Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.02.2013 ПО ДЕЛУ N А06-4783/2012

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2013 г. по делу N А06-4783/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Н.А. Клочковой, Т.Н. Телегиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Г.У. Сабировой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района "город Нариманов", на решение Арбитражного суда Астраханской области от 14 ноября 2012 года, по делу N А06-4783/2012, судья Г.В. Серикова,
по иску ООО "УК "Микрорайон" (ИНН 3024000534, ОГРН 1103024000639)
к Администрации муниципального района "город Нариманов" (ИНН 3008005013, ОГРН 1023000839135)
о взыскании задолженности,
при участии в заседании:
от истца - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела,
от ответчика - Пономарева И.В., по доверенности от 27.06.2012 года N 2646.

установил:

В арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Микрорайон" с иском к Администрации муниципального образования "Город Нариманов" о взыскании задолженности в размере 211.283 руб. 86 коп.
Решением от 14 ноября 2012 года Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-4783/2012 с муниципального образования "Город Нариманов" в лице администрации муниципального образования "Город Нариманов" за счет средств казны муниципального образования "Город Нариманов" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Микрорайон" взыскана задолженность в сумме 186.545 руб. 18 коп., а также судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины в сумме 6.596 руб. 35 коп.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Администрация муниципального образования "Город Нариманов" обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции необоснованно применены положения о неосновательном обогащении, истцом не доказано его право на взыскание заявленных денежных средств. Ответчик указывает, что оплата расходов предусмотрена в виде субсидий, а истец документы на получение субсидий не оформлял. Также заявитель не согласен со взысканием с него расходов по оплате госпошлины.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела 18 июля 2011 года между Администрацией муниципального "Город Нариманов", уполномоченной представлять интересы жильцов в многоквартирном жилом доме, находящемся по адресу: Астраханская область, Наримановский район, г. Нариманов, ул. Астраханская, 12 и Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Микрорайон", заключен договор N 53/07 управления многоквартирным домом (л.д. 38-43).
Плата за содержание и текущий ремонт общего имущества нанимателями муниципального жилого фонда вносится в размере 6,28 руб. за 1 кв. м общей площадью в месяц.
Стоимость содержания и текущей ремонт муниципального жилого фонда расположенного по адресу: г. Нариманов, ул. Астраханская, 12 составляет 13,77 руб.
Субсидии в размере 7, 49 руб. за 1 кв. м общей площадью на возмещение убытков от установления размера платы для нанимателя на уровне, не покрывающем затраты на содержание и текущий ремонт общего имущества перечисляется за счет средств бюджета муниципального образования "Город Нариманов" согласно решения Совета МО "Город Нариманов" от 04.05.2011 г. N 161 "Порядка предоставления субсидии из бюджета МО "Город Нариманов" на возмещение части затрат или недополученных доходов организациям, оказывающим жилищные услуги нанимателя муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Астраханская, 12".
Договор N 53/07 управления многоквартирным домом от 18.07.2011 г. расторгнут сторонами с 12.06.2012 г. на основании письма от 09.06.2012 г. за N 2461 в одностороннем порядке в соответствии со ст. ст. 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации (л.д. 81).
Согласно пункту 4 Порядка предоставления субсидий из бюджета МО "Город Нариманов" на помещение части затрат или недополученных доходов организациям, оказывающим жилищные услуги нанимателя муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: г. Нариманов, ул. Астраханская, 12, утвержденного Решением Совета Муниципального образования "Город Нариманов" N 161 от 04.05.2011 г. для получения субсидии представляются следующие документы: заявление с обоснованием необходимости получения субсидии; копия свидетельства о государственной регистрации; копия учредительных документов; выписка из единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально заверенная копия; документы, подтверждающие обоснованные затраты либо недополученные доходы от оказания жилищных услуг населению города Нариманова; документы, подтверждающие обоснованные затраты либо недополученные доходы от оказания жилищных услуг населению города Нариманова (л.д. 64-66).
Согласно соглашению о предоставлении субсидий из бюджета МО "Город Нариманов" на возмещение части затрат недополученных доходов, организациям, оказывающим жилищные услуги нанимателям муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: г. Нариманов, ул. Астраханская, 12, заключенному 28.10.2011 г. между Администрацией Муниципального образования "Город Нариманов" (уполномоченный орган по соглашению) и ООО УК "Микрорайон" (получатель субсидий по соглашению) уполномоченный орган обеспечивает безвозмездное и безвозвратное перечисление финансовых средств (субсидий) из бюджета МО "Город Нариманов" в целях возмещения Получателю субсидий затрат, связанных с оказанием жилищных услуг нанимателям муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: г. Нариманов, ул. Астраханская, 12 (л.д. 73-76).
Пунктом 4.1 Соглашения установлено, что объем бюджетных субсидий составляет 39 126 руб. 64 коп. в месяц.
