Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 14 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.В. Ждановой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго",
апелляционное производство N 05АП-8168/2013
на решение от 25.06.2013
судьи И.Ю. Жалудя
по делу N А24-1573/2013 Арбитражного суда Камчатского края,
принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю (ИНН 4101099804, ОГРН 1054100005068)
о признании незаконным и отмене постановления N 139129 от 18.04.2013 о привлечении к административной ответственности,
при участии: стороны не явились,
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Камчатскэнерго") обратилось в арбитражный суд в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю (административный орган, Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю) N 139129 от 18.04.2013, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10.000,00 руб.
Решением от 25.06.2013 суд отказал в удовлетворении требований общества.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, общество указывает, что не является исполнителем коммунальных услуг, не вступает в правоотношения с гражданами-потребителями, не несет ответственности за нарушение их прав.
Согласно заключенному с управляющей организацией ООО "Дом-21 век" договору N 1/306 от 21.01.2013 общество оказывает услуги управляющей организации согласно условиям договора и осуществляет поставку коммунального ресурса. При этом, ресурсоснабжающая организация (ОАО "Камчатскэнерго") поставляет управляющим компаниям коммунальный ресурс, за что получает с них плату, а также оказывает управляющим компаниям дополнительные услуги гражданско-правового характера.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, явку представителей в суд не обеспечили. Суд, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Управлением Роспотребнадзора по Камчатскому краю на основании поступившего из прокуратуры г. Петропавловска-Камчатского обращения гражданина проведена проверка, в ходе которой установлено, что ОАО "Камчатскэнерго", являясь поставщиком коммунальных ресурсов многоквартирного жилого дома N 15 по Академика Курчатова в г. Петропавловске-Камчатском, указало в квитанции за декабрь 2012 года, направленной потребителю Корх М.Г., проживающему в квартире N 108 указанного дома, плату за потребленную услугу отопления в размере 4.633,80 руб. в количестве 1,294 Гкал за квартиру площадью 50,2 кв. м, а также за общедомовые нужды и компенсацию потерь 0,44 Гкал. Вместе с тем, как указывает Корх М.Г. в квитанциях за октябрь и ноябрь 2012 года оплата за отопление составляла 3.073,07 руб. Плата за услугу отопление за декабрь 2012 года начисляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (действующего в спорный период), исходя из произведения общей площади жилого помещения (50,2 кв. м), норматива потребления тепловой энергии на отопление (0,00171 Гкал) и тарифа на тепловую энергию (3.580,00 руб.) и составляет 3.073,14 рублей. Обсчет составил 1.560,66 руб. Квитанция оплачена потребителем 01.02.2013.
По данному факту 29.03.2013 Управлением Роспотребнадзора по Камчатскому краю в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 139071.
18.04.2013 Управлением Роспотребнадзора по Камчатскому краю вынесено оспариваемое постановление N 139129, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10.000,00 рублей.
Несогласие с привлечением к административной ответственности послужило основанием для обращения ОАО "Камчатскэнерго" в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю N 139129 от 18.04.2013.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей.
Из текста приведенной нормы закона следует, что объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, составляет, в том числе обсчет потребителя, то есть взимание с потребителя большей суммы, чем обусловлено ценой товара.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Правил N 307 (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых отношений) отопление определено как поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг коммунальные услуги представляют собой осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Указанной нормой определено, что "исполнителем" является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а "потребителем" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги. "Ресурсоснабжающей организацией" является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
В силу подпункта "г" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан производить в установленном названными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении, с получением данных в ходе проверки достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях приборов учета, снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений.
Судом установлено, что общая площадь жилого помещения потребителя Корх М.Г. составляет 50,2 кв. м, норматив потребления тепловой энергии на отопление за декабрь 2012 года составляет 0,00171 Гкал, тариф на тепловую энергию составляет 3.580,00 руб., в связи с чем плата за услугу отопления в декабре 2012 года должна составлять 3.073,14 руб. (50,2х0,00171х3580,00=3073,14).
