Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12.08.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
при участии представителя
от заинтересованного лица: Фадеева А.Н. (доверенность от 06.08.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации Павловского муниципального района Нижегородской области
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2013,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
по делу N А43-19509/2012
по заявлению жилищно-строительного кооператива "Новый дом"
о признании незаконным решения администрации Павловского муниципального района Нижегородской области
и
жилищно-строительный кооператив "Новый дом" (далее - ЖСК "Новый дом", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения администрации Павловского муниципального района Нижегородской области (далее - Администрация, орган местного самоуправления) от 31.05.2012 N 186 об отказе в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными учреждениями обслуживания на земельном участке, расположенном по адресу: Нижегородская область, город Павлово, улица Чапаева, дом 30.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью Нижегородский центр "СРЕДА" международной ассоциации союзов архитекторов, общество с ограниченной ответственностью "Ялита" (далее - ООО "Ялита") и некоммерческое партнерство "Национальное агентство по строительству" (далее - НП "Национальное агентство по строительству").
Решением суда первой инстанции от 11.12.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 15.04.2013 решение суда отменено; решение Администрации от 31.05.2012 N 187 признано незаконным и отменено.
Орган местного самоуправления не согласился с постановлением апелляционного суда и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
Ссылаясь на статьи 44, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заявитель считает, что правомерно отказал Кооперативу в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными учреждениями обслуживания, расположенного по адресу: Нижегородская область, город Павлово, улица Чапаева, дом 30, по причине несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. По его мнению, Кооператив представил положительное заключение негосударственной экспертизы от 28.03.2012, тогда как в этот период для принятия решения о выдаче разрешения на строительство в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации требовалось положительное заключение государственной экспертизы. Кроме того, с 01.04.2012 приказом Федеральной службы по аккредитации от 30.03.2012 N 502 "О приостановлении действия свидетельств об аккредитации организаций, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий" (далее - Приказ N 502) с 01.04.2012 приостановлено действие всех ранее выданных свидетельств об аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации; на момент подачи заявления ЖСК "Новый дом" о выдаче разрешения на строительство (22.05.2012) у экспертной организации, проводившей экспертизу проектной документации - НП "Национальное агентство по строительству" действие свидетельства об аккредитации приостановлено до 30.06.2012.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 07.08 до 12.08.2013.
Законность постановления апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, у Кооператива и ООО "Ялита" в общей долевой собственности находится земельный участок площадью 4875 квадратных метров, кадастровый номер 52:33:0000036:98, расположенный по адресу: Нижегородская область, город Павлово, улица Чапаева, дом 32, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 52 АД N 172372 и 172373.
ЖСК "Новый дом" и ООО "Ялита" 22.05.2012 обратились в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными учреждениями обслуживания на принадлежащем им земельном участке.
К заявлению были приложены документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев представленные документы, Администрация письмом от 31.05.2012 N 186 уведомила ЖСК "Новый дом" об отказе в выдаче разрешения на строительство, обосновав свое решение несоответствием представленных документов градостроительному плану земельного участка (далее - ГПЗУ).
Посчитав, что решение органа местного самоуправления не соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, ЖСК "Новый дом" обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 5, 8, 44, 49, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования и исходил из того, что оспариваемый отказ Администрации не нарушает права и законные интересы Кооператива в сфере предпринимательской деятельности и не создает ему препятствий в реализации его законных прав на получение разрешения на строительство, поскольку у ЖСК "Новый дом" на момент получения положительного заключения негосударственной экспертизы существовала обязанность провести государственную экспертизу проектной документации.
Апелляционный суд руководствовался статьями 65, 198, 200, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 8, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Суд сделал вывод о том, что оспариваемый отказ не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел ее подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Процедура выдачи разрешения на строительство регламентирована Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 и 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи и другими федеральными законами.
В части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, направляемых застройщиком в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, а именно: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации (пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей); положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 данного Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 данного Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 данного Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта; копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
В силу пункта 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям.
В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
В рассматриваемом случае одной из причин отказа в выдаче разрешения на строительство являлось представленное Кооперативом положительное заключение негосударственной экспертизы от 28.03.2012, тогда как в этот период, по мнению Администрации, для принятия решения о выдаче разрешения на строительство в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации требовалось положительное заключение государственной экспертизы.
Вместе с тем 28.11.2011 принят Федеральный закон N 337-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который внес изменения в градостроительное законодательство, в том числе в статьи 49, 50 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Изменения в названные нормы вступили в силу с 01.04.2012.
