Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Московский городской суд в составе
судьи Лопаткиной А.С.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре К.А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-38/2013 по заявлению П.Е.М., С.М.М. о признании недействующими части четвертой статьи 11, части пятой статьи 11 в части слов "в том числе коммунальной", части шестой статьи 11 Закона города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы",
Московской городской Думой 27 января 2010 года принят Закон города Москвы N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" (далее - Закон), опубликованный в изданиях: "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 11, 23 февраля 2010 года, "Тверская, 13", N 22-23, 25 февраля 2010 года.
Согласно статье 11 данного Закона коммунальная квартира - квартира, обеспечивающая возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в многоквартирном доме и помещениям общего пользования в квартире, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), в которой проживают два и более пользователя и (или) собственника, не являющихся членами одной семьи, на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат), или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты) (часть 4).
Комната - часть жилого дома или квартиры, в том числе коммунальной, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (часть 5).
Помещения общего пользования в квартире - помещения вспомогательного использования, в том числе кухня, внутриквартирный коридор, передняя, санитарно-гигиенические помещения, иные подсобные помещения, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в квартире (часть 6).
П.Е.М., С.М.М. обратились в суд с заявлением, с учетом последующего уточнения заявленных требований просят о признании недействующими части четвертой статьи 11, части пятой статьи 11 в части слов "в том числе коммунальной", части шестой статьи 11 Закона города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы", ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные положения относят коммунальную квартиру к разновидности жилых помещений, что противоречит федеральному законодательству, в частности статьям 15, 16 Жилищного кодекса РФ, и нарушают жилищные права граждан - нанимателей комнат в коммунальных квартирах, так как возлагают на них обязанности по содержанию общего имущества в коммунальной квартире и ограничивают право таких граждан на признание их нуждающимися в жилых помещениях.
В судебном заседании заявители П.Е.М., С.М.М. и их представитель К.А.К. поддержали заявление.
Представители Московской городской Думы (по доверенностям) Е.Г.Н., М.Е.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований заявителей, полагая их необоснованными.
Представитель Мэра Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, направил в суд письменные возражения на заявление П.Е.М., С.М.М.
Выслушав заявителей и их представителя, представителей Московской городской Думы, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г., полагавшей заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявление П.Е.М., С.М.М. об оспаривании части четвертой статьи 11, части пятой статьи 11 в части слов "в том числе коммунальной", части шестой статьи 11 Закона города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" является необоснованным и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемый Закон регулирует вопросы, относящиеся к сфере жилищного законодательства.
В соответствии с п. "к" части 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.
Согласно п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, положениям статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Согласно статье 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Статьей 13 Жилищного кодекса РФ установлен перечень вопросов, относящихся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, согласно которой к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами могут быть отнесены и иные вопросы, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
Из текста преамбулы оспариваемого Закона города Москвы от 27 января 2010 г. N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" следует, что настоящий Закон определяет основные цели и задачи жилищной политики города Москвы, направления деятельности органов государственной власти города Москвы по обеспечению права граждан Российской Федерации на жилище, формы государственной поддержки граждан - жителей города Москвы в жилищной сфере, а также меры по обеспечению сохранности жилищного фонда в городе Москве и использования жилых помещений по назначению.
Таким образом, данный Закон принят по предметам, предусмотренным статьей 13 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 12 Закона города Москвы "Устав города Москвы" от 28 июня 1995 года по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации город Москва вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы и иные нормативные правовые акты города Москвы. Принятие законов города Москвы в силу ст. 35 Устава города Москвы относится к компетенции Московской городской Думы.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что принятие оспариваемого Закона входило в компетенцию законодательного органа субъекта Российской Федерации - Московской городской Думы.
Нормами ст.ст. 15 и 16 Жилищного кодекса РФ определены объекты жилищных прав и виды жилых помещений.
В силу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав признаются жилые помещения.
Жилым помещением является изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относит: жилой дом, часть жилого дома; квартиру, часть квартиры; комнату.
Часть 3 статьи 16 Жилищного кодекса РФ, раскрывая юридическое содержание понятия квартиры, предусматривает, что квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В части 1 статьи 11 Закона приводится перечень видов жилых помещений: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Изложенные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу, что не имеется никаких оснований полагать, что закрепленный в Законе перечень видов жилых помещений расширен по сравнению с аналогичным перечнем Жилищного кодекса РФ, о чем заявители утверждают в заявлении.
Жилищный кодекс РФ не содержит определения понятия коммунальной квартиры, однако ряд его норм, в том числе пункт 6 части 2 статьи 57, статья 59, содержит описание характеристик коммунальной квартиры и регулирует порядок предоставления жилых помещений в коммунальной квартире.
Поскольку жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, федеральное законодательство не дает определения понятия коммунальной квартиры, город Москва как субъект Российской Федерации вправе был осуществить собственное правовое регулирование и ввести определение понятия коммунальной квартирой для целей правового регулирования жилищных правоотношений.
