Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2013 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алферовой Е.Е.,
судей: Афониной Н.П.,
Колянчиковой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривопусковым А.Ю.,
при участии:
от ООО "Жилищная компания Тамбовинвестсервис": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от ОАО "Славянка" в лице филиала "Воронежский": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Жилищная компания Тамбовинвестсервис", г. Тамбов, на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.06.2013 г. по делу N А64-24/2013 (судья Краснослободцев А.А.) по иску открытого акционерного общества "Славянка" (ОГРН 1097746264219, ИНН 770207386) в лице филиала "Воронежский" к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищная компания Тамбовинвестсервис" (ОГРН 1126829000726, ИНН 6829080224) о взыскании 153 680 руб. 45 коп.,
установил:
Открытое акционерное общество "Славянка" в лице филиала "Воронежский" (далее - ОАО "Славянка", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищная компания Тамбовинвестсервис" (далее - ООО "ЖК "ТИС", ответчик) с требованием о взыскании неосновательного обогащения в сумме 149 987 руб. 35 коп. в связи с потреблением собственниками жилых домов по адресам: Тамбов-6, д. 2/32 и Тамбов-6, д. 2/168, находящихся в управлении ответчика, воды, поднимаемой ОАО Славянка" из скважин, находящихся в военном городке N 2.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 21.05.2013 г. в связи с частичной оплатой ответчиком задолженности и отказом истца от иска производство по делу в части взыскания 129 771 руб. 95 коп. прекращено.
Таким образом, заявленные требования составили 20 215 руб. 40 коп. за июль - август 2012 г.
Решением от 10.06.2013 г. суд первой инстанции в полном объеме удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
ООО "ЖК "ТИС" в жалобе указывало на то, что начиная с 01.04.2012 г. в расчете объемов коммунальных ресурсов, поданных в МЖД, истцом должны были использоваться данные индивидуальных приборов учета.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы был представлен отзыв истца по делу, в котором, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не основанными на законе, ООО "Славянка" просило оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве ООО "Славянка" ссылалось на то, что выводы суда первой инстанции в полной мере соответствуют правовой позиции ВАС РФ, изложенной в определении от 12.04.2013 г. N ВАС-3502/13.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
В материалах дела имеются почтовые уведомления об извещении участников процесса о месте и времени рассмотрения дела.
Руководствуясь ст. ст. 123, 156, 184, 266 АПК РФ суд рассмотрел жалобу в отсутствии представителей не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, ОАО "Славянка" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей добычу подземных вод и поставку холодной воды для нужд Минобороны России в военном городке N 2, расположенном по адресу: г. Тамбов, ул. Комиссара Московского, в/г 2.
Артезианские скважины и сети водоснабжения военного городка N 2 принадлежат на праве собственности Российской Федерации и закреплены за Министерством обороны РФ на праве оперативного управления (т. 2 л.д. 3-8).
14.05.2011 г. между Министерством обороны Российской Федерации, действующим от имени Российской Федерации (государственный заказчик) и ОАО "Славянка" (исполнитель) заключен государственный контракт N 1-ВКХ на поставку холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, по условиям которого исполнитель обязался в обусловленный контрактом срок оказать услуги водоснабжения и услуги водоотведения потребителю в объемах и на условиях, предусмотренных контрактом (т. 1 л.д. 10). Объем услуг водоотведения в календарном году с разбивкой по месяцам указывается в Приложении N 1 к контракту.
20.04.2011 г. между Федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением "Тамбовская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ (Ссудодатель) и ОАО "Славянка" (Ссудополучатель) на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 01.11.2010 г. N 1456 "О предоставлении недвижимого и движимого имущества в безвозмездное пользование открытому акционерному обществу "Славянка", в рамках государственного контракта от 20.07.2010 г. N 1-КЖФ и Государственной преференции от 16.09.2010 г. N АК/31242, Ссудодатель передает, а Ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование недвижимое и движимое имущество, в том числе объекты водоснабжения и водоотведения Министерства обороны Российской Федерации (согласно приложению к настоящему договору). Права собственника имущества - Российской Федерации осуществляет Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Российской Федерации (т. 1 л.д. 23).
