Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.03.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1573

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 марта 2013 г. по делу N 33-1573


Судья: Негласон А.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Рябихина О.Е.,
судей Паршиной С.В., Кучминой А.А.,
при секретаре Ш.
с участием прокурора Ильина Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Фрунзенского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования "Город Саратов", Д., исковым требованиям Б. к Ассоциации Товариществ собственников жилья Фрунзенского района г. Саратова (далее - АТСЖ ФР), товариществам собственников жилья N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6 Фрунзенского района г. Саратова (далее - ТСЖ N 1-6) о признании незаконными действий по перечислению обязательных членских взносов, о возложении обязанности перечислить денежные средства, полученные в виде обязательных и членских взносов, о возложении обязанности произвести перерасчет по тарифу "содержание жилья" собственникам жилых и нежилых помещений, о возложении обязанности не осуществлять перечисление денежных средств в АТСЖ ФР в виде членских и обязательных платежей на расчетно-кассовое обслуживание, признании договоров недействительными, признании недействительными договоров между АТСЖ ФР и ТСЖ N 1-6 от 01 февраля 2012 г. и возврате полученных денежных средств; о возложении обязанности на ТСЖ N 1-6 произвести перерасчет по тарифу "содержание жилья" собственникам жилых и нежилых помещений; о признании незаконными действий АТСЖ ФР по осуществлению кассового обслуживания и приему платежей за жилищно-коммунальные услуги от собственников помещений ТСЖ N 1-6, в том числе в качестве платежного агента по приему платежей от физических лиц; о возложении обязанности на АТСЖ ФР направить в Федеральную службу по финансовому мониторингу заявление о снятии АТСЖ ФР с учета как платежного агента; о признании незаконными действий ТСЖ N 1-6 по перечислению платежей за оказание жилищно-коммунальных услуг на счет АТСЖ ФР как платежного агента, о признании незаконными действий ТСЖ N 1-6 по перечислению обязательных платежей, членских и иных взносов на содержание АТСЖ ФР, о признании недействительными пунктов Устава
по апелляционной жалобе АТСЖ ФР, ТСЖ N 1-6 на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 11 января 2013 г., которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Паршиной С.В., объяснения представителя ответчиков по доверенностям Л., поддержавшей доводы жалобы, Б., возражавшей против доводов жалобы, представителя комитета по управлению имуществом г. Саратова по доверенности К., возражавшего против доводов жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия

установила:

заместитель прокурора Фрунзенского района г. Саратова обратился в суд с исковыми требованиями к ответчикам (с учетом уточненных исковых требований), указав, что прокуратурой Фрунзенского района г. Саратова проведена проверка по информации, изложенной в статье "Непрозрачные 250 миллионов", опубликованной в газете "Саратовский репортер" N 18 от 18 сентября 2012 г., по вопросу перечисления членских взносов и обязательных платежей в АТСЖ ФР. 21 февраля 2010 г. принято решение членов АТСЖ ФР о перечислении на счета ассоциации членских и обязательных взносов. 01 декабря 2003 г. заключен договор о совместной деятельности между ТСЖ N 1-6, согласно которого стороны обязались соединить свои вклады и совместно действовать с целью создания расчетно-кассового центра (далее - РКЦ). 01 декабря 2010 г., 01 декабря 2011 г. заключены дополнительные соглашения к договору. Согласно подп. 2 п. 1.1 соглашения РКЦ создается для приема и перечисления платежей участникам договора о совместной деятельности и поставщикам коммунальных услуг. По указанному решению от 21 февраля 2010 г. ТСЖ N 1-6 обязались перечислять членские и обязательные взносы в соответствующих размерах. Для сбора указанных средств с собственников жилых помещений на общих собраниях членов ТСЖ N 1-6 приняты решения об утверждении годовых планов финансовой деятельности на 2010 г., в пунктах 15 и 16 которых предусмотрены членские взносы в АТСЖ ФР и на расчетно-кассовое обслуживание. В протоколах общих собраний отсутствуют решения о перечислении взносов на расчетно-кассовое обслуживание в АТСЖ ФР. Решения по данному вопросу на общих собраниях собственников не принимались и содержатся только в договоре о совместной деятельности от 01 декабря 2003 г. между ТСЖ N 1-6.
Принимая во внимание, что в результате незаконного перечисления денежных средств в виде обязательных и членских взносов нарушены интересы собственника муниципального жилья - муниципального образования "Город Саратов", права и свободы неопределенного круга лиц, собственников и лиц, проживающих в жилых помещениях, находящихся на обслуживании ТСЖ N 1-6, прокурор Фрунзенского района г. Саратова просит признать сделки, заключенные между АТСЖ ФР и ТСЖ N 1-6 о перечислении денежных средств в виде ежемесячных обязательных платежей, членских и иных взносов по договору о совместной деятельности, дополнений к нему, на содержание ассоциации, недействительными в силу их ничтожности и признать незаконными действия ТСЖ N 1-6 по перечислению в период с 21 февраля 2010 г. по 30 сентября 2012 г. в АТСЖ ФР обязательных и членских взносов в размере: ТСЖ - 1-1 991 200 руб.; ТСЖ - 2-1 619 600 руб.; ТСЖ - 3-3 845 984 руб.; ТСЖ - 4-3 954 820 руб.; ТСЖ - 5-2 148 605 руб.; ТСЖ - 6-5 406 792 руб.
Обязать АТСЖ ФР перечислить денежные средства в ТСЖ N 1-6, полученные в период с 21 февраля 2010 г. по 30 сентября 2012 г. в виде обязательных и членских взносов, в размере: ТСЖ - 1-1 991 200 руб.; ТСЖ - 2-1 619 600 руб.; ТСЖ - 3-3 845 984 руб.; ТСЖ - 4-3 954 820 руб.; ТСЖ - 5-2 148 605 руб., ТСЖ - 6-5 406 792 руб.
