Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Клепиковой М.А., Капустиной Л.В., при ведении протокола помощником судьи Зенчиком А.Н., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Сайсарское" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 апреля 2013 года по делу N А58-7316/2012 по иску открытого акционерного общества "Сахатранснефтегаз" (ИНН 1435142972, ОГРН 1031402073097, 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кирова, 18) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Сайсарское" (ИНН 1435169043, ОГРН 1061435018039, 677008, г. Якутск, ул. Лермонтова, 122) о взыскании 304 221 руб. 54 коп.,
(суд первой инстанции: Аринчехина А.Ю.)
в судебном заседании, назначенном на 7 августа 2013 года, объявлялся перерыв до 16 часов 35 минут 14 августа 2013 года
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и
установил:
Открытое акционерное общество "Сахатранснефтегаз" (ИНН 1435142972, ОГРН 1031402073097, 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кирова, 18) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском, с последующим уточнением, к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Сайсарское" (ИНН 1435169043, ОГРН 1061435018039, 677008, г. Якутск, ул. Лермонтова, 122) о взыскании 277 538 руб. 59 коп. задолженности за июль, август, сентябрь 2012 года коп. по договору поставки природного газа от 01.01.2011 N 20-189.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 апреля 2013 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на следующие обстоятельства. Ответчик полагает недоказанным наличие у него статуса исполнителя коммунальных услуг ко всем домам, по которым заявлены исковые требования. Представленные в материалы дела акты приема-передачи не подтверждают указанные обстоятельства, поскольку они подписаны МУ "СПУиЖ", не являющимся собственником или иным законным владельцем домов, большая часть актов не имеет даты. Протоколы в отношении домов N 7 и 7/1 по Сергеляхскому шоссе, в отношении дома N 31/2 по ул. Лонгинова, в отношении домов N 10/1, 12, 2, 4, 6, 8 по ул. К. Алексеева о выборе ответчика управляющей организацией не представлены (представлены протоколы о выборе ООО УК "Сайсарская" от 26.07.2012 г., от 26.10.2012 г., 2012 г.). Протоколы в отношении домов N 11,13и15 по ул. Широких-Полянского о выборе ответчика управляющей организацией не представлены. Имеющиеся в материалах дела протоколы в отношении остальных домов сами по себе не могут служить доказательством нахождения домов в управлении ответчика, поскольку управление многоквартирными домами осуществляется на основании договора управления, заключаемого в письменной форме. Такие договоры истцом также не представлены. Кроме того, суд первой инстанции указывает на наличие вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18.01.2012 по делу N А58-6156/2011, от 29.06.2012 по делу N А58-2444/2012, которыми установлено наличие между сторонами договорных правоотношений по договору поставки природного газа от 01.01.2011 N 20-189, и содержится вывод о том, что ответчик является абонентом истца и плательщиком за поставленный истцом природный газ по указанным выше жилым домам, которые имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела. Между тем, в текстах вышеуказанных решений отсутствует указание на доказанность наличия у ответчика статуса исполнителя коммунальных услуг по каким-либо домам. Данное обстоятельство не исследовалось при принятии этих судебных постановлений и не может считаться не подлежащим доказыванию.
В отзыве на апелляционную жалобу истец обжалуемый судебный акт находит законным и обоснованным.
Представленные истцом во исполнение определения суда от 17 июля 2013 года акты ввода в эксплуатацию газового оборудования жилого фонда и акты приема-передачи жилых домов в управление ответчику судом апелляционной инстанции приобщены к материалам дела.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.01.2011 между истцом (Поставщик) и ответчиком (Управляющая компания) заключен договор поставки природного газа N 20-189 с протоколом согласования разногласий от 25.03.2011 года, по условиям которого истец обязался поставить природный газ в жилые дома ответчика, а ответчик в свою очередь обязался принять и оплатить.
