Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Тарасовой О.А. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Региональные эксплуатационные системы - 12 плюс" Узорова Е.А. по доверенности от 01.01.2013, от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области Филичева В.И. по доверенности от 25.01.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Региональные эксплуатационные системы - 12 плюс" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 января 2013 года по делу N А13-11695/2012 (судья Мамонова А.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Региональные эксплуатационные системы - 12 плюс"; юридический адрес: город Вологда, улица Гагарина, дом 82; местонахождение: город Вологда, улица Костромская, дом 4; основной государственный регистрационный номер 1083525007829 (далее - ООО "УК "РЭС-12+", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области (далее - Управление) о признании недействительным предписания от 14.09.2012 N 425/816-04-01 о прекращении нарушений прав потребителей в части пункта 2 и абзаца второго пункта 3.
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и требования удовлетворить. Указывают, что управляющая компания не обладает правом в одностороннем порядке вносить изменения в договор управления многоквартирным домом; действующее законодательство не содержит норм, запрещающих управляющей организации расторгнуть договор управления в одностороннем порядке.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, специалистом-экспертом отдела по надзору в сфере защиты прав потребителей Управления на основании распоряжения от 24.08.2012 N 744-з в редакции распоряжения от 30.08.2012 N 803-з проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований в сфере защиты прав потребителей, по результатам которой оформлен акт от 14.09.2012 N 816-04-01 и выдано предписание от 14.09.2012 N 425/816-04-01 о прекращении нарушений прав потребителей.
Согласно пункту 2 предписания ООО "УК "РЭС-12+" обязано привести в соответствие со статьями 8, 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, договоры управления, заключаемые ООО "УК "РЭС-12+" с потребителями, с указанием информации: об исполнителе (ООО "УК "РЭС-12+"); о размерах тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены; информации о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета; о показателях качества коммунальных услуг, информации о Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354; наименовании, адресе и телефонах органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 предписания Общество обязано обеспечить в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, Законом РФ "О защите прав потребителей" заключение договоров с потребителями без условий, ущемляющих права потребителей, в частности, условий о расторжении договора управления многоквартирным домом в одностороннем порядке по инициативе управляющей организации.
Общество не согласилось с предписанием Управления в указанной части и обратилось в арбитражный суд.
Суд отказал в удовлетворении требований, правомерно руководствуясь при этом следующим.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах), указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.
Согласно статье 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
В силу пункта 7 Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный в письменной форме, должен соответствовать положениям настоящих Правил и может содержать особенности исполнения такого договора в случаях и пределах, предусмотренных настоящими Правилами.
В соответствии с подпунктом "п" пункта 31 Правил исполнитель обязан предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию:
- сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;
- адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;
- размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;
- информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета;
- порядок и форма оплаты коммунальных услуг;
- показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах;
- сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;
- наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил.
Правила вступили в силу с 1 сентября 2012 года и являются обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В ходе проверки установлено и не оспаривается Обществом, что в договорах управления многоквартирным домом от 11.11.2011 с потребителями Крутиновой Г.Г., Игрениным А.В., Межаковой А.М., Денежкиным Е.В., Синицыным Е.В., Ковалевым А.В. Козловой Н.Ф., Шиловой Л.А., Сапоговым А.М., Бесчестниковой Л.Г., отсутствует информация о режиме работы ООО "УК "РЭС-12+", адрес сайта общества в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых ООО "УК "РЭС-12+" в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе; о размерах тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены; информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета; о показателях качества коммунальных услуг, информации о Правилах; наименование, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод Общества о том, что управляющая компания не наделена правом вносить изменения в договор управления.
В соответствии с частью 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с частью 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Возможность изменения договора по соглашению сторон предусмотрена пунктом 5.1 договоров управления, заключенных ООО "УК "РЭС-12+".
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
В пунктах 7.1 - 7.3 договоров управления, заключаемых ООО "УК "РЭС-12+" предусмотрено, что решение об организации общих собраний собственников помещений принимается собственником помещения.
На основании изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что управляющая организация обязана довести информацию о необходимости включения в договор условий, предусмотренных Правилами, а собственники помещений - рассмотреть этот вопрос на общем собрании годовом либо внеочередном.