Обязать ТСЖ N 1-6 произвести перерасчет по тарифу "содержание жилья" собственникам жилых и нежилых помещений: возвратить денежные средства в размере в размере ТСЖ - 1-1 991 200 руб.; ТСЖ - 2-1 619 600 руб.; ТСЖ - 3-3 845 984 руб.; ТСЖ - 4-3 954 820 руб.; ТСЖ - 5-2 148 605 руб.; ТСЖ - 6-5 406 792 руб., направленные в АТСЖ ФР в качестве обязательных и членских взносов, пропорционально доле в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирных домах, находящихся на обслуживании ТСЖ N 1-6.
Обязать ТСЖ N 1-6 не осуществлять перечисление денежных средств (не удерживать из платежей собственников, поступивших в АТСЖ ФР) в АТСЖ ФР в виде членских и обязательных платежей, иных платежей, на расчетно-кассовое обслуживание, осуществляемое АТСЖ ФР.
Признать недействительными ничтожные сделки - договоры между АТСЖ ФР и ТСЖ N 1-6 от 01 февраля 2012 г. и обязать АТСЖ ФР возвратить в ТСЖ N 1-6 денежные средства, полученные по указанным сделкам: ТСЖ-1 - 282 000 руб. (28200 руб. x 10 месяцев); ТСЖ-2 - 198 000 руб. (19800 руб. x 10 месяцев); ТСЖ-3 - 570 000 руб. (57000 руб. x 10 месяцев); ТСЖ-4 - 630 000 руб. (63000 руб. x 10 месяцев); ТСЖ-5 - 381 000 руб. (38100 руб. x 10 месяцев); ТСЖ-6 - 849 000 руб. (84900 руб. x 10 месяцев).
Обязать ТСЖ N 1-6 произвести перерасчет по тарифу "содержание жилья" собственникам жилых и нежилых помещений: возвратить собственникам жилых помещений в ТСЖ N 1-6 денежные средства в размере: ТСЖ-1 - 282 000 руб.; ТСЖ- 2 - 198 000 руб.; ТСЖ-3 - 570 000 руб.; ТСЖ-4 - 630 000 руб.; ТСЖ-5 - 381 000 руб.; ТСЖ-6 - 849 000 руб., направленные в АТСЖ ФР в качестве обязательных и членских взносов, пропорционально доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании ТСЖ N 1-6.
Признать незаконными действия АТСЖ ФР по осуществлению кассового обслуживания и приему платежей за жилищно-коммунальные услуги от собственников помещений ТСЖ N 1-6, в том числе, в качестве платежного агента по приему платежей от физических лиц.
Обязать АТСЖ ФР направить в Федеральную службу по финансовому мониторингу заявление о снятии АТСЖ Фрунзенского района с учета как платежного агента.
Признать незаконными действия ТСЖ N 1-6 по перечислению платежей за оказание жилищно-коммунальных услуг на счет АТСЖ ФР как платежного агента, а также признать незаконными действия товариществ по перечислению обязательных платежей, членских и иных взносов на содержание Ассоциации и на кассовое обслуживание, осуществляемое АТСЖ ФР.
Признать недействительным п. 3.1 Устава АТСЖ ФР в части осуществления по поручению членов ассоциации расчетов по ЖКУ, сбора и перечисления средств за ЖКУ, а также выступления в роли единого заказчика при заключении договоров на снабжение материалами для капитального ремонта и обслуживания зданий и других объектов недвижимости участников ассоциации.
Признать недействительным подп. 2 п. 11 договора от 01 декабря 2003 г. (с учетом дополнительных соглашений, которым продлен срок его действия, от 01 декабря 2010 г., 01 декабря 2011 г.) о совместной деятельности между АТСЖ ФР и ТСЖ N 1-6 в части приема и перечисления ассоциацией платежей участников договора о совместной деятельности и поставщикам коммунальных услуг.
Третье лицо Б. предъявила самостоятельные исковые требования, просила признать сделки, заключенные между АТСЖ ФР и ТСЖ N 1-6 о перечислении денежных средств в виде ежемесячных обязательных платежей, членских и иных взносов по договору о совместной деятельности, дополнений к нему на содержание ассоциации, недействительными в силу их ничтожности.
Признать незаконными действия ТСЖ N 1-6 по перечислению в период с 21 февраля 2010 г. по 30 сентября 2012 г. на счет АТСЖ ФР обязательных платежей, членских и иных взносов в размере согласно расчету, представленного прокуратурой.
Обязать АТСЖ ФР перечислить незаконно полученные в период с 21 февраля 2010 г. по 30 сентября 2012 г. денежные средства на счета ТСЖ N 1-6 в размере, согласно представленному прокуратурой расчету.
Обязать органы управления (правления) ТСЖ N 1-6 произвести перерасчет собственникам жилых и нежилых помещений по тарифу "содержание жилья" в пределах возвращенных сумм, незаконно полученных АТСЖ ФР в качестве обязательных платежей, членских и иных взносов, пропорционально доле в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, находящихся на обслуживании ТСЖ N 1-6.
Признать недействительными договоры между АТСЖ ФР и ТСЖ N 1-6 от 01 февраля 2012 г. в силу их ничтожности и обязать АТСЖ ФР возвратить ТСЖ N 1-6 денежные средства, полученные по указанным сделкам, согласно расчету прокуратуры.
Обязать ТСЖ N 1-6 произвести перерасчет по тарифу "содержание жилья" собственникам жилых и нежилых помещений в пределах подлежащих возврату денежных средств, направленных АТСЖ ФР в качестве обязательных платежей, членских и иных взносов, пропорционально доле в праве общей собственности на имущество в многоквартирном доме, согласно представленному прокуратурой расчета сумм, подлежащих возврату.
Признать незаконными действия АТСЖ ФР по осуществлению кассового обслуживания и приему платежей за жилищно-коммунальные услуги от собственников помещений ТСЖ N 1-6, в том числе, в качестве платежного агента по приему платежей от физических лиц.
Обязать АТСЖ ФР направить в Федеральную службу по финансовому мониторингу заявление о снятии АТСЖ ФР с учета как платежного агента.