Пунктом 3.5 договора установлено, что объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа, утвержденными постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.11.1999 N 630 "О введении норм потребления газа населением в квартирах (домах) на приготовление пищи, горячей воды, и отопление при отсутствии приборов учета расхода газа.
Согласно пункту 3.12 договора внесение управляющей компанией поставщику платы за потребленный газ осуществляется ежемесячно, до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, которым является календарный месяц:
- безналичным способом на расчетный счет поставщика,
- другим способом по договоренности с поставщиком.
В соответствии с пунктом 7.1 договора договор вступает в силу с 01.01.2011 и действует до 31.12.2011.
Согласно договору поставка природного газа производится в жилые дома по адресу: г. Якутск, ул. К. Алексеева, 2, 4, 6, 8, 10, 10/1, 12, ул. Лермонтова, 138, 138/1, 138/5, 140, 140/1, 140/2, 140/3, 156/2, 178/1, ул. Лонгинова, 29, 29/3, 31/1, 31/2, 32, 32/1, 32/2, 32/3, 36/2, ул. Маяковского, 96, 98, 104, 104/1, 108, 110/1, 110/2, 112, 114, Сергеляхское шоссе 12 км, 7, 7/1, ул. Сосновая, 2, ул. Чайковского, 115, 117, 117/1, 121/1, 123, ул. Широких Полянских, 5, 5/1, 5/2, 7, 9, 9/1, 9/2, 9/3, 11, 11/2, 12, 13, 15.
Дополнительными соглашениями к указанному выше договору N 1 от 26.12.2011, N 2 от 28.12.2011, N 3 от 05.04.2012, N 4 от 13.06.2012 стороны исключили жилые дома по адресу: г. Якутск, ул. Лермонтова, 138, 138/1, 140, 140/1, 140/2, 140/3, ул. Лонгинова, 32, ул. Маяковского, 104, 110/1, 110/2, 112, 114, ул. Широких Полянских, 5, 5/2 из договора поставки газа.
Поскольку ни одна из сторон не заявила о прекращении, изменении, заключении нового договора, то он считается пролонгированным на 2012 год на тех же условиях в порядке ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец, исполняя условия договора, за период с июля по сентябрь 2012 года произвел поставку природного газа всего на сумму 501 317 руб. 34 коп., в подтверждение представлены акты N 02УГРС/20-189-07 от 31.07.2012, N 02УГРС/20-189-08 от 31.08.2012, N 02УГРС/20-189-09 от 30.09.2012.
На момент предъявления иска сумма неоплаченного долга составила 297 340 руб. 53 коп., в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно ст. 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в целях названного Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Судом установлено и из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31.10.2011 заявление ОАО "Водоканал" от 26.10.2011 N 032юр- 584 о признании ООО УК "ЖКХ Сайсарское" несостоятельным (банкротом) принято к производству и возбуждено производство по делу N А58-6144/2011.
Решением суда от 21.06.2012 по делу N А58-6144/2011 ООО УК "ЖКХ Сайсарское" признано несостоятельным (банкротом), в его отношении открыто конкурсное производство.
Определением суда от 04.07.2012 конкурсным управляющим ООО УК "ЖКХ Сайсарское" утвержден член саморегулируемой организации НП ОАУ "Авангард" Арбатский Александр Анатольевич.
Поскольку взыскиваемая истцом задолженность возникла после открытия процедуры конкурсного производства, в связи, с чем данные обязательства должника по смыслу Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" являются текущими платежами и подлежат погашению вне очереди за счет конкурсной массы на основании п. 1 ст. 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В соответствии с п. 45 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", при разрешении споров на стадии конкурсного производства следует учитывать, что внеочередные обязательства (пункт 1 статьи 134 Закона о банкротстве) погашаются за счет конкурсной массы в порядке, установленном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации. Исковые, а также иные требования по таким обязательствам рассматриваются в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что задолженность, являющаяся предметом настоящего иска, составляет текущие платежи, подлежащие взысканию в порядке искового производства.
