Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.01.2009 ПО ДЕЛУ N А12-18066/08-С22

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2009 г. по делу N А12-18066/08-С22


Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Веряскиной С.Г., Дубровиной О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никитиной М.В.
без участия в судебном заседании представителей сторон (уведомления о вручении адресатам почтовых отправлений приобщены к материалам дела NN 99458, 99457, 9999456),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Дзержинского района Волгограда" (г. Волгоград) на решение арбитражного суда Волгоградской области от 17 ноября 2008 года по делу N А12-18066/08-С22, принятое судьей Горбачевским М.Н., по заявлению Муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Дзержинского района Волгограда" (г. Волгоград) к Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области (г. Волгоград), об оспаривании постановления N 846 от 21 октября 2008 года по делу об административном правонарушении,

установил:

Муниципальное учреждение "Жилищно-коммунальное хозяйство Дзержинского района Волгограда" (далее - МУ "ЖЭК Дзержинского района Волгограда", Учреждение) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области N 846 от 21 октября 2008 года по делу об административном правонарушении.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 17 ноября 2008 года в удовлетворении заявленных МУ "ЖЭК Дзержинского района Волгограда" требований отказано.
МУ "ЖЭК Дзержинского района Волгограда" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
По утверждению заявителя, уставная деятельность Учреждения носит разрешительный, но не обязательный характер и предполагает возможность заниматься определенной деятельностью. Таким образом, бездействие со стороны Учреждения, а также вина в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.
Государственная жилищная инспекция Волгоградской области представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве. Также, административный орган просит рассмотреть настоящее дел без участия представителя Инспекции.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствии представителей сторон (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Как усматривается из материалов дела, 06 октября 2008 года Государственной жилищной инспекции Волгоградской области на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от 01 октября 2008 года N 846 проведена инспекционная проверка многоквартирного дома, расположенного в Дзержинского районе г.Волгограда по ул. Паникахи, 12.
В ходе проверки установлены следующие нарушения технического состояния жилых домов: Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 (далее Правил содержания N 491), обязательных требований п. п. 3.2.2, 3.2.8, 3.2.9, 4.1.6., 4.1.7, 4.2.1.1., 4.2.1.14, 4.2.3.1, 4.2.4.2, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.4.1, 4.6.4.2, 4.6.4.3, 4.8.14, 5.6.2 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правил и норм N 170) и п. 4.5. ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги", а именно: неудовлетворительное содержание фасада (со стороны дворового фасада и торцов здания наблюдаются трещины кирпичной кладки наружных стен, со стороны дворового фасада между 1 и 2 подъездами - разрушении е кирпичной кладки в месте прохождения водосточной трубы, разрушение кирпичной кладки наружной стены над козырьком подъезда N 2), отмостки (отсутствует участок отмостки с торца здания у подъезда N 2, растет трава и поросль вяза на отмостке), балконов (частичное разрушение бетонных плит балконов со стороны главного фасада, а также разрушение защитного слоя бетона козырьков подъездов NN 1, 2, имеется мусор на козырьках), подъездов (отслоение и разрушение штукатурного и окрасочных слоев, общее загрязнение стен, имеются затечные пятна на стенах в результате утечек на инженерных коммуникациях и оборудовании, необходима покраска входных дверей), системы электроосвещения (имеются скрутки, открыты распредкоробки, частично отсутствуют защитные колпаки на осветительных приборах, в подъезде N 2 открыт этажный электрощит, в подъезде N 2 отсутствует освещение из-за неисправности электропроводки), системы водостока (с торца здания отсутствует участок водосточной трубы с отметом), над подъездом N 1 имеется пробоина в шиферной кровле.
По итогам проверки составлен акт проверки N 846 от 06 октября 2008 года, в котором отражены установленные нарушения. Акт составлен с участием главного представителя "ЖЭК Дзержинского района Волгограда" Антипова Ю.А. (доверенность б\\н от 22 января 2008 года) (том 1 л.д. 30). Факт наличия выявленных нарушений МУ "ЖЭК Дзержинского района Волгограда" не оспаривался.
08 октября 2008 года Инспекцией в отношении МУ "Жилищно-коммунальное хозяйство Дзержинского района г. Волгограда" был составлен протокол об административном правонарушении N 846. Протокол составлен в присутствии законного представителя юридического лица Стромова А.Г. по доверенности (т. 1 л.д. 24-25). Факт надлежащего извещения Учреждения о времени и месте составления протокола также подтверждается фирменным штампом МУ "ЖЭК Дзержинского района Волгограда" вход. от 06 октября 2008 года на уведомление N 846/1 от 06 октября 2008 года (том 1 л.д. 29).
21 октября 2008 года Государственной жилищной инспекции Волгоградской области было принято постановление N 846 о назначении административного наказания, в соответствии с которым МУ "ЖКХ Дзержинского района г. Волгограда" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотренного статей 7.22 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 45000 рублей. Законный представитель Учреждения при вынесении указанного постановления не присутствовал. Однако о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Учреждение было извещено надлежащим образом, что подтверждается подписью представителя Учреждения Стромова А.Г. в протоколе об административном правонарушении N 846 (том 1 л.д. 25).
МУ "ЖКХ Дзержинского района г. Волгограда" не согласилось с привлечением к административной ответственности и оспорило постановление административного органа в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных МУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" требований, пришел к выводам о том, что вина правонарушителя в совершении правонарушения подтверждается материалами дела и о том, что административным органом соблюдены процессуальные требования, установленные Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции находит данные выводы суда правильными, соответствующими материалам дела и законодательству, подлежащему применению при разрешении настоящего дела.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность установлена за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Следовательно, для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо доказать, что лицо является ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, а также то обстоятельство, что этим лицом нарушены правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, в том числе, противоправное бездействие в виде нарушения лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170.
Объективную сторону оспариваемого заявителем правонарушения составляет противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении требований установленных Правилами.