Из содержания новой редакции пункта 4 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагается положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Из материалов дела следует, что Кооператив обратился в уполномоченный орган с заявлением о получении разрешения на строительство 22.05.2012, когда Федеральный закон от 28.11.2011 N 337-ФЗ вступил в законную силу, в связи с чем вывод апелляционного суда о том, что в рассматриваемый период для получения разрешения на строительство достаточно было получения положительного заключения негосударственной экспертизы, является верным.
Ссылка Администрации в обоснование своей позиции по отказу в получении разрешения на строительство на отсутствие у экспертной организации, проводившей экспертизу проектной документации - НП "Национальное агентство по строительству", свидетельства об аккредитации, отклоняется судом кассационной инстанции в силу следующего.
Согласно статье 50 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ) негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида.
Порядок аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 50 Градостроительного кодекса Российской Федерации в прежней редакции также предусматривала, что застройщик или заказчик либо осуществляющее на основании договора с застройщиком или заказчиком подготовку проектной документации лицо может направить проектную документацию и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, на негосударственную экспертизу.
Негосударственная экспертиза проектной документации и негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся аккредитованными организациями на основании договора.
Порядок проведения негосударственной экспертизы и порядок аккредитации организаций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1070 "О негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий" были утверждены Положение о проведении негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (далее - Положение N 1070) и Правила аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (далее - Правила аккредитации).
В силу пункта 14 Положения N 1070 для проведения негосударственной экспертизы заявитель вправе обратиться в одну или несколько экспертных организаций по своему усмотрению. Заключения, подготовленные различными экспертными организациями, имеют одинаковую юридическую силу и могут использоваться заявителем по своему усмотрению, в том числе прилагаться к заявлению на получение разрешения на строительство.
Таким образом, законодательство в области градостроительной деятельности до вступления в силу Федерального закона N 337-ФЗ содержало понятие негосударственной экспертизы, проводимой аккредитованными в установленном порядке негосударственными организациями.
Действовавшее до введения в действие Федерального закона N 337-ФЗ законодательство (в том числе Положение N 1070 (утратило силу 01.05.2012 в связи с утверждением постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2012 N 272 Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий) допускало возможность проводить экспертизу проектной документации аккредитованной негосударственной организацией и использовать такое заключение при обращении в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
В кассационной жалобе Администрация указала, что положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации дано неаккредитованной организацией.
Данный довод органа местного самоуправления является неверным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 Приказа N 502 с 1 апреля 2012 года приостанавливалось действие всех ранее выданных свидетельств об аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий согласно приложению (не приводится).
Организациям, аккредитованным на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в срок до 30.04.2012 представить в Росаккредитацию документы, подтверждающие наличие у аккредитованного юридического лица необходимого количества аттестованных работников по месту основной работы, сайта в сети Интернет, а также регламента проведения негосударственной экспертизы проектной документации, утвержденного приказом руководителя юридического лица (пункт 2).
Управлению аккредитации в секторах экономики, в области обеспечения, единства измерений и менеджмента качества по итогам рассмотрения подтверждающих документов оперативно внести соответствующие изменения в государственный реестр юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, в установленном порядке (пункт 3).
Внесенные в законодательство изменения разрешили заявителю после 01.04.2012 использовать положительные заключения негосударственной экспертизы проектной документации при получении разрешения на строительство и временно ограничили право проводить такую экспертизу для выявления соответствия ранее аккредитованных негосударственных организаций требованиям и условиям для проведения аккредитации.
Таким образом, поскольку в данном случае НП "Национальное агентство по строительству", аккредитованное уполномоченным органом 22.07.2011, выдало Кооперативу заключение 28.03.2012, то есть до приостановления действия свидетельств об аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы, апелляционный суд обоснованно посчитал данное основание Администрации для отказа в выдаче Кооперативу разрешения на строительство несостоятельным.
Кроме того, на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции приказом Федеральной службы по аккредитации от 07.09.2012 N 3241 возобновлено действие ранее выданного свидетельства об аккредитации НП "Национальное агентство по строительству".
Однако, признав отказ Администрации незаконным, апелляционный суд не учел следующего.
В рассматриваемом случае оспариваемое решение принято, в том числе, в связи с установлением несоответствия представленных документов ГПЗУ в части местонахождения земельного участка.
