благоустройством покрытия по ул. Дубровинского, 106.
17.08.2011 администрацией г. Красноярска принято постановление N 330 "Об утверждении проекта планировки и межевания исторического центра города Красноярска" (опубликовано в газете "Городские новости", N 125, 24.08.2011). Согласно данному постановлению в соответствии с Генеральным планом города Красноярска, протоколом публичных слушаний от 01.09.2010, заключением о результатах публичных слушаний по проекту планировки и межевания исторического центра города Красноярска от 03.09.2010 N 10/7040-дг - утвержден проект планировки и межевания исторического центра города Красноярска.
Согласно схеме транспортной инфраструктуры, входящей в проект - в районе жилого дома N 106 по ул. Дубровинского в г. Красноярске запланировано размещение подземного гаража-стоянки.
21.09.2011 Управлением архитектуры администрации г. Красноярска обществу на основании решения градостроительной комиссии департамента градостроительства от 07.09.2011 N 35, выдано извещение разрешающее сбор согласований по участку, расположенному по ул. Дубровинского, 106 в Центральном районе, для решения вопроса о возможности размещения подземной автостоянки с комплексным благоустройством покрытия. Срок предоставления указанных в извещении документов определен до 15.12.2011.
10.10.2011 ООО "Европарк" направило в адрес управления архитектуры администрации г. Красноярска документы, определенные в извещении, а также заявило о подготовке акта выбора земельного участка (исх. N 10/10 от 10.10.2011).
17.11.2011 руководителем Управления архитектуры администрации города Красноярска утверждена схема местонахождения земельного участка, находящегося в границах кадастрового квартала 24:50:0300279 по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, площадью 2 322 кв.м, с разрешенным использованием - место размещения подземной автостоянки с комплексным благоустройством покрытия.
06.12.2011 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок 24:50:0300279:559, с местонахождением: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, с разрешенным видом использования: место размещения подземной автостоянки с комплексным благоустройством покрытия, общей площадью 2 322 кв.м (кадастровый паспорт земельного участка от 06.12.2011 N 24ЗУ/11-203158).
20.12.2011 заместителем департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска утверждена схема (план) расположения земельного участка на территории кадастрового квартала 24:50:0300279, площадью 7 315 кв.м, находящегося по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - размещение пятидесятиэтажных домов.
Как следует из утвержденной 17.11.2011 схемы местонахождения земельного участка и схемы от 20.12.2011, земельный участок, местонахождение которого определено на схеме от 20.12.2011 имеет наложение на земельный участок, обозначенный в схеме от 17.11.2011.
22.12.2011 по заявке департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, в результате выполнения кадастровых работ по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106 был подготовлен Межевой план, предоставленный представителем департамента в орган кадастрового учета 22.05.2012, из которого следует что, на земельном участке, образованном в результате проведения кадастровых работ отсутствует какой-либо объект недвижимого имущества.
Письмом от 17.04.2012 N 1413 Управление архитектуры администрации г. Красноярска сообщило ООО "Европарк" о том, что подготовленный управлением проект распоряжения "О предварительном согласовании ООО "Европарк" места размещения объекта" - подземной автопарковки, по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106 был отклонен от согласования департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в связи с наложением выбираемого земельного участка на земельный участок площадью 11367 кв.м, занимаемый многоквартирным жилым домом по ул. Дубровинского, 106, правообладателями, которого являются собственники помещений.
18.05.2012 общество обратилось в департамент муниципального имущества с требованием о предоставлении пояснений по факту несогласования проекта распоряжения о предварительном согласовании ООО "Европарк" места размещения объекта - подземной автопарковки.
Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 15.06.2012 за N 35904 подготовлен ответ на обращение ООО "Европарк", из которого следует, что земельный участок общей площадью 3033,45 кв.м с кадастровым номером 24:50:0300279:12 сформирован в нарушение положений статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, поэтому были организованы топографо-геодезические и кадастровые работы по образованию земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом по ул. Дубровинского, 106.
Как установлено судами двух инстанций из кадастрового дела объекта недвижимости 24:50:0300279:566 следует, что данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет на основании заявления департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 22.05.2012. В деле имеется межевой план от 22.12.2011, составленный кадастровым инженером Пеньковым П.Н. по заявке департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, в результате выполнения кадастровых работ по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, а также утвержденная 20.12.2011 заместителем департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска схема (план) расположения земельного участка на территории кадастрового квартала 24:50:0300279, площадью 7 315 кв.м, находящегося по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - размещение пятидесятиэтажных домов.
Согласно протоколу от 01.06.2012 по всем видам проверки, указанным в протоколе даны положительные заключения. Решением от 01.06.2012 за N Ф24/12-2-55152 филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю было принято решение поставить на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300279:566.
В дело представлены кадастровые паспорта земельного участка с кадастровым номером 24: 50:0300279:566 за N 24/12-208526 от 17.07.2012, 24/12-159084 от 04.06.2012 с указанием местонахождения земельного участка: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, разрешенным использованием: размещение пятидесятиэтажных многоквартирных жилых домов, видом права: долевая собственность, правообладателями: собственники помещений в многоквартирном доме.