Материалами дела подтверждается, что в ходе проведенной административным органом проверки установлено значительное количество нарушений Правил, которые отражены и описаны в акте проверки N 846 от 06 октября 2008 года.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Статья 30 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и обязан поддерживать его в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним.
В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Согласно п. п. 2, 39 и 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством. Контроль за содержанием общего имущества осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Крыши, лестничные клетки, подвал относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
Согласно пункту 2.2.2. Устава МУ "ЖКХ Дзержинского района г. Волгограда" на него возложены функции управляющей организации многоквартирными домами в границах Дзержинского района г. Волгограда, за исключением домов, собственники помещений в которых выбрали способы управления домами, исключившие участие Учреждения (заявителя жалобы). Для выполнения указанных задач Учреждение наделено функциями заказчика по капитальному, планово-предупредительному ремонтам, техническому обслуживанию и эксплуатации многоквартирных жилых домов, за исключением домов, собственники помещений в которых выбрали способы управления домами, исключившие участие Учреждения (заявителя жалобы). На Учреждение также возложены функции контроля за внешним состоянием многоквартирных домов, объектов внешнего благоустройства, за выполнением подрядными организациями работ, заказчиком которых является Учреждение.
Отношения, связанные с управлением МУ "ЖКХ Дзержинского района г. Волгограда" многоквартирным по ул. Паникахи, 12, возникли до вступления в силу Жилищного Кодекса Российской Федерации.
В силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела 8 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть до момента:
а) создания товарищества собственников жилья (п. 2 ч. 2 ст. 161, ч. 9 ст. 162, разд. 6 Кодекса);
б) принятия решения об управлении многоквартирным домом жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (п. 2 ч. 2 ст. 161, разд. 5 Кодекса);
в) заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (п. 3 ч. 2 и ч. 4 ст. 161, ст. 162 Кодекса, ч. 1 ст. 18 Вводного закона) и возникновения в соответствии с ч. 7 ст. 162 Кодекса обязательств управляющих организаций по управлению многоквартирным домом, как на основании решений общих собраний собственников помещений, так и по результатам открытых конкурсов;
г) заключения собственниками помещений, осуществляющими непосредственное управление многоквартирным домом, договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме, а также договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) в соответствии со ст. 164 Кодекса и возникновения обязательств соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций.
Ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции стороны не представили сведения, подтверждающие избрание собственниками жилого дома иного способа управления.
Как верно указал суд первой инстанции, МУ "ЖКХ Дзержинского района г. Волгограда", как управляющей организацией, с ООО "Ренессанс" заключен договор от 28 июля 2004 года N 264 на оказание услуг населению по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий.
Частью 3 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Договором от 28 июля 2004 года N 264 предусмотрены права МУ "ЖКХ Дзержинского района г. Волгограда" проводить регулярные проверки качества выполнения порученных эксплуатирующей организации работ в соответствии с условиями договора, требованиями ГОСТов, СНиПов, СаНПина, ПУБЭЛ и других нормативных документов, а также контролировать соблюдение сроков их выполнения.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что у заявителя жалобы, как у лица, ответственного за содержание и своевременное выполнение ремонтных работ в многоквартирных домах, явившихся объектом проверки Государственной жилищной инспекции Волгоградской области, отсутствовали возможности своевременно исполнить возложенные на него обязанности.
Судом апелляционной инстанции не может быть принят довод заявителя о том, что им расторгнут договор N 264 от 28 июля 2004 года письмом от 10 сентября 2008 года исходящий номер 4069/и, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства соглашения сторон о расторжении договора.
Основанием для возникновения обязательств, связных с управлением жилым домом N 12 по ул. Паникахи, у какой-либо другой организации может являться только заключенные в установленном порядке с собственниками помещений в данном доме договора управления многоквартирным домом.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что техническая документация на многоквартирный жилой дом какой-либо организации не передавалась, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, собственниками жилого дома не избирались.
Таким образом, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих выбор собственниками жилых помещений в многоквартирном доме N 12 по ул. Паникахи иной управляющей организации или иного способа управления на момент проведения инспекционной проверки, все права и обязанности управляющей организации, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе обязанности по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества вышеуказанного жилого дома, возложены именно на МУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда".
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал на то, что Учреждение, имея в оперативном управлении и являясь балансодержателем здания, обязано исполнять требования, содержащиеся в Правилах.
Указанная обязанность подлежала исполнению независимо оттого, что обязательства по непосредственному оказанию услуг населению по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры возложены Управлением в соответствии с заключенным им договором гражданско-правового характера на эксплуатирующую организацию - ООО "Ренессанс".
Следовательно, субъектом ответственности за ненадлежащую организацию и обеспечение исполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий является Муниципальное учреждение "ЖКХ Дзержинского района Волгограда", действующее как "Управляющая компания" и заказчик этих работ.
В связи с этим, доводы апелляционной жалобы Общества не состоятельны.
В рассматриваемом деле, требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жилищной инспекцией соблюдены, размер штрафа назначен в пределах санкции предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что решение суда не содержит реквизитов для уплаты штрафа, отклоняется, поскольку к административной ответственности Муниципальное учреждение "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" привлечено не судом, а административным органом, в оспариваемом постановлении которого содержатся необходимые реквизиты.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 ноября 2008 года по делу N А12-18066/08-С22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.

Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА

Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
О.А.ДУБРОВИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)