Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре К.И.А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш. о признании недействующими пунктов 5, 13 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 г. N 252-э/2,
приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 г. N 252-э/2 утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению (далее - Методические указания). Приказ согласован с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (9 ноября 2011 г. N 24858-СВ/Д07), зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 декабря 2011 г., N 22489, и опубликован в "Российской газете" 14 декабря 2011 г.
В соответствии с пунктом 5 Методических указаний розничные цены устанавливаются дифференцированно по следующим направлениям (наборам направлений) использования газа: на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа); на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа); на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа); на отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме отопления и (или) выработки электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах); на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах.
Пунктом 13 Методических указаний предусмотрено, что в случае если структура и (или) уровень установленных на момент вступления данных Методических указаний в силу розничных цен на газ не соответствует их положениям, то они приводятся в соответствие с учетом необходимости соблюдения предельных уровней роста стоимости жилищно-коммунальных услуг и (или) платы граждан за них.
Ш. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 5, 13 Методических указаний по тем основаниям, что оспариваемые положения предписывают в любом случае устанавливать розничные цены на газ различными по разным направлениям использования газа, что противоречит пунктам 8, 15 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021, в соответствии с которыми цены на газ могут дифференцироваться по группам потребителей в зависимости от разных факторов, решение о том, устанавливать цены на газ едиными или дифференцированными, принимается региональными органами власти.
В судебное заседание Ш. не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представители Федеральной службы по тарифам Ф., М., К.И.П. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации Б., возражая против доводов заявителя, пояснили, что Методические указания изданы компетентным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). Положения пунктов 5 и 13 Методических указаний соответствуют действующему законодательству в сфере государственного регулирования цен и не нарушают права и законные интересы потребителей.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Гражданский кодекс Российской Федерации в части 1 статьи 424 устанавливает, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ), определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, предусматривает регулирование цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа (статья 21).
В соответствии со статьей 8 названного закона Правительство Российской Федерации устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (далее - Основные положения); федеральному органу исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации предписано утвердить методические указания по расчету регулируемых цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке (пункты 1, 3).
Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) в соответствии с пунктами 1, 5.2.1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 332, является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги); принимает методические указания по расчету регулируемых цен на газ.
Таким образом, Методические указания, определяющие основные принципы и порядок формирования и регулирования розничных цен на газ, реализуемый населению, утверждены компетентным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
В силу пунктов 4, 8, 10 Основных положений розничные цены на газ, реализуемый населению, подлежат государственному регулированию на территории Российской Федерации; розничные цены на газ, реализуемый населению, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 1996 г. N 1782 "О повышении надежности обеспечения газом потребителей Российской Федерации" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано устанавливать розничные цены на природный газ, реализуемый населению, дифференцировав этот размер в зависимости от целей использования газа по видам коммунальных услуг (пункт 6).
Согласно пункту 15 Основных положений цены на газ и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, могут дифференцироваться по группам потребителей в зависимости от присоединения последних к сетям различного давления, ценовых поясов, сезонности, времени заключения и сроков действия договоров поставки газа, режимов отбора газа, объемов его потребления и других факторов.
Пункт 5 Методических указаний предусматривает установление розничных цен на газ дифференцированно в зависимости от направления (наборов направлений) использования газа, учитывая объем потребления, что соответствует основным принципам формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке, закрепленным в Основных положениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 года N 708 утверждены Основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (далее - Основы формирования предельных индексов), согласно которым предельные индексы утверждаются не позднее внесения в законодательный орган субъекта Российской Федерации проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период; основным принципом установления предельного индекса является доступность для граждан совокупной платы за все потребляемые коммунальные услуги, рассчитанной с учетом этого предельного индекса (пункты 2, 4).
Пункт 13 Методических указаний предполагает поэтапное доведение структуры розничных цен до параметров, предусмотренных Методическими указаниями, при соблюдении предельных уровней роста стоимости жилищно-коммунальных услуг и (или) платы граждан за них, что соответствует приведенным положениям, направлен на недопущение роста розничных цен, достижение баланса экономических интересов покупателей и поставщиков газа и не нарушает прав потребителей.
Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении заявления Ш. о признании недействующими пунктов 5, 13 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 г. N 252-э/2, оказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 11.07.2013 N АКПИ13-475
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 июля 2013 г. N АКПИ13-475
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре К.И.А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш. о признании недействующими пунктов 5, 13 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 г. N 252-э/2,
установил:
приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 г. N 252-э/2 утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению (далее - Методические указания). Приказ согласован с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (9 ноября 2011 г. N 24858-СВ/Д07), зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 декабря 2011 г., N 22489, и опубликован в "Российской газете" 14 декабря 2011 г.
В соответствии с пунктом 5 Методических указаний розничные цены устанавливаются дифференцированно по следующим направлениям (наборам направлений) использования газа: на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа); на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа); на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа); на отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме отопления и (или) выработки электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах); на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах.
Пунктом 13 Методических указаний предусмотрено, что в случае если структура и (или) уровень установленных на момент вступления данных Методических указаний в силу розничных цен на газ не соответствует их положениям, то они приводятся в соответствие с учетом необходимости соблюдения предельных уровней роста стоимости жилищно-коммунальных услуг и (или) платы граждан за них.
Ш. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 5, 13 Методических указаний по тем основаниям, что оспариваемые положения предписывают в любом случае устанавливать розничные цены на газ различными по разным направлениям использования газа, что противоречит пунктам 8, 15 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021, в соответствии с которыми цены на газ могут дифференцироваться по группам потребителей в зависимости от разных факторов, решение о том, устанавливать цены на газ едиными или дифференцированными, принимается региональными органами власти.
В судебное заседание Ш. не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представители Федеральной службы по тарифам Ф., М., К.И.П. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации Б., возражая против доводов заявителя, пояснили, что Методические указания изданы компетентным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). Положения пунктов 5 и 13 Методических указаний соответствуют действующему законодательству в сфере государственного регулирования цен и не нарушают права и законные интересы потребителей.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Гражданский кодекс Российской Федерации в части 1 статьи 424 устанавливает, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ), определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, предусматривает регулирование цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа (статья 21).
В соответствии со статьей 8 названного закона Правительство Российской Федерации устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (далее - Основные положения); федеральному органу исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации предписано утвердить методические указания по расчету регулируемых цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке (пункты 1, 3).
Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) в соответствии с пунктами 1, 5.2.1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 332, является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги); принимает методические указания по расчету регулируемых цен на газ.
Таким образом, Методические указания, определяющие основные принципы и порядок формирования и регулирования розничных цен на газ, реализуемый населению, утверждены компетентным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
В силу пунктов 4, 8, 10 Основных положений розничные цены на газ, реализуемый населению, подлежат государственному регулированию на территории Российской Федерации; розничные цены на газ, реализуемый населению, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 1996 г. N 1782 "О повышении надежности обеспечения газом потребителей Российской Федерации" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано устанавливать розничные цены на природный газ, реализуемый населению, дифференцировав этот размер в зависимости от целей использования газа по видам коммунальных услуг (пункт 6).
Согласно пункту 15 Основных положений цены на газ и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, могут дифференцироваться по группам потребителей в зависимости от присоединения последних к сетям различного давления, ценовых поясов, сезонности, времени заключения и сроков действия договоров поставки газа, режимов отбора газа, объемов его потребления и других факторов.
Пункт 5 Методических указаний предусматривает установление розничных цен на газ дифференцированно в зависимости от направления (наборов направлений) использования газа, учитывая объем потребления, что соответствует основным принципам формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке, закрепленным в Основных положениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 года N 708 утверждены Основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (далее - Основы формирования предельных индексов), согласно которым предельные индексы утверждаются не позднее внесения в законодательный орган субъекта Российской Федерации проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период; основным принципом установления предельного индекса является доступность для граждан совокупной платы за все потребляемые коммунальные услуги, рассчитанной с учетом этого предельного индекса (пункты 2, 4).
Пункт 13 Методических указаний предполагает поэтапное доведение структуры розничных цен до параметров, предусмотренных Методическими указаниями, при соблюдении предельных уровней роста стоимости жилищно-коммунальных услуг и (или) платы граждан за них, что соответствует приведенным положениям, направлен на недопущение роста розничных цен, достижение баланса экономических интересов покупателей и поставщиков газа и не нарушает прав потребителей.
Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Ш. о признании недействующими пунктов 5, 13 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 г. N 252-э/2, оказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)