Материалами дела подтверждается, что в январе 2013 года ОАО "Камчатскэнерго" выставило потребителю Корх М.Г. платежный документ N 1-3, в котором указало плату, в том числе, за услугу отопления за декабрь 2012 года в размере 3.580,00 руб. (л.д. 30).
Таким образом, обсчет потребителя Корх М.Г. составил 1560,66 руб.
Как правильно указал суд, это обстоятельство свидетельствует о наличии в действиях ОАО "Камчатскэнерго" объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено статьей 14.7 КоАП РФ.
Судом обоснованно отклонен довод заявителя о том, что Общество не может быть субъектом вмененного правонарушения, так как не является исполнителем коммунальных услуг, а оказывает услуги управляющей организации как поставщик коммунального ресурса.
Материалами дела подтверждается, что 21.01.2013 между Обществом (исполнитель) и ООО "Дом-21" (заказчик) заключен договор теплоснабжения N 1/306, в соответствии с которым ОАО "Камчатскэнерго" приняло на себя обязательство, в том числе осуществлять поставку коммунального ресурса в необходимых объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, вести электронную базу данных потребителей коммунального ресурса, осуществлять учет показаний индивидуальных приборов учета (один раз в месяц), а заказчик обязуется производить оплату исполнителю за оказанные услуги в соответствии с разделом 3 договора. В силу пункта 5.1 данный договор распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.12.2012.
Как установлено судом, 21.01.2013 между Обществом (Ресурсоснабжающая организация) и ООО "Дом-21" (Исполнитель коммунальной услуги) заключен договор теплоснабжения N 306, в соответствии с которым Общество приняло на себя обязательство подавать Исполнителю через присоединенную сеть коммунальный ресурс, а Исполнитель обязуется принимать и оплачивать коммунальный ресурс в объеме, необходимом для предоставления коммунальных услуг по отоплению и (или) горячему водоснабжению собственникам и пользователям помещений жилого фонда. В силу пункта 9.1 данный договор распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.12.2012.
В соответствии с приложением N 1 к названному договору многоквартирный жилой дом N 15 по улице Академика Курчатова в г. Петропавловске-Камчатском находится в управлении Исполнителя.
При этом, квитанции содержат информацию о том, что право взимания платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению принадлежит Обществу, в связи с чем обязательство по оплате данных услуг возникает у потребителей перед ОАО "Камчатскэнерго" и подлежит оплате по выставленным Обществом квитанциям. В счете-извещении имеется указание лишь на ресурсоснабжающую организацию, сведений о том, что исполнителем коммунальных услуг является ООО "Дом-21 век" данная квитанция не содержит.
Учитывая, что расчет платы за отпущенный коммунальный ресурс за декабрь 2012 года произведен именно ОАО "Камчатскэнерго", платежный документ сформирован, напечатан и направлен потребителю непосредственно ОАО "Камчатскэнерго", учитывая содержание счета-извещения, арбитражный суд пришел к правильному выводу, что именно ОАО "Камчатскэнерго" обсчитало потребителя Корх М.Г., и является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
При этом, в рассматриваемом случае определение правового статуса Общества как "ресурсоснабжающей организации" или "исполнителя коммунальной услуги" не имеет правового значения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае, вина заявителя, установленная административным органом, выразилась в том, что, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, заявитель не принял все зависящие от него меры по их соблюдению (доказательства принятия таких мер в материалах дела отсутствуют).
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ОАО "Камчатскэнерго" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ.
При этом, судом обоснованно отклонен довод заявителя об устранении последствий нарушения в виде перерасчета платы за коммунальные услуги, произведенного после обращения потребителя с жалобой и об отсутствии претензий со стороны данного потребителя, поскольку данное обстоятельство не является обстоятельством, освобождающим Общество от ответственности.
Административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении были соблюдены все процессуальные нормы, установленные КоАП РФ.