Признать незаконными действия ТСЖ N 1-6 по перечислению платежей за оказание жилищно-коммунальных услуг на счет АТСЖ ФР как платежного агента, а также признать незаконными действия товариществ по перечислению обязательных платежей, членских и иных взносов на содержание ассоциации и на кассовое обслуживание, осуществляемое АТСЖ ФР.
Решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 11 января 2013 г. постановлено: признать недействительным п. 3.1 Устава АТСЖ Фрунзенского района г. Саратова в части осуществления по поручению членов ассоциации расчетов по ЖКУ, сбор и перечисление средств за ЖКУ, а также выступления в роли единого заказчика при заключении договоров на снабжение материалами для капитального ремонта и обслуживания зданий и других объектов недвижимости участников ассоциации.
Признать недействительным подп. 2 п. 11 договора от 01 декабря 2003 г. (с учетом дополнительных соглашений, которыми продлен срок его действия от 01 декабря 2010 г., 01 декабря 2011 г.) о совместной деятельности между АТСЖ Фрунзенского района г. Саратова и ТСЖ N 1-6 Фрунзенского района г. Саратова в части приема и перечисления ассоциацией платежей участникам договора о совместной деятельности и поставщикам коммунальных услуг.
Признать сделки, заключенные между АТСЖ Фрунзенского района г. Саратова и ТСЖ N 1-6 Фрунзенского района г. Саратова о перечислении денежных средств в виде ежемесячных обязательных платежей, членских и иных взносов по договору о совместной деятельности (дополнений к нему от 01 декабря 2010 г., 01 декабря 2011 г.) на содержание АТСЖ Фрунзенского района г. Саратова, недействительными и признать незаконными действия ТСЖ N 1-6 Фрунзенского района г. Саратова по перечислению в период с 21 февраля 2010 г. по 30 сентября 2012 г. в АТСЖ Фрунзенского района г. Саратова обязательных и членских взносов в размере: ТСЖ - 1-1 991 200 руб.; ТСЖ - 2-1 619 600 руб.; ТСЖ - 3-3 845 984 руб., ТСЖ - 4-3 954 820 руб.; ТСЖ - 5-2 148 605 руб.; ТСЖ - 6-5 406 792 руб.
Обязать АТСЖ Фрунзенского района г. Саратова перечислить денежные средства в ТСЖ N 1-6 Фрунзенского района г. Саратова за период с 21 февраля 2010 г. по 30 сентября 2012 г. в виде обязательных и членских взносов в размере: ТСЖ - 1-1 991 200 руб.; ТСЖ - 2-1 619 600 руб.; ТСЖ - 3-3 845 984 руб., ТСЖ - 4-3 954 820 руб.; ТСЖ - 5-2 148 605 руб.; ТСЖ - 6-5 406 792 руб.
Обязать ТСЖ N 1-6 Фрунзенского района г. Саратова произвести перерасчет по тарифу "содержание жилья" собственникам жилых и нежилых помещений, возвратив денежные средства в размере: ТСЖ - 1-1 991 200 руб.; ТСЖ - 2-1 619 600 руб.; ТСЖ - 3-3 845 984 руб., ТСЖ - 4-3 954 820 руб.; ТСЖ - 5-2 148 605 руб.; ТСЖ - 6-5 406 792 руб., направленные в АТСЖ Фрунзенского района г. Саратова в качестве обязательных и членских взносов, пропорционально доле в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, находящихся на обслуживании ТСЖ N 1-6 Фрунзенского района г. Саратова.
Обязать ТСЖ N 1-6 Фрунзенского района г. Саратова не осуществлять перечисление денежных средств (не удерживать из платежей собственников, поступивших в АТСЖ Фрунзенского района г. Саратова) в АТСЖ Фрунзенского района г. Саратова в виде членских и обязательных платежей, иных платежей на расчетно-кассовое обслуживание, осуществляемое АТСЖ Фрунзенского района г. Саратова.
Признать недействительными сделки - договоры между АТСЖ и ТСЖ N 1-6 Фрунзенского района г. Саратова от 01 февраля 2012 г. и обязать АТСЖ возвратить в ТСЖ 1-6 Фрунзенского района г. Саратова денежные средства, полученные по указанным сделкам: ТСЖ-1 - 282 000 руб., ТСЖ-2 - 198 000 руб.; ТСЖ-3 - 570 000 руб.; ТСЖ-4 - 630 000 руб.; ТСЖ-5 - 381 000 руб.; ТСЖ-6 - 849 000 руб.
Обязать ТСЖ N 1-6 Фрунзенского района г. Саратова произвести перерасчет по тарифу "содержание жилья" собственникам жилых и нежилых помещений, возвратив денежные средства в размере: ТСЖ-1 - 282 000 руб., ТСЖ-2 - 198 000 руб.; ТСЖ-3 - 570 000 руб.; ТСЖ-4 - 630 000 руб.; ТСЖ-5 - 381 000 руб.; ТСЖ-6 - 849 000 руб., направленные в АТСЖ Фрунзенского района г. Саратова в качестве обязательных и членских взносов, пропорционально доле в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, находящихся на обслуживании ТСЖ N 1-6 Фрунзенского района г. Саратова.
Признать незаконными действия АТСЖ Фрунзенского района г. Саратова по осуществлению кассового обслуживания и приему платежей за жилищно-коммунальные услуги от собственников помещений ТСЖ N 1-6 Фрунзенского района г. Саратова, в том числе в качестве платежного агента по приему платежей от физических лиц.
Признать незаконными действия ТСЖ N 1-6 Фрунзенского района г. Саратова по перечислению платежей за оказание жилищно-коммунальных услуг на счет АТСЖ Фрунзенского района г. Саратова как платежного агента, а также признать незаконными действия ТСЖ N 1-6 Фрунзенского района г. Саратова по перечислению обязательных платежей, членских и иных взносов на содержание АТСЖ Фрунзенского района г. Саратова и на кассовое обслуживание, осуществляемое АТСЖ Фрунзенского района г. Саратова.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе АТСЖ Фрунзенского района г. Саратова и ТСЖ N 1-6 Фрунзенского района г. Саратова просят решение суда отменить и принять новое. В обоснование доводов жалобы указано, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Неправильное применение норм материального и процессуального права выразилось в неприменении закона, подлежащего применению, применении закона, не подлежащего применению, а также неправильном толковании закона.
