Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.05.2013 N 4А-224

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2013 г. N 4а-224


Председатель Архангельского областного суда М.Г. Аверин, рассмотрев истребованное по надзорной жалобе Р. дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Октябрьского округа города Архангельска от 24 декабря 2012 года должностное лицо - руководитель государственной жилищной инспекции Архангельской области Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 15 февраля 2013 года жалоба Р. на указанное постановление оставлена без удовлетворения.
Р. в надзорной жалобе просит отменить судебные постановления, мотивирует жалобу тем, что в компетенцию государственной жилищной инспекции не входит проверка содержащихся в заявлении Ш. доводов.
Проверив в интересах законности дело в полном объеме, и рассмотрев доводы надзорной жалобы, не нахожу правовых оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что гражданка Ш. обратилась в прокуратуру Архангельской области с заявлением о нарушении ООО "Управляющая компания "Краснофлотская" нормативного уровня и режима обеспечения коммунальными услугами (электроснабжение) и перебоев в энергоснабжении, одновременно просила провести проверку правомерности начисления платы за общедомовое потребление электроэнергии.
Прокуратура Архангельской области на основании п. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" направило обращение для рассмотрения в государственную жилищную инспекцию Архангельской области и ОАО "Архэнергосбыт".
Руководитель государственной жилищной инспекции Архангельской области Р. не обеспечил объективное и всестороннее рассмотрение обращения, не принял мер, направленных на восстановление и защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, не дал письменный ответ по существу обращения, поэтому прокурор возбудил дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 КоАП РФ.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, судьи пришли к правильному выводу, что должностное лицо - руководитель государственной жилищной инспекции Архангельской области Р. нарушил порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации и правильно квалифицировали совершенное им административное правонарушение по статье 5.59 КоАП РФ.
Содержащееся в надзорной жалобе Р. утверждение, что в компетенцию государственной жилищной инспекции не входит проверка содержащихся в заявлении Ш. доводов, несостоятельно.
Из содержания части 1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ следует, что предметом регионального государственного жилищного надзора, который осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, является, в том числе, предупреждение, выявление и пресечение нарушений со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, создание и деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и(или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В целях выполнения предмета регионального государственного жилищного надзора, органы государственного жилищного надзора в соответствии с положениями частей 4 - 6 статьи 20 Жилищного кодекса РФ организуют и проводят проверки указанных лиц и принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и(или) устранению выявленных нарушений.
Осуществление государственного жилищного надзора за соблюдением участниками правоотношений в жилищной сфере правил пользования жилыми помещениями, содержания и ремонта жилых домов и нормативов обеспечения населения коммунальными услугами закреплено в Положении о государственной жилищной инспекции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 г. N 1086, и Положении о государственной жилищной инспекции Архангельской области, утвержденном постановлением администрации области от 07.06.2007 г. N 110-па.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354.
Правила регулируют, в частности, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регламентируются вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (п. 1).
В силу пункта 161 названных Правил государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о государственной жилищной инспекции Архангельской области, утвержденного постановлением Администрации Архангельской области от 07.06.2007 г. N 110-па, Инспекция является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере регионального государственного жилищного надзора.
В соответствии с п. п. 1 п. 8 указанного Положения Инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор, в том числе путем проведения плановых и внеплановых проверок за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение, канализация и т.д.).
Пунктом 4 Административного регламента исполнения государственной жилищной инспекцией Архангельской области государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 11.05.2012 N 190-пп, региональный государственный жилищный надзор осуществляется за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение, канализация и т.д.).
Таким образом, из совокупного анализа приведенных законодательных норм следует, что региональный государственный жилищный надзор за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям Правил отнесен к компетенции государственной жилищной инспекции Архангельской области.
Гражданка Ш. обратилась с заявлением о нарушении управляющей компанией нормативного уровня и режима обеспечения коммунальными услугами (электроснабжение) и перебоев в энергоснабжении.
Рассмотрение обращения гражданина Российской Федерации о нарушении управляющей компанией нормативного уровня и режима обеспечения коммунальными услугами (электроснабжение) и проверка соблюдения порядка предоставления нормативного уровня и режима обеспечения коммунальными услугами относилась к компетенции Государственной жилищной инспекции Архангельской области.
Р. в надзорной жалобе признает, что к полномочиям инспекции законодательно отнесен контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами.
Доводы жалобы, что такая проверка могла быть проведена только в плановом порядке, несостоятельны.
Согласно части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ основанием для проведения внеплановой проверки является, в частности, поступление в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Ш. в заявлении указывала на нарушение управляющей компанией условий договора о нормативном уровне и режиме обеспечения коммунальными услугами в виде электроснабжения.
В силу п.п. 2 п. 16 Административного регламента исполнения государственной жилищной инспекцией Архангельской области обращение гражданина, права которого нарушены, является основанием для подготовки к проведению внеплановой проверки.
В заявлении в прокуратуру Архангельской области Ш. не просила проверить обоснованность (правильность) тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг и правильность начисления коммунальных услуг.
Ш. просила провести проверку правомерности начисления управляющей компанией, огромных, по ее мнению, денежных сумм по статье "электроэнергия на общедомовые нужды".
Выяснив обстоятельства, подлежащие в силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к правильному выводу, что обращение гражданина с указанной просьбой относилось к компетенции государственной жилищной инспекции.
Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Согласно ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Руководитель государственной жилищной инспекции Архангельской области Р. не обеспечил объективное и всестороннее рассмотрение обращения, не принял мер, направленных на восстановление и защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, не дал письменный ответ по существу обращения.
Поскольку Р. нарушил порядок рассмотрения обращения гражданина Российской Федерации, судьи правильно квалифицировали совершенное им административное правонарушение по статье 5.59 КоАП РФ.
По существу в жалобе Р. на судебные постановления не содержится каких-либо новых данных, не учтенных судьями при рассмотрении дела об административном правонарушении и пересмотре постановления по делу об административном правонарушении, и не содержится обстоятельств, которые могут послужить основанием для отмены судебных постановлений.
Приведенные в надзорной жалобе доводы Р. приводил в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, судье районного суда они были известны, приведенные в жалобе версии и доводы проверены, всем приведенным доводам в обжалуемом решении дана надлежащая и правильная правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17, статьями 30.18 и ст. 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 4 Октябрьского округа города Архангельска от 24 декабря 2012 года и решение судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 15 февраля 2013 года оставить без изменения, надзорную жалобу руководителя Государственной жилищной инспекции Архангельской области Р. без удовлетворения

Председатель
М.Г.АВЕРИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)