Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 04.10.2013 ПО ДЕЛУ N А32-47764/2011

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2013 г. по делу N А32-47764/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 1 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 4 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Андреевой Е.В. и Гиданкиной А.В., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (ИНН 2308091759, ОГРН 1032304155102) - Швецова Ю.В. (доверенность от 13.11.2012), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813) - Картомышевой Е.Г. (доверенность от 08.07.2013), в отсутствие третьих лиц: прокураторы Западного административного органа г. Краснодара, общества с ограниченной ответственностью "Эллис-Кубань", Максимович З.Н., Шаповаловой Л.Н., Огневой С.А., Мазепа О.А., извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.01.2013 (судья Лесных А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2013 (судьи Смотрова Н.Н., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А32-47764/2011 установил следующее.
ОАО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании недействительным решения от 01.11.2011.
Решением от 18.01.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.05.2013, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что управление доказало нарушение компанией части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, суды не приняли во внимание, что при введении режима ограничения потребления электроэнергии компания руководствовалась Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, далее - Правила N 530). Уведомления об ограничении потребления электроэнергии направлялись ООО "Эллис-Кубань" (далее - общество), которое не уведомило компанию о наличии потребителей, надлежащим образом исполняющих обязанности по оплате электроэнергии; компания не располагала сведениями о дебиторской задолженности по каждому дому. Действующее законодательство не содержит запрета на ограничение потребления электроэнергии исполнителям коммунальных услуг, имеющим задолженность по оплате поставленной электроэнергии.
В отзыве на жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представители компании и управления поддержали доводы, изложенные в жалобе и отзыве.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 01.11.2011 управление приняло решение, которым признало компанию нарушившей часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в том, что компания ввела ограничения потребления электроэнергии в многоквартирные жилые дома, обслуживаемые обществом, чем нарушила права граждан, своевременно оплачивающих потребленную электроэнергию.
Компания, полагая, что указанные акты управления являются незаконными, обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с решением Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.12.2006 N 45/2006-э "О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков" компания является гарантирующим поставщиком на территории Краснодарского края.
Компания и общество, осуществляющее управление многоквартирными домами, расположенными в г. Краснодаре, по ул. Авиагородок, 21 и ул. Промышленная, 21/9, заключили договор энергоснабжения от 22.05.2009.
В связи с наличием задолженности за электроэнергию компания направила обществу уведомления об ограничении режима потребления электроэнергии от 01.02.2011, от 22.02.2011, от 04.03.2011 и ввела ограничения подачи электроэнергии в указанные многоквартирные жилые дома 22.03.2011, 23.03.2011, 24.03.2011, 25.03.2011, 05.04.2011, 19.04.2011.
Как установили суды и не оспаривают участвующие в деле лица, при введении ограничения поставки электроэнергии в многоквартирные жилые дома было ограничено потребление электроэнергии гражданам, не имеющим задолженности по оплате за потребленную электроэнергию.
В соответствии со статьей Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Согласно пункту 78 Правил N 530 (действующих в период ограничения поставки электроэнергии) гарантирующий поставщик вправе в порядке, установленном разделом XIII Правил, инициировать частичное (полное) ограничение режима потребления электрической энергии (приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) с покупателем) в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии (мощности) и оказанных услуг и возникновения задолженности, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, с учетом особенностей процедуры ограничения отдельных категорий потребителей, установленных разделом XIII Правил. Приостановление подачи электрической энергии в рамках оказания коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 170 Правил N 530 ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств по договору должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к одним и тем же распределительным устройствам соответствующей сетевой организации.
В силу пункта 173 Правил N 530 в случае, если ограничение режима потребления может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии потребителям, надлежащим образом исполняющим свои обязательства по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, сетевая организация или иной собственник (владелец) объектов электросетевого хозяйства, к чьим сетям присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, обязаны незамедлительно уведомить об этом инициатора введения ограничения; разработать в срок, не превышающий 3 рабочих дней, дополнительные организационно-технические меры по обеспечению введения ограничения режима потребления, предусматривающие в том числе соблюдение прав и законных интересов 3-х лиц (других потребителей). В случае если такое ограничение режима потребления применяется по отношению к лицам, владеющим объектами электросетевого хозяйства, не являющимся сетевыми организациями, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей, надлежащим образом исполняющих свои обязательства по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, указанные лица обязаны предпринять все необходимые действия для поставки электрической энергии таким потребителям в установленном договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) объеме и нести ответственность за невыполнение таких действий (в том числе за убытки, возникшие вследствие невыполнения таких действий у потребителей, надлежащим образом исполняющих свои обязательства по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией).
В условиях функциональной и технологической связанности процессов выработки, передачи, сбыта и потребления электроэнергии, высокой степени монополизации рынка электроэнергии в Российской Федерации, в случае отсутствия у участников спорных отношений реальных возможностей (механизмов), обеспечивающих индивидуальное ограничение режима потребления неисправных потребителей, реализация гарантирующим поставщиком предоставленного ему права на ограничение подачи электроэнергии организации-неплательщику не должна приводить к ущемлению прав и законных интересов иных лиц. В противном случае применение указанного способа защиты имущественных интересов приведет (может привести) к причинению вреда, несоизмеримого с потерями поставщика в рамках обязательственных договорных отношений с конкретным неплательщиком.
Будучи профессиональным участником розничного рынка электроэнергии, гарантирующий поставщик должен знать о том, что общество, как управляющая компания, приобретает электроэнергию для жителей многоквартирных домов, и предвидеть безусловное наступление неблагоприятных последствий для добросовестных потребителей электроэнергии при введении ограничения потребления в отношении всего многоквартирного дома. Компания не вправе формально использовать предоставленное ей право на ограничение режима потребления электроэнергии со ссылкой на отсутствие у нее информации о наличии добросовестных потребителей, принимая во внимание, что добросовестные потребители не имеют иной возможности получить электроэнергию. Доказательства наличия задолженности по оплате электроэнергии у всех граждан, проживающих в спорных домах, компания не предоставила. Доказательства, свидетельствующие о том, что компания предпринимала меры для выяснения вопроса о наличии добросовестных потребителей и технической возможности обеспечить их электроэнергией при введении ограничения потребления электроэнергии, отсутствуют.
Суды, установив, что при введении ограничений поставки электроэнергии в отношении двух многоквартирных гарантирующим поставщиком ущемлены законные права и интересы граждан, проживающих в указанных домах и не имеющих задолженности за потребленную электроэнергию, пришли к правильному выводу о нарушении компанией части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Основания для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.01.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2013 по делу N А32-47764/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.Г.КАЛАШНИКОВА
Судьи
Е.В.АНДРЕЕВА
А.В.ГИДАНКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)