В судебное заседание судебной коллегии истец Д., представители 3-х лиц не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении спора судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 01 декабря 2003 г. между ТСЖ N 1-6 Фрунзенского района г. Саратова заключен договор о совместной деятельности, которым стороны обязались соединить свои вклады и совместно действовать с целью создания РКЦ, впоследствии заключены дополнительные соглашения к договору от 01 декабря 2010 г., 01 декабря 2011 г.
Согласно подп. 2 п. 1.1 соглашения РКЦ создается для приема и перечисления платежей участникам договора о совместной деятельности и поставщикам коммунальных услуг.
21 февраля 2010 г. принято решение членов АТСЖ ФР о перечислении на счета ассоциации членских и обязательных взносов.
По указанному решению ТСЖ-1 обязалось перечислять членские взносы в размере 23 000 руб., обязательные взносы в размере 39 200 руб.
Таким образом, за период с февраля 2010 г. по сентябрь 2012 г. ТСЖ-1 перечислило в ассоциацию денежные средства в виде обязательных и членских взносов в размере 1 928 200 руб. (31 x (23 000 + 39 200) = 1 928 200).
Согласно акту сверки взаимных расчетов от 19 сентября 2012 г. фактически ТСЖ-1 перечислило 1 991 200 руб.
15 июля 2010 г. на общем собрании членов ТСЖ-1 принято решение утвердить годовой план финансовой деятельности на 2010 г., в пунктах 15 и 16 которого предусмотрены членские взносы в АТСЖ ФР на общую сумму 299 000 руб. и расчетно-кассовое обслуживание на общую сумму 537 руб. 40 коп.).
В протоколе общего собрания отсутствует решение о перечислении взносов на расчетно-кассовое обслуживание в АТСЖ ФР, решение по данному вопросу на общих собраниях собственников не принималось и содержится только в договоре о совместной деятельности от 01 декабря 2003 г. ТСЖ N 1-6.
На 2011 - 2012 гг. на общих собраниях решения по вопросу сбора указанных взносов и перечислении их в ассоциацию не принимались.
По решению от 21 февраля 2010 г. ТСЖ-2 обязалось перечислять членские взносы в размере 20000 руб., обязательные взносы в размере 31600 руб.
Таким образом, за период с февраля 2010 г. по сентябрь 2012 г. ТСЖ-2 перечислило в АТСЖ ФР денежные средства в виде обязательных и членских взносов в размере 1 599 600 руб. (31 x (20000 + 31600) = 1 599 600).
Согласно акту сверки взаимных расчетов от 19 сентября 2012 г. фактически ТСЖ-2 перечислило 1 619 600 руб.
29 июля 2010 г. на общем собрании членов ТСЖ-2 принято решение утвердить годовой план финансовой деятельности на 2010 г., в пунктах 15 и 16 которого предусмотрены членские взносы в АТСЖ ФР на общую сумму 258 000 руб. и расчетно-кассовое обслуживание на общую сумму 400 руб. 70 коп.
Решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 31 марта 2011 г., вступившим в законную силу, указанное решение общего собрания признано незаконным.
16 сентября 2011 г. проведено новое общее собрание членов ТСЖ-2, на котором принято решение в 2011 г. перечислять членские взносы в АТСЖ ФР и взимать взносы на расчетно-кассовое обслуживание.
В протоколе общего собрания отсутствует решение о перечислении взносов на расчетно-кассовое обслуживание в АТСЖ ФР, решение по данному вопросу на общих собраниях собственников не принималось и содержится только в договоре о совместной деятельности от 01 декабря 2003 г. между ТСЖ N 1-6.
Согласно п. 7 протокола общего собрания от 22 апреля 2011 г. годовой финансовый план с указанными платежами утвержден на 2011 г.
21 января 2012 г. на общем собрании решения о перечислении членских и обязательных взносов в АТСЖ ФР не принимались.
По решению от 21 февраля 2010 г. ТСЖ-3 обязалось перечислять членские взносы в размере 40 000 руб., обязательные взносы в размере 84 064 руб.
Таким образом, за период с февраля 2010 г. по сентябрь 2012 г. ТСЖ-3 перечислило в АТСЖ ФР денежные средства в виде обязательных и членских взносов в размере 3 845 984 руб. (31 x (40000 + 84064) = 3845984).
27 июня 2010 г. на общем собрании членов ТСЖ-3 принято решение утвердить годовой план финансовой деятельности на 2010 г., согласно которому в пунктах 15 и 16 предусмотрены членские взносы в АТСЖ ФР на общую сумму 520 000 руб. (40000 руб. ежемесячно) и расчетно-кассовое обслуживание на общую сумму 1093 руб. 20 коп. (84,1 руб. ежемесячно)
Решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 11 марта 2011 г., вступившим в законную силу, указанное решение общего собрания признано незаконным. Новые решения общего собрания по данному вопросу не принимались.
По решению от 21 февраля 2010 г. ТСЖ-4 обязалось перечислять членские взносы в размере 42 000 руб., обязательные взносы в размере 84 220 руб.
Таким образом, за период с февраля 2010 г. по сентябрь 2012 г. ТСЖ-4 перечислило в АТСЖ ФР денежные средства в виде обязательных и членских взносов в размере 3 912 820 руб. (31 x (42000 + 84220) = 3912820).
Согласно акту сверки взаимных расчетов от 19 сентября 2012 г. фактически ТСЖ-4 перечислило 3 954 820 руб.
20 июля 2010 г. на общем собрании членов ТСЖ-4 принято решение утвердить годовой план финансовой деятельности на 2010 г., согласно которому в пунктах 15 и 16 предусмотрены членские взносы в АТСЖ ФР на общую сумму 546 000 руб. и расчетно-кассовое обслуживание на общую сумму 1094 руб. 40 коп.