Порядок привлечения к административной ответственности ответчиком не нарушен, наказание назначено в пределах санкции статьи закона.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 25.06.2013 по делу N А24-1573/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.Л.СИДОРОВИЧ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.08.2013 N 05АП-8168/2013 ПО ДЕЛУ N А24-1573/2013
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2013 г. N 05АП-8168/2013
Дело N А24-1573/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 14 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.В. Ждановой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго",
апелляционное производство N 05АП-8168/2013
на решение от 25.06.2013
судьи И.Ю. Жалудя
по делу N А24-1573/2013 Арбитражного суда Камчатского края,
принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю (ИНН 4101099804, ОГРН 1054100005068)
о признании незаконным и отмене постановления N 139129 от 18.04.2013 о привлечении к административной ответственности,
при участии: стороны не явились,
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Камчатскэнерго") обратилось в арбитражный суд в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю (административный орган, Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю) N 139129 от 18.04.2013, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10.000,00 руб.
Решением от 25.06.2013 суд отказал в удовлетворении требований общества.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, общество указывает, что не является исполнителем коммунальных услуг, не вступает в правоотношения с гражданами-потребителями, не несет ответственности за нарушение их прав.
Согласно заключенному с управляющей организацией ООО "Дом-21 век" договору N 1/306 от 21.01.2013 общество оказывает услуги управляющей организации согласно условиям договора и осуществляет поставку коммунального ресурса. При этом, ресурсоснабжающая организация (ОАО "Камчатскэнерго") поставляет управляющим компаниям коммунальный ресурс, за что получает с них плату, а также оказывает управляющим компаниям дополнительные услуги гражданско-правового характера.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, явку представителей в суд не обеспечили. Суд, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Управлением Роспотребнадзора по Камчатскому краю на основании поступившего из прокуратуры г. Петропавловска-Камчатского обращения гражданина проведена проверка, в ходе которой установлено, что ОАО "Камчатскэнерго", являясь поставщиком коммунальных ресурсов многоквартирного жилого дома N 15 по Академика Курчатова в г. Петропавловске-Камчатском, указало в квитанции за декабрь 2012 года, направленной потребителю Корх М.Г., проживающему в квартире N 108 указанного дома, плату за потребленную услугу отопления в размере 4.633,80 руб. в количестве 1,294 Гкал за квартиру площадью 50,2 кв. м, а также за общедомовые нужды и компенсацию потерь 0,44 Гкал. Вместе с тем, как указывает Корх М.Г. в квитанциях за октябрь и ноябрь 2012 года оплата за отопление составляла 3.073,07 руб. Плата за услугу отопление за декабрь 2012 года начисляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (действующего в спорный период), исходя из произведения общей площади жилого помещения (50,2 кв. м), норматива потребления тепловой энергии на отопление (0,00171 Гкал) и тарифа на тепловую энергию (3.580,00 руб.) и составляет 3.073,14 рублей. Обсчет составил 1.560,66 руб. Квитанция оплачена потребителем 01.02.2013.
По данному факту 29.03.2013 Управлением Роспотребнадзора по Камчатскому краю в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 139071.
18.04.2013 Управлением Роспотребнадзора по Камчатскому краю вынесено оспариваемое постановление N 139129, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10.000,00 рублей.
Несогласие с привлечением к административной ответственности послужило основанием для обращения ОАО "Камчатскэнерго" в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю N 139129 от 18.04.2013.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей.
Из текста приведенной нормы закона следует, что объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, составляет, в том числе обсчет потребителя, то есть взимание с потребителя большей суммы, чем обусловлено ценой товара.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Правил N 307 (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых отношений) отопление определено как поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг коммунальные услуги представляют собой осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Указанной нормой определено, что "исполнителем" является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а "потребителем" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги. "Ресурсоснабжающей организацией" является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
В силу подпункта "г" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан производить в установленном названными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении, с получением данных в ходе проверки достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях приборов учета, снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений.
Судом установлено, что общая площадь жилого помещения потребителя Корх М.Г. составляет 50,2 кв. м, норматив потребления тепловой энергии на отопление за декабрь 2012 года составляет 0,00171 Гкал, тариф на тепловую энергию составляет 3.580,00 руб., в связи с чем плата за услугу отопления в декабре 2012 года должна составлять 3.073,14 руб. (50,2х0,00171х3580,00=3073,14).
