Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-932

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 апреля 2013 г. по делу N 33-932


Судья: Чикова М.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Федоровой С.Б.,
судей Луниной Т.Д., Фатеевой Л.В.,
при секретаре З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации МО Веневский район на решение Веневского районного суда Тульской области от 06.02.2013 года по делу по заявлению Л. о признании незаконным решения органа местного самоуправления, возложении обязанности согласовать переустройство жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Федоровой С.Б., судебная коллегия

установила:

Л. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения органа местного самоуправления, возложении обязанности на администрацию МО Веневский район выдать решение на переустройство жилого помещения.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что ей на праве собственности принадлежит кв. <...>, общей площадью <...> кв. м, в д. <...> мкр. <...> г. Венева Тульской области.
В связи с тем, что в 2011-2012 гг. система отопления дома не обеспечивала необходимый температурный режим в квартире, <...> г. она подала в администрацию МО Веневский район заявление о переустройстве жилого помещения, приложив необходимые документы.
Рассмотрев ее обращение, администрация МО Веневский район отказала ей в выдаче решения на переустройство жилого помещения, поскольку к заявлению о переустройстве не был приложен протокол общего собрания собственников жилого помещения.
<...> г. она повторно обратилась с заявлением в администрацию МО Веневский район с заявлением о переустройстве жилого помещения, приложив все необходимые документы, в том числе и протокол общего собрания собственников жилого помещения. Однако, администрация МО Веневский район, рассмотрев ее обращение, <...> г. отказала ей в выдаче решения на переустройство жилого помещения - установку индивидуального источника отопления, ссылаясь на п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 года N 307, письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области N 21-01-12/2805и письмо Правительства Тульской области N 65-к-4/2677 о приостановке выдаче решений на согласование установки индивидуальных квартирных источников тепловой энергии до утверждения схем теплоснабжения поселений.
Указывает на то, что администрация МО Веневский район отказала ей в выдаче решения на переустройство жилого помещения со ссылкой на письмо первого заместителя губернатора Тульской области председателя правительства Тульской области А., несмотря на то, что в <...> года ей были выданы технические условия на реконструкцию инженерных сетей в жилом помещении - квартире N <...> дома N <...> мкр. <...> г. Венева Тульской области.
На основании изложенного просила признать незаконным решение администрации МО Веневский район от <...> г. N <...> об отказе в согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, обязав администрацию МО Веневский район принять решение на переустройство жилого помещения.
В судебном заседании заявитель Л. поддержала заявленные требования по изложенным в нем основаниям.
Представитель заинтересованного лица администрации МО Веневский район по доверенности Б. в судебном заседании возражала против заявленных требований Л., указав на то, что решение администрации МО Веневский район от <...> г. N <...> основано на действующем законодательстве.
Решением Веневского районного суда Тульской области от 06.02.2013 г. заявленные требования Л. были удовлетворены. Суд признал незаконным отказ администрации МО Веневский район от <...> г. N <...> в согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, принадлежащего Л. Обяза*** администрацию МО Веневский район выдать Л. документ установленной формы, подтверждающий принятие решения о согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, в связи с переходом на отопление жилого помещения в многоквартирном доме с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии в соответствии с представленным проектом, в установленные законом сроки.
В апелляционной жалобе администрация МО Веневский район просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановить новое решение, которым отказать Л. в удовлетворении заявленных требований, поскольку решение администрации МО Веневский район от <...> г. N <...> основано на действующем законодательстве.
Кроме того, согласно письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 27.11.2012 г. N 65-к-4/2677 приостановлена выдача решений на согласование установки индивидуальных квартирных источников тепловой энергии до утверждения схем теплоснабжения поселений (дата планируемого утверждения 01.11.2013 г.).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы администрации МО Веневский район, выслушав объяснения представителя Администрации Мо Веневский район по доверенности Б., возражения Л., судебная коллегия приходит к следующему.
Переход на автономное отопление жилого помещения в многоквартирном жилом доме требует переустройства жилого помещения, в связи с чем оно должно производиться в соответствии с нормами главы 4 ЖК РФ и положениями Градостроительного кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующих внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии со ст. 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения представляет:
- 1) заявление о переустройстве по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
- 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения;
- 4) технический паспорт переустраиваемого жилого помещения;
- 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого жилого помещения по договору социального найма);
- 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи.
Статьей 27 ЖК РФ предусмотрены основания отказа в согласовании переустройства жилого, каковыми являются:
- 1) непредставление определенных ч. 2 ст. 26 настоящего Кодекса документов;
- 2) представление документов в ненадлежащий орган;
- 3) несоответствия проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства.
Решение об отказе в согласовании переустройства жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, <...> г. Л. обратилась с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения - квартиры N <...> в доме N <...> мкр. <...> г. Венева Тульской области в администрацию муниципального образования Веневский район, приложив к заявлению документы.