На общих собраниях 2011 г. и 2012 г. решения о перечислении членских и обязательных взносов в АТСЖ ФР не принимались.
По решению от 21 февраля 2010 г. ТСЖ-5 обязалось перечислять членские взносы в размере 23 000 руб., обязательные взносы в размере 44 955 руб.
Таким образом, за период с февраля 2010 г. по сентябрь 2012 г. ТСЖ-5 перечислило в АТСЖ ФР денежные средства в виде обязательных и членских взносов в размере 2 106 605 руб. (31 x (23000 + 44955) = 2 106 605).
Согласно акту сверки взаимных расчетов по состоянию на 19 сентября 2012 г. фактическая сумма перечисленных ТСЖ-5 денежных средств в виде обязательных и членских взносов в АТСЖ ФР составила 2 148 605 руб.
По решению от 21 февраля 2010 г. ТСЖ-6 обязалось перечислять членские взносы в размере 49 000 руб., обязательные взносы в размере 123 832 руб.
Таким образом, за период с февраля 2010 г. по сентябрь 2012 г. ТСЖ-6 перечислило в АТСЖ ФР денежные средства в виде обязательных и членских взносов в размере 5 357 792 руб. (31 x (49000 + 123832) = 5 357 792).
Согласно акту сверки взаимных расчетов от 19 сентября 2012 г. фактически перечислено 5 406 792 руб.
Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Согласно ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, которое принадлежит собственникам на праве общей долевой собственности согласно ст. 36 ЖК РФ.
Согласно ст. 144 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
Пунктами 4, 8.1 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ предусмотрено, что к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок).
Как следует из материалов дела, 20 июля 2001 г. администрацией Фрунзенского района г. Саратова за регистрационными номерами N 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922 зарегистрированы ТСЖ N 1-6. В последующем администрацией зарегистрирована АТСЖ ФР на основании протокола N 1 от 22 октября 2001 г., подписанного председателями указанных товариществ собственников жилья.
Согласно учредительному договору членов АТСЖ ФР от 22 октября 2001 г. ассоциация является негосударственной некоммерческой организацией, объединившей свои усилия для координации деятельности членов ассоциации, представления и защиты общих имущественных интересов.
Из учредительного договора членов АТСЖ ФР от 17 марта 2006 г. следует, что ассоциация является негосударственной некоммерческой организацией, действующей в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании Устава. Ассоциация является юридическим лицом и не ставит своей целью извлечение прибыли. Для достижения поставленных целей и задач ассоциация осуществляет, в том числе: сбор и анализ информации о начислении и оплате взносов на содержание и эксплуатацию обслуживаемого жилья и коммунальных услуг, анализ задолженности.
Согласно ст. 46 Федерального закона от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (действующего на момент создания ассоциации и товариществ) два или более товарищества могут создавать объединение для совместного управления общим имуществом. Товарищества могут передать подобному объединению, имеющему статус юридического лица, права по управлению общим имуществом или часть прав, которые оговорены в уставах товариществ.
В соответствии с требованиями ст. ст. 34, 35 указанного Федерального закона, ст. ст. 45, 146 ЖК РФ вопросы о создании объединения товариществ, утверждении учредительного договора, Устава объединения, принятия решения о передаче данному объединению (ассоциации) каких-либо полномочий по управлению общим имуществом, распоряжению денежными средствами каждого товарищества, передаче ассоциации полномочий по приему платежей за оказание коммунальных услуг в соответствии с Жилищным кодексом РФ, решение вопроса о порядке уплаты платежей (через расчетный центр или почтовое отделение) подлежат рассмотрению на общих собраниях членов каждого товарищества.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 145, ст. 147 ЖК РФ вопросы об установлении размера обязательных платежей, утверждении годового плана содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома относятся к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества.
Данные требования соответствуют п. 1.1 ч. 1 ст. 146 ЖК РФ, согласно которому общие собрания проводятся по правилам, установленным ст. ст. 45 - 48 ЖК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 46 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что вопросы о перечислении взносов на расчетно-кассовое обслуживание в АТСЖ ФР на общих собраниях членов каждого товарищества не рассматривались, решения по ним не принимались. Факт отсутствия решений общих собраний о создании ассоциации товариществ собственников жилья установлен решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 06 июля 2009 г. по делу по иску прокуратуры Фрунзенского района г. Саратова, Управления Министерства юстиции РФ по Саратовской области о ликвидации АТСЖ ФР.
В нарушение требований жилищного законодательства за членов каждого из шести товариществ вопрос об установлении вышеуказанных обязательных платежей решался шестью председателями правлений, что отражено непосредственно в протоколе от 21 февраля 2010 г. Передача полномочий председателям правлений каждого товарищества решать вопрос об установлении обязательных платежей и их размере Уставами товариществ не предусмотрена.
Учитывая изложенные обстоятельства и нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вопросы о расходовании средств каждого ТСЖ на содержание ассоциации в виде членских взносов (установление размера членских взносов), взносов на возмещение затрат по договору о совместной деятельности, договор, предусматривающий расходование денежных средств на указанные нужды ассоциации, на общих собраниях членов ТСЖ каждого товарищества на 2010 год не рассматривался и в повестку дня общего собрания ТСЖ N 1-6 не включался.
Судом также установлено, что членами каждого из шести товариществ с 2001 года на общих собраниях не принималось решений о заключении договора о совместной деятельности от 01 декабря 2003 г. и дополнений к нему.
Данный факт подтвердили представители ассоциации при рассмотрении Фрунзенским районным судом г. Саратова дела по иску прокурора Фрунзенского района города Саратова к ТСЖ N 1-6, АТСЖ ФР о признании незаконными решений общих собраний товариществ собственников жилья, порядка перечисления средств за жилищно-коммунальные услуги, решение по которому вступило в законную силу 17 июля 2012 г.
В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, обоснован вывод суда первой инстанции о том, что решение об установлении обязательных платежей, принятое 21 февраля 2010 г. шестью членами ассоциации в лице председателей правления, принято с существенным нарушением жилищного законодательства и нарушением законных прав собственников жилья, в связи с чем является незаконным.