Материалами дела подтверждается, что в январе 2013 года ОАО "Камчатскэнерго" выставило потребителю Корх М.Г. платежный документ N 1-3, в котором указало плату, в том числе, за услугу отопления за декабрь 2012 года в размере 3.580,00 руб. (л.д. 30).
Таким образом, обсчет потребителя Корх М.Г. составил 1560,66 руб.
Как правильно указал суд, это обстоятельство свидетельствует о наличии в действиях ОАО "Камчатскэнерго" объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено статьей 14.7 КоАП РФ.
Судом обоснованно отклонен довод заявителя о том, что Общество не может быть субъектом вмененного правонарушения, так как не является исполнителем коммунальных услуг, а оказывает услуги управляющей организации как поставщик коммунального ресурса.
Материалами дела подтверждается, что 21.01.2013 между Обществом (исполнитель) и ООО "Дом-21" (заказчик) заключен договор теплоснабжения N 1/306, в соответствии с которым ОАО "Камчатскэнерго" приняло на себя обязательство, в том числе осуществлять поставку коммунального ресурса в необходимых объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, вести электронную базу данных потребителей коммунального ресурса, осуществлять учет показаний индивидуальных приборов учета (один раз в месяц), а заказчик обязуется производить оплату исполнителю за оказанные услуги в соответствии с разделом 3 договора. В силу пункта 5.1 данный договор распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.12.2012.
Как установлено судом, 21.01.2013 между Обществом (Ресурсоснабжающая организация) и ООО "Дом-21" (Исполнитель коммунальной услуги) заключен договор теплоснабжения N 306, в соответствии с которым Общество приняло на себя обязательство подавать Исполнителю через присоединенную сеть коммунальный ресурс, а Исполнитель обязуется принимать и оплачивать коммунальный ресурс в объеме, необходимом для предоставления коммунальных услуг по отоплению и (или) горячему водоснабжению собственникам и пользователям помещений жилого фонда. В силу пункта 9.1 данный договор распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.12.2012.
В соответствии с приложением N 1 к названному договору многоквартирный жилой дом N 15 по улице Академика Курчатова в г. Петропавловске-Камчатском находится в управлении Исполнителя.
При этом, квитанции содержат информацию о том, что право взимания платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению принадлежит Обществу, в связи с чем обязательство по оплате данных услуг возникает у потребителей перед ОАО "Камчатскэнерго" и подлежит оплате по выставленным Обществом квитанциям. В счете-извещении имеется указание лишь на ресурсоснабжающую организацию, сведений о том, что исполнителем коммунальных услуг является ООО "Дом-21 век" данная квитанция не содержит.
Учитывая, что расчет платы за отпущенный коммунальный ресурс за декабрь 2012 года произведен именно ОАО "Камчатскэнерго", платежный документ сформирован, напечатан и направлен потребителю непосредственно ОАО "Камчатскэнерго", учитывая содержание счета-извещения, арбитражный суд пришел к правильному выводу, что именно ОАО "Камчатскэнерго" обсчитало потребителя Корх М.Г., и является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
При этом, в рассматриваемом случае определение правового статуса Общества как "ресурсоснабжающей организации" или "исполнителя коммунальной услуги" не имеет правового значения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае, вина заявителя, установленная административным органом, выразилась в том, что, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, заявитель не принял все зависящие от него меры по их соблюдению (доказательства принятия таких мер в материалах дела отсутствуют).
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ОАО "Камчатскэнерго" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ.
При этом, судом обоснованно отклонен довод заявителя об устранении последствий нарушения в виде перерасчета платы за коммунальные услуги, произведенного после обращения потребителя с жалобой и об отсутствии претензий со стороны данного потребителя, поскольку данное обстоятельство не является обстоятельством, освобождающим Общество от ответственности.
Административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении были соблюдены все процессуальные нормы, установленные КоАП РФ.
Порядок привлечения к административной ответственности ответчиком не нарушен, наказание назначено в пределах санкции статьи закона.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 25.06.2013 по делу N А24-1573/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.Л.СИДОРОВИЧ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)