Как следует из материалов дела, градостроительный план был выполнен на земельный участок, расположенный по адресу: Нижегородская область, город Павлово, улица Чапаева, дом 32, который был образован путем объединения двух смежных земельных участков, расположенных соответственно в Нижегородской области городе Павлово на улице Чапаева, дома 30 и 32. Данный земельный участок находится в общей долевой собственности ЖСК "Новый дом" и ООО "Ялита". Объединенному земельному участку распоряжением Администрации от 11.01.2011 N 3 присвоен почтовый адрес: Нижегородская область, город Павлово, улица Чапаева, дом 32.
Вместе с тем для получения разрешения на строительство застройщик представил проектную документацию, положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации от 28.03.2012 НП "Национальное агентство по строительству", выполненного по объекту капитального строительства: многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными учреждениями обслуживания по адресу: Нижегородская область, город Павлово, улица Чапаева, дом 30.
ЖСК "Новый дом" обратилось в Администрацию с заявлением о получении разрешения на строительство многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными учреждениями обслуживания на земельном участке, также расположенном по адресу: Нижегородская область, город Павлово, улица Чапаева, дом 30 (том 1, лист дела 12).
Таким образом, удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд обязал Администрацию выдать Кооперативу разрешение на строительство многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными учреждениями обслуживания на фактически не существующий земельный участок по адресу: Нижегородская область, город Павлово, улица Чапаева, дом 30.
Кроме того, Первый арбитражный апелляционный суд признал незаконным решение органа местного самоуправления от 31.05.2012 N 187, вынесенное в отношении другого юридического лица - ООО "Ялита" (том 1, лист дела 11), тогда как предметом настоящего спора является отказ Администрации от 31.05.2012 N 186 ЖСК "Новый дом" (том 1, лист дела 25).
При таких обстоятельствах выводы апелляционного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с этим постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2013 по настоящему делу подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции для исследования и оценки вышеуказанных обстоятельств.
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции надлежит полно и всесторонне исследовать все фактические обстоятельства по делу, дать оценку законности решения Администрации от 31.05.2012 N 186 и принять законный и обоснованный судебный акт с учетом выводов, изложенных в настоящем постановлении.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2013 по делу N А43-19509/2012 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Первый арбитражный апелляционный суд.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 14.08.2013 ПО ДЕЛУ N А43-19509/2012
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2013 г. по делу N А43-19509/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 12.08.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
при участии представителя
от заинтересованного лица: Фадеева А.Н. (доверенность от 06.08.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации Павловского муниципального района Нижегородской области
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2013,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
по делу N А43-19509/2012
по заявлению жилищно-строительного кооператива "Новый дом"
о признании незаконным решения администрации Павловского муниципального района Нижегородской области
и
установил:
жилищно-строительный кооператив "Новый дом" (далее - ЖСК "Новый дом", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения администрации Павловского муниципального района Нижегородской области (далее - Администрация, орган местного самоуправления) от 31.05.2012 N 186 об отказе в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными учреждениями обслуживания на земельном участке, расположенном по адресу: Нижегородская область, город Павлово, улица Чапаева, дом 30.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью Нижегородский центр "СРЕДА" международной ассоциации союзов архитекторов, общество с ограниченной ответственностью "Ялита" (далее - ООО "Ялита") и некоммерческое партнерство "Национальное агентство по строительству" (далее - НП "Национальное агентство по строительству").
Решением суда первой инстанции от 11.12.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 15.04.2013 решение суда отменено; решение Администрации от 31.05.2012 N 187 признано незаконным и отменено.
Орган местного самоуправления не согласился с постановлением апелляционного суда и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
Ссылаясь на статьи 44, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заявитель считает, что правомерно отказал Кооперативу в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными учреждениями обслуживания, расположенного по адресу: Нижегородская область, город Павлово, улица Чапаева, дом 30, по причине несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. По его мнению, Кооператив представил положительное заключение негосударственной экспертизы от 28.03.2012, тогда как в этот период для принятия решения о выдаче разрешения на строительство в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации требовалось положительное заключение государственной экспертизы. Кроме того, с 01.04.2012 приказом Федеральной службы по аккредитации от 30.03.2012 N 502 "О приостановлении действия свидетельств об аккредитации организаций, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий" (далее - Приказ N 502) с 01.04.2012 приостановлено действие всех ранее выданных свидетельств об аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации; на момент подачи заявления ЖСК "Новый дом" о выдаче разрешения на строительство (22.05.2012) у экспертной организации, проводившей экспертизу проектной документации - НП "Национальное агентство по строительству" действие свидетельства об аккредитации приостановлено до 30.06.2012.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 07.08 до 12.08.2013.