Согласно ч. 5, 6 ст. 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии со ст. 142 ЖК РФ для представления и защиты общих интересов при управлении многоквартирными домами два и более товарищества собственников жилья по договору между собой могут создать объединение (ассоциацию, союз) товариществ собственников жилья. Управление таким объединением осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях.
Согласно п. 3.1 устава, АТСЖ ФР выступает в роли единого заказчика при заключении договоров на снабжение материалами для капитального ремонта и обслуживания зданий и других объектов недвижимости участников ассоциации, а также осуществляет по поручению членов ассоциации расчеты по жилищно-коммунальным услугам, сбор и перечисление средств за жилищно-коммунальные услуги.
Суд первой инстанции, проанализировав положения устава АТСЖ ФР, дополнительные соглашения к договору о совместной деятельности, правомерно указал, что в данном случае расчетно-кассовое обслуживание и создание расчетно-кассового центра не может быть предметом деятельности АТСЖ ФР, а п. 3.1 устава ассоциации, дополнительные соглашения к договору о совместной деятельности между ТСЖ N 1-6 от 01 декабря 2003 г., согласно которым стороны обязались соединить свои вклады и совместно действовать с целью создания расчетно-кассового центра, противоречат требованиям ст. 137, 142, 144, п. п. 4, 8.1 ч. 2 ст. 145, ч. 1 ст. 154, ч. 5 ст. 155 ЖК РФ.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку оказание таких услуг АТСЖ ФР противоречит положениям ст. 142 ЖК РФ. Кроме того, оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома относится к компетенции товарищества собственников жилья, которой ассоциация не является.
Таким образом, АТСЖ ФР не вправе осуществлять по поручению членов ассоциации расчеты по жилищно-коммунальным услугам, сбор и перечисление средств за жилищно-коммунальные услуги, данные действия должно осуществлять товарищество собственников жилья.
Согласно ст. 168 ЖК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с частями 4, 5, 6 ст. 135 ЖК РФ товарищество собственников жилья создается без ограничения срока деятельности, если иное не предусмотрено уставом товарищества. Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Товарищество собственников жилья имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты. Товарищество собственников жилья отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества. Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества.
Согласно ч. 2 ст. 151 ЖК РФ средства товарищества собственников жилья состоят из: обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества; доходов от хозяйственной деятельности товарищества, направленных на осуществление целей, задач и выполнение обязанностей товарищества; субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иных субсидий; прочих поступлений.
По решению Фрунзенского районного суда г. Саратова от 28 апреля 2012 года, вступившему в законную силу, признаны незаконными действия ТСЖ N 1-6 и АТСЖ ФР по указанию в платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг АТСЖ ФР как получателя денежных средств.
Таким образом, согласно ч. 2 ст. 151 ЖК РФ обязательные платежи, членские взносы являются средствами товариществ и могут расходоваться только в соответствии со сметой доходов и расходов на год, в том числе, на необходимые расходы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, на затраты по капитальному ремонту и реконструкции многоквартирного дома, на специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также на расходы по другим установленным настоящей главой и уставом товарищества целям.
Исходя из содержания ст. 34 Федерального закона от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (действующего на момент создания ассоциации и товариществ), ее буквального толкования следует, что все вопросы, касающиеся деятельности товарищества, управления общим имуществом, в том числе, денежными средствами, которые согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ и ч. 1 ст. 151 ЖК РФ относятся к имуществу товарищества, их распределение и расходование, установление любого вида дополнительных платежей и взносов, осуществляется только на основании решений общих собраний членов каждого товарищества. Причем, указанные вопросы должны быть включены в повестку дня общего собрания и поставлены на голосование. Данное требование соответствует ч. 2 ст. 146 ЖК РФ, запрещающей выносить на обсуждение вопросы, которые не были включены в повестку дня.
К исключительной компетенции общего собрания членов каждого товарищества относятся вопросы о создании объединения (ассоциации, союза), принятие (утверждение) устава ассоциации, установление размера обязательных платежей, членских и иных взносов, решение вопроса о передаче каких-либо полномочий ассоциации по управлению общим имуществом, в том числе, функций (полномочий) по приему платежей от собственников помещений, приему платежей за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) от граждан в качестве платежного агента, создание на базе ассоциации РКЦ, а также избрание членов правления ассоциации (ч. ч. 1 и 3 ст. 29 ФЗ "О некоммерческих объединениях"). Указанные выше вопросы решаются посредством принятия решений собственниками помещений (членами ТСЖ) каждого товарищества на общих собраниях.
Таким образом, судом обоснованно отклонены доводы представителя ответчиков о том, что компетенция общего собрания членов уже созданного и действующего товарищества, определялась ст. 34 указанного выше Федерального закона.
Пунктами 9.2 устава и 11.2 устава в редакции, действующей с 2009 года, предусматривалась возможность передачи объединению товариществ прав по управлению общим имуществом или части прав, которые оговорены в уставах объединившихся товариществ собственников жилья.
В уставах товариществ указанные права не оговорены. Право распоряжаться денежными средствами товариществ, право осуществлять деятельность по приему платежей от собственников помещений, в том числе, в качестве платежного агента, создания на базе ассоциации РКЦ в уставе каждого товарищества не указаны.
В нарушение норм материального права указанные выше вопросы, относящиеся к исключительной компетенции общего собрания членов каждого товарищества, на общих собраниях членов каждого товарищества с 2001 г. по 2012 г. не рассматривались, что подтверждается представленными уведомлениями о проведении общих собраний, опросными листами и справкой о проведенных ТСЖ общих собраниях с 2001 г. по 2012 г. В повестке дня общих собраний указанные вопросы отсутствуют. Решения по всем вопросам деятельности принимались и принимаются с 2001 г. по 2012 г. председателями правлений товариществ, которые согласно представленным в суд протоколам являются членами ассоциации вместо товариществ. Указанные председатели в состав правления ассоциации на общих собраниях членов ТСЖ N 1-6 не выдвигались и не избирались.