Судом сложившиеся между сторонами правоотношения правильно квалифицированы как вытекающие из договора энергоснабжения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, правила о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами и не вытекает из существа обязательства.
Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" и Правилами поставки газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, предусмотрено применение при снабжении газом юридических лиц параграфа 3 главы 30, также возможно применение по аналогии отдельных правил, установленных статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать режим эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Актами ввода в эксплуатацию газооборудования дома (л. д. 90-91, 94-97, 99-100, 102-103, 105-106, 117-118, 121-122, 127-128, 131-132, 135-136, 139-140, 143-146, т. 1, 4-5, 10-13,30-32,7679 т. 2), актами о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта (л. д. 2-3, 33 т. 2), актами приемки газопровода в эксплуатацию (л. д. 6-9, т. 2), договором N 10 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования от 01.01.2008 с приложениями и дополнительными соглашениями, протоколами разногласий и согласования разногласий, отчетом о проведенном техническом обслуживании, актом-нарядом N 2381 (л.д. 3454 т. 2) подтверждается наличие установленного газопровода к жилым домам по адресу: г. Якутск, ул. К. Алексеева, 2, 4, 6, 8, 10, 10/1, 12, ул. Лермонтова, 138/5, 156/2, 178/1, ул. Лонгинова, 29, 29/3, 31/1, 31/2, 32/1, 32/2, 32/3, 36/2, ул. Маяковского, 96, 98, 104/1, 108, Сергеляхское шоссе 12 км, 7, 7/1, ул. Сосновая, 2, ул. Чайковского, 115, 117, 117/1, 121/1, 123, ул. Широких Полянских, 5/1, 7, 9, 9/1, 9/2, 9/3, 11, 11/2, 12, 13, 15, а распоряжением Правительства РС (Я) от 30.07.2005 подтверждается передача газовых сетей, находящихся в аренде ОАО "Ленагаз" в аренду ОАО "Сахатранснефтегаз".
Пунктом 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из указанных в названной части статьи 161 Кодекса способов управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг, гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества, в объемах, необходимых потребителю (пункт 3 Правил).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем коммунальных услуг с собственником или нанимателем соответствующего жилого помещения.
Согласно пункту 3 Правил N 307 исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Кроме того, в силу пункта 89 Правил N 530 исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с указанными Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
При определении обязанного лица по оплате коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, законодатель исходит из того, что после реализации собственниками жилого дома своего права на избрание способа управления многоквартирным домом (пункт 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации) лицом, владеющим энергопринимающим устройством многоквартирного дома, по смыслу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации становится управляющая организация либо ТСЖ (в зависимости от способа управления), которые приобретают статус абонента - потребителя коммунальных услуг по отношению ко всему многоквартирному дому (совокупность всех жилых и нежилых помещений расположенных внутри дома), либо собственники жилых помещений (при избрании непосредственного способа управления), на которых в силу пункта 49 Правил N 307 возлагается обязанность заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, в том числе, договор на энергоснабжение.
Таким образом, ответчик как управляющая организация, является исполнителем коммунальных услуг, поэтому к спорным правоотношениям сторон наряду с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующими энергоснабжение, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Согласно пункту 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
По договору управления домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (пункт 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы ответчика, сводящиеся к несогласию с тем, что он является управляющей организацией в отношении всего спорного жилого фонда со ссылкой на отсутствие у него статуса исполнителя коммунальных услуг и абонентом истца, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Представленными в материалы дела актами приема-передачи, протоколами собрания собственников, письмом (л.д. 92, 93,96, 101, 104, 107,108,110-116, 119-120,123-126,129-130, 133-134, 137-138, 141-142, 147-157 т. 1, л.д. 14-19,74-75, 80-81 т. 2) в совокупности подтверждается факт нахождения в управлении вышеуказанных жилых домов в заявленный истцом период.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18.01.2012 по делу N А58-6156/2011, от 29.06.2012 по делу N А58-2444/2012 установлено наличие между сторонами договорных правоотношений по договору поставки природного газа от 01.01.2011 N 20-189, что ответчик является абонентом истца и плательщиком за поставленный истцом природный газ по указанным выше жилым домам.
