Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 05.04.2013 ПО ДЕЛУ N А19-13227/2012

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2013 г. N А19-13227/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 1 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Платова Н.В., Скубаева А.И.,
при участии в открытом судебном заседании 25, 28 марта 2013 года и 1 апреля 2013 года представителей: открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" Николаевой Юлии Александровны (доверенность N юр-82 от 17.04.2012), общества с ограниченной ответственностью "Прибайкальская электросетевая компания" Смага Елены Викторовны (доверенность от 09.01.2013), товарищества собственников жилья "Молодежное" Касперович Станислава Евгеньевича (доверенность от 27.11.2012),
рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 сентября 2012 года по делу N А19-13227/2012 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции: Ибрагимова С.Ю.; суд апелляционной инстанции: Оширова Л.В., Куклин О.А., Стрелков А.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Прибайкальская электросетевая компания" (ОГРН 1093827000519, место нахождения: п. Молодежный Иркутского района Иркутской области, далее - ООО "ПЭСК") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, место нахождения: г. Иркутск, далее - ОАО "ИЭСК") о взыскании 1 557 304 рублей 27 копеек основного долга.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья "Молодежное" (ОГРН 1023802456303, место нахождения: п. Молодежный Иркутского района Иркутской области, далее - ТСЖ "Молодежное").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 сентября 2012 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2012 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО "ИЭСК" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, по делу принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы просит проверить законность и обоснованность оспариваемых судебных актов в связи с нарушением судами норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам спора.
По мнению ОАО "ИЭСК", выводы арбитражных судов о том, что ТСЖ "Молодежное" не является потребителем, приравненным к категории "население", противоречат материалам дела и положениям пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2011 N 1178.
Ответчик указывает на оплату истцом услуг по передаче электроэнергии по одноставочному тарифу, что подтверждается представленными в дело платежными поручениями. Ответчик полагает, что он обладает правом выбора тарифа для расчета за оказанные услуги по передаче электрической энергии, которое ответчиком реализовано путем направления истцу писем исх. N 002-05/162 от 17.02.2012, N 002-05/187 от 29.02.2012 о выборе одноставочного тарифа.
В отзывах на кассационную жалобу ООО "ПЭСК" и ТСЖ "Молодежное" против доводов заявителя возразили, указав на их несостоятельность, просили принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Присутствующие в судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
При рассмотрении дела Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялись перерывы с 25 марта 2013 года до 28 марта 2013 года и до 1 апреля 2013 года, о чем сделаны публичные извещения, размещенные в сети Интернет на сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа www.fasvso.arbitr.ru.
После перерыва в судебном заседании участвовали вышеуказанные представители лиц, участвующих в деле.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено арбитражными судами, целью уставной деятельности ООО "Прибайкальская электросетевая компания" (истец) является оказание услуг по передаче электрической энергии и взаимосвязанными с этим процессами гражданам и юридическим лицам.
С 2009 года на основании договора аренды с ТСЖ "Молодежное" истец владеет объектами электросетевого хозяйства, имеющими технологическое присоединение по линии 10 кВ к сетям ОАО "ИЭСК".
Между истцом и ответчиком отсутствует договор на оказание услуг по передаче электрической энергии и истец с 2009 года получал оплату за фактически оказанные услуги, исходя из величины заявленной мощности и объема электрической энергии, переданной ответчикам потребителям с учетом двухставочного тарифа, установленного приказами Службой по тарифам Иркутской области.
Частичная оплата ответчиком оказанных ООО "ПЭСК" в январе - июле 2012 года услуг по передаче электрической энергии в размере одноставочного тарифа при начислении их истцом по двухставочному тарифу с учетом приказа Службы по тарифам Иркутской области от 29.12.2011 N 273-спр "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии с 01.01.2012" послужило основанием для предъявления настоящего иска.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражные суды исходили из того, что истец и ответчик являются смежными сетевыми организациями, следовательно, ОАО "ИЭСК" не является субъектом, имеющим в соответствии с действующим законодательством по энергоснабжению, право выбора варианта тарифа для оплаты услуг по передаче электрической энергии.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанции, в силу следующих обстоятельств.
Обращение в суд с иском о взыскании стоимости оказанных услуг по передаче электрической энергии обусловлено тем, что ответчиком - сетевой организацией (держатель котла) не в полном объеме оплачена услуга смежной сетевой организации, к сетям которой присоединен потребитель электрической энергии.
Разногласия при исчислении размера задолженности за оказанные услуги по передаче ресурса касаются разногласий по применению варианта тарифа.
Истец полагает, что при расчете за оказанные услуги должен быть применен двухставочный тариф, а ответчик - одноставочный тариф.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что в спорных правоотношениях подлежит применению двухставочный тариф.
Данные выводы судов являются необоснованными, поскольку сделаны судами без исследования обстоятельств, имеющих значение для рассматриваемого спора.
Судами установлено, что истец с 2009 года получал от ответчика оплату за фактически оказанные услуги исходя из величины заявленной мощности и объема электрической энергии, переданной ответчиком потребителям с учетом двухставочного тарифа, установленного приказами Службы по тарифам Иркутской области.
