Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 22.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-6159

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 июля 2013 г. по делу N 33-6159


Судья Глинских В.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Першиной Л.В., судей Фомина В.И., Пьянкова Д.А., при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 22 июля 2013 г. дело по апелляционной жалобе ООО "Управляющая компания "Пашийские теплосети" на решение Горнозаводского районного суда Пермского края от 27.03.2013 года, которым постановлено:
"Требования прокурора Горнозаводского района Пермского края удовлетворить. Обязать общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Пашийские теплосети" производить начисления платы за отопление жителям п. Пашия Горнозаводского района Пермского края в соответствии с действующим законодательством равномерно за все расчетные месяцы календарного года. Обязать общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Пашийские теплосети" произвести перерасчет платы за отопление жителям п. Пашия Горнозаводского района Пермского края за период с 01.09.2012 года по 31.12.2012 года".
Заслушав доклад судьи Фомина В.И., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Прокурор Горнозаводского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о возложении обязанности на ООО "Управляющая компания "Пашийские теплосети" (далее - ООО "УК "ПТС") производить начисление платы за отопление в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации равномерно за все расчетные месяцы календарного года, произвести перерасчет платы за отопление жителям п. Пашия за период с 01.09.2012 года по 31.12.2012 года. Заявленные требования мотивированы тем, что ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей коммунальную услугу - отопление населению и организациям п. Пашия, является ООО "УК "ПТС". Поставка тепловой энергии для отопления жилищного фонда п. Пашия осуществляется с четырех котельных, переданных в аренду ООО "УК "ПТС". Квитанции на оплату тепловой энергии ООО "УК "ПТС" предъявляет жителям 58 домов п. Пашия (многоквартирные дома и частный сектор). В период до 01.09.2012 года, т.е. до вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354, ООО "УК "ПТС" производило начисление платы за отопление в течение календарного года равными платежами. В период с 01.09.2012 года по настоящее время ООО "УК "ПТС" производит начисление платы за коммунальную услугу (отопление) населению за время фактического предоставления коммунальной услуги в период отопительного периода (8 месяцев). Применяемый ООО "УК "ПТС" порядок начисления платы за отопление противоречит действующему законодательству. До 01.09.2012 года на территории РФ действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", которые предусматривали порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 года N 857 "Об особенностях применения 13 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов применяются в 2012-2014 годах с учетом особенностей, установленных данным Постановлением, в том числе органам государственной власти субъектов РФ до 15.09.2012 года разрешено принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307. Постановлением Правительства Пермского края от 14.09.2012 года N 869-п "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению" установлено, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Пермского края применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012 года. Таким образом, применяемый ООО "УК "ПТС" порядок расчета платы за коммунальную услугу - отопление исходя из фактического предоставления коммунальной услуги в период отопительного периода (8 месяцев) не соответствует действующему на данный момент законодательству РФ, тем самым нарушаются права граждан - жителей п. Пашия, потребителей коммунальной услуги, предоставляемой ответчиком.
В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Представитель третьего лица ОАО "Пермэнергосбыт" в судебное заседание не явился.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО "УК "ПТС" просит решение суда отменить. Считают, что данное решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Приводят доводы о том, что с 01.09.2012 года на территории РФ введены в действие новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354. При этом п. 6 указанных Правил установлено, что при расчете платы за отопление применяются положения Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам". Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 года, установлены соответствующие формулы начисления платы за отопление. Кроме этого в них указано, что в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год, размер платы за отопление определяется по нормативам. Постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2006 года "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" установлено, что расчет норматива потребления тепла производится по количеству месяцев отопительного периода. Применение иного порядка расчета нормативов для определения ежемесячной платы за отопление не предусмотрено законодательством, поэтому плата за отопление должна начисляться и взиматься в течение отопительного периода, а не равномерно распределяться на 12 месяцев. Изданием постановления N 857 от 27.08.2012 года Правительство РФ превысило свои полномочия, а изданием Постановления N 869-п от 14.09.2012 года Правительство Пермского края незаконно расширило установленный перечень вопросов, находящихся в ведении субъекта РФ. Принятое в Пермском крае Постановление N 869-п от 14.09.2012 года противоречит действующему законодательству. Переход на новый порядок оплаты расчетов не нарушает права граждан и не влечет за собой необоснованного увеличения платы за отопление. Отопительный период начинается не с 01 января календарного года, а с момента издания органами местного самоуправления актов о начале отопительного периода. Принятие решения о начислении платы за отопление исходя из количества месяцев календарного года нарушит права граждан проживающих в домах, где установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии. Применение различного порядка начисления платы за коммунальные услуги действующим законодательством не предусмотрено.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Горнозаводского района Пермского края просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу, без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Исходя из положений ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пп. б п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 857 от 27 августа 2012 года "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" разрешено органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 года принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23 мая 2006 г., используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
На основании данного правового акта Правительством Пермского края было принято Постановление N 869-п от 14.09.2012 г. "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению", где установлено, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Пермского края применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, при этом используются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Судом первой инстанции установлено, что в п. Пашия Горнозаводского района Пермского края 57 домов, в том числе многоквартирные и частный сектор присоединены к тепловым сетям ООО "УК "ПТС".