ООО "Управляющая компания "Тамбовинвестсервис" на основании договоров управления осуществляет управление жилыми домами, находящимися по адресу: г. Тамбов, Тамбов - 6, 2/32, Тамбов-6, 2/168 (ул. Новостремянная д. 6).
Данный факт не опровергался представителем ответчика в судебном заседании и подтверждается протоколами общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме (т. 1 л.д. 63-76).
В отсутствие заключенного договора, в целях обеспечения жителей названных домов услугами холодного водоснабжения ОАО "Славянка" в спорный период отпускало в названные дома питьевую воду. Данный факт подтверждается оплатой основной части долга за поставку холодной воды в период рассмотрения спора по платежному поручению от 21.05.2013 г. N 3895 (т. 3 л.д. 49).
В материалы дела представлена схема сетей водоснабжения и водоотведения в/г 2, из которой следует, что ОАО "Славянка" осуществляет поставку холодной воды в указанные жилые дома.
Ссылаясь на то, что ОАО "Славянка" в период с июль - август 2012 г. поставляло в вышеуказанные дома холодную воду, а ответчик произвел оплату не в полном объеме, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, принимая соответствующее решение, руководствовался ст. ст. 307, 309, 310 ГК РФ об обязанности исполнения принятых на себя обязательств и недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства, положениями {\uc1\u167- 6 "Энергоснабжение" Главы 30 ГК РФ "Купля-продажа", пришел к выводу о наличии у ответчика обязанности по оплате оказанных истцом услуг по поставке воды.
По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовав доказательства, представленные сторонами и, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора. Данный вывод судебная коллегия Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда основывает на следующем.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.
В соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий согласно правилам статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается.
Согласно п. 2 ст. 548 ГК РФ правила о договоре энергоснабжения подлежат применению к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть и холодной водой.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Исходя из изложенного следует, что обязанность по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг возлагается на управляющую организацию.
Согласно положениям пунктов 3, 7 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, а также пунктом 2 и 4 указанных выше Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124, управляющие организации являются исполнителями коммунальных услуг и обеспечивают предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах посредством приобретения соответствующих коммунальных ресурсов у ресурсоснабжающих организаций.
В спорный период в связи с отсутствием заключенного между истцом и ответчиком договора сложились фактические отношения по водоснабжению, поэтому отсутствие между сторонами заключенного в письменной форме договора о реализации соответствующих коммунальных ресурсов не освобождает ответчика от обязанности оплатить стоимость отпущенной воды и оказанных услуг по водоотведению.
Указанный вывод соответствует разъяснениям, изложенным в пункте 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 г. N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" и пункте 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 г. N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения".
По смыслу статьи 155 ЖК РФ собственники (наниматели) помещений в многоквартирном доме обязаны производить расчет за коммунальные услуги с исполнителями коммунальных услуг, в их числе и управляющими компаниями, которые производят оплату услуг ресурсоснабжающей организации.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства N 167 от 12.02.1999 г. утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила N 167), регулирующие отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.
В силу п. 11 названных Правил договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод является публичным договором, на него распространяются требования п. 4 ст. 426 ГК РФ, о соответствии условий договора издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
К таким правилам относятся Правила N 167, Правила N 307 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306 (далее - Правила N 306).
В соответствии с п. 32 Правил N 167 абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод.
Исходя из п. п. 33, 34 указанных Правил количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется на основании данных учета фактического потребления и сброса по показаниям средств измерения, для которых оборудуется узел учета, который должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.
Поскольку в силу пункта 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам при определении условий договора энергоснабжения, заключаемого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями, Правилами N 167 следует руководствоваться с учетом п. 15 Правил N 307.
