Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
резолютивная часть объявлена 02.07.2013 г.
в полном объеме изготовлено 05.07.2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.,
судей Левиной Т.Ю., Тихонова А.П.,
при ведении протокола с/з помощником судьи Петуховой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЖСК "Коломенское"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.04.2013 г.,
принятое судьей Беловой А.Р.
дело N А40-153214/12
по иску Префектуры Южного административного округа г. Москвы (ОГРН 1027739861050, 115280, г. Москва, ул. Автозаводская, д. 10)
к Некоммерческой организации Жилищно-строительный кооператив "Коломенское",
с участием третьего лица Департамента городского имущества г. Москвы (правопредшественник - Департамент земельных ресурсов г. Москвы) (115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20),
о демонтаже металлического ограждения,
и по встречному иску о постановке земельного участка на кадастровый учет,
при участии в судебном заседании:
- от истца: неявка;
- от ответчика: единоличный исполнительный орган Смирнова Л.И. по решению от 02.03.2013 г.;
- от третьего лица: неявка,
установил:
Префектурой Южного административного округа г. Москвы предъявлен иск об обязании Некоммерческой организации Жилищно-строительный кооператив "Коломенское" демонтировать металлическое ограждение возле многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Коломенская наб., д. 14, с предоставлением взыскателю, в случае неисполнения судебного акта добровольно, права самому освободить земельный участок от указанного объекта, с последующим отнесением расходов на должника.
Жилищно-строительный кооператив "Коломенское" предъявил встречный иск, который суд апелляционной инстанции квалифицирует как требование об обязании Департамента городского имущества г. Москвы (правопредшественник - Департамент земельных ресурсов г. Москвы) обеспечить формирование и постановку на кадастровый учет земельного участка, необходимому для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Коломенская наб., д. 14.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.04.2013 г. (т. 2 л.д. 63 - 66) первоначальный иск удовлетворен, в удовлетворении встречного иска отказано.
На состоявшееся Решение Ответчиком по первоначальному иску подана апелляционная жалоба (т. 2 л.д. 68 - 71).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Заявитель требования и доводы жалобы поддержал; остальные неявившиеся участвующие в деле лица надлежаще уведомлены применительно к ст. ст. 121, 123 АПК РФ, с учетом разъяснений п. 4, 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 г. N 12, а именно: участвовали в судебном заседании суда первой инстанции (т. 2 л.д. 57); информация о судебном заседании суда апелляционной инстанции по рассмотрению поданной в установленный срок жалобы размещена на официальном сайте суда в сети Интернет (т. 2 л.д. 77).
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Установлено, что в здание по адресу: г. Москва, Коломенская наб., д. 14, представляет собой многоквартирный жилой дом.
Для управления общим имуществом собственников помещений данного многоквартирного дома создана Некоммерческая организация Жилищно-строительный кооператив "Коломенское".
Проверкой, проведенной Управой района, результаты которой отражены в Акте с прилагаемой фототаблицей (т. 1 л.д. 9 - 14), установлено, что возле данного многоквартирного дома установлено высокое металлическое ограждение (с человеческий рост), с воротами и запирающим устройством; огороженная территория размером 25 м x 20 м используется под парковку автотранспорта членов ЖСК; к огороженной территории неопределенный круг лиц доступа не имеет.
Ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции ЖСК "Коломенское" не возражал против соответствия обстоятельствам дела положенного в обоснование иска довода о том, что данное металлическое ограждение создано кооперативом и используется для нужд членов данного кооператива, - т.е. в силу п. 3.1 ст. 70 АПК РФ данное обстоятельство считается признанным им (см. отзыв на л.д. 33 - 39 т. 1).
Земельным участком, на котором размещено данное ограждение, в соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" уполномочены распоряжаться органы исполнительной власти города Москвы.
Между тем ни по одному из установленных ГК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов оснований (аренда, безвозмездное пользование, др.) город Москва кооперативу право использовать указанный земельный участок для размещения на нем огороженной автостоянки не предоставлял.
Довод ЖСК о том, что огороженный земельный участок входит в состав территории, необходимой для эксплуатации многоквартирного дома, т.е. в состав территории, которая в силу ч. 1 ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в данном доме, - является необоснованным.
Как разъяснено в п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", по смыслу ч. 1, 3, 4 ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ, ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, если земельный участок под многоквартирным домом не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под таким многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Между тем по настоящему делу необходимый для эксплуатации многоквартирного дома земельный участок не сформирован и в отношении него государственный кадастровый учет не проведен, т.е. данный земельный участок находится в собственности города Москвы.