Поскольку ассоциацией решаются вопросы, относящиеся к компетенции общих собраний членов каждого товарищества, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о нарушении прав членов товариществ и собственников помещений в многоквартирных домах ТСЖ N 1-6, предусмотренных ст. ст. 44, 135, 145, 146, 151 ЖК РФ.
На общих собраниях от 15 июля 2010 г. в ТСЖ-1, от 29 июля 2010 г. в ТСЖ-2 (признано незаконным решением суда), от 20 июля 2010 г. в ТСЖ-4 принимались решения о перечислении членских взносов в АТСЖ ФР, решений о перечислении платежей за расчетно-кассовое обслуживание в ассоциацию на этих собраниях не принималось.
На 2011 - 2012 гг. членские взносы в АТСЖ ФР и сборы на расчетно-кассовое обслуживание на общих собраниях ТСЖ-1, ТСЖ-4 не устанавливались, в ТСЖ-2 на общем собрании 16 сентября 2011 г. были установлены сборы на расчетно-кассовое обслуживание, однако по указанным выше основаниям названные сборы не должны были перечисляться третьему лицу - АТСЖ ФР.
Кроме того, как следует из представленных суду штатных расписаний бухгалтерские работники имеются как в ТСЖ, так и в АТСЖ ФР, что означает двойную оплату расчетно-кассовых услуг из тарифа "содержание жилья".
Собственники жилья не принимали решения по указанным вопросам, но содержат штат не только каждого товарищества в количестве более 100 человек, но и штат ассоциации, которая расходует средства по своему усмотрению на основании решений членов ассоциации в лице председателей товариществ.
Перечисление указанных сумм в АТСЖ ФР продолжается в нарушение требований закона.
Судом установлено, что 01 февраля 2012 г. между АТСЖ ФР и ТСЖ N 1-6 в лице управляющих заключены договоры о приеме платежей.
Согласно п. 2.1.1 и п. 2.1.2 договора АТСЖ ФР обязуется осуществлять действия по приему платежей и перечислять платежи по реквизитам ТСЖ, ресурсоснабжающих организаций (МУПП "Саратовводоканал", ОАО "Волжская ТГК", ОАО "СПГЭС"), организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги (ООО "Лифтовик", ООО "Хапилин", ООО "СНиЦ").
Указанные договоры также противоречат положениям ст. 142 ЖК РФ, поскольку единственной целью ассоциации может быть представление и защита общих интересов товариществ при управлении многоквартирными домами, а законом не установлена такая цель деятельности ассоциации как прием платежей и их перечисление иным лицам.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что названные договоры в соответствии со ст. 168 ГК РФ являются ничтожными сделками является законным и обоснованным.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с уставом товарищество собственников жилья является поставщиком только жилищных услуг (содержание жилья).
Исполнителями коммунальных услуг являются ресурсоснабжающие организации (МУПП "Саратовводоканал", ОАО "Волжская ТГК", ОАО "СПГЭС"), организации, выполняющие работы и оказывающие услуги (ООО "Лифтовик", ООО "Хапилин", ООО "СНиЦ").
С учетом изложенного вывод суда о том, что договоры от 01 февраля 2012 г. товарищества могли заключить только на прием платежей за жилищные услуги и только с коммерческой организацией, является правильным и соответствующим требованиям закона.
По спорным договорам сумма возмещения расходов, связанных с выполнением АТСЖ ФР услуг по приему платежей составляет: ТСЖ-1 - 28 200 руб.; ТСЖ-2 - 19 800 руб.; ТСЖ-3 - 57 000 руб.; ТСЖ-4 - 63 000 руб.; ТСЖ-5 - 38 100 руб.; ТСЖ- 6- 84 900 руб.
За период с февраля 2010 г. по сентябрь 2012 г. спорные денежные суммы составили: ТСЖ-1 - 282 000 руб.; ТСЖ-2 - 198 000 руб.; ТСЖ-3 - 570 000 руб.; ТСЖ-4 - 630 000 руб.; ТСЖ-5 - 381 000 руб.; ТСЖ-6 - 849 000 руб.
Как следует из материалов дела, факт ведения предпринимательской деятельности АТСЖ ФР установлен ИФНС Фрунзенского района г. Саратова в акте проверки от 10 декабря 2012 г.
Заключение договоров между АТСЖ и ТСЖ N 1-6 от 01 февраля 2012 г. противоречит требованиям п. 2 ст. 1041 ГК РФ, поскольку сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, а поскольку АТСЖ ФР и ТСЖ N 1-6 являются некоммерческими организациями, то не вправе были заключать договор о совместной деятельности (простого товарищества) от 2003 г. и последующие дополнительные соглашения к нему от 01 декабря 2010 г., от 01 декабря 2011 г.
Ассоциация, являясь некоммерческой организацией, в силу положений Федерального закона от 03 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" не может являться платежным агентом, понятие которого дается в ст. 2 указанного Закона.
Данное обстоятельство подтверждается п. 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354, где указано, что плата за коммунальные услуги может производиться через указанных ресурсоснабжающей организацией платежных агентов. При этом должно быть соблюдено два условия: наличие договора между потребителем, лицом, пользующимся жилым помещением, заключенного с исполнителем, которым в данном случае является товарищество собственников жилья, и наличие решения общего собрания членов ТСЖ.
Как установлено судом, общие собрания по данному вопросу в ТСЖ N 1-6 не проводились.
Судом обоснованно отклонена ссылка представителя ответчика о том, что решением Федеральной службы по финансовому мониторингу АТСЖ ФР поставлена на учет в качестве платежного агента, поскольку согласно Постановлению Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 28 "Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы", получение права на осуществление функций платежного агента носит заявительный характер. Указанный орган не обладает полномочиями по проведению проверки (экспертизы) законности осуществления функций платежного агента организации, обратившейся с заявлением о постановке на учет в качестве платежного агента.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает вывод суда о том, что ассоциация неправомерно возложила на себя функции платежного агента, нарушив законодательство и права собственников жилья, обоснованным и соответствующим требованиям действующего законодательства.