Следовательно, при отсутствии средств измерения, предусмотренных п. 34 Правил N 167, объем отпущенной воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды (п. п. "а" п. 5, п. 10, п. п. "в" п. 39 Правил N 306).
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, либо расчетным путем, исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.
В пункте 27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306 указано, что в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды, исходя из расчета расхода холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
Постановлением мэра г. Тамбова от 21.12.1992 г. N 1040 "О нормах водопотребления по г. Тамбову" утверждены нормы водопотребления для жилых и общественных зданий согласно приложению N 1 к постановлению и составляют: 1) с водопроводом, канализацией и ваннами с газовыми водонагревателями - 225 лит./сутки на 1 чел; 2) с водопроводом, канализацией и ваннами с быстродействующими газовыми нагревателями и многоточечным водоразбором - 250 лит/сутки на 1 чел; 3) с централизованным горячим водоснабжением, с ваннами длиной от 1500 мм до 1700 мм, оборудованными душем - 300 лит/сутки на 1 чел.
На основании приказов Управления по регулированию тарифов Тамбовской области NN 100, 101-ж от 06.09.2011 г. для ОАО "Славянка" установлен тариф на холодное водоснабжение в размере 15 руб. 40 коп. за 1 куб. м холодной воды.
Истцом расчет объема и стоимости потребленной ответчиком воды произведен в соответствии с нормативами потребления холодной воды, установленными постановлением мэра г. Тамбова от 21.12.1992 г. N 1040 "О нормах водопотребления по г. Тамбову", а также на основании приказов Управления по регулированию тарифов Тамбовской области NN 100, 101-ж от 06.09.2011 г., в соответствии с которым для ОАО "Славянка" установлен тариф на холодное водоснабжение.
Согласно п. 19 Правил N 307 расчет размера задолженности произведен истцом за спорный период по вышеуказанным многоквартирным домам на основании подпункта 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам (которые действовали в рассматриваемый период).
В свою очередь, ответчиком был представлен контррасчет размера платы за услуги холодного водоснабжения, составленный на основании Постановления Правительства N 124 от 14.02.2012 г. "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", данных МУП "Единый расчетный центр", произведенный с учетом показаний индивидуальных приборов учета (т. 1 л.д. 99).
Между тем, контррасчет ответчика, был обоснованно признан судом первой инстанции несостоятельным в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" утверждены "Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иными специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями".
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ 14.02.2012 г. за N 124, установлено, что названные Правила применяются к отношениям, вытекающим из договоров ресурсоснабжения, заключенных до вступления в силу этих Правил, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу Правил.
В пункте 2 Правил N 124 указано, что подпункты "в", "г" и "е" пункта 21 Правил вступают в силу с даты вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).
Правила N 354 вступили в силу с 01.09.2012 г. Таким образом, подпункт "в" пункта 21 Правил N 124 вступает в силу с 01.09.2012 г.
В связи с тем, что расчет объемов потребления воды произведен за период до 01.09.2012 г. положения подпункта "в" пункта 21 Правил N 124, п. 16 Правил N 307, предусматривающий исчисление платы за коммунальные услуги при неисправности (отсутствии) общедомовых приборов учета воды, исходя из показаний индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах граждан, применению в данном случае не подлежат.
Данное толкование действующего законодательства нашло свое отражение в письме председателя ФАС ЦО от 22.02.2013 г. N 104.
Истец обратился в суд о взыскании неосновательного обогащения, возникшего вследствие фактического потребления холодной воды.
Согласно п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.
Статьей 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность лица, неосновательно временно пользовавшегося чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, возвратить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Из смысла данных норм следует, что для взыскания неосновательного обогащения необходимо доказать факт получения ответчиком имущества либо денежных средств, пользования услугами без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований и его размер.
Размер неосновательного обогащения ответчика подтвержден материалами дела, контррасчет ответчика признан необоснованным, доказательств оплаты в материалы дела представлено не было, равно как и доказательств неполучения ООО "ЖК "ТИС" услуг истца или получения воды из иных источников.
