Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Блиновой Л.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Транссфера" Никандрова А.С. (доверенность от 25.02.2012 N 5), рассмотрев 02.09.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транссфера" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2013 по делу N А44-8800/2012 (судьи Мурахина Н.В., Осокина Н.Н., Смирнов В.И.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Транссфера", место нахождения: 174406, Новгородская обл., Боровичский р-н, г. Боровичи, ул. Гоголя, д. 20, ОГРН 1055302039891 (далее - ООО "Транссфера", Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением об отмене предписания Отдела надзорной деятельности по Боровичскому и Любытинскому районам управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области (далее - Отдел) от 14.12.2012 N 541/1/265 в части устранения препятствий в пользовании общим имуществом.
Решением от 15.02.2013 суд удовлетворил заявленные требования.
Постановлением от 14.05.2013 апелляционная инстанция отменила решение суда первой инстанции и отказала Обществу в признании недействительным предписания Отдела.
В кассационной жалобе ООО "Транссфера", ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление апелляционной инстанции.
Податель жалобы считает, что не несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, поскольку Общество не является собственником дома N 50 по улице Московской в городе Боровичи или общего имущества данного дома, не наделено правом владения, пользования и распоряжения общим имуществом, не назначено в установленном порядке ответственным за обеспечение пожарной безопасности и не наделено полномочиями заявлять требования об устранении препятствий в пользовании общим имуществом собственников помещений.
Общество указывает, что в нарушение статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) предписание не содержит перечень действий, которые заявитель должен совершить или от совершения которых должен воздержаться.
В отзыве на кассационную жалобу Отдел просит оставить постановление апелляционного суда без изменения.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 02.09.2013 до 15 час. 45 мин.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Представители Отдела, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба с учетом ходатайства Отдела рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в период с 12.12.2012 по 14.12.2012 сотрудником Отдела на основании распоряжения от 06.12.2012 N 541 проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества с целью контроля за соблюдением требований пожарной безопасности в многоквартирном доме по адресу: г. Боровичи, Московская ул., д. 50, о чем составлен акт проверки от 14.12.2012 N 541.
В ходе указанной проверки административным органом выявлено, что на лестничных клетках и в поэтажных коридорах 1, 2 и 3-й секций устроены кладовые и подсобные помещения. Технические помещения (шахта лифта) используется для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.
В связи с этим отдел пришел к выводу о том, что Обществом нарушены подпункты "б", "к" пункта 23, пункт 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР).
По результатам проведенной проверки руководителем Отдела выдано предписание от 14.12.2012 N 541/1/265 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.11.2013.
ООО "Транссфера" оспорило указанное предписание в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, отметив, что оспариваемое предписание не содержит перечень действий, которые заявитель должен совершить или от совершения которых должен воздержаться.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, указав, что Общество является лицом, взявшим на себя обязанность по обеспечению требований противопожарной безопасности многоквартирного дома. Кроме того, апелляционный суд отметил, что содержание предписания соответствует нормативным требованиям.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Как установлено частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенного следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Одним из предусмотренных частью 2 статьи 161 ЖК РФ способов управления многоквартирным домом является непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 2.1 статьи 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 ЖК РФ.
В силу части 1.1 статьи 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, собственниками помещений в данном доме договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме с управляющей организацией собственники помещений в данном доме заключают на основании решения общего собрания указанных собственников. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Согласно пункту 1.2 статьи 164 ЖК РФ при непосредственном управлении жилым домом собственниками по договору оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме.
Подпунктом "е" пункта 11 Правил N 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 42 указанных Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с подпунктами "б" и "к" пункта 23 ППР на объектах запрещается использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов; устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.
В силу пункта 33 ППР при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
К общему имуществу в многоквартирном доме, принадлежащему собственникам помещений на праве общей долевой собственности, в силу статьи 36 ЖК РФ относятся помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в этом доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В данном случае помещения, о которых идет речь в оспариваемом предписании (лестничные клетки и шахта лифта), относятся к общему имуществу дома и используются неустановленным лицом для хранения мебели, продукции, оборудования и других предметов.