Кроме того, даже если предположить, что земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Коломенская наб., д. 14, сформирован, и что ограждение, о демонтаже которого заявлен иск, действительно находится внутри границ соответствующего земельного участка, - то и в этом случае ограждение не подлежит сохранению, поскольку нарушает установленный законом вид разрешенного использования земельного участка, нарушает публично-правовые правила землепользования.
Так, ст. 36 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в т.ч. земельный участок, на котором расположен данный дом (границы и размер которого определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности), с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Из указанной нормы следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, считается предоставленным в собственность собственников помещений в данном доме исключительно для целей обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома.
Следовательно, в силу закона собственники помещений в многоквартирном доме вправе использовать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, только для целей обслуживания данного дома, эксплуатации данного дома и благоустройства данного дома.
Этим целям может соответствовать размещение на придомовом земельном участке декоративного невысокого ограждения, отделяющего газон от асфальтированной территории или траву на газоне от цветника, но никак не массивного (высотой с человеческий рост и площадью около 500 кв. м) ограждения для хранения на нем автотранспортных средств.
Тогда как ограждение земельного участка в целях ограничения прохода и проезда к нему иных лиц, не являющихся собственниками помещений в данном доме, целям обслуживания, эксплуатации и благоустройства собственно дома не служит, а служит целям создания дополнительных благ отдельным проживающим в доме собственникам.
Бесплатная приватизация из государственной собственности земельных участков предоставлена ст. 36 Жилищного кодекса РФ только собственникам помещений в многоквартирных домах.
Это обусловлено в т.ч. тем, что полномочия собственников придомовой территории многоквартирных домов в городах ограничены особой социальной нагрузкой в пользу неопределенного круга лиц, состоящей в необходимости обеспечивать единое пространство города.
В отличие от сельских населенных пунктов, состоящих из домов на одну или несколько квартир, где земля предоставлялась в т.ч. для ведения приусадебного хозяйства, в городах, состоящих из многоквартирных домов, повсеместное огораживание недопустимо, поскольку приведет к ухудшению благоприятных условий жизнедеятельности человека в городе в целом, негативно скажется на деятельности социального государства в сфере обеспечения рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
В силу п. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Данному принципу едва соответствует огораживание каждого отдельного здания в границах города.
В силу данного принципа земля может находиться в частной, государственной и иных формах собственности, но регулируемые гражданским законодательством полномочия собственника земельного участка могут осуществляться в рамках, допускаемым публичным законодательством, направленным на защиту интересов неопределенного круга лиц.
Именно поэтому территориальное планирование, архитектурно-строительное планирование в городах и иных поселениях регулируется нормам публичного законодательства.
Объект (капитальный или некапитальный), созданный на земельном участке его собственником, не может быть сохранен, если это нарушает права неопределенного круга лиц посредством того, что нарушает установленный законом разрешенный вид использования земельного участка, создает препятствия свободному передвижению по населенному пункту, искажает архитектурный населенного пункта.
По настоящему делу многоквартирный дом, территория близ которого огорожена, был создан до 1991 г.
У ЖСК отсутствует проект строительства, из которого следовало бы, что наряду со строительством дома было запроектировано и строительство огороженной автостоянки.
Решением от 27.05.1981 г. N 23/5-21 Пролетарского исполкома г. Москвы (т. 1 л.д. 54 - 55) говорится о закреплении за ЖСК "Коломенское" земельного участка и 16-им этажного жилого дома на 380 квартир, подлежащего строительству по проекту серии П 44/16 в Нагатинском затоне, но ничего не говорится о предоставлении земельного участка для размещения на нем закрытой огороженной автостоянки.
Доказательств получения необходимых разрешений и согласований на установку огороженной закрытой автостоянки в порядке, предусмотренном в т.ч. Распоряжением Москомархитектуры от 11.04.2005 г N 9 "О порядке подготовки документации по размещению объектов некапитального строительства", Постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 г. N 1139-ПП "Об утверждении Положения о размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства", Постановлением Правительства Москвы от 13.11.2012 г. N 636-ПП "О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством" и т.д., - не представлено.
Следовательно, ЖСК огородил земельный участок незаконно и обязан устранить допущенное нарушение на основании ст. 76 ЗемК РФ.
Иск о демонтаже ограждения заявлен надлежащим лицом - Префектурой АО г. Москвы.
Согласно ст. 72 ЗемК РФ законами субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы полномочия по осуществлению земельного контроля за использованием земель и установление порядка его осуществления могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этого субъекта РФ.
Ст. 3 Закона г. Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" к полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве отнесено в т.ч. осуществление контроля за использованием и охраной земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами.
