Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.07.2013 ПО ДЕЛУ N А09-1064/2013

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2013 г. по делу N А09-1064/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 09.07.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 15.07.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Байрамовой Н.Ю. и Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., в отсутствие заявителя общества с ограниченной ответственностью "МКС-Брянск" (г. Брянск, ИНН 3250505684, ОГРН 1083254018297) и административного органа - управления Роспотребнадзора по Брянской области (г. Брянск, ИНН 3250058866, ОГРН 1043244054688), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МКС-Брянск" на решение Арбитражного суда Брянской области от 04.04.2013 по делу N А09-1064/2013,

установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "МКС-Брянск" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области (далее - управление) от 05.02.2013 N 67.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 04.04.2013 заявление общества оставлено без удовлетворения.
Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Заявитель считает, что вывод суда первой инстанции о том, что действия управляющей компании, связанные с вводом в эксплуатацию и опломбированием приборов учета расхода воды, не выделены в отдельную услугу, основан на неправильном применении норм материального права. Общество указывает, что ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию включает в себя, в том числе проверку его соответствия утвержденному типу, наличия технической возможности установки прибора учета, пломбирование места присоединения счетчика к сетям и занесение данных о нем в информационную систему. Податель жалобы полагает, что опломбирование места присоединения прибора учета к сети является необходимым, влечет за собой определенные затраты и может быть оказана любой специализированной организацией. Таким образом, по мнению заявителя, услуга по установке пломбы не предусмотрена договором управления многоквартирным домом и подлежит оплате отдельно от соответствующих договорных услуг.
Управление просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание заявитель и административный орган, надлежащим образом уведомленные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.07.2012 Антоненко В.В. (далее - потребитель) обратилась в к обществу с вопросом о постановке на учет индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, в ответ на которое общество выдало потребителю акт выполненных работ по приемке смонтированного прибора учета от 13.07.2012 и извещение N 000316 на оплату данных работ на сумму 500 рублей.
Потребитель 16.07.2012 обратился к главе Бежицкой районной администрации города Брянска за разъяснением законности взимания платы за ввод индивидуальных приборов учета в эксплуатацию.
Письмом Бежицкой районной администрации города Брянска от 06.08.2012 исх. N 1458-АН решение данного вопроса в срок не позднее 16.08.2012 поручено обществу.
Общество письмом от 28.08.2012 исх. N 2360 уведомило потребителя, что ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета является платной услугой, осуществляемой за счет собственника (нанимателя) жилого помещения, сославшись при этом на перечень платных услуг, утвержденных приказом общества от 16.04.2012 N 63.
Не согласившись с данным обстоятельством, потребитель обратился в управление с заявлением относительно законности взимания обществом платы за оказанную услугу по приемке смонтированного прибора учета.
На основании заявления потребителя в соответствии с распоряжением от 04.12.2012 N 073405/674 управлением в период с 04.12.2012 по 26.12.2012 проведена внеплановая выездная проверка общества, результаты которой отражены в акте проверки от 26.12.2012 N 074184.
На основании акта проверки управлением составлен протокол об административном правонарушении от 26.12.2012 N 035021, в котором сделан вывод, что действия общества по доведению до собственников и нанимателей жилых помещений информации о том, что ввод в эксплуатацию прибора учета, включая установление пломбы на место его соединения с общедомовым оборудованием, является платной услугой, квалифицируется как обман потребителей, что является нарушением требований статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и статей 157, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением административного органа от 05.02.2013 N 67 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ.
При этом суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно статье 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно условиям договора управления от 27.02.2009 г многоквартирным домом N 22 по улице Дружбы города Брянска (далее - договор) общество приняло на себя обязательства по управлению данным домом, включая обязательства по предоставлению коммунальных услуг, в том числе горячего и холодного водоснабжения.
В силу пункта 2.1.5 договора общество обязалось выполнять предусмотренные договором работы и оказывать услуги лично либо с привлечением подрядных организаций.
В соответствии с пунктом 2.1.6 договора в обязанностб общества входит выполнение заявок собственника либо иных пользователей помещений в сроки, установленные законодательством и договором.
Пунктом 2.2.1 договора управления предусмотрено право управляющей компании оказывать за дополнительную плату услуги и выполнять работы по договорам, заключаемым с собственником и пользователями помещений в многоквартирном доме.
При этом внесение платы за выполненные работы и оказанные услуги осуществляется в порядке и размере, установленном соглашением между заказавшим выполнение работ либо оказание услуг собственником и управляющей организацией (пункт 3.1 договора).
Пунктами 2.3.4.1 - 2.3.4.5 договора установлено, что в случае если помещения оборудовались приборами учета потребления холодной и горячей воды, собственники и пользователи помещений обязывались: обеспечить доступ к приборам учета работникам управляющей организации и обслуживающих подрядных организаций для опломбирования и снятия первичных показаний, а также для последующих периодических проверок на соответствие записей в платежном документе фактическим показаниям; нести ответственность за сохранность квартирных приборов учета, пломб и достоверность их показаний; производить за свой счет техническое обслуживание, ремонт, поверку и замену приборов учета; вести учет потребляемой воды и немедленно сообщать управляющей организации о выходе из строя приборов учета.