Совокупность вышеуказанных обстоятельств позволила суду первой инстанции принять законное и обоснованное решение по существу заявленного спора.
Довод заявителя жалобы о том, что начиная с 01.04.2012 г. в расчете объемов коммунальных ресурсов, поданных в МЖД, истцом должны были использоваться данные индивидуальных приборов учета, основан на неверном толковании норм материального права.
Выводы суда первой инстанции полностью соответствуют правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Определении от 12.04.2013 г. N ВАС-3502/13 по делу N А41-31665/12.
В указанном Определении от 12.04.2013 г. ВАС РФ разъяснил, что доводы стороны о необходимости расчета объема оказанных коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению в период до 01.09.2012 г., исходя из показателей индивидуальных (внутриквартирных) приборов учета, со ссылкой на положения Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 124 "О Правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", не могут быть приняты в связи со следующим.
В силу ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Определение объема поставляемого в дома коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета с применением показаний индивидуальных (внутриквартирных) приборов учета граждан, а не по нормативу, в нарушение названной нормы права освобождает граждан-потребителей и исполнителей коммунальных услуг от обязанности по оплате коммунального ресурса, израсходованного на содержание мест общего пользования.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ответчика о необходимости применения в расчете водопотребления индивидуальных (внутриквартирных) приборов учета в период июль - август 2012 года.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 9 названного Кодекса, а также положений ст. 65 Кодекса, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Ответчик не представил доказательств правомерности заявленной правовой позиции.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при вынесении решения судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в сумме 2 000 руб., уплаченной по платежному документу N 5128 от 08.07.2013 г. относятся на заявителя и возврату из федерального бюджета не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.06.2013 г. по делу N А64-24/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Жилищная компания Тамбовинвестсервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.Е.АЛФЕРОВА
Судьи
Н.П.АФОНИНА
Л.А.КОЛЯНЧИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.08.2013 ПО ДЕЛУ N А64-24/2013
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2013 г. по делу N А64-24/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2013 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алферовой Е.Е.,
судей: Афониной Н.П.,
Колянчиковой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривопусковым А.Ю.,
при участии:
от ООО "Жилищная компания Тамбовинвестсервис": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от ОАО "Славянка" в лице филиала "Воронежский": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Жилищная компания Тамбовинвестсервис", г. Тамбов, на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.06.2013 г. по делу N А64-24/2013 (судья Краснослободцев А.А.) по иску открытого акционерного общества "Славянка" (ОГРН 1097746264219, ИНН 770207386) в лице филиала "Воронежский" к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищная компания Тамбовинвестсервис" (ОГРН 1126829000726, ИНН 6829080224) о взыскании 153 680 руб. 45 коп.,
установил:
Открытое акционерное общество "Славянка" в лице филиала "Воронежский" (далее - ОАО "Славянка", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищная компания Тамбовинвестсервис" (далее - ООО "ЖК "ТИС", ответчик) с требованием о взыскании неосновательного обогащения в сумме 149 987 руб. 35 коп. в связи с потреблением собственниками жилых домов по адресам: Тамбов-6, д. 2/32 и Тамбов-6, д. 2/168, находящихся в управлении ответчика, воды, поднимаемой ОАО Славянка" из скважин, находящихся в военном городке N 2.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 21.05.2013 г. в связи с частичной оплатой ответчиком задолженности и отказом истца от иска производство по делу в части взыскания 129 771 руб. 95 коп. прекращено.
Таким образом, заявленные требования составили 20 215 руб. 40 коп. за июль - август 2012 г.