Довод заявителя о неисполнимости пункта 2 предписания со ссылкой на то, что Обществу предписано внести изменения в договоры управления, а не довести до собственников жилых помещений информацию о необходимости включения в договоры определенных условий, правомерно отклонен судом первой инстанции. По смыслу пункта 2 предписания от Общества требуется произвести все необходимые действия для приведения договоров управления в соответствие с указанными в нем нормативными актами.
Управлением установлено, что в договоры управления многоквартирным домом от 11.11.2011 с потребителями Крутиновой Г.Г., Игрениным А.В., Межаковой А.М., Денежкиным Е.В., Синицыным Е.В., Ковалевым А.В. Козловой Н.Ф., Шиловой Л.А., Сапоговым А.М., Бесчестниковой Л.Г. ООО "УК "РЭС-12+" включило условия, ущемляющие права потребителей, а именно: п. 6.2 договора устанавливает право ООО "УК "РЭС-12+" расторгнуть договор управления многоквартирным домом в одностороннем порядке по инициативе управляющей организации.
В абзаце третьем пункта 6.2 договора определено, что договор может быть расторгнут в одностороннем порядке по инициативе управляющей организации, с обязательным уведомлением собственника об этом не позднее чем за 2 месяца, либо если многоквартирный дом в силу обстоятельств, за которые управляющая компания не отвечает, окажется в состоянии, непригодном для использования по назначению.
Согласно части 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий недопустимы.
Согласно пункту 1 статьи 450 ГК РФ расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено указанным Кодексом, другими законами или договором.
В силу статьи 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Учитывая, что отсутствие управления многоквартирным домом может повлечь крайне неблагоприятные последствия для собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме, а для заключения договора управления с другой управляющей организацией двух месяцев может оказаться недостаточно, условие договора управления о расторжении договора в одностороннем порядке противоречит требованию части 1 статьи 161 ЖК РФ об обеспечении управлением многоквартирным домом благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
С учетом изложенного действующее законодательство не предусматривает возможность одностороннего расторжения договора управления общим имуществом многоквартирного дома по инициативе управляющей организации.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 января 2013 года по делу N А13-11695/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Региональные эксплуатационные системы - 12 плюс" - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.03.2013 ПО ДЕЛУ N А13-11695/2012
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2013 г. по делу N А13-11695/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Тарасовой О.А. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Региональные эксплуатационные системы - 12 плюс" Узорова Е.А. по доверенности от 01.01.2013, от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области Филичева В.И. по доверенности от 25.01.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Региональные эксплуатационные системы - 12 плюс" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 января 2013 года по делу N А13-11695/2012 (судья Мамонова А.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Региональные эксплуатационные системы - 12 плюс"; юридический адрес: город Вологда, улица Гагарина, дом 82; местонахождение: город Вологда, улица Костромская, дом 4; основной государственный регистрационный номер 1083525007829 (далее - ООО "УК "РЭС-12+", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области (далее - Управление) о признании недействительным предписания от 14.09.2012 N 425/816-04-01 о прекращении нарушений прав потребителей в части пункта 2 и абзаца второго пункта 3.
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и требования удовлетворить. Указывают, что управляющая компания не обладает правом в одностороннем порядке вносить изменения в договор управления многоквартирным домом; действующее законодательство не содержит норм, запрещающих управляющей организации расторгнуть договор управления в одностороннем порядке.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, специалистом-экспертом отдела по надзору в сфере защиты прав потребителей Управления на основании распоряжения от 24.08.2012 N 744-з в редакции распоряжения от 30.08.2012 N 803-з проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований в сфере защиты прав потребителей, по результатам которой оформлен акт от 14.09.2012 N 816-04-01 и выдано предписание от 14.09.2012 N 425/816-04-01 о прекращении нарушений прав потребителей.
Согласно пункту 2 предписания ООО "УК "РЭС-12+" обязано привести в соответствие со статьями 8, 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, договоры управления, заключаемые ООО "УК "РЭС-12+" с потребителями, с указанием информации: об исполнителе (ООО "УК "РЭС-12+"); о размерах тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены; информации о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета; о показателях качества коммунальных услуг, информации о Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354; наименовании, адресе и телефонах органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 предписания Общество обязано обеспечить в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, Законом РФ "О защите прав потребителей" заключение договоров с потребителями без условий, ущемляющих права потребителей, в частности, условий о расторжении договора управления многоквартирным домом в одностороннем порядке по инициативе управляющей организации.