Тарифы на отопление и горячее водоснабжение для населения, проживающего в жилищном фонде Пашийского сельского поселения установлены исходя из оплаты за отопление из расчета 8 месяцев.
Администрация Пашийского сельского поселения 25.10.2012 года обратилась в прокуратуру Горнозаводского района по вопросу проверки законности предъявления оплаты за услугу теплоснабжения с сентября 2012 года из расчета 8 месяцев, указав, что с 01.01.2012 года по 01.09.2012 года оплата за данную услугу предъявлялась из расчета 12 месяцев.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что формулировка пп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ N 857 указывает, что в случае принятия соответствующего акта на региональном уровне плата за отопление во всех случаях рассчитывается по-старому. В частности, при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета при определении размера платы за коммунальные услуги следует воспользоваться формулой 7 из Приложения 2 к прежним Правилам N 307, согласно которой плата за отопление предопределяется среднемесячным объемом потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (общий объем потребления тепловой энергии за отопительный период следует разделить на 12 месяцев и суммарную площадь всех помещений в многоквартирном доме) и общей площадью помещения в многоквартирном доме. В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется с учетом нормативов потребления. Раз в год размер платы за отопление, исчисленной таким образом, корректируется по формуле 8 исходя из показаний общедомовых приборов учета за истекший год.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 года N 258 в Постановление Правительства РФ N 306 от 26.05.2006 года "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" были внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.07.2012 года расчет норматива потребления тепла производится по количеству месяцев отопительного периода, применение иного порядка расчета нормативов для определения ежемесячной платы за отопление не предусмотрено законодательством, отмену решения суда не влекут.
Постановлением Правительства Пермского края N 869-п от 14.09.2012 г. установлено, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению необходимо использовать нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012 года, т.е. до 01.07.2012 года.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Постановление Правительства РФ N 857 от 27.08.2012 года и Постановлением Правительством Пермского края было N 869-п от 14.09.2012 г. противоречит действующему законодательству, судебная коллегия находит необоснованными.
Возможность принятия Правительством РФ и Правительства Пермского края нормативных актов, регламентирующих предоставление коммунальных услуг, непосредственно вытекает из Конституции РФ, ее статей 114 (пункт "ж" части 1), 115 (часть 1), а также статьи 157 Жилищного кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что переход на новый порядок оплаты расчетов не нарушает права граждан и не влечет за собой необоснованного увеличения платы за отопление, опровергаются имеющимися в материалах дела выписками начислений ООО "УК "ПТС" по дому N <...> по ул. <...>, из которых следует, что при начислении оплаты за отопление по количеству месяцев отопительного периода (8 месяцев) в течение календарного года переплата по 1 кв. м площади составит 354 рубля (168 714 рублей 13 копеек - 168 360 рублей 13 копеек) (л.д. 91).
Не может судебная коллегия согласиться и с доводом апелляционной жалобы о том, что принятие решения о начислении платы за отопление, исходя из количества месяцев календарного года, нарушит права граждан проживающих в домах, где установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии.
Согласно положений ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии (неисправности) исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к изменению или отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены постановленного решения судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Оставить решение Горнозаводского районного суда Пермского края от 27.03.2013 года без изменения, апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "Пашийские теплосети" без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)