Согласно ситуационному плану земельный участок с КН24:50:0300279:566 имеет частичное наложение на земельный участок, схема расположения которого, была утверждена 17.11.2011 руководителем управления архитектуры администрации города Красноярска, находящегося в границах кадастрового квартала 24:50:0300279 по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, площадью 2322 кв.м, с разрешенным использованием - место размещения подземной автостоянки с комплексным благоустройством покрытия.
Как следует из справочной информации по объектам недвижимости Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, земельный участок с КН 24:50:0300279:559 28.04.2012 снят с учета и имеет статус аннулированный.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия департамента по формированию спорного земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300279:566 противоречат положениям земельного и градостроительного законодательства. Данные действия нарушают права и законные интересы общества, так как постановка на государственный кадастровый учет указанного участка, при наличии начатой заявителем процедуры предварительного согласования места размещения объекта (подземной парковки), является препятствием для продолжения процедуры оформления прав на земельный участок под строительство.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания незаконным ненормативного правового акта необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Данными органами осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из пункта 5 данной нормы следует, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Как установлено материалами дела, в июне 2011 года заявитель обратился в департамент градостроительства администрации города Красноярска с заявлением о выборе и предварительном согласовании земельного участка в по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Дубровинского, 106, ориентировочной площадью 3 500 кв.м под размещение подземной автостоянки с комплексным благоустройством покрытия, согласно прилагаемой схемы.
Администрация города Красноярска постановлением от 17.08.2011 N 330 утвердила проекты планировки и межевания исторического центра города Красноярска, фактически определив местонахождение земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300279:12, по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, на котором расположен многоквартирный дом, и местонахождение будущей подземной автомобильной парковки.
Обществу 21.09.2011 было выдано извещение N 14078, согласно которому, Управлением архитектуры администрации г. Красноярска, на основании решения градостроительной комиссии департамента градостроительства от 07.09.2011 N 35, разрешено производить сбор согласований по участку, расположенному по ул. Дубровинского, 106 в Центральном районе для дальнейшего решения вопроса о возможности размещения подземной автостоянки.
Письмом N 10/10 от 10.10.2011 общество представило в администрацию все документы, определенные в извещении.
После утверждения 17.11.2011 руководителем управления архитектуры администрации города Красноярска схемы местонахождения земельного участка, находящегося в границах кадастрового квартала 24:50:0300279 по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, площадью 2 322 кв.м, с разрешенным использованием - место размещения подземной автостоянки с комплексным благоустройством покрытия, на государственный кадастровый учет 06.12.2011 был поставлен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300279:559 (кадастровый паспорт земельного участка от 06.12.2011 N 24ЗУ/11-203158).
17.12.2009 администрацией города Красноярска в средствах массовой информации (газета "Городские новости" N 190) уже были опубликованы сведения о выборе земельного участка для предстоящего строительства подземной автостоянки с комплексным благоустройством покрытия по ул. Дубровинского, 106.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что какие-либо препятствия для вынесения распоряжения об утверждении акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта заявителя, отсутствовали.
20.12.2011 была утверждена схема (план) расположения земельного участка на территории кадастрового квартала 24:50:0300279, площадью 7 315 кв.м, находящегося по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - размещение пятидесятиэтажных домов, имеющего наложение на земельный участок, обозначенный в схеме от 17.11.2011, которая была положена в основу Межевого плана земельного участка, который был поставлен на кадастровый учет за номером 24:50:0300279:566.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что начатая Департаментом процедура формирования нового земельного участка на территории кадастрового квартала 24:50:0300279 была инициирована на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме по ул. Дубровинского, 106.
При таких обстоятельствах, действия департамента по формированию спорного земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300279:566 противоречат положениям вышеуказанных нормативных актов. Данные действия нарушают права и законные интересы заявителя, т.к. явились прямым основанием для отказа со стороны департамента муниципального имущества согласовать проект распоряжения администрации г. Красноярска об утверждении акта выбора и предварительного согласования места размещения подземной автомобильной парковки по ул. Дубровинского, 106.
Согласно части 10 статьи 38 Закона N 221-ФЗ образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Органом кадастрового учета не произведено проверки соответствия представленного для постановки на кадастровый учет межевого плана проекту межевания территории, утвержденному постановлением администрации города Красноярска от 17.08.2011.
С учетом изложенного, правильным является вывод судов о том, что поскольку каких-либо правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300279:566 в материалы дела не представлено, схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, утвержденная органом местного самоуправления, а впоследствии и межевой план данного земельного участка должны соответствовать по своему содержанию проекту межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа. Несоответствие межевого плана проекту межевания территории является основанием считать такой межевой план противоречащим требованиям градостроительного законодательства.
Таким образом, выводы судов двух инстанций об удовлетворении заявленных требований с учетом установленных по делу обстоятельств, являются правомерными.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 ноября 2012 года по делу N А33-13635/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Ю.ПУЩИНА
Судьи:
А.И.ЧУПРОВ
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)