Из пояснений истца, данных им в ходе рассмотрения дела усматривается, что количество поставленного природного газа, указанное в актах N 02УГРС/20-189-07 от 31.07.2012, N 02УГРС/20-189-08 от 31.08.2012, N 02УГРС/20-189-09 от 30.09.2012 рассчитано неверно, что расчет количества поставленного природного газа на указанные дома следует произвести по натуральным показателям, предоставленным ответчиком.
В материалы дела представлены натуральные показатели за июль, август, сентябрь 2012 года по жилым домам по адресу: г. Якутск, ул. К. Алексеева, 2, 4, 6, 8, 10, 10/1, 12, ул. Лермонтова, 138/5, 156/2, 178/1, ул. Лонгинова, 29, 29/3, 31/1, 31/2, 32/1, 32/2, 32/3, 36/2, ул. Маяковского, 96, 98, 104/1, 108, Сергеляхское шоссе 12 км, 7, 7/1, ул. Сосновая, 2, ул. Чайковского, 115, 117, 117/1, 121/1, 123, ул. Широких Полянских, 5/1, 7, 9, 9/1, 9/2, 9/3, 11, 11/2, 12, 13, 15 (л.д. 68-70, т. 1).
Истцом расчет нормативного потребления газа жилыми домами (при отсутствии приборов учета) произведен исходя из количества проживающих граждан в квартирах, тарифа коммунальной услуги, утвержденного Постановлением РЭК РС (Я) от 11.03.2012 N 19, положений пункта 41 Правил N 549, расчет количества поставленного природного газа произведен по указанным натуральным показателям.
Расчет объема потребленного ответчиком газа судом проверен и признан правильным в соответствии с условиями договора и Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.12.1999 N 630 "О введении норм потребления газа населением в квартирах (домах) на приготовление пищи, горячей воды и отопление при отсутствии приборов учета расхода газа".
В соответствии с пунктом 4.1 договора не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным подписать с "Поставщиком" акт о количестве поставленного газа и получить счет-фактуру за поставленный в отчетном месяце газ. Неполучение счета-фактуры и неподписание акта о количестве поставленного газа в указанные сроки не продлевает сроки оплаты и не освобождает "абонента" от обязанности своевременной оплаты и ответственности за несвоевременную оплату потребленного газа. Если "абонент" не подписал акт о количестве поставленного газа за отчетный месяц и не предъявил свои претензии к объему поставленного газа в течение 5 дней, он не вправе в дальнейшем предъявлять претензии к объему поставленного газа.
Ответчиком объемы поставленного природного газа не оспорены, контррасчет поставленного природного газа не представлен ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции.
Оценив представленные в дело документы в совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ответчик не представил надлежащих и бесспорных доказательств в подтверждение своих доводов, в связи с чем требования истца удовлетворены правомерно.
Судом в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины правомерно отнесены на ответчика.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда являются обоснованными.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Определением от 17 июня 2013 года Четвертый арбитражный апелляционный суд, удовлетворив заявленное ходатайство, предоставил обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Сайсарское" отсрочку уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы на сумму 2000 рублей до ее рассмотрения по существу, в связи с чем государственная пошлина подлежит взысканию с общества в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 апреля 2013 года по делу N А58-7316/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Сайсарское" ((ИНН 1435169043, ОГРН 1061435018039, 677008, г. Якутск, ул. Лермонтова, 122) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Л.В.ОШИРОВА
Судьи
М.А.КЛЕПИКОВА
Л.В.КАПУСТИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.08.2013 ПО ДЕЛУ N А58-7316/2012
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2013 г. по делу N А58-7316/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Клепиковой М.А., Капустиной Л.В., при ведении протокола помощником судьи Зенчиком А.Н., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Сайсарское" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 апреля 2013 года по делу N А58-7316/2012 по иску открытого акционерного общества "Сахатранснефтегаз" (ИНН 1435142972, ОГРН 1031402073097, 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кирова, 18) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Сайсарское" (ИНН 1435169043, ОГРН 1061435018039, 677008, г. Якутск, ул. Лермонтова, 122) о взыскании 304 221 руб. 54 коп.,
(суд первой инстанции: Аринчехина А.Ю.)