Решением органа местного самоуправления N<...> от <...> г. Л. отказано в согласовании переустройства жилого помещения в том числе, поскольку в представленном пакете документов отсутствовал проект переустройства помещения, а также протокол общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме.
<...> года, будучи собственником квартиры N <...> в доме N <...> мкр. <...> г. Венева Тульской области, в связи с неудовлетворительной работой системы отопления в данном доме, Л. вновь обратилась в администрацию МО Веневский район с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, принадлежащего ей, приложив к заявлению необходимые документы, в том числе, проект переустройства помещения, а также протокол общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме.
Решением администрации МО Веневский район от <...> г. N <...> Л. отказано в согласовании переустройства жилого помещения на основании п. 15 ст. 14 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ, согласно которому запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения; п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 307, согласно которому в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 Мпа; письма министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области N 21-01-12/2805 и письма Правительства Тульской области N 65-к-4/2677, в соответствии с которыми приостановлена выдача решений на согласование установки индивидуальных квартирных источников тепловой энергии до утверждения схем теплоснабжения поселений (дата планируемого утверждения 01.11.2013 года).
Разрешая требований Л. о незаконности оспариваемого решения администрации МО Веневский район от <...> г., суд первой инстанции установил следующее.
<...> г. ООО <...> выдало Л. технические условия на реконструкцию инженерных сетей в кв. <...> д. <...> мкр. <...> г. Венева Тульской области.
<...> г. Л. получены технические условия на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом от филиала ОАО <...>-трест <...>, сроком действия 2 года.
Заявителем в администрацию МО Веневский район представлен рабочий проект по установке двухконтурного настенного котла <...> от <...> г., выполненный трестом <...> филиала ОАО <...>.
Из акта N <...> о техническом состоянии дымовых и вентиляционных каналов от <...> г. следует, что вентиляционные каналы в кв. <...> д. <...> мкр. <...> г. Венева Тульской области соответствуют нормативным требованиям и пригодны к эксплуатации под газ.
Отказывая Л. в согласовании переустройства жилого помещения, администрация МО Веневский район сослалась на п. 15 ст. 14 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ, согласно которому запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Из содержания указанной нормы закона следует, что она носит отсылочный характер, и устанавливает запрет на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при условии, что они указаны в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 307, перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям:
- наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;
- наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;
- температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия;
- давление теплоносителя - до 1 МПа.
В своем отказе по вопросу выдачи разрешения на переустройство жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, Администрация МО Веневский район, не отразила отвечает ли источник теплоснабжения, предусмотренный проектом газоснабжения, разработанный филиалом ОАО <...> - трестом <...> от <...> г., требованиям п. 44 вышеназванных Правил.
Проверяя законность отказа в выдаче разрешения на переустройство жилого помещения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что администрацией МО Веневский районе не представлено доказательств того, что осуществление переустройства заявителем в соответствии с представленными проектами затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, не соответствует строительным, санитарным, противопожарным нормам и правилам, нарушает права и законные интересы других граждан. Какое-либо суждение по данным вопросам в ответе Администрации МО Веневский район от <...> г. не содержится.
Ссылку администрации МО Веневский район в ответе от <...> г. на то, что проект переустройства жилого помещения должен содержать пункты расчетов остаточного потребления и теплопотерь, суд обоснованно признал несостоятельной, поскольку проект на установку индивидуальной системы отопления выполнен в соответствии с требованиями СП 62.13330.2011 "Газораспределительные системы", ПБ 12-529-03 "Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления", Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" и был согласован с теплоснабжающей организацией.
Довод апелляционной жалобы администрации МО Веневский район о том, что выдача решений на согласование установки индивидуальных квартирных источников тепловой энергии приостановлено до утверждения схем теплоснабжения поселений, о чем указано в разъяснительных письмах министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области N 21-01-12/2805 и письме Правительства Тульской области N 65-к-4/2677, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и признан несостоятельным, поскольку вышеуказанные письма носят разъяснительный характер и не могут противоречить действующему законодательству.
Оспариваемое решение составлено администрацией МО Веневский район в виде письменного ответа от <...> г. N <...> на заявление Л. и по существу является отказом администрации МО Веневский район в согласовании переустройства квартиры заявителя. Разрешая заявление Л. суд пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое заявителем решение не соответствует требованиям ст. 27 ЖК РФ, в силу которой в решении об отказе в согласовании в обязательном порядке должна содержаться ссылка на соответствующий пункт ч. 1 ст. 27 ЖК РФ с указанием предусмотренного законом основания отказа в согласовании.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал данный отказ от <...> г. незаконным и обязал Администрацию МО Веневский район вновь рассмотреть заявление Л. и принять по нему решение в соответствии с действующим законодательством и в установленные законом сроки.
Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлиять на правильность вынесенного судом решения, коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Веневского районного суда Тульской области от 06 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО Веневский район - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)