Решением от 10.06.2013 г. суд первой инстанции в полном объеме удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
ООО "ЖК "ТИС" в жалобе указывало на то, что начиная с 01.04.2012 г. в расчете объемов коммунальных ресурсов, поданных в МЖД, истцом должны были использоваться данные индивидуальных приборов учета.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы был представлен отзыв истца по делу, в котором, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не основанными на законе, ООО "Славянка" просило оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве ООО "Славянка" ссылалось на то, что выводы суда первой инстанции в полной мере соответствуют правовой позиции ВАС РФ, изложенной в определении от 12.04.2013 г. N ВАС-3502/13.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
В материалах дела имеются почтовые уведомления об извещении участников процесса о месте и времени рассмотрения дела.
Руководствуясь ст. ст. 123, 156, 184, 266 АПК РФ суд рассмотрел жалобу в отсутствии представителей не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, ОАО "Славянка" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей добычу подземных вод и поставку холодной воды для нужд Минобороны России в военном городке N 2, расположенном по адресу: г. Тамбов, ул. Комиссара Московского, в/г 2.
Артезианские скважины и сети водоснабжения военного городка N 2 принадлежат на праве собственности Российской Федерации и закреплены за Министерством обороны РФ на праве оперативного управления (т. 2 л.д. 3-8).
14.05.2011 г. между Министерством обороны Российской Федерации, действующим от имени Российской Федерации (государственный заказчик) и ОАО "Славянка" (исполнитель) заключен государственный контракт N 1-ВКХ на поставку холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, по условиям которого исполнитель обязался в обусловленный контрактом срок оказать услуги водоснабжения и услуги водоотведения потребителю в объемах и на условиях, предусмотренных контрактом (т. 1 л.д. 10). Объем услуг водоотведения в календарном году с разбивкой по месяцам указывается в Приложении N 1 к контракту.
20.04.2011 г. между Федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением "Тамбовская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ (Ссудодатель) и ОАО "Славянка" (Ссудополучатель) на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 01.11.2010 г. N 1456 "О предоставлении недвижимого и движимого имущества в безвозмездное пользование открытому акционерному обществу "Славянка", в рамках государственного контракта от 20.07.2010 г. N 1-КЖФ и Государственной преференции от 16.09.2010 г. N АК/31242, Ссудодатель передает, а Ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование недвижимое и движимое имущество, в том числе объекты водоснабжения и водоотведения Министерства обороны Российской Федерации (согласно приложению к настоящему договору). Права собственника имущества - Российской Федерации осуществляет Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Российской Федерации (т. 1 л.д. 23).
ООО "Управляющая компания "Тамбовинвестсервис" на основании договоров управления осуществляет управление жилыми домами, находящимися по адресу: г. Тамбов, Тамбов - 6, 2/32, Тамбов-6, 2/168 (ул. Новостремянная д. 6).
Данный факт не опровергался представителем ответчика в судебном заседании и подтверждается протоколами общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме (т. 1 л.д. 63-76).
В отсутствие заключенного договора, в целях обеспечения жителей названных домов услугами холодного водоснабжения ОАО "Славянка" в спорный период отпускало в названные дома питьевую воду. Данный факт подтверждается оплатой основной части долга за поставку холодной воды в период рассмотрения спора по платежному поручению от 21.05.2013 г. N 3895 (т. 3 л.д. 49).
В материалы дела представлена схема сетей водоснабжения и водоотведения в/г 2, из которой следует, что ОАО "Славянка" осуществляет поставку холодной воды в указанные жилые дома.
Ссылаясь на то, что ОАО "Славянка" в период с июль - август 2012 г. поставляло в вышеуказанные дома холодную воду, а ответчик произвел оплату не в полном объеме, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, принимая соответствующее решение, руководствовался ст. ст. 307, 309, 310 ГК РФ об обязанности исполнения принятых на себя обязательств и недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства, положениями {\uc1\u167- 6 "Энергоснабжение" Главы 30 ГК РФ "Купля-продажа", пришел к выводу о наличии у ответчика обязанности по оплате оказанных истцом услуг по поставке воды.
По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовав доказательства, представленные сторонами и, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора. Данный вывод судебная коллегия Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда основывает на следующем.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.
В соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий согласно правилам статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается.
