Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3548

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июня 2013 г. по делу N 33-3548


Судья: Лазутин С.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Маньковой Е.Н.
судей Виноградовой Т.И., Пискуновой В.А.
при секретаре М.
с участием прокурора Берниковой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
20 июня 2013 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Муниципального унитарного предприятия "Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунальных услуг" на решение Некрасовского районного суда Ярославской области от 4 апреля 2013 года, которым постановлено:
обязать муниципальное унитарное предприятие "Расчетно-кассовый центр" в срок 14 дней со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированное размещение отходов (свалку), находящуюся во дворе между домами N по <адрес>.
Обязать муниципальное унитарное предприятие "Расчетно-кассовый центр" в срок 14 дней со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированное размещение отходов (свалку), находящуюся во дворе домов N по <адрес> и дома N по <адрес>.
Заслушав доклад судьи областного суда Виноградовой Т.И., судебная коллегия

установила:

Прокурор Некрасовского района Ярославской области обратился в суд с исками в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Некрасовское и МУП "Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунальных услуг" о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное размещение отходов (свалки) во дворе домов между д. N по <адрес> и домов N по <адрес> и д. N по <адрес>. В обоснование исковых требований указано, что Некрасовской районной прокуратурой Ярославской области проведены проверки соблюдения законодательства, в ходе которых установлено, что возле контейнерных площадок имеются несанкционированные свалки отходов.
Определением Некрасовского районного суда от 22.02.2013 г. гражданские дела по указанным искам объединены в одно производство.
В судебном заседании прокурор Верещагина К.С. требования поддержала. С учетом имеющихся в деле доказательств полагала, что лицом, обязанным ликвидировать несанкционированное размещение отходов, является управляющая компания МУП "РКЦ ЖКУ", так как она не выполняет договорные обязательства. Проверкой установлено наличие крупногабаритных отходов - старой мебели, мебельной упаковки, вывоз которых включен в перечень услуг в составе платы за жилое помещение.
Представитель ответчика Администрации сельского поселения Некрасовское - глава администрации Л. требования не признал, полагал, что ответственность должно нести МУП "РКЦ ЖКУ", так как в перечень услуг, оказываемых по договору управления многоквартирным домом, включена услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. Администрацией обязанность по сбору и вывозу мусора исполнена, организованы контейнерные площадки, оснащенные контейнерными баками.
Представитель ответчика МУП "РКЦ ЖКУ" по доверенности Д. иск не признал, полагал, что МУП "РКЦ ЖКУ" является ненадлежащим ответчиком. Обязанностью данного ответчика является вывоз мусора, находящегося в контейнерах.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе МУП "РКЦ ЖКУ" ставится вопрос об отмене решения суда. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права, несоответствию выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на апелляционную жалобу, заслушав прокурора Берникову Н.В., полагавшую решение суда по существу правильным, вместе с тем надлежащим ответчиком по делу - Администрацию сельского поселения Некрасовское, исследовав материалы дела, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
При принятии решения суд пришел к выводу о том, что обязанность по вывозу твердых бытовых отходов, в том числе с мест расположения свалок мусора, по договорам управления многоквартирными домами возложена на МУП "Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунальных услуг", следовательно данное лицо является надлежащим ответчиком по предъявленным исковым требованиям.
С указанным выводом суда судебная коллегия не соглашается, так как данный вывод не соответствует обстоятельствам дела.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 13 указанного Федерального закона также предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Уставом сельского поселения Некрасовское Некрасовского муниципального района Ярославской области также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора является вопросом местного значения (п. 18 ст. 8 Устава).
Как установлено судом, подтверждается материалами дела, не оспаривается сторонами, во дворе домов N по <адрес>, домов N по <адрес> и дома N по <адрес> несанкционированно размещены отходы (свалки).
Управление многоквартирными домами, во дворе которых расположены свалки, осуществляется МУП "Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунальных услуг". Данными договорами предусмотрена обязанность управляющей организации по вывозу ТБО (п. 4.5 Приложения N 1 к договорам управления). К содержанию общего имущества многоквартирного дома отнесено также и содержание придомовой территории (уборка, озеленение, благоустройство земельного участка).
Вместе с тем, как следует из фотоматериалов проверок прокурора, сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, свалки размещены на земельном участке, не составляющем придомовую территорию домов N по <адрес>, домов N по <адрес>, дома N по <адрес>.
В гражданском деле отсутствуют доказательства формирования земельных участков, государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены указанные многоквартирные дома. Следовательно, в силу п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" спорные земельные участки не являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирных домах. Следовательно, земельные участки, на которых расположены свалки мусора, являются собственностью органа местного самоуправления.
Доказательств передачи в обслуживание МУП "Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунальных услуг" спорных территорий к многоквартирным домам также не представлено. Следовательно, в полномочия органа местного самоуправления поселения входит обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с указанных территорий.
Вывод суда о том, что обустройством контейнерных площадок обязанность органа местного самоуправления исполнена, является неправильным.
Как следует из содержания списка контейнерных площадок, к составу контейнерных площадок отнесены исключительно контейнеры (л.д. 202). Какого-либо иного обустройства площадок указанным списком не предусмотрено. Вместе с тем, мусорные свалки, указанные в исках прокурора, расположены на отдалении от контейнеров, что следует из фотоматериалов прокурорской проверки.
Сторонами по делу не оспаривается, что мусор из контейнеров вывозится МУП "Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунальных услуг" в соответствии с условиями заключенных договоров управления. Возложение обязанности по сбору и вывозу мусора с иной территории, не являющейся контейнерной площадкой и не относящейся к придомовой территории многоквартирных домов, не соответствует условиям договоров управления. Следовательно, данная обязанность сохраняется за органом местного самоуправления поселения.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по рассматриваемому делу является Администрация сельского поселения Некрасовское. При этом достаточным и разумным сроком для выполнения обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалок) судебная коллегия полагает один месяц с момента принятия настоящего апелляционного определения. В исковых требованиях к МУП "Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунальных услуг" надлежит отказать.
По указанным мотивам решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Некрасовского районного суда Ярославской области от 4 апреля 2013 года отменить. Принять новое решение.
Обязать Администрацию сельского поселения Некрасовское в течение одного месяца со дня принятия настоящего апелляционного определения ликвидировать несанкционированное размещение отходов (свалку), находящуюся во дворе между домами N по <адрес>.
Обязать Администрацию сельского поселения Некрасовское в течение одного месяца со дня принятия настоящего апелляционного определения ликвидировать несанкционированное размещение отходов (свалку), находящуюся во дворе домов N по <адрес> и дома N по <адрес>.
В удовлетворении исковых требований прокурора Некрасовского района к Муниципальному унитарному предприятию "Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунальных услуг" отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)