Соответствующие функции от имени города Москвы уполномочена заявлять Префектура АО г. Москвы, которая в силу Положения о ней, утв. Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы", принятым на основании ст. 3 Закона г. Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" в порядке реализации п. 2.1 ст. 72 ЗемК РФ, является территориальным органом публичной власти, уполномоченным осуществлять на соответствующей территории города Москвы публично-правовой земельный контроль применительно к гл. XII ЗемК РФ, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных земельным законодательством, против любых нарушающих публично-правовые правила землепользования лиц.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении первоначального иска.
Установлено, что 22.11.2012 г. НО "ЖСК "Коломенское" обратилось в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с письменным требованием обеспечить изготовление и утверждении схемы границ земельного участка и прилегающей к многоквартирному дому территории на основании утвержденного проекта межевания микрорайона, куда входил в т.ч. дом по адресу: Коломенская наб., д. 14, а также присвоение кадастрового номера соответствующего земельного участка и постановку его на кадастровый учет (т. 1 л.д. 144 - 145).
На данное обращение Департамент земельных ресурсов г. Москвы ответил отказом, сообщив в письме исх. от 14.12.2012 (т. 1 л.д. 145 - 146), что за утверждением и выдачей схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, являющейся первым этапом в процессе формирования земельного участка и постановке его на кадастровый учет, - согласно действующему законодательству любой собственник помещений в жилом доме.
Данный отказ является законным, т.к. по смыслу ч. 1, 3 - 5 ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (с заявлением о выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории) вправе обратиться либо любой собственник помещений в многоквартирном доме, либо уполномоченное общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме лицо.
Тогда как к своему обращению в ДЗР г. Москвы ЖСК "Коломенское" не приложило доказательств, подтверждающих, что оно является собственником помещений в многоквартирном доме или что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оно уполномочено на обращение с таким заявлением.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении встречного иска.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности поданной апелляционной жалобы и оставлении обжалуемого решения суда первой инстанции без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 271 АПК РФ, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.04.2013 г. по делу N А40-153214/12 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий
Е.Е.КУЗНЕЦОВА
Судьи
Т.Ю.ЛЕВИНА
А.П.ТИХОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.07.2013 ПО ДЕЛУ N А40-153214/12
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2013 г. по делу N А40-153214/12
резолютивная часть объявлена 02.07.2013 г.
в полном объеме изготовлено 05.07.2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.,
судей Левиной Т.Ю., Тихонова А.П.,
при ведении протокола с/з помощником судьи Петуховой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЖСК "Коломенское"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.04.2013 г.,
принятое судьей Беловой А.Р.
дело N А40-153214/12
по иску Префектуры Южного административного округа г. Москвы (ОГРН 1027739861050, 115280, г. Москва, ул. Автозаводская, д. 10)
к Некоммерческой организации Жилищно-строительный кооператив "Коломенское",
с участием третьего лица Департамента городского имущества г. Москвы (правопредшественник - Департамент земельных ресурсов г. Москвы) (115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20),
о демонтаже металлического ограждения,
и по встречному иску о постановке земельного участка на кадастровый учет,
при участии в судебном заседании:
- от истца: неявка;
- от ответчика: единоличный исполнительный орган Смирнова Л.И. по решению от 02.03.2013 г.;
- от третьего лица: неявка,
установил:
Префектурой Южного административного округа г. Москвы предъявлен иск об обязании Некоммерческой организации Жилищно-строительный кооператив "Коломенское" демонтировать металлическое ограждение возле многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Коломенская наб., д. 14, с предоставлением взыскателю, в случае неисполнения судебного акта добровольно, права самому освободить земельный участок от указанного объекта, с последующим отнесением расходов на должника.
Жилищно-строительный кооператив "Коломенское" предъявил встречный иск, который суд апелляционной инстанции квалифицирует как требование об обязании Департамента городского имущества г. Москвы (правопредшественник - Департамент земельных ресурсов г. Москвы) обеспечить формирование и постановку на кадастровый учет земельного участка, необходимому для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Коломенская наб., д. 14.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.04.2013 г. (т. 2 л.д. 63 - 66) первоначальный иск удовлетворен, в удовлетворении встречного иска отказано.