Законность постановления апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, у Кооператива и ООО "Ялита" в общей долевой собственности находится земельный участок площадью 4875 квадратных метров, кадастровый номер 52:33:0000036:98, расположенный по адресу: Нижегородская область, город Павлово, улица Чапаева, дом 32, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 52 АД N 172372 и 172373.
ЖСК "Новый дом" и ООО "Ялита" 22.05.2012 обратились в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными учреждениями обслуживания на принадлежащем им земельном участке.
К заявлению были приложены документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев представленные документы, Администрация письмом от 31.05.2012 N 186 уведомила ЖСК "Новый дом" об отказе в выдаче разрешения на строительство, обосновав свое решение несоответствием представленных документов градостроительному плану земельного участка (далее - ГПЗУ).
Посчитав, что решение органа местного самоуправления не соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, ЖСК "Новый дом" обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 5, 8, 44, 49, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования и исходил из того, что оспариваемый отказ Администрации не нарушает права и законные интересы Кооператива в сфере предпринимательской деятельности и не создает ему препятствий в реализации его законных прав на получение разрешения на строительство, поскольку у ЖСК "Новый дом" на момент получения положительного заключения негосударственной экспертизы существовала обязанность провести государственную экспертизу проектной документации.
Апелляционный суд руководствовался статьями 65, 198, 200, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 8, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Суд сделал вывод о том, что оспариваемый отказ не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел ее подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Процедура выдачи разрешения на строительство регламентирована Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 и 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи и другими федеральными законами.
В части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, направляемых застройщиком в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, а именно: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации (пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей); положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 данного Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 данного Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 данного Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта; копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
В силу пункта 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям.
В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
В рассматриваемом случае одной из причин отказа в выдаче разрешения на строительство являлось представленное Кооперативом положительное заключение негосударственной экспертизы от 28.03.2012, тогда как в этот период, по мнению Администрации, для принятия решения о выдаче разрешения на строительство в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации требовалось положительное заключение государственной экспертизы.
Вместе с тем 28.11.2011 принят Федеральный закон N 337-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который внес изменения в градостроительное законодательство, в том числе в статьи 49, 50 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Изменения в названные нормы вступили в силу с 01.04.2012.
Из содержания новой редакции пункта 4 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагается положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Из материалов дела следует, что Кооператив обратился в уполномоченный орган с заявлением о получении разрешения на строительство 22.05.2012, когда Федеральный закон от 28.11.2011 N 337-ФЗ вступил в законную силу, в связи с чем вывод апелляционного суда о том, что в рассматриваемый период для получения разрешения на строительство достаточно было получения положительного заключения негосударственной экспертизы, является верным.
Ссылка Администрации в обоснование своей позиции по отказу в получении разрешения на строительство на отсутствие у экспертной организации, проводившей экспертизу проектной документации - НП "Национальное агентство по строительству", свидетельства об аккредитации, отклоняется судом кассационной инстанции в силу следующего.
Согласно статье 50 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ) негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида.
Порядок аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 50 Градостроительного кодекса Российской Федерации в прежней редакции также предусматривала, что застройщик или заказчик либо осуществляющее на основании договора с застройщиком или заказчиком подготовку проектной документации лицо может направить проектную документацию и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, на негосударственную экспертизу.
Негосударственная экспертиза проектной документации и негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся аккредитованными организациями на основании договора.
Порядок проведения негосударственной экспертизы и порядок аккредитации организаций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1070 "О негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий" были утверждены Положение о проведении негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (далее - Положение N 1070) и Правила аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (далее - Правила аккредитации).
В силу пункта 14 Положения N 1070 для проведения негосударственной экспертизы заявитель вправе обратиться в одну или несколько экспертных организаций по своему усмотрению. Заключения, подготовленные различными экспертными организациями, имеют одинаковую юридическую силу и могут использоваться заявителем по своему усмотрению, в том числе прилагаться к заявлению на получение разрешения на строительство.
Таким образом, законодательство в области градостроительной деятельности до вступления в силу Федерального закона N 337-ФЗ содержало понятие негосударственной экспертизы, проводимой аккредитованными в установленном порядке негосударственными организациями.