Истец в январе - июле 2012 года оказал ответчику услуги по передаче электрической энергии на сумму 1 557 304 рубля 27 копеек, что подтверждается актами об оказании услуг по передаче электрической энергии. Стоимость за оказанные услуги была определена по двухставочному тарифу, утвержденному приказом Службы по тарифам Иркутской области от 29.12.2011 N 273-спр "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии с 1 января 2012 года".
Согласно названному приказу было установлено два варианта тарифа для расчетов за услуги по передаче электрической энергии ОАО "Иркутская электросетевая компания" с иными территориальными сетевыми организациями, в том числе и с ООО "Прибайкальская электросетевая компания" - одноставочный и двухставочный, состоящий из ставки за содержание электрических сетей и ставки на оплату технологического расхода (потерь).
В соответствии со статьями 9 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Из статьи 781 названного Кодекса следует, что возникновение обязанности заказчика по оплате услуг обусловлено фактом оказания услуг исполнителем.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственному регулированию, в частности, подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям.
Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных статьей 21 Федерального закона "Об электроэнергетике", Постановлением от 29.12.2011 N 1178 утвердило Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования). Указанное постановление опубликовано 23.01.2012, вступило в законную силу с 31.01.2012.
В соответствии с абзацами 10 - 14 Основ ценообразования (в редакции по состоянию на 29.12.2011) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов утверждают цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, для категории потребителей, относящихся к населению, в расчете на 1 киловатт-час без дифференциации по уровням напряжения.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в отношении иных категорий потребителей устанавливаются одновременно в 2 вариантах:
- двухставочная цена (тариф) в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях, а начиная с 01.01.2013 к указанной ставке применяется понижающий коэффициент 0,9 в случае применения величины технологического расхода (потерь) электрической энергии исходя из прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) на соответствующий расчетный период регулирования в соответствии с абзацем пятым настоящего пункта;
- одноставочная цена (тариф) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях.
Одноставочная цена (тариф) определяется на основе ставок в соответствии с абзацем двенадцатым настоящего пункта и рассчитывается в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Абзацем 15 пункта 81 Основ ценообразования предусмотрено, что для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, потребители (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей, потребителей, энергопринимающие устройства которых непосредственно присоединены к переданным по согласованию в установленном порядке с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в аренду территориальным сетевым организациям объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, или гарантирующих поставщиков (энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций), действующих в интересах указанных потребителей), гарантирующие поставщики (энергосбытовые организации, энергоснабжающие организациями) самостоятельно выбирают вариант тарифа на период регулирования путем направления письменного уведомления в сетевую организацию в течение одного месяца со дня официального опубликования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении соответствующих цен (тарифов). При этом выбранный вариант тарифа для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии со дня введения в действие указанных тарифов.
Расчеты за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, с потребителями, энергопринимающие устройства которых непосредственно присоединены к переданным по согласованию в установленном порядке с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в аренду территориальным сетевым организациям объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, или гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями, энергоснабжающими организациями), действующими в интересах указанных потребителей, производятся по двухставочному тарифу на услуги по передаче электрической энергии (абзац 16 пункта 81 Основ ценообразования).
При отсутствии указанного уведомления расчеты за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон, производятся по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования. В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон (абзац 17 Основ ценообразования).
Учитывая положения Основ ценообразования, при которых осуществляется применение того или иного варианта тарифа, правом выбора тарифа обладают потребители, за исключением:
- - населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей;
- - потребителей, энергопринимающие устройства которых непосредственно присоединены к переданным по согласованию в установленном порядке с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в аренду территориальным сетевым организациям объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть;
- - гарантирующих поставщиков, действующих в интересах указанных потребителей.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Молодежное" является потребителем электрической энергии по договору с гарантирующим поставщиком, по условиям которого электрическая энергия опосредованного поступает таким потребителям как население и прочие потребители. В материалы дела не представлены приложения к договору, заключенному ТСЖ "Молодежное" с гарантирующим поставщиком, которые содержат в себе сведения о данных потребителях электрической энергии и сведений о приборах учета, которые участвуют в процессе определения количества электрической энергии, поступившей этим потребителям.
Поскольку такой потребитель как население не наделено правом выбора тарифа для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии, то и ТСЖ "Молодежное", заключившее договор с поставщиком электрической энергии в целях передачи ее населению, не может обладать правом на выбор тарифа в отношении той части энергии, которая непосредственно используется населением.
Следовательно, выводы судов обеих инстанций о наличии у истца права на взыскание стоимости услуг по передаче электрической энергии ТСЖ "Молодежное" с применением двухставочного тарифа в отношении всего объема переданной электрической энергии являются неправомерными.
Учитывая, что при рассмотрении спора судами обеих инстанций допущено неправильное применение норм материального права, решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 сентября 2012 года по делу N А19-13227/2012 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 20012 года по тому же делу подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
При новом рассмотрении арбитражному суду следует включить в предмет судебного исследования вопросы, связанные с определением количества электрической энергии потребленной населением в спорный период, за который предъявлено требование о взыскании стоимости оказанных услуг по передаче электроэнергии, и определением стоимости услуги с учетом положений абзаца 10 Основ ценообразования. Кроме того, суду следует разрешить вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 сентября 2012 года по делу N А19-13227/2012 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2012 года по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.М.СОКОЛОВА

Судьи:
Н.В.ПЛАТОВ
А.И.СКУБАЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)