Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.12.2013 ПО ДЕЛУ N А56-26092/2013

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2013 г. по делу N А56-26092/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б.Семеновой
судей О.И.Есиповой, Л.В.Зотеевой
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (уведомлен)
от ответчика (должника): представителя Г.А.Егорова (доверенность от 26.12.2012)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21948/2013) Управления ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по городу Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2013 по делу N А56-26092/2013 (судья Н.Г.Соколова), принятое
по иску (заявлению) ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района" (193315, Санкт-Петербург, ул. Народная, д. 47, корп. 4, ОГРН 1089847179950) (далее - Общество, ООО "ЖКС N 1") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (191025, Санкт-Петербург, ул. Стремянная, д. 19) (далее - Управление) от 10.04.2013 N Ю 78-03-03-590 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 18.09.2013 заявление Общества удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление в поданной апелляционной жалобе просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Общества. По мнению подателя жалобы, в действиях Общества имеется и подтверждается представленными доказательствами состав вменяемого правонарушения - не доведение до потребителя достоверной и необходимой информации относительно площадей дома, соответствующей его техническому паспорту.
В судебное заседание представитель Общества, уведомленного о месте и времени судебного разбирательства, не явился, от Общества в суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Прокуратуру Красногвардейского района поступило заявление жильца дома N 1, корп. 1, лит. М, по Товарищескому пр. в Санкт-Петербурге, связанное с нарушениями правил предоставления коммунальных услуг, допущенными ООО "ЖКС N 1".
Заявление было передано для рассмотрения в Управление, которое определением от 04.04.2013 N 78-03-03-238-А/Р-13-1 возбудило дело об административном правонарушении по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ (л.д. 30).
В тот же день 04.04.2013 Управлением был составлен в отношении Общества протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.7 КоАП РФ, N Ю78-03-03-238-А/Р-13-1 (л.д. 31-34). Протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ в материалы дела не представлен.
Постановлением от 10.04.2013 N Ю78-03-03-590 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, с назначением наказания в виде наложения штрафа в размере 10000 руб. (л.д. 6-9). Обществу вменяется нарушение права потребителя на получение достоверной информации по площадям дома, не соответствующей техническому паспорту на проверяемый жилой дом, что отражено в платежных документах за декабрь 2012 - январь 2013 и является нарушением требований статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), статьи 155 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правил N 354).
Не согласившись, с указанным постановлением, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выявленные Управлением правонарушения (по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ и по статье 14.7 КоАП РФ) совершены в результате одного действия, в связи с чем указал, что в силу части 2 статьи 4.4 КоАП РФ наказание подлежит назначению в пределах статьи 14.7 КоАП РФ, санкцией которой установлено более строгое наказание.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Объективную сторону данного административного правонарушения образуют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
Под потребителем в силу Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) понимается, гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 8 Закона N 2300-1, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 10 Закона N 2300-1).
В силу статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 6.2.).
Согласно пункту 69 Правил N 354 в платежном документе указываются, в том числе:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов;
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведенных исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований.
В ходе административного расследования административным органом установлено, что:
- - начисление платы по статье "отопление (инд. потребление)" в декабре 2012 года, в январе 2013 года произведено Обществом следующим образом: количество Гкал по показаниям ПУ x S квартиры/общую площадь дома (22365 кв. м) x тариф;
- - начисление платы по статье "отопление (общед. нужды)" в декабре 2012 года, январе 2013 года произведено следующим образом: количество Гкал по показаниям ПУ x S квартиры/общую площадь дома (22365 кв. м) x тариф;
- - начисление платы по статье "горячее водоснабжение (общед. нужды)" в декабре 2012 года, в январе 2013 года произведено следующим образом: Объем куб. м, потребленный по общед. прибору - объем, потребленный в квартирах по нормативу - объем, потребленный по квартирн. приборам x площадь квартиры/площадь жилых и нежилых помещений (20720 кв. м) x тариф.
Из представленного Обществом технического паспорта следует, что общая площадь дома N 1, корпус 1, лит. М по Товарищескому проспекту составляет 16552,3 кв. м. Однако, при начислении платы по статьям: "отопление (инд. потребл.)", "отопление (общед. нужды)", "горячее водоснабжение (общед. нужды)" в платежные документы за декабрь 2012 г., январь 2013 г. расчет по формулам проводился с учетом общей площади дома в размере 22365 кв. м, площади жилых и нежилых помещений в размере 20720 кв. м.
Судом первой инстанции установлено, что в результате проведенного Управлением административного расследования на основании протокола об административном правонарушении N Ю78-03-03-238-А/Р-13-1 Общество привлечено к административной ответственности за совершение двух административных правонарушений: по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, а также по статье 14.7 КоАП РФ - за обман потребителя при начислении платы за предоставленные коммунальные услуги по площадям дома, не соответствующим данным технического паспорта, а также за неправомерное начисление платы за уборку и санитарную очистку земельного участка, не относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2013 по делу N А56-26100/2013 отказано в удовлетворении заявления Общества об оспаривании постановления Управления от 10.04.2013 N Ю78-03-03-591 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 КоАП РФ, суд посчитал установленным состав вменяемого правонарушения - обман потребителя при начислении платы за предоставленные коммунальные услуги.
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ, признал, что административные правонарушения (их события) допущены Обществом в результате совершения одного действия (бездействия), в связи с чем назначенное Обществу административное наказание по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ является незаконным.
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
В соответствии с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В данном случае нарушения, образующие события административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 14.8 и статьей 14.7 КоАП РФ, были допущены Обществом в результате одного бездействия - неисполнения требований законодательства при начислении платы за коммунальные услуги.
С учетом изложенных норм суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в данном случае административное наказание подлежит назначению в соответствии с санкцией статьи 14.7 КоАП РФ, предусматривающей более строгое наказание, то есть назначенное Обществу наказание по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ не соответствует положениям КоАП РФ.
Кроме того, апелляционный суд считает недоказанным наличие события вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает несостоятельным довод административного органа о предоставлении Обществом недостоверной информации о площадях дома, фактически в данном случае Общество неправомерно произвело исчисление платы за предоставленные коммунальные услуги, исходя из суммы площадей дома N 1, корп. 1, лит. М, по Товарищескому пр. и дома N 1, корп. 1, лит. Н, по Товарищескому пр. в Санкт-Петербурге, в счетах на оплату услуг Общество указало использованные при расчетах сведения о суммарной площади двух домов, соответствующие данным технических паспортов на них.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события вменяемого Обществу правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем на основании части 2 статьи 211 АПК РФ суд правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Управления.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 сентября 2013 года по делу N А56-26092/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА

Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Л.В.ЗОТЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)