в судебном заседании, назначенном на 7 августа 2013 года, объявлялся перерыв до 16 часов 35 минут 14 августа 2013 года
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и
установил:
Открытое акционерное общество "Сахатранснефтегаз" (ИНН 1435142972, ОГРН 1031402073097, 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кирова, 18) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском, с последующим уточнением, к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Сайсарское" (ИНН 1435169043, ОГРН 1061435018039, 677008, г. Якутск, ул. Лермонтова, 122) о взыскании 277 538 руб. 59 коп. задолженности за июль, август, сентябрь 2012 года коп. по договору поставки природного газа от 01.01.2011 N 20-189.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 апреля 2013 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на следующие обстоятельства. Ответчик полагает недоказанным наличие у него статуса исполнителя коммунальных услуг ко всем домам, по которым заявлены исковые требования. Представленные в материалы дела акты приема-передачи не подтверждают указанные обстоятельства, поскольку они подписаны МУ "СПУиЖ", не являющимся собственником или иным законным владельцем домов, большая часть актов не имеет даты. Протоколы в отношении домов N 7 и 7/1 по Сергеляхскому шоссе, в отношении дома N 31/2 по ул. Лонгинова, в отношении домов N 10/1, 12, 2, 4, 6, 8 по ул. К. Алексеева о выборе ответчика управляющей организацией не представлены (представлены протоколы о выборе ООО УК "Сайсарская" от 26.07.2012 г., от 26.10.2012 г., 2012 г.). Протоколы в отношении домов N 11,13и15 по ул. Широких-Полянского о выборе ответчика управляющей организацией не представлены. Имеющиеся в материалах дела протоколы в отношении остальных домов сами по себе не могут служить доказательством нахождения домов в управлении ответчика, поскольку управление многоквартирными домами осуществляется на основании договора управления, заключаемого в письменной форме. Такие договоры истцом также не представлены. Кроме того, суд первой инстанции указывает на наличие вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18.01.2012 по делу N А58-6156/2011, от 29.06.2012 по делу N А58-2444/2012, которыми установлено наличие между сторонами договорных правоотношений по договору поставки природного газа от 01.01.2011 N 20-189, и содержится вывод о том, что ответчик является абонентом истца и плательщиком за поставленный истцом природный газ по указанным выше жилым домам, которые имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела. Между тем, в текстах вышеуказанных решений отсутствует указание на доказанность наличия у ответчика статуса исполнителя коммунальных услуг по каким-либо домам. Данное обстоятельство не исследовалось при принятии этих судебных постановлений и не может считаться не подлежащим доказыванию.
В отзыве на апелляционную жалобу истец обжалуемый судебный акт находит законным и обоснованным.
Представленные истцом во исполнение определения суда от 17 июля 2013 года акты ввода в эксплуатацию газового оборудования жилого фонда и акты приема-передачи жилых домов в управление ответчику судом апелляционной инстанции приобщены к материалам дела.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.01.2011 между истцом (Поставщик) и ответчиком (Управляющая компания) заключен договор поставки природного газа N 20-189 с протоколом согласования разногласий от 25.03.2011 года, по условиям которого истец обязался поставить природный газ в жилые дома ответчика, а ответчик в свою очередь обязался принять и оплатить.