На состоявшееся Решение Ответчиком по первоначальному иску подана апелляционная жалоба (т. 2 л.д. 68 - 71).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Заявитель требования и доводы жалобы поддержал; остальные неявившиеся участвующие в деле лица надлежаще уведомлены применительно к ст. ст. 121, 123 АПК РФ, с учетом разъяснений п. 4, 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 г. N 12, а именно: участвовали в судебном заседании суда первой инстанции (т. 2 л.д. 57); информация о судебном заседании суда апелляционной инстанции по рассмотрению поданной в установленный срок жалобы размещена на официальном сайте суда в сети Интернет (т. 2 л.д. 77).
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Установлено, что в здание по адресу: г. Москва, Коломенская наб., д. 14, представляет собой многоквартирный жилой дом.
Для управления общим имуществом собственников помещений данного многоквартирного дома создана Некоммерческая организация Жилищно-строительный кооператив "Коломенское".
Проверкой, проведенной Управой района, результаты которой отражены в Акте с прилагаемой фототаблицей (т. 1 л.д. 9 - 14), установлено, что возле данного многоквартирного дома установлено высокое металлическое ограждение (с человеческий рост), с воротами и запирающим устройством; огороженная территория размером 25 м x 20 м используется под парковку автотранспорта членов ЖСК; к огороженной территории неопределенный круг лиц доступа не имеет.
Ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции ЖСК "Коломенское" не возражал против соответствия обстоятельствам дела положенного в обоснование иска довода о том, что данное металлическое ограждение создано кооперативом и используется для нужд членов данного кооператива, - т.е. в силу п. 3.1 ст. 70 АПК РФ данное обстоятельство считается признанным им (см. отзыв на л.д. 33 - 39 т. 1).
Земельным участком, на котором размещено данное ограждение, в соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" уполномочены распоряжаться органы исполнительной власти города Москвы.
Между тем ни по одному из установленных ГК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов оснований (аренда, безвозмездное пользование, др.) город Москва кооперативу право использовать указанный земельный участок для размещения на нем огороженной автостоянки не предоставлял.
Довод ЖСК о том, что огороженный земельный участок входит в состав территории, необходимой для эксплуатации многоквартирного дома, т.е. в состав территории, которая в силу ч. 1 ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в данном доме, - является необоснованным.
Как разъяснено в п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", по смыслу ч. 1, 3, 4 ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ, ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, если земельный участок под многоквартирным домом не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под таким многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Между тем по настоящему делу необходимый для эксплуатации многоквартирного дома земельный участок не сформирован и в отношении него государственный кадастровый учет не проведен, т.е. данный земельный участок находится в собственности города Москвы.
Кроме того, даже если предположить, что земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Коломенская наб., д. 14, сформирован, и что ограждение, о демонтаже которого заявлен иск, действительно находится внутри границ соответствующего земельного участка, - то и в этом случае ограждение не подлежит сохранению, поскольку нарушает установленный законом вид разрешенного использования земельного участка, нарушает публично-правовые правила землепользования.
Так, ст. 36 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в т.ч. земельный участок, на котором расположен данный дом (границы и размер которого определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности), с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Из указанной нормы следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, считается предоставленным в собственность собственников помещений в данном доме исключительно для целей обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома.
Следовательно, в силу закона собственники помещений в многоквартирном доме вправе использовать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, только для целей обслуживания данного дома, эксплуатации данного дома и благоустройства данного дома.
Этим целям может соответствовать размещение на придомовом земельном участке декоративного невысокого ограждения, отделяющего газон от асфальтированной территории или траву на газоне от цветника, но никак не массивного (высотой с человеческий рост и площадью около 500 кв. м) ограждения для хранения на нем автотранспортных средств.
Тогда как ограждение земельного участка в целях ограничения прохода и проезда к нему иных лиц, не являющихся собственниками помещений в данном доме, целям обслуживания, эксплуатации и благоустройства собственно дома не служит, а служит целям создания дополнительных благ отдельным проживающим в доме собственникам.
Бесплатная приватизация из государственной собственности земельных участков предоставлена ст. 36 Жилищного кодекса РФ только собственникам помещений в многоквартирных домах.
Это обусловлено в т.ч. тем, что полномочия собственников придомовой территории многоквартирных домов в городах ограничены особой социальной нагрузкой в пользу неопределенного круга лиц, состоящей в необходимости обеспечивать единое пространство города.
В отличие от сельских населенных пунктов, состоящих из домов на одну или несколько квартир, где земля предоставлялась в т.ч. для ведения приусадебного хозяйства, в городах, состоящих из многоквартирных домов, повсеместное огораживание недопустимо, поскольку приведет к ухудшению благоприятных условий жизнедеятельности человека в городе в целом, негативно скажется на деятельности социального государства в сфере обеспечения рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
В силу п. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Данному принципу едва соответствует огораживание каждого отдельного здания в границах города.
