Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 09.12.2013 N ВАС-14226/13 ПО ДЕЛУ N А68-9076/2012

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 декабря 2013 г. N ВАС-14226/13

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Зарубиной Е.Н., судей Зориной М.Г. и Поповченко А.А. рассмотрела в судебном заседании заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тульской области от 09.09.2013 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Тульской области от 14.12.2012 по делу N А68-9076/2012, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11.06.2013 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилкомхоз" (Тульская область) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тульской области (Тульская область) о признании незаконными действий и недействительным решения.
Другие лица, участвующие в деле: администрация муниципального образования г. Узловая Узловского района.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилкомхоз" обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлениями (объединенными в одно производство и уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тульской области по осуществлению взыскания налогов, пени в общей сумме 3 072 133 рублей 41 копейки на основании инкассовых поручений от 26.09.2012 N 46912 и N 46913, от 25.10.2012 N 47098 и N 47099 с расчетного счета N 40702810766210016010 в ОАО "Сбербанк России" в лице Тульского ОСБ N 8604 г. Тула (Новомосковское отделение N 2697), используемого для зачисления целевых денежных средств, направленных в рамках Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" для проведения капитального ремонта многоквартирных домов; о признании незаконными решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств от 26.09.2012 N 22065, от 25.10.2012 N 22224 в части приостановления операций по указанному счету в отношении целевых денежных средств, направленных в рамках Закона N 185-ФЗ для проведения капитального ремонта многоквартирных домов и обязании инспекции осуществить возврат незаконно взысканной суммы на расчетный счет.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования г. Узловая Узловского района.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 14.12.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 11.06.2013 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, инспекция просит пересмотреть в порядке надзора принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации только при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Кодекса.
Рассмотрев заявление, обсудив изложенные в нем доводы, а также выводы судов, изучив материалы дела, истребованного из Арбитражного суда Тульской области, коллегия судей таких оснований не усматривает.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) для создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляет за счет своих средств целевые средства бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном этим Законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В силу положений статьи 20 Закона N 185-ФЗ получателем средств Фонда являются субъекты Российской Федерации, которые распределяют их между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта на предоставление финансовой поддержки. Средства Фонда перечисляются на банковские счета товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации. Оплата работ подрядной организации по капитальному ремонту многоквартирного дома осуществляется управляющей организацией за счет размещенных на банковских счетах средств на основании акта приемки работ. Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с названным Федеральным законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации.
Частями 5 и 6 статьи 20 Закона N 185-ФЗ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления в течение семи дней со дня принятия им решения о распределении полученных средств уведомить управляющие организации, в отношении которых такое решение принято. Последние в течение тридцати дней со дня принятия решения открывают отдельные банковские счета и направляют в орган местного самоуправления документы, исчерпывающий перечень которых предусмотрен в части 6 указанной статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 20 Закона N 185-ФЗ орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в части 6 названной статьи, перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, на банковские счета, указанные в части 6, с учетом требований, установленных частью 6.1 этой же статьи.
Согласно части 11 статьи 20 Закона N 185-ФЗ, размещенные на банковских счетах и указанные в части 7 настоящей статьи средства могут использоваться на выплату аванса на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в размере не более тридцати процентов указанных средств с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 Закона N 185-ФЗ.
В силу части 12 статьи 20 Закона N 185-ФЗ управляющие организации не вправе пользоваться и распоряжаться средствами, перечисленными на банковские счета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, за исключением случаев, предусмотренных частями 9 и 11 статьи 20 Закона.
Таким образом, положениями Закона N 185-ФЗ установлены особенности участия управляющих компаний в названных правоотношениях и определенный статус денежных средств, выделяемых для проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
В целях реализации Федерального закона N 185-ФЗ постановлением Правительства Тульской области от 21.02.2012 N 75 была утверждена региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Тульской области на 2012 год.
Город Узловая Узловского района вошел в перечень муниципальных образований Тульской области, выполнивших условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в 2012 году, на основании муниципальных адресных программ которых сформирована Программа.
Приложение N 1 к Программе содержит перечень многоквартирных домов, в том числе дом 27 кв-л 50 лет Октября г. Узловая, управление которым осуществляет общество "Управляющая компания "Жилкомхоз".
При рассмотрении дела суды установили, что расчетный счет N 40702810766210016010 открыт обществом в 2010 году с целью зачисления на него субсидий от администрации муниципального образования г. Узловая Узловского района и использовался при заключении соглашения о предоставлении субсидий 06.07.2012 и договора от 13.08.2012 исключительно для получения целевых денежных средств в рамках реализации Закона N 185-ФЗ.
Суды также установили, что списание инспекцией денежных средств в общей сумме 3 072 133 рублей 41 копейки по решениям налогового органа от 26.09.2012 N 31441, от 25.10.2012 N 31540 на основании инкассовых поручений N 46912 и 46913 от 26.09.2012, N 47098 и 47099 от 25.10.2012 с указанного расчетного счета произведено именно за счет целевых денежных средств.
Установив указанные обстоятельства, учитывая, что денежные средства на указанном расчетном счете имели целевой характер, были предназначены для оплаты работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, выполненных подрядчиками (субподрядчиками) на основании заключенных с ними в рамках программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства договоров, и обществу не принадлежали, руководствуясь положениями Закона N 185-ФЗ, статьями 38, 239, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что оснований для взыскания задолженности по налогам и пеням за счет целевых поступлений (денежных средств), не принадлежащих обществу, не имеется.
Необходимость открытия в целях зачисления денежных средств, выделенных в рамках программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Законом N 185-ФЗ, именно банковского счета предусмотрена частями 6 и 6.1 статьи 20 названного Закона. При этом поступление указанных денежных средств не на лицевой счет плательщика, а на расчетный счет, открытый им в кредитной организации специально для зачисления этих денежных средств, не изменяет их целевого характера, и списание денежных средств в счет погашения налоговых обязательств самого общества по оплате в бюджет налогов и пеней недопустимо и противоречит как положениям Закона N 185-ФЗ, так и статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации, независимо от обладания налоговых органом информации о таком счете.
В связи с этим доводы, изложенные в заявлении, выводы судов не опровергают и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не может являться основанием для пересмотра судебных актов в порядке надзора.
Выводы судов по настоящему делу не противоречат правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 06.07.2010 N 2106/10, и не свидетельствуют о нарушении единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, поскольку основаны на иных фактических обстоятельствах, не связанных с порядком взыскания задолженности, предусмотренным Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Исходя из вышеизложенного, коллегия судей не находит оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

в передаче дела N А68-9076/2012 Арбитражного суда Тульской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Тульской области от 14.12.2012, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11.06.2013 отказать.

Председательствующий судья
Е.Н.ЗАРУБИНА

Судья
М.Г.ЗОРИНА

Судья
А.А.ПОПОВЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)