Приказом общества от 16.04.2012 N 63 утверждены тарифы на оказание платных услуг физическим и юридическим лицам в 2012 году (приложение N 1 к приказу), согласно которому стоимость услуги по приемке смонтированных приборов учета в эксплуатацию (1 узла) составляет 300 рублей, а стоимость услуги по выезду специалиста для осуществления такой приемки - 200 рублей.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, общество, являясь управляющей компанией, в том числе многоквартирного дома N 22 по улице Дружбы города Брянска, при обращении собственников помещений многоквартирных домов по вопросу приемки в эксплуатацию индивидуальных приборов учета и ввода их в эксплуатацию, устно информировало потребителей о том, что приемка в эксплуатацию таких приборов осуществляется за плату отдельно от оплаты оказываемых обществом услуг на основании договоров управления многоквартирными домами.
Согласно части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В силу части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления, что закреплено в части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В таком договоре должны быть указаны порядок определения цены договора, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения и размер платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В договоре управления от 27.02.2009 многоквартирным домом N 22 по улице Дружбы города Брянска сведения о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленной решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, а также о размере платежей за ввод в эксплуатацию отсутствуют.
Пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предусмотрены следующие обязанности исполнителя: принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях; не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом; осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора' учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Из пункта 81 Правил N 354 следует, что в целях обеспечения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета, потребителю (собственнику жилого или нежилого помещения) необходимо только подать исполнителю соответствующую заявку в установленный срок.
При этом, ни Правила N 354, ни ранее действовавшие Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, не предусматривали возможность взимания платы за приемку в эксплуатацию установленных приборов учета и опломбировку мест их подключения (крепления), равно как не предусматривали и обязательность данной опломбировки.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93, утвержденному постановлением Госстроя России от 28.06.1993 163, в группе жилищно-коммунальных услуг пунктом 042215 предусмотрены лишь услуги по установке (монтажу), наладке, ремонту и обслуживанию приборов учета расхода воды. Действия исполнителя по опломбированию приборов учета расхода воды в отдельную услугу не выделено.
Учитывая определение услуги, приведенное в ГОСТ 50646-94 "Услуги населению. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 г. N 34, ввод управляющей компанией прибора учета в эксплуатацию включает: осмотр резьбовых соединений, проверку правильности монтажа приборов учета и оформление документов, передачу осуществляющему начисление платежей агенту сведений.
Таким образом суд первой инстанции правомерно указал, что обязанность исполнителя принять и ввести установленные потребителем индивидуальные приборы учета вытекает из требований закона и обусловлена решением последнего использовать при расчетах за коммунальные услуги показания таких приборов.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что опломбирование места присоединения прибора учета к сети является необходимым условием ввода такого прибора в эксплуатацию судебной коллегией отклоняется.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 1); собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 5).
В статье 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (части 1, 4, 6) установлено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Ввод в эксплуатацию источников тепловой энергии и подключение теплопотребляющих установок новых потребителей без оборудования точек учета приборами учета согласно правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя не допускаются. Приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета, заключенному со специализированной организацией. Коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: 1) установку приборов учета; 2) эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета.
Согласно пунктам 7.4 и 7.5 Правил учета тепловой энергии, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936, при допуске в эксплуатацию узла учета потребителя после получения акта, представитель энергоснабжающей организации пломбирует приборы узла учета тепловой энергии и теплоносителя. Узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 41 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, приемка в эксплуатацию узла учета осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства. Средства измерений должны быть поверены и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию. Неопломбированные средства измерений к эксплуатации не допускаются.
Из приведенных норм права следует, что при установке прибора учета должен быть опломбирован и проверен сам прибор учета; требование к опломбировке места установки прибора учета действующее законодательство не содержит.
При этом действия управляющей компании по опломбировке мест установки приборов учета и взиманию за это платы ущемляют интересы собственников помещений в жилых многоквартирных домах (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2013 N 2214/13 по делу N А74-3354/2012).
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что доведение до потребителей сведений о платном характере действий по приемке в эксплуатацию индивидуальных приборов учета и предложению заключать соответствующие возмездные договоры противоречит действующему законодательству, а указанные действия, по существу, являются обманом потребителей.
При этом судом первой инстанции правомерно принят во внимание пункт 2.14 Положения об установке приборов учета потребления энергоресурсов, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 22.05.2012 N 1145-п, которым установлено, что ввод приборов учета в эксплуатацию (пломбировка, составление акта и прочее) всеми заинтересованными лицами осуществляется на безвозмездной основе.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением является противоправное виновное действие (бездействие) лица.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также наличия объективных препятствий для соблюдения требований закона, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в дело не представлены.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
На основании изложенного, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.7 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 04.04.2013 по делу N А09-1064/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий
Н.В.ЗАИКИНА

Судьи
Н.Ю.БАЙРАМОВА
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)