Согласно п. 2 ст. 548 ГК РФ правила о договоре энергоснабжения подлежат применению к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть и холодной водой.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Исходя из изложенного следует, что обязанность по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг возлагается на управляющую организацию.
Согласно положениям пунктов 3, 7 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, а также пунктом 2 и 4 указанных выше Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124, управляющие организации являются исполнителями коммунальных услуг и обеспечивают предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах посредством приобретения соответствующих коммунальных ресурсов у ресурсоснабжающих организаций.
В спорный период в связи с отсутствием заключенного между истцом и ответчиком договора сложились фактические отношения по водоснабжению, поэтому отсутствие между сторонами заключенного в письменной форме договора о реализации соответствующих коммунальных ресурсов не освобождает ответчика от обязанности оплатить стоимость отпущенной воды и оказанных услуг по водоотведению.
Указанный вывод соответствует разъяснениям, изложенным в пункте 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 г. N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" и пункте 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 г. N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения".
По смыслу статьи 155 ЖК РФ собственники (наниматели) помещений в многоквартирном доме обязаны производить расчет за коммунальные услуги с исполнителями коммунальных услуг, в их числе и управляющими компаниями, которые производят оплату услуг ресурсоснабжающей организации.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства N 167 от 12.02.1999 г. утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила N 167), регулирующие отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.
В силу п. 11 названных Правил договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод является публичным договором, на него распространяются требования п. 4 ст. 426 ГК РФ, о соответствии условий договора издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
К таким правилам относятся Правила N 167, Правила N 307 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306 (далее - Правила N 306).
В соответствии с п. 32 Правил N 167 абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод.
Исходя из п. п. 33, 34 указанных Правил количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется на основании данных учета фактического потребления и сброса по показаниям средств измерения, для которых оборудуется узел учета, который должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.
Поскольку в силу пункта 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам при определении условий договора энергоснабжения, заключаемого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями, Правилами N 167 следует руководствоваться с учетом п. 15 Правил N 307.
Следовательно, при отсутствии средств измерения, предусмотренных п. 34 Правил N 167, объем отпущенной воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды (п. п. "а" п. 5, п. 10, п. п. "в" п. 39 Правил N 306).
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, либо расчетным путем, исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.
В пункте 27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306 указано, что в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды, исходя из расчета расхода холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
Постановлением мэра г. Тамбова от 21.12.1992 г. N 1040 "О нормах водопотребления по г. Тамбову" утверждены нормы водопотребления для жилых и общественных зданий согласно приложению N 1 к постановлению и составляют: 1) с водопроводом, канализацией и ваннами с газовыми водонагревателями - 225 лит./сутки на 1 чел; 2) с водопроводом, канализацией и ваннами с быстродействующими газовыми нагревателями и многоточечным водоразбором - 250 лит/сутки на 1 чел; 3) с централизованным горячим водоснабжением, с ваннами длиной от 1500 мм до 1700 мм, оборудованными душем - 300 лит/сутки на 1 чел.
На основании приказов Управления по регулированию тарифов Тамбовской области NN 100, 101-ж от 06.09.2011 г. для ОАО "Славянка" установлен тариф на холодное водоснабжение в размере 15 руб. 40 коп. за 1 куб. м холодной воды.
Истцом расчет объема и стоимости потребленной ответчиком воды произведен в соответствии с нормативами потребления холодной воды, установленными постановлением мэра г. Тамбова от 21.12.1992 г. N 1040 "О нормах водопотребления по г. Тамбову", а также на основании приказов Управления по регулированию тарифов Тамбовской области NN 100, 101-ж от 06.09.2011 г., в соответствии с которым для ОАО "Славянка" установлен тариф на холодное водоснабжение.
Согласно п. 19 Правил N 307 расчет размера задолженности произведен истцом за спорный период по вышеуказанным многоквартирным домам на основании подпункта 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам (которые действовали в рассматриваемый период).