Действовавшее до введения в действие Федерального закона N 337-ФЗ законодательство (в том числе Положение N 1070 (утратило силу 01.05.2012 в связи с утверждением постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2012 N 272 Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий) допускало возможность проводить экспертизу проектной документации аккредитованной негосударственной организацией и использовать такое заключение при обращении в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
В кассационной жалобе Администрация указала, что положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации дано неаккредитованной организацией.
Данный довод органа местного самоуправления является неверным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 Приказа N 502 с 1 апреля 2012 года приостанавливалось действие всех ранее выданных свидетельств об аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий согласно приложению (не приводится).
Организациям, аккредитованным на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в срок до 30.04.2012 представить в Росаккредитацию документы, подтверждающие наличие у аккредитованного юридического лица необходимого количества аттестованных работников по месту основной работы, сайта в сети Интернет, а также регламента проведения негосударственной экспертизы проектной документации, утвержденного приказом руководителя юридического лица (пункт 2).
Управлению аккредитации в секторах экономики, в области обеспечения, единства измерений и менеджмента качества по итогам рассмотрения подтверждающих документов оперативно внести соответствующие изменения в государственный реестр юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, в установленном порядке (пункт 3).
Внесенные в законодательство изменения разрешили заявителю после 01.04.2012 использовать положительные заключения негосударственной экспертизы проектной документации при получении разрешения на строительство и временно ограничили право проводить такую экспертизу для выявления соответствия ранее аккредитованных негосударственных организаций требованиям и условиям для проведения аккредитации.
Таким образом, поскольку в данном случае НП "Национальное агентство по строительству", аккредитованное уполномоченным органом 22.07.2011, выдало Кооперативу заключение 28.03.2012, то есть до приостановления действия свидетельств об аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы, апелляционный суд обоснованно посчитал данное основание Администрации для отказа в выдаче Кооперативу разрешения на строительство несостоятельным.
Кроме того, на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции приказом Федеральной службы по аккредитации от 07.09.2012 N 3241 возобновлено действие ранее выданного свидетельства об аккредитации НП "Национальное агентство по строительству".
Однако, признав отказ Администрации незаконным, апелляционный суд не учел следующего.
В рассматриваемом случае оспариваемое решение принято, в том числе, в связи с установлением несоответствия представленных документов ГПЗУ в части местонахождения земельного участка.
Как следует из материалов дела, градостроительный план был выполнен на земельный участок, расположенный по адресу: Нижегородская область, город Павлово, улица Чапаева, дом 32, который был образован путем объединения двух смежных земельных участков, расположенных соответственно в Нижегородской области городе Павлово на улице Чапаева, дома 30 и 32. Данный земельный участок находится в общей долевой собственности ЖСК "Новый дом" и ООО "Ялита". Объединенному земельному участку распоряжением Администрации от 11.01.2011 N 3 присвоен почтовый адрес: Нижегородская область, город Павлово, улица Чапаева, дом 32.
Вместе с тем для получения разрешения на строительство застройщик представил проектную документацию, положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации от 28.03.2012 НП "Национальное агентство по строительству", выполненного по объекту капитального строительства: многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными учреждениями обслуживания по адресу: Нижегородская область, город Павлово, улица Чапаева, дом 30.
ЖСК "Новый дом" обратилось в Администрацию с заявлением о получении разрешения на строительство многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными учреждениями обслуживания на земельном участке, также расположенном по адресу: Нижегородская область, город Павлово, улица Чапаева, дом 30 (том 1, лист дела 12).
Таким образом, удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд обязал Администрацию выдать Кооперативу разрешение на строительство многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными учреждениями обслуживания на фактически не существующий земельный участок по адресу: Нижегородская область, город Павлово, улица Чапаева, дом 30.
Кроме того, Первый арбитражный апелляционный суд признал незаконным решение органа местного самоуправления от 31.05.2012 N 187, вынесенное в отношении другого юридического лица - ООО "Ялита" (том 1, лист дела 11), тогда как предметом настоящего спора является отказ Администрации от 31.05.2012 N 186 ЖСК "Новый дом" (том 1, лист дела 25).
При таких обстоятельствах выводы апелляционного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с этим постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2013 по настоящему делу подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции для исследования и оценки вышеуказанных обстоятельств.
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции надлежит полно и всесторонне исследовать все фактические обстоятельства по делу, дать оценку законности решения Администрации от 31.05.2012 N 186 и принять законный и обоснованный судебный акт с учетом выводов, изложенных в настоящем постановлении.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2013 по делу N А43-19509/2012 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Первый арбитражный апелляционный суд.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ
А.И.ЧИГРАКОВ
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)