Пунктом 3.5 договора установлено, что объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа, утвержденными постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.11.1999 N 630 "О введении норм потребления газа населением в квартирах (домах) на приготовление пищи, горячей воды, и отопление при отсутствии приборов учета расхода газа.
Согласно пункту 3.12 договора внесение управляющей компанией поставщику платы за потребленный газ осуществляется ежемесячно, до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, которым является календарный месяц:
- безналичным способом на расчетный счет поставщика,
- другим способом по договоренности с поставщиком.
В соответствии с пунктом 7.1 договора договор вступает в силу с 01.01.2011 и действует до 31.12.2011.
Согласно договору поставка природного газа производится в жилые дома по адресу: г. Якутск, ул. К. Алексеева, 2, 4, 6, 8, 10, 10/1, 12, ул. Лермонтова, 138, 138/1, 138/5, 140, 140/1, 140/2, 140/3, 156/2, 178/1, ул. Лонгинова, 29, 29/3, 31/1, 31/2, 32, 32/1, 32/2, 32/3, 36/2, ул. Маяковского, 96, 98, 104, 104/1, 108, 110/1, 110/2, 112, 114, Сергеляхское шоссе 12 км, 7, 7/1, ул. Сосновая, 2, ул. Чайковского, 115, 117, 117/1, 121/1, 123, ул. Широких Полянских, 5, 5/1, 5/2, 7, 9, 9/1, 9/2, 9/3, 11, 11/2, 12, 13, 15.
Дополнительными соглашениями к указанному выше договору N 1 от 26.12.2011, N 2 от 28.12.2011, N 3 от 05.04.2012, N 4 от 13.06.2012 стороны исключили жилые дома по адресу: г. Якутск, ул. Лермонтова, 138, 138/1, 140, 140/1, 140/2, 140/3, ул. Лонгинова, 32, ул. Маяковского, 104, 110/1, 110/2, 112, 114, ул. Широких Полянских, 5, 5/2 из договора поставки газа.
Поскольку ни одна из сторон не заявила о прекращении, изменении, заключении нового договора, то он считается пролонгированным на 2012 год на тех же условиях в порядке ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец, исполняя условия договора, за период с июля по сентябрь 2012 года произвел поставку природного газа всего на сумму 501 317 руб. 34 коп., в подтверждение представлены акты N 02УГРС/20-189-07 от 31.07.2012, N 02УГРС/20-189-08 от 31.08.2012, N 02УГРС/20-189-09 от 30.09.2012.
На момент предъявления иска сумма неоплаченного долга составила 297 340 руб. 53 коп., в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно ст. 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в целях названного Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Судом установлено и из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31.10.2011 заявление ОАО "Водоканал" от 26.10.2011 N 032юр- 584 о признании ООО УК "ЖКХ Сайсарское" несостоятельным (банкротом) принято к производству и возбуждено производство по делу N А58-6144/2011.
Решением суда от 21.06.2012 по делу N А58-6144/2011 ООО УК "ЖКХ Сайсарское" признано несостоятельным (банкротом), в его отношении открыто конкурсное производство.
Определением суда от 04.07.2012 конкурсным управляющим ООО УК "ЖКХ Сайсарское" утвержден член саморегулируемой организации НП ОАУ "Авангард" Арбатский Александр Анатольевич.
Поскольку взыскиваемая истцом задолженность возникла после открытия процедуры конкурсного производства, в связи, с чем данные обязательства должника по смыслу Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" являются текущими платежами и подлежат погашению вне очереди за счет конкурсной массы на основании п. 1 ст. 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В соответствии с п. 45 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", при разрешении споров на стадии конкурсного производства следует учитывать, что внеочередные обязательства (пункт 1 статьи 134 Закона о банкротстве) погашаются за счет конкурсной массы в порядке, установленном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации. Исковые, а также иные требования по таким обязательствам рассматриваются в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что задолженность, являющаяся предметом настоящего иска, составляет текущие платежи, подлежащие взысканию в порядке искового производства.