В свою очередь, ответчиком был представлен контррасчет размера платы за услуги холодного водоснабжения, составленный на основании Постановления Правительства N 124 от 14.02.2012 г. "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", данных МУП "Единый расчетный центр", произведенный с учетом показаний индивидуальных приборов учета (т. 1 л.д. 99).
Между тем, контррасчет ответчика, был обоснованно признан судом первой инстанции несостоятельным в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" утверждены "Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иными специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями".
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ 14.02.2012 г. за N 124, установлено, что названные Правила применяются к отношениям, вытекающим из договоров ресурсоснабжения, заключенных до вступления в силу этих Правил, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу Правил.
В пункте 2 Правил N 124 указано, что подпункты "в", "г" и "е" пункта 21 Правил вступают в силу с даты вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).
Правила N 354 вступили в силу с 01.09.2012 г. Таким образом, подпункт "в" пункта 21 Правил N 124 вступает в силу с 01.09.2012 г.
В связи с тем, что расчет объемов потребления воды произведен за период до 01.09.2012 г. положения подпункта "в" пункта 21 Правил N 124, п. 16 Правил N 307, предусматривающий исчисление платы за коммунальные услуги при неисправности (отсутствии) общедомовых приборов учета воды, исходя из показаний индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах граждан, применению в данном случае не подлежат.
Данное толкование действующего законодательства нашло свое отражение в письме председателя ФАС ЦО от 22.02.2013 г. N 104.
Истец обратился в суд о взыскании неосновательного обогащения, возникшего вследствие фактического потребления холодной воды.
Согласно п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.
Статьей 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность лица, неосновательно временно пользовавшегося чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, возвратить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Из смысла данных норм следует, что для взыскания неосновательного обогащения необходимо доказать факт получения ответчиком имущества либо денежных средств, пользования услугами без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований и его размер.
Размер неосновательного обогащения ответчика подтвержден материалами дела, контррасчет ответчика признан необоснованным, доказательств оплаты в материалы дела представлено не было, равно как и доказательств неполучения ООО "ЖК "ТИС" услуг истца или получения воды из иных источников.
Совокупность вышеуказанных обстоятельств позволила суду первой инстанции принять законное и обоснованное решение по существу заявленного спора.
Довод заявителя жалобы о том, что начиная с 01.04.2012 г. в расчете объемов коммунальных ресурсов, поданных в МЖД, истцом должны были использоваться данные индивидуальных приборов учета, основан на неверном толковании норм материального права.
Выводы суда первой инстанции полностью соответствуют правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Определении от 12.04.2013 г. N ВАС-3502/13 по делу N А41-31665/12.
В указанном Определении от 12.04.2013 г. ВАС РФ разъяснил, что доводы стороны о необходимости расчета объема оказанных коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению в период до 01.09.2012 г., исходя из показателей индивидуальных (внутриквартирных) приборов учета, со ссылкой на положения Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 124 "О Правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", не могут быть приняты в связи со следующим.
В силу ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Определение объема поставляемого в дома коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета с применением показаний индивидуальных (внутриквартирных) приборов учета граждан, а не по нормативу, в нарушение названной нормы права освобождает граждан-потребителей и исполнителей коммунальных услуг от обязанности по оплате коммунального ресурса, израсходованного на содержание мест общего пользования.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ответчика о необходимости применения в расчете водопотребления индивидуальных (внутриквартирных) приборов учета в период июль - август 2012 года.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 9 названного Кодекса, а также положений ст. 65 Кодекса, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Ответчик не представил доказательств правомерности заявленной правовой позиции.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при вынесении решения судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в сумме 2 000 руб., уплаченной по платежному документу N 5128 от 08.07.2013 г. относятся на заявителя и возврату из федерального бюджета не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.06.2013 г. по делу N А64-24/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Жилищная компания Тамбовинвестсервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.Е.АЛФЕРОВА
Судьи
Н.П.АФОНИНА
Л.А.КОЛЯНЧИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)