Общество не согласилось с предписанием Управления в указанной части и обратилось в арбитражный суд.
Суд отказал в удовлетворении требований, правомерно руководствуясь при этом следующим.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах), указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.
Согласно статье 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
В силу пункта 7 Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный в письменной форме, должен соответствовать положениям настоящих Правил и может содержать особенности исполнения такого договора в случаях и пределах, предусмотренных настоящими Правилами.
В соответствии с подпунктом "п" пункта 31 Правил исполнитель обязан предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию:
- сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;
- адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;
- размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;
- информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета;
- порядок и форма оплаты коммунальных услуг;
- показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах;
- сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;
- наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил.
Правила вступили в силу с 1 сентября 2012 года и являются обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В ходе проверки установлено и не оспаривается Обществом, что в договорах управления многоквартирным домом от 11.11.2011 с потребителями Крутиновой Г.Г., Игрениным А.В., Межаковой А.М., Денежкиным Е.В., Синицыным Е.В., Ковалевым А.В. Козловой Н.Ф., Шиловой Л.А., Сапоговым А.М., Бесчестниковой Л.Г., отсутствует информация о режиме работы ООО "УК "РЭС-12+", адрес сайта общества в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых ООО "УК "РЭС-12+" в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе; о размерах тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены; информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета; о показателях качества коммунальных услуг, информации о Правилах; наименование, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод Общества о том, что управляющая компания не наделена правом вносить изменения в договор управления.
В соответствии с частью 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с частью 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Возможность изменения договора по соглашению сторон предусмотрена пунктом 5.1 договоров управления, заключенных ООО "УК "РЭС-12+".
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
В пунктах 7.1 - 7.3 договоров управления, заключаемых ООО "УК "РЭС-12+" предусмотрено, что решение об организации общих собраний собственников помещений принимается собственником помещения.
На основании изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что управляющая организация обязана довести информацию о необходимости включения в договор условий, предусмотренных Правилами, а собственники помещений - рассмотреть этот вопрос на общем собрании годовом либо внеочередном.
Довод заявителя о неисполнимости пункта 2 предписания со ссылкой на то, что Обществу предписано внести изменения в договоры управления, а не довести до собственников жилых помещений информацию о необходимости включения в договоры определенных условий, правомерно отклонен судом первой инстанции. По смыслу пункта 2 предписания от Общества требуется произвести все необходимые действия для приведения договоров управления в соответствие с указанными в нем нормативными актами.
Управлением установлено, что в договоры управления многоквартирным домом от 11.11.2011 с потребителями Крутиновой Г.Г., Игрениным А.В., Межаковой А.М., Денежкиным Е.В., Синицыным Е.В., Ковалевым А.В. Козловой Н.Ф., Шиловой Л.А., Сапоговым А.М., Бесчестниковой Л.Г. ООО "УК "РЭС-12+" включило условия, ущемляющие права потребителей, а именно: п. 6.2 договора устанавливает право ООО "УК "РЭС-12+" расторгнуть договор управления многоквартирным домом в одностороннем порядке по инициативе управляющей организации.
В абзаце третьем пункта 6.2 договора определено, что договор может быть расторгнут в одностороннем порядке по инициативе управляющей организации, с обязательным уведомлением собственника об этом не позднее чем за 2 месяца, либо если многоквартирный дом в силу обстоятельств, за которые управляющая компания не отвечает, окажется в состоянии, непригодном для использования по назначению.
Согласно части 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий недопустимы.
Согласно пункту 1 статьи 450 ГК РФ расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено указанным Кодексом, другими законами или договором.
В силу статьи 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Учитывая, что отсутствие управления многоквартирным домом может повлечь крайне неблагоприятные последствия для собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме, а для заключения договора управления с другой управляющей организацией двух месяцев может оказаться недостаточно, условие договора управления о расторжении договора в одностороннем порядке противоречит требованию части 1 статьи 161 ЖК РФ об обеспечении управлением многоквартирным домом благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
С учетом изложенного действующее законодательство не предусматривает возможность одностороннего расторжения договора управления общим имуществом многоквартирного дома по инициативе управляющей организации.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 января 2013 года по делу N А13-11695/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Региональные эксплуатационные системы - 12 плюс" - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)