Согласно материалам дела собственниками помещений дома N 50 по Московской ул. на состоявшемся 14.02.2008 общем собрании собственников помещений многоквартирного дома выбран такой способ управления как "непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений" (лист дела 48).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что между собственниками помещений в многоквартирном доме N 50 по Московской ул. в городе Боровичи и ООО Транссфера" (исполнитель) заключен договор о возмездном оказании услуг по содержанию (техническому обслуживанию), текущему и капитальному ремонту многоквартирного дома от 01.08.2008 N 1-08/106, согласно которому исполнитель по заданию собственников помещений обязуется в течение согласованного сторонами срока за указанную в договоре плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию (техническому обслуживанию), по текущему и капитальному ремонту многоквартирного дома N 50 по Московской ул. (листы дела 44 - 46).
Принимая решение о заключении договора с ООО "Транссфера" на собрании 01.08.2008, собственники не ограничились предлагаемым перечнем услуг, поименованным в приложении N 1 к договору, и не исключили из общего содержания выполнение мер пожарной безопасности.
В силу пункта 17 Правил N 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Отсутствие такого утверждения является основанием полагать, что принимая решение о заключении договора с ООО "Транссфера", собственники дома N 50 по Московской ул. выбрали единственную организацию, с которой предполагалось заключить договор о содержании и ремонте общего имущества.
Договоров с иными организациями, взявшими на себя обязанность по содержанию и ремонту общего имущества, судам не представлено.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что предписание Отдела выданное Обществу соответствует положениям Закона N 294-ФЗ.
Кассационная инстанция считает данный вывод суда апелляционной инстанции ошибочным в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Суд первой инстанции правомерно установил, что в данном случае оспариваемое предписание не соответствует изложенным требованиям законодательства, поскольку указывает на допущенные Обществом нарушения действующего законодательства и не содержит перечень действий, которые заявитель должен совершить или от совершения которых должен воздержаться.
В связи с указанными обстоятельствами суд первой инстанции правомерно признал недействительным оспариваемое предписание Отдела.
В связи с указанными обстоятельствами постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2013 по делу N А44-8800/2012 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Новгородской области от 15.02.2013 по делу N А44-8800/2012.
Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА
Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
Л.В.БЛИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 09.09.2013 ПО ДЕЛУ N А44-8800/2012
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2013 г. по делу N А44-8800/2012
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Блиновой Л.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Транссфера" Никандрова А.С. (доверенность от 25.02.2012 N 5), рассмотрев 02.09.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транссфера" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2013 по делу N А44-8800/2012 (судьи Мурахина Н.В., Осокина Н.Н., Смирнов В.И.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Транссфера", место нахождения: 174406, Новгородская обл., Боровичский р-н, г. Боровичи, ул. Гоголя, д. 20, ОГРН 1055302039891 (далее - ООО "Транссфера", Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением об отмене предписания Отдела надзорной деятельности по Боровичскому и Любытинскому районам управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области (далее - Отдел) от 14.12.2012 N 541/1/265 в части устранения препятствий в пользовании общим имуществом.
Решением от 15.02.2013 суд удовлетворил заявленные требования.
Постановлением от 14.05.2013 апелляционная инстанция отменила решение суда первой инстанции и отказала Обществу в признании недействительным предписания Отдела.
В кассационной жалобе ООО "Транссфера", ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление апелляционной инстанции.
Податель жалобы считает, что не несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, поскольку Общество не является собственником дома N 50 по улице Московской в городе Боровичи или общего имущества данного дома, не наделено правом владения, пользования и распоряжения общим имуществом, не назначено в установленном порядке ответственным за обеспечение пожарной безопасности и не наделено полномочиями заявлять требования об устранении препятствий в пользовании общим имуществом собственников помещений.
Общество указывает, что в нарушение статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) предписание не содержит перечень действий, которые заявитель должен совершить или от совершения которых должен воздержаться.
В отзыве на кассационную жалобу Отдел просит оставить постановление апелляционного суда без изменения.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 02.09.2013 до 15 час. 45 мин.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Представители Отдела, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба с учетом ходатайства Отдела рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в период с 12.12.2012 по 14.12.2012 сотрудником Отдела на основании распоряжения от 06.12.2012 N 541 проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества с целью контроля за соблюдением требований пожарной безопасности в многоквартирном доме по адресу: г. Боровичи, Московская ул., д. 50, о чем составлен акт проверки от 14.12.2012 N 541.
