Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 01.07.2013 N Ф09-5685/13 ПО ДЕЛУ N А50-2224/2013

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2013 г. N Ф09-5685/13

Дело N А50-2224/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Кангина А.В., Лукьянова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Управдом" (ИНН 5906062862, ОГРН 1055903350051; далее - общество "УК "Управдом") и товарищества собственников жилья "Инженерная, 12" (ИНН 5906113980, ОГРН 1125906002694; далее - товарищество "Инженерная, 12") на решение Арбитражного суда Пермского края от 11.04.2013 по делу N А50-2224/2013.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- товарищества "Инженерная, 12" - Самошин С.Н. (доверенность от 01.02.2013);
- Правительства Пермского края (ИНН 5902290709, ОГРН 1025900524980) - Шуляк В.И. (доверенность от 31.05.2013 N СЭД-01-22-53), Кривченкова Ю.А. (доверенность от 25.10.2012 N СЭД-01-22-76), Патракеева О.А. (доверенность от 29.10.2012 N СЭД-01-22-78).

Товарищество "Инженерная, 12" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Пермского края 21.12.2012 N 1542-п "Об организации работы по начислению платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета" (далее - постановление Правительства Пермского края от 21.12.2012 N 1542-п).
Определением суда первой инстанции от 11.02.2013 указанное заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в судебное заседание с присвоением делу номера А50-2224/2013.
Общество "УК "Управдом" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Пермского края от 21.12.2012 N 1542-п.
Определением суда первой инстанции от 28.03.2013 указанное заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в судебное заседание с присвоением делу номера А50-5097/2013.
Товарищество собственников жилья "Адмирала Макарова, 25" (далее - товарищество "Адмирала Макарова, 25") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Пермского края от 21.12.2012 N 1542-п.
Определением суда первой инстанции от 28.03.2013 указанное заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в судебное заседание с присвоением делу номера А50-5098/2013.
Определениями суда первой инстанции от 28.03.2013 дела N А50-2224/2013, А50-5097/2013 и N А50-5098/2013 объединены в одно производство с присвоением делу номера N А50-2224/2013.
Решением суда от 11.04.2013 (судьи Мещерякова Т.И., Алексеев А.Е., Аликина Е.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе товарищество "Инженерная, 12" просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, действующим законодательством не предусмотрены полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по утверждению предельных объемов коммунальных услуг потребителей, имеющих приборы учета потребленных коммунальных услуг. Заявитель кассационной жалобы считает, что оспариваемое постановление Правительства Пермского края от 21.12.2012 N 1542-п не соответствует ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и нарушает права и законные интересы товарищества "Инженерная, 12" в предпринимательской сфере, поскольку несение расходов по оплате возможной разницы между показаниями общедомовых приборов учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета будет возложено на управляющие организации, которые не являются собственниками общедомового имущества.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе общества "УК "Управдом", аналогичны доводам, приведенным в кассационной жалобе товарищества "Инженерная, 12".
В представленных отзывах на кассационную жалобу Правительство Пермского края просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.

Изучив доводы заявителей кассационных жалоб, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации приняты постановления от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила N 306), от 06.05.2011 N 354 "Об утверждении правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями в многоквартирных жилых домах и жилых домов".
В силу п. 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за: коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N 354.
Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11, 12, 13 и 14 приложения N 2 к Правилам N 354.
Согласно п. 36 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами N 354.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судом первой инстанции установлено, что 21.12.2012 Правительством Пермского края в целях организации работы по начислению платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, принято постановление N 1542-п, в том числе утверждающее предельные объемы по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды на 1 кв. м общей площади жилых помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета холодной воды и горячей воды, в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды и горячей воды.
Суд установил, что оспариваемое постановление принято высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на принятие нормативных правовых актов ст. 21, 22 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в форме, установленной ст. 29 Устава Пермского края.
Постановление Правительства Пермского края от 21.12.2012 N 1542-п опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" от 24.12.2012 N 51.
Руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами N 354, Правилами N 306 и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что в данном случае Правительство Пермского края, рассчитав и установив предельные объемы коммунальных услуг, действовало в пределах полномочий предоставленных ему Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" с целью обеспечения и защиты прав потребителей и в целях недопущения необоснованного предъявления платы за коммунальные услуги.
При этом, суд установил, что положения п. 2, 3, 6 постановления Правительства Пермского края от 21.12.2012 N 1542-п носят рекомендательный характер и непосредственно не определяют порядок расчета платы за коммунальные услуги. В частности, п. 2 оспариваемого постановления организациям, осуществляющим предоставление коммунальных услуг в многоквартирных домах, рекомендовано производить начисление платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды для граждан, проживающих в жилых помещениях, оборудованных индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды, многоквартирных домов, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, в размере не выше размера, определенного исходя из установленного названным постановлением предельного объема коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды на 1 кв. м общей площади жилого помещения, общей площади жилого помещения и соответствующего тарифа на холодную воду, горячую воду, бытовые стоки, установленного Региональной энергетической комиссией Пермского края; вести работу по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов в целях реализации Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С учетом изложенного суд заключил, что оспариваемым постановлением управляющим организациям рекомендовано принимать меры, направленные на недопущение необоснованного предъявления платы за коммунальные услуги.
Между тем, под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, под правовой нормой - общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
Приведенное определение нормативного правового акта и правовой нормы содержится в постановлении Государственной Думы от 11.11.1996 N 781-IIГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" и рекомендуется для использования при подготовке нормативных правовых актов Министерством юстиции Российской Федерации, которое уполномочено Правительством Российской Федерации давать разъяснения о применении утвержденных им Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
Оспариваемое постановление Правительства Пермского края от 21.12.2012 N 1542-п названным критериям, позволяющим признать его в качестве нормативного правового акта, не отвечает.
Следовательно, содержащиеся в постановлении Правительства Пермского края от 21.12.2012 N 1542-п положения не могут рассматриваться в качестве положений, устанавливающих обязательные для управляющих организаций правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций по предоставлению коммунальных услуг в многоквартирных домах.
При таких обстоятельствах производство по делу по заявлениям товарищества "Инженерная, 12", общества "УК "Управдом", товарищества "Адмирала Макарова, 25" о признании недействующим постановления Правительства Пермского края от 21.12.2012 N 1542-п подлежало прекращению применительно к п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что, решение Арбитражного суда Пермского края следует отменить, производство по настоящему делу следует прекратить.
Руководствуясь ст. 150, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 11.04.2013 по делу N А50-2224/2013 отменить, производство по делу N А50-2224/2013 Арбитражного суда Пермского края прекратить.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Управдом" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 26.04.2013 N 86.
Возвратить товариществу собственников жилья "Инженерная, 12" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 19.04.2013 N 42.

Председательствующий
И.А.ТАТАРИНОВА

Судьи
А.В.КАНГИН
В.А.ЛУКЬЯНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)