Ненадлежащее исполнение ответчиком договорных обязательств по своевременному внесению платы за оказанные услуги по содержанию и ремонту имущества 10 бараков, расположенных по ул. Астраханская, 12 (именуемый в дальнейшем "Многоквартирный дом" в период с января по июнь 2012 года, послужило основанием для обращения Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Микрорайон" в суд для защиты своего нарушенного права.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом конкурс проводится, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в случае если собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
На основании заявки на участие в открытом конкурсе по отбору управляющей организации ООО УК "Микрорайон" является победителем, с которым впоследствии заключен договор управления многоквартирным домом.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 года с момента осуществления приема жилых домов в управление управляющая компания, осуществляя свои функции по управлению общим имуществом многоквартирного дома.
Частью 5 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор управления многоквартирным домом, за исключением договора, заключаемого застройщиком в соответствии с частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, а в случае, указанном в части 5 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год и не более чем три года.
Как следует из пункта 10.2 договора N 53/07 управления многоквартирным домом от 18.07.2011 г. договор заключен на срок 1 год.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В статье 37 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Нормами статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации также определено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Плата за жилое помещение включает плату за управление, ремонт и содержание общего имущества, собственник помещения обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на него.
Администрация муниципального образования "Город Нариманов" в соответствии с требованиями законодательства заключила договор обслуживания многоквартирных домов с управляющей организацией ООО "Управляющая компания "Микрорайон".
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Более того, часть 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет равенство участников жилищных отношений, в том числе по обеспечению сохранности жилищного фонда, а часть 2 статьи 15 Конституции РФ обязывает органы местного самоуправления соблюдать законы.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" регулирование отношений собственников помещений в многоквартирном доме, возникающих по поводу общего имущества, предусмотрено статьями 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Муниципальное образование "Город Нариманов", являясь собственником нежилых помещений 10 бараков, расположенных по адресу: г. Нариманов, ул. Астраханская, 12 обязан вносить управляющей компании плату за содержание мест общего пользования и ремонт данных домов.
Статьей 132 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.
Таким образом, расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме в силу закона должен нести собственник помещения, расположенного в таком доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе, и ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам.
Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет порядок предоставления таких субсидий: субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе, из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Материалами дела установлено, что в период с января 2012 г. по 12 июня 2012 г. собственник помещения не вносил плату за содержание и ремонт жилого помещения, в результате чего, образовалась задолженность в размере 186 545 руб. 18 коп.
Согласно расчету истца за ответчиком - Администрацией муниципального образования "Город Нариманов", числится задолженность в размере 186 545 руб. 18 коп. за содержание и ремонт имущества 10 бараков, расположенных по ул. Астраханская, 12 г. Нариманов, являющиеся муниципальной собственностью МО "Город Нариманов".
Таким образом не оформление субсидий не является безусловным основанием для освобождения муниципального образования от оплаты расходов на содержание своего имущества. Ответчик должен был принять все меры по оплате возникшей задоженности
Ответчик обязательства по внесению платы, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации, не исполнил, а потому задолженность по внесению платы за содержание и обслуживание общего имущества многоквартирного дома, за предоставление коммунальных услуг по отоплению правомерно взыскана судом первой инстанции в размере, заявленном истцом.
Доводы подателя жалобы о не предоставлении истцом информации предусмотренной Соглашением, в связи, с чем ответчиком было прекращено перечисление субсидий, не освобождает его как собственника от обязанности нести расходы по содержанию общего имущества согласно требованиям статьи 249 Гражданского кодекса.
Также в ответчика обоснованно взысканы фактически понесенные расходы истца по оплате госпошлины при обращении в суд.
Обязанность по взысканию расходов прямо предусмотрена ст. 110 АПК РФ.
В силу статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение от 14 ноября 2012 года Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-4783/2012 оставить без изменения апелляционную жалобу, без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
А.Ю.НИКИТИН

Судьи
Н.А.КЛОЧКОВА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)