Судом сложившиеся между сторонами правоотношения правильно квалифицированы как вытекающие из договора энергоснабжения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, правила о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами и не вытекает из существа обязательства.
Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" и Правилами поставки газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, предусмотрено применение при снабжении газом юридических лиц параграфа 3 главы 30, также возможно применение по аналогии отдельных правил, установленных статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать режим эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Актами ввода в эксплуатацию газооборудования дома (л. д. 90-91, 94-97, 99-100, 102-103, 105-106, 117-118, 121-122, 127-128, 131-132, 135-136, 139-140, 143-146, т. 1, 4-5, 10-13,30-32,7679 т. 2), актами о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта (л. д. 2-3, 33 т. 2), актами приемки газопровода в эксплуатацию (л. д. 6-9, т. 2), договором N 10 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования от 01.01.2008 с приложениями и дополнительными соглашениями, протоколами разногласий и согласования разногласий, отчетом о проведенном техническом обслуживании, актом-нарядом N 2381 (л.д. 3454 т. 2) подтверждается наличие установленного газопровода к жилым домам по адресу: г. Якутск, ул. К. Алексеева, 2, 4, 6, 8, 10, 10/1, 12, ул. Лермонтова, 138/5, 156/2, 178/1, ул. Лонгинова, 29, 29/3, 31/1, 31/2, 32/1, 32/2, 32/3, 36/2, ул. Маяковского, 96, 98, 104/1, 108, Сергеляхское шоссе 12 км, 7, 7/1, ул. Сосновая, 2, ул. Чайковского, 115, 117, 117/1, 121/1, 123, ул. Широких Полянских, 5/1, 7, 9, 9/1, 9/2, 9/3, 11, 11/2, 12, 13, 15, а распоряжением Правительства РС (Я) от 30.07.2005 подтверждается передача газовых сетей, находящихся в аренде ОАО "Ленагаз" в аренду ОАО "Сахатранснефтегаз".
Пунктом 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из указанных в названной части статьи 161 Кодекса способов управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг, гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества, в объемах, необходимых потребителю (пункт 3 Правил).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем коммунальных услуг с собственником или нанимателем соответствующего жилого помещения.
Согласно пункту 3 Правил N 307 исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Кроме того, в силу пункта 89 Правил N 530 исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с указанными Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
При определении обязанного лица по оплате коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, законодатель исходит из того, что после реализации собственниками жилого дома своего права на избрание способа управления многоквартирным домом (пункт 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации) лицом, владеющим энергопринимающим устройством многоквартирного дома, по смыслу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации становится управляющая организация либо ТСЖ (в зависимости от способа управления), которые приобретают статус абонента - потребителя коммунальных услуг по отношению ко всему многоквартирному дому (совокупность всех жилых и нежилых помещений расположенных внутри дома), либо собственники жилых помещений (при избрании непосредственного способа управления), на которых в силу пункта 49 Правил N 307 возлагается обязанность заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, в том числе, договор на энергоснабжение.
Таким образом, ответчик как управляющая организация, является исполнителем коммунальных услуг, поэтому к спорным правоотношениям сторон наряду с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующими энергоснабжение, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Согласно пункту 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
По договору управления домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (пункт 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы ответчика, сводящиеся к несогласию с тем, что он является управляющей организацией в отношении всего спорного жилого фонда со ссылкой на отсутствие у него статуса исполнителя коммунальных услуг и абонентом истца, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Представленными в материалы дела актами приема-передачи, протоколами собрания собственников, письмом (л.д. 92, 93,96, 101, 104, 107,108,110-116, 119-120,123-126,129-130, 133-134, 137-138, 141-142, 147-157 т. 1, л.д. 14-19,74-75, 80-81 т. 2) в совокупности подтверждается факт нахождения в управлении вышеуказанных жилых домов в заявленный истцом период.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18.01.2012 по делу N А58-6156/2011, от 29.06.2012 по делу N А58-2444/2012 установлено наличие между сторонами договорных правоотношений по договору поставки природного газа от 01.01.2011 N 20-189, что ответчик является абонентом истца и плательщиком за поставленный истцом природный газ по указанным выше жилым домам.