С 01 января 2010 г. вступила в действие ч. 15 ст. 155 ЖК РФ, в соответствии с которым управляющая организация, индивидуальный предприниматель или иное юридическое лицо, а также их представитель может производить расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилье и коммунальные услуги при участии платежных агентов, которые осуществляют деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Коммунальные услуги - это деятельность поставщика коммунальных услуг по предоставлению холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и отопления, обеспечивающие комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Потребители вправе по своему выбору: оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами; поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору; вносить плату за коммунальные услуги за прошедший месяц частями, не нарушая установленный срок окончания ее внесения; осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих месяцев.
В соответствии с ч. 13 ст. 4 Федерального закона от 03 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" платежный агент должен довести до сведения плательщика все условия приема денежных средств, в том числе и информацию о размере вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей. Плательщик может выражать свое согласие на уплату вознаграждения платежному агенту конклюдентными действиями. Например, если платеж осуществляется через платежный терминал, на дисплее терминала можно прочитать условия приема платежа, в том числе и величину вознаграждения платежного агента (комиссию).
При использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Расходы на прием платежей за жилищно-коммунальные услуги посредническими организациями (т.е. платежным агентом в лице АТСЖ ФР) являются расходами непосредственно самих собственников помещений при внесении платы через кредитные и почтовые учреждения. При оплате за услуги ЖКХ непосредственно в абонентские отделы управляющей организации (ТСЖ) комиссия не взимается. Указано, что потребитель жилищно-коммунальных услуг вправе оплачивать услуги по своему выбору наличным или безналичным путем в выбранном банке, в организации связи либо в абонентском отделе управляющей компании.
При оплате жилищно-коммунальных услуг через АТСЖ ФР с потребителя взимается комиссия в размере уплаченных ТСЖ N 1-6 взносов в АТСЖ ФР.
Соответственно, в нарушение названных требований закона платежный агент (АТСЖ ФР) не доводит до сведения плательщика все условия приема денежных средств, а именно, информацию о размере вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей (АТСЖ ФР), что является нарушением прав потребителя.
В своих возражениях ответчик указывает, что затраты на расчетно-кассовое обслуживание и членские взносы в АТСЖ ФР входят в тариф на содержание жилья, следовательно, собственники и наниматели жилых помещений обязаны нести данные расходы.
Однако данные доводы противоречат установленным по делу обстоятельствам, поскольку в размер платы за содержание и ремонт помещений многоквартирного дома уже включены затраты ТСЖ, в том числе, на расходы по сбору денежных средств с плательщиков. В связи с чем, дополнительное взимание комиссии за оплату данных услуг через посреднические организации является незаконным.
Учитывая, что взносы в АТСЖ ФР согласно заключенному с ТСЖ N 1-6 договору вносятся независимо от выбора способа оплаты плательщиком, то перечисление денежных средств по договорам от 01 февраля 2012 г. N 1, 2, 3, 4, 5, 6/2012 является незаконным.
Указанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: протоколами общих собраний, платежными поручениями и иными финансовыми документами о перечислении членских и обязательных взносов, опросными листами о голосовании муниципального образования "Город Саратов", уставами ТСЖ N 1-6, платежными поручениями за жилищно-коммунальные услуги ассоциации за ТСЖ N 1-6, протоколом общего собрания членов ассоциации от 21 февраля 2010 г., уставом ассоциации, договором от 01 декабря 2003 г. о совместной деятельности и дополнительными соглашениями, актами сверки взаиморасчетов, актом ИФНС Фрунзенского района г. Саратова от 10 декабря 2012 г. о ведении АТСЖ ФР предпринимательской деятельности и нарушений норм Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
Соответственно указанные договоры в соответствии с требованиями ст. 168 ГК РФ являются ничтожными сделками.
Размеры спорных сумм составляют: ТСЖ - 1-1 991 200 руб.; ТСЖ - 2-1 619 600 руб.; ТСЖ - 3-3 845 984 руб.; ТСЖ - 4-3 954 820 руб.; ТСЖ - 5-2 148 605 руб.; ТСЖ - 6-5 406 792 руб. и подтверждаются следующими доказательствами: платежными поручениями, письмами о взаиморасчетах, актом сверки. Ежемесячный размер платежей указан в протоколе общего собрания членов ассоциации от 21 февраля 2010 г.
Согласно ч. 1 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Поскольку денежные средства на обязательные и членские взносы взимались из средств на содержание жилья, то перерасчет собственникам жилых и нежилых помещений необходимо произвести по тарифу "содержание жилья", возвратив денежные средства в размере ТСЖ - 1-1 991 200 руб.; ТСЖ - 2-1 619 600 руб.; ТСЖ - 3-3 845 984 руб.; ТСЖ - 4-3 954 820 руб.; ТСЖ - 5-2 148 605 руб.; ТСЖ - 6-5 406 792 руб., направленные в ассоциацию товариществ собственников жилья Фрунзенского района г. Саратова в качестве обязательных и членских взносов, пропорционально доле в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирных домов, находящихся на обслуживании ТСЖ N 1-6.
Доводы апелляционной жалобы о том, что признание агентского договора, а также договора о совместной деятельности недействительными служит основанием для возврата выплаченного вознаграждения заказчику (ТСЖ N 1-6) и возмещения исполнителю (АТСЖ ФР) стоимости предоставленных услуг, что не было учтено судом при применении двухсторонней реституции, не являются основанием для отмены решения суда. Если ответчики полагают в этой части свои права нарушенными, они не лишены возможности защищать их в установленном законом порядке.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства, сводятся к изложению фактических обстоятельств дела, повторяют позицию ответчиков, выраженную в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда и не содержат правовых оснований для отмены решения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для принятия судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Решение суда постановлено в строгом соответствии с нормами материального и процессуального права, всем доказательствам дана правильная и надлежащая оценка, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 11 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ассоциации Товариществ собственников жилья Фрунзенского района г. Саратова, товариществ собственников жилья N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6 Фрунзенского района г. Саратова - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)