В ходе указанной проверки административным органом выявлено, что на лестничных клетках и в поэтажных коридорах 1, 2 и 3-й секций устроены кладовые и подсобные помещения. Технические помещения (шахта лифта) используется для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.
В связи с этим отдел пришел к выводу о том, что Обществом нарушены подпункты "б", "к" пункта 23, пункт 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР).
По результатам проведенной проверки руководителем Отдела выдано предписание от 14.12.2012 N 541/1/265 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.11.2013.
ООО "Транссфера" оспорило указанное предписание в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, отметив, что оспариваемое предписание не содержит перечень действий, которые заявитель должен совершить или от совершения которых должен воздержаться.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, указав, что Общество является лицом, взявшим на себя обязанность по обеспечению требований противопожарной безопасности многоквартирного дома. Кроме того, апелляционный суд отметил, что содержание предписания соответствует нормативным требованиям.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Как установлено частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенного следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Одним из предусмотренных частью 2 статьи 161 ЖК РФ способов управления многоквартирным домом является непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 2.1 статьи 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 ЖК РФ.
В силу части 1.1 статьи 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, собственниками помещений в данном доме договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме с управляющей организацией собственники помещений в данном доме заключают на основании решения общего собрания указанных собственников. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Согласно пункту 1.2 статьи 164 ЖК РФ при непосредственном управлении жилым домом собственниками по договору оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме.
Подпунктом "е" пункта 11 Правил N 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 42 указанных Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с подпунктами "б" и "к" пункта 23 ППР на объектах запрещается использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов; устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.
В силу пункта 33 ППР при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
К общему имуществу в многоквартирном доме, принадлежащему собственникам помещений на праве общей долевой собственности, в силу статьи 36 ЖК РФ относятся помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в этом доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В данном случае помещения, о которых идет речь в оспариваемом предписании (лестничные клетки и шахта лифта), относятся к общему имуществу дома и используются неустановленным лицом для хранения мебели, продукции, оборудования и других предметов.
Согласно материалам дела собственниками помещений дома N 50 по Московской ул. на состоявшемся 14.02.2008 общем собрании собственников помещений многоквартирного дома выбран такой способ управления как "непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений" (лист дела 48).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что между собственниками помещений в многоквартирном доме N 50 по Московской ул. в городе Боровичи и ООО Транссфера" (исполнитель) заключен договор о возмездном оказании услуг по содержанию (техническому обслуживанию), текущему и капитальному ремонту многоквартирного дома от 01.08.2008 N 1-08/106, согласно которому исполнитель по заданию собственников помещений обязуется в течение согласованного сторонами срока за указанную в договоре плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию (техническому обслуживанию), по текущему и капитальному ремонту многоквартирного дома N 50 по Московской ул. (листы дела 44 - 46).
Принимая решение о заключении договора с ООО "Транссфера" на собрании 01.08.2008, собственники не ограничились предлагаемым перечнем услуг, поименованным в приложении N 1 к договору, и не исключили из общего содержания выполнение мер пожарной безопасности.
В силу пункта 17 Правил N 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Отсутствие такого утверждения является основанием полагать, что принимая решение о заключении договора с ООО "Транссфера", собственники дома N 50 по Московской ул. выбрали единственную организацию, с которой предполагалось заключить договор о содержании и ремонте общего имущества.
Договоров с иными организациями, взявшими на себя обязанность по содержанию и ремонту общего имущества, судам не представлено.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что предписание Отдела выданное Обществу соответствует положениям Закона N 294-ФЗ.
Кассационная инстанция считает данный вывод суда апелляционной инстанции ошибочным в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Суд первой инстанции правомерно установил, что в данном случае оспариваемое предписание не соответствует изложенным требованиям законодательства, поскольку указывает на допущенные Обществом нарушения действующего законодательства и не содержит перечень действий, которые заявитель должен совершить или от совершения которых должен воздержаться.
В связи с указанными обстоятельствами суд первой инстанции правомерно признал недействительным оспариваемое предписание Отдела.
В связи с указанными обстоятельствами постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2013 по делу N А44-8800/2012 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Новгородской области от 15.02.2013 по делу N А44-8800/2012.
Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА
Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
Л.В.БЛИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)