Из пояснений истца, данных им в ходе рассмотрения дела усматривается, что количество поставленного природного газа, указанное в актах N 02УГРС/20-189-07 от 31.07.2012, N 02УГРС/20-189-08 от 31.08.2012, N 02УГРС/20-189-09 от 30.09.2012 рассчитано неверно, что расчет количества поставленного природного газа на указанные дома следует произвести по натуральным показателям, предоставленным ответчиком.
В материалы дела представлены натуральные показатели за июль, август, сентябрь 2012 года по жилым домам по адресу: г. Якутск, ул. К. Алексеева, 2, 4, 6, 8, 10, 10/1, 12, ул. Лермонтова, 138/5, 156/2, 178/1, ул. Лонгинова, 29, 29/3, 31/1, 31/2, 32/1, 32/2, 32/3, 36/2, ул. Маяковского, 96, 98, 104/1, 108, Сергеляхское шоссе 12 км, 7, 7/1, ул. Сосновая, 2, ул. Чайковского, 115, 117, 117/1, 121/1, 123, ул. Широких Полянских, 5/1, 7, 9, 9/1, 9/2, 9/3, 11, 11/2, 12, 13, 15 (л.д. 68-70, т. 1).
Истцом расчет нормативного потребления газа жилыми домами (при отсутствии приборов учета) произведен исходя из количества проживающих граждан в квартирах, тарифа коммунальной услуги, утвержденного Постановлением РЭК РС (Я) от 11.03.2012 N 19, положений пункта 41 Правил N 549, расчет количества поставленного природного газа произведен по указанным натуральным показателям.
Расчет объема потребленного ответчиком газа судом проверен и признан правильным в соответствии с условиями договора и Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.12.1999 N 630 "О введении норм потребления газа населением в квартирах (домах) на приготовление пищи, горячей воды и отопление при отсутствии приборов учета расхода газа".
В соответствии с пунктом 4.1 договора не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным подписать с "Поставщиком" акт о количестве поставленного газа и получить счет-фактуру за поставленный в отчетном месяце газ. Неполучение счета-фактуры и неподписание акта о количестве поставленного газа в указанные сроки не продлевает сроки оплаты и не освобождает "абонента" от обязанности своевременной оплаты и ответственности за несвоевременную оплату потребленного газа. Если "абонент" не подписал акт о количестве поставленного газа за отчетный месяц и не предъявил свои претензии к объему поставленного газа в течение 5 дней, он не вправе в дальнейшем предъявлять претензии к объему поставленного газа.
Ответчиком объемы поставленного природного газа не оспорены, контррасчет поставленного природного газа не представлен ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции.
Оценив представленные в дело документы в совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ответчик не представил надлежащих и бесспорных доказательств в подтверждение своих доводов, в связи с чем требования истца удовлетворены правомерно.
Судом в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины правомерно отнесены на ответчика.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда являются обоснованными.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Определением от 17 июня 2013 года Четвертый арбитражный апелляционный суд, удовлетворив заявленное ходатайство, предоставил обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Сайсарское" отсрочку уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы на сумму 2000 рублей до ее рассмотрения по существу, в связи с чем государственная пошлина подлежит взысканию с общества в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 апреля 2013 года по делу N А58-7316/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Сайсарское" ((ИНН 1435169043, ОГРН 1061435018039, 677008, г. Якутск, ул. Лермонтова, 122) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Л.В.ОШИРОВА
Судьи
М.А.КЛЕПИКОВА
Л.В.КАПУСТИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)