При этом определение понятия коммунальной квартиры, под которой понимается квартира, помимо прочего, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), закрепленное в ч. 4 ст. 11 Закона, не противоречит нормам федерального законодательства, в том числе ст. 15 Жилищного кодекса РФ.
Жилищный кодекс РФ определяет, что комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (ч. 4 ст. 16).
В ч. 5 ст. 11 Закона под комнатой понимается часть жилого дома или квартиры, в том числе коммунальной, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Таким образом, приведенное в ч. 5 ст. 11 Закона определение понятия комнаты, по сути, воспроизводит определение, изложенное в ч. 4 ст. 16 Жилищного кодекса РФ. Дополнение содержания указанного определения словами "в том числе коммунальной" не свидетельствует о противоречии оспариваемых нормативных положений федеральному законодательству, поскольку названное дополнение не вносит каких-либо изменений в статус комнаты в квартире, установленный Жилищным кодексом РФ.
Согласно ч. 2 ст. 61 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме.
В соответствии со ст. 62 Жилищного кодекса РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Из приведенных правовых норм Жилищного кодекса РФ следует, что общее имущество в коммунальной квартире находится в совместном пользовании собственников и нанимателей расположенных в этой квартире комнат, а также, исходя из положений ч. 2 ст. 31 и ч. 2 ст. 69 Жилищного кодекса РФ, членов их семей.
Определение понятия помещений общего пользования в квартире, под которыми понимаются помещения вспомогательного использования, в том числе кухня, внутриквартирный коридор, передняя, санитарно-гигиенические помещения, иные подсобные помещения, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в квартире, приведенное в ч. 6 ст. 11 Закона, федеральному законодательству не противоречит и введено законодателем субъекта РФ в рамках предоставленных ему полномочий по регулированию вопросов совместного ведения.
Частью 4 ст. 19 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ.
Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 года N 1301.
Как установлено статьей 19 Закона, государственный учет жилищного фонда в городе Москве осуществляется по единой для Российской Федерации системе в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Оспариваемые нормы Закона положений, определяющих права и обязанности нанимателей жилого помещения по договору социального найма (в том числе обязанность по несению бремени расходов на содержание общего имущества), регламентирующих вопросы постановки и снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, порядок проведения государственного учета жилых помещений, не содержат.
Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителей, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то в соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
В удовлетворении заявления П.Е.М., С.М.М. о признании недействующими части четвертой статьи 11, части пятой статьи 11 в части слов "в том числе коммунальной", части шестой статьи 11 Закона города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 18.04.2013 ПО ДЕЛУ N 3-38/2013
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 апреля 2013 г. по делу N 3-38/2013
Московский городской суд в составе
судьи Лопаткиной А.С.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре К.А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-38/2013 по заявлению П.Е.М., С.М.М. о признании недействующими части четвертой статьи 11, части пятой статьи 11 в части слов "в том числе коммунальной", части шестой статьи 11 Закона города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы",
установил:
Московской городской Думой 27 января 2010 года принят Закон города Москвы N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" (далее - Закон), опубликованный в изданиях: "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 11, 23 февраля 2010 года, "Тверская, 13", N 22-23, 25 февраля 2010 года.
Согласно статье 11 данного Закона коммунальная квартира - квартира, обеспечивающая возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в многоквартирном доме и помещениям общего пользования в квартире, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), в которой проживают два и более пользователя и (или) собственника, не являющихся членами одной семьи, на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат), или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты) (часть 4).
Комната - часть жилого дома или квартиры, в том числе коммунальной, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (часть 5).
Помещения общего пользования в квартире - помещения вспомогательного использования, в том числе кухня, внутриквартирный коридор, передняя, санитарно-гигиенические помещения, иные подсобные помещения, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в квартире (часть 6).
П.Е.М., С.М.М. обратились в суд с заявлением, с учетом последующего уточнения заявленных требований просят о признании недействующими части четвертой статьи 11, части пятой статьи 11 в части слов "в том числе коммунальной", части шестой статьи 11 Закона города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы", ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные положения относят коммунальную квартиру к разновидности жилых помещений, что противоречит федеральному законодательству, в частности статьям 15, 16 Жилищного кодекса РФ, и нарушают жилищные права граждан - нанимателей комнат в коммунальных квартирах, так как возлагают на них обязанности по содержанию общего имущества в коммунальной квартире и ограничивают право таких граждан на признание их нуждающимися в жилых помещениях.
В судебном заседании заявители П.Е.М., С.М.М. и их представитель К.А.К. поддержали заявление.
Представители Московской городской Думы (по доверенностям) Е.Г.Н., М.Е.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований заявителей, полагая их необоснованными.
Представитель Мэра Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, направил в суд письменные возражения на заявление П.Е.М., С.М.М.
Выслушав заявителей и их представителя, представителей Московской городской Думы, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г., полагавшей заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявление П.Е.М., С.М.М. об оспаривании части четвертой статьи 11, части пятой статьи 11 в части слов "в том числе коммунальной", части шестой статьи 11 Закона города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" является необоснованным и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемый Закон регулирует вопросы, относящиеся к сфере жилищного законодательства.