В силу данного принципа земля может находиться в частной, государственной и иных формах собственности, но регулируемые гражданским законодательством полномочия собственника земельного участка могут осуществляться в рамках, допускаемым публичным законодательством, направленным на защиту интересов неопределенного круга лиц.
Именно поэтому территориальное планирование, архитектурно-строительное планирование в городах и иных поселениях регулируется нормам публичного законодательства.
Объект (капитальный или некапитальный), созданный на земельном участке его собственником, не может быть сохранен, если это нарушает права неопределенного круга лиц посредством того, что нарушает установленный законом разрешенный вид использования земельного участка, создает препятствия свободному передвижению по населенному пункту, искажает архитектурный населенного пункта.
По настоящему делу многоквартирный дом, территория близ которого огорожена, был создан до 1991 г.
У ЖСК отсутствует проект строительства, из которого следовало бы, что наряду со строительством дома было запроектировано и строительство огороженной автостоянки.
Решением от 27.05.1981 г. N 23/5-21 Пролетарского исполкома г. Москвы (т. 1 л.д. 54 - 55) говорится о закреплении за ЖСК "Коломенское" земельного участка и 16-им этажного жилого дома на 380 квартир, подлежащего строительству по проекту серии П 44/16 в Нагатинском затоне, но ничего не говорится о предоставлении земельного участка для размещения на нем закрытой огороженной автостоянки.
Доказательств получения необходимых разрешений и согласований на установку огороженной закрытой автостоянки в порядке, предусмотренном в т.ч. Распоряжением Москомархитектуры от 11.04.2005 г N 9 "О порядке подготовки документации по размещению объектов некапитального строительства", Постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 г. N 1139-ПП "Об утверждении Положения о размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства", Постановлением Правительства Москвы от 13.11.2012 г. N 636-ПП "О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством" и т.д., - не представлено.
Следовательно, ЖСК огородил земельный участок незаконно и обязан устранить допущенное нарушение на основании ст. 76 ЗемК РФ.
Иск о демонтаже ограждения заявлен надлежащим лицом - Префектурой АО г. Москвы.
Согласно ст. 72 ЗемК РФ законами субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы полномочия по осуществлению земельного контроля за использованием земель и установление порядка его осуществления могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этого субъекта РФ.
Ст. 3 Закона г. Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" к полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве отнесено в т.ч. осуществление контроля за использованием и охраной земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами.
Соответствующие функции от имени города Москвы уполномочена заявлять Префектура АО г. Москвы, которая в силу Положения о ней, утв. Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы", принятым на основании ст. 3 Закона г. Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" в порядке реализации п. 2.1 ст. 72 ЗемК РФ, является территориальным органом публичной власти, уполномоченным осуществлять на соответствующей территории города Москвы публично-правовой земельный контроль применительно к гл. XII ЗемК РФ, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных земельным законодательством, против любых нарушающих публично-правовые правила землепользования лиц.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении первоначального иска.
Установлено, что 22.11.2012 г. НО "ЖСК "Коломенское" обратилось в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с письменным требованием обеспечить изготовление и утверждении схемы границ земельного участка и прилегающей к многоквартирному дому территории на основании утвержденного проекта межевания микрорайона, куда входил в т.ч. дом по адресу: Коломенская наб., д. 14, а также присвоение кадастрового номера соответствующего земельного участка и постановку его на кадастровый учет (т. 1 л.д. 144 - 145).
На данное обращение Департамент земельных ресурсов г. Москвы ответил отказом, сообщив в письме исх. от 14.12.2012 (т. 1 л.д. 145 - 146), что за утверждением и выдачей схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, являющейся первым этапом в процессе формирования земельного участка и постановке его на кадастровый учет, - согласно действующему законодательству любой собственник помещений в жилом доме.
Данный отказ является законным, т.к. по смыслу ч. 1, 3 - 5 ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (с заявлением о выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории) вправе обратиться либо любой собственник помещений в многоквартирном доме, либо уполномоченное общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме лицо.
Тогда как к своему обращению в ДЗР г. Москвы ЖСК "Коломенское" не приложило доказательств, подтверждающих, что оно является собственником помещений в многоквартирном доме или что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оно уполномочено на обращение с таким заявлением.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении встречного иска.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности поданной апелляционной жалобы и оставлении обжалуемого решения суда первой инстанции без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 271 АПК РФ, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.04.2013 г. по делу N А40-153214/12 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий
Е.Е.КУЗНЕЦОВА
Судьи
Т.Ю.ЛЕВИНА
А.П.ТИХОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)