В соответствии с п. "к" части 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.
Согласно п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, положениям статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Согласно статье 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Статьей 13 Жилищного кодекса РФ установлен перечень вопросов, относящихся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, согласно которой к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами могут быть отнесены и иные вопросы, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
Из текста преамбулы оспариваемого Закона города Москвы от 27 января 2010 г. N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" следует, что настоящий Закон определяет основные цели и задачи жилищной политики города Москвы, направления деятельности органов государственной власти города Москвы по обеспечению права граждан Российской Федерации на жилище, формы государственной поддержки граждан - жителей города Москвы в жилищной сфере, а также меры по обеспечению сохранности жилищного фонда в городе Москве и использования жилых помещений по назначению.
Таким образом, данный Закон принят по предметам, предусмотренным статьей 13 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 12 Закона города Москвы "Устав города Москвы" от 28 июня 1995 года по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации город Москва вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы и иные нормативные правовые акты города Москвы. Принятие законов города Москвы в силу ст. 35 Устава города Москвы относится к компетенции Московской городской Думы.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что принятие оспариваемого Закона входило в компетенцию законодательного органа субъекта Российской Федерации - Московской городской Думы.
Нормами ст.ст. 15 и 16 Жилищного кодекса РФ определены объекты жилищных прав и виды жилых помещений.
В силу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав признаются жилые помещения.
Жилым помещением является изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относит: жилой дом, часть жилого дома; квартиру, часть квартиры; комнату.
Часть 3 статьи 16 Жилищного кодекса РФ, раскрывая юридическое содержание понятия квартиры, предусматривает, что квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В части 1 статьи 11 Закона приводится перечень видов жилых помещений: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Изложенные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу, что не имеется никаких оснований полагать, что закрепленный в Законе перечень видов жилых помещений расширен по сравнению с аналогичным перечнем Жилищного кодекса РФ, о чем заявители утверждают в заявлении.
Жилищный кодекс РФ не содержит определения понятия коммунальной квартиры, однако ряд его норм, в том числе пункт 6 части 2 статьи 57, статья 59, содержит описание характеристик коммунальной квартиры и регулирует порядок предоставления жилых помещений в коммунальной квартире.
Поскольку жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, федеральное законодательство не дает определения понятия коммунальной квартиры, город Москва как субъект Российской Федерации вправе был осуществить собственное правовое регулирование и ввести определение понятия коммунальной квартирой для целей правового регулирования жилищных правоотношений.
При этом определение понятия коммунальной квартиры, под которой понимается квартира, помимо прочего, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), закрепленное в ч. 4 ст. 11 Закона, не противоречит нормам федерального законодательства, в том числе ст. 15 Жилищного кодекса РФ.
Жилищный кодекс РФ определяет, что комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (ч. 4 ст. 16).
В ч. 5 ст. 11 Закона под комнатой понимается часть жилого дома или квартиры, в том числе коммунальной, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Таким образом, приведенное в ч. 5 ст. 11 Закона определение понятия комнаты, по сути, воспроизводит определение, изложенное в ч. 4 ст. 16 Жилищного кодекса РФ. Дополнение содержания указанного определения словами "в том числе коммунальной" не свидетельствует о противоречии оспариваемых нормативных положений федеральному законодательству, поскольку названное дополнение не вносит каких-либо изменений в статус комнаты в квартире, установленный Жилищным кодексом РФ.
Согласно ч. 2 ст. 61 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме.
В соответствии со ст. 62 Жилищного кодекса РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Из приведенных правовых норм Жилищного кодекса РФ следует, что общее имущество в коммунальной квартире находится в совместном пользовании собственников и нанимателей расположенных в этой квартире комнат, а также, исходя из положений ч. 2 ст. 31 и ч. 2 ст. 69 Жилищного кодекса РФ, членов их семей.
Определение понятия помещений общего пользования в квартире, под которыми понимаются помещения вспомогательного использования, в том числе кухня, внутриквартирный коридор, передняя, санитарно-гигиенические помещения, иные подсобные помещения, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в квартире, приведенное в ч. 6 ст. 11 Закона, федеральному законодательству не противоречит и введено законодателем субъекта РФ в рамках предоставленных ему полномочий по регулированию вопросов совместного ведения.
Частью 4 ст. 19 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ.
Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 года N 1301.
Как установлено статьей 19 Закона, государственный учет жилищного фонда в городе Москве осуществляется по единой для Российской Федерации системе в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Оспариваемые нормы Закона положений, определяющих права и обязанности нанимателей жилого помещения по договору социального найма (в том числе обязанность по несению бремени расходов на содержание общего имущества), регламентирующих вопросы постановки и снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, порядок проведения государственного учета жилых помещений, не содержат.
Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителей, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то в соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении заявления П.Е.М., С.М.М. о признании недействующими части четвертой статьи 11, части пятой статьи 11 в части слов "в том числе коммунальной", части шестой статьи 11 Закона города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.
Судья Московского
городского суда
А.С. Лопаткина
городского суда
А.С. Лопаткина
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)