Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Дмитриева Е.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Ермаковой Е.И.,
судей - Никоновой О.И. и Лазаревой М.А.,
при секретаре - А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 13 февраля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Р.С. - удовлетворить.
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Р.С. с составом семьи 8 человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами действующего законодательства.".
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Никоновой О.И., судебная коллегия
установила:
Истцы обратились в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения мотивируя свои требования тем, что Р.С. является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Многоквартирный дом, в котором расположена квартира истца, признан аварийным и подлежащим сносу на основании Распоряжения Первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ за N. В указанной квартире, кроме него зарегистрированы и проживают члены его семьи - ФИО7 ФИО1 ФИО2, ФИО3 ФИО4 ФИО5 ФИО6 Распоряжением Первого заместителя Главы г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ Р.С., с составом семьи 8 человек, был принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. До настоящего времени, ответчик не обеспечил семью истцов другим благоустроенным жилым помещением взамен непригодного для проживания.
Ссылаясь на указанные обстоятельства истец просил суд обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить ему на состав семьи 8 человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами действующего законодательства в размере на одного человека 14 кв. м общей площади.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом городского округа Самара просит отменить решение суда как незаконное.
В заседание судебной коллегии представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просит решение суда отменить.
Представитель истцов в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица - Администрации г.о. Самары в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, на основании представленного в суд отзыва, просил рассмотреть дело без его участия, доводы апелляционной жалобы Департамента управления имуществом г.о. Самары поддержал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, считает его правильным.
На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Из материалов дела следует, что истец Р.С. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу<адрес>, вместе с истцом в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают его <данные изъяты> - ФИО7., <данные изъяты> - ФИО1 <данные изъяты> - ФИО2, <данные изъяты> - ФИО3, <данные изъяты> - ФИО4, <данные изъяты> - Р.М.<данные изъяты> - ФИО6, данное обстоятельство не оспаривается сторонами.
Распоряжением Первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ за N многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, литера N признан аварийным и подлежащим сносу.
В пункте 3.2 указанного распоряжения указано, что до конца 2009 года Департаменту управления имуществом г.о. Самара рекомендовано предоставить гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Из материалов дела следует, что трехкомнатная квартира, которую занимает истец, с членами своей семьи расположена в литере N.
Распоряжением Первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ за N-р Р.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма с составом семьи 8 человек: ФИО7, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6
Ответчик не отрицал в заседании суда первой инстанции, что до настоящего времени отселение жильцов не произведено. До настоящего времени жилье по договору социального найма истцам не предоставлено
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (часть 5 статья 57 ЖК РФ).
При этом согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 05.03.2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
При этом положения п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, как нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 года N 376-О-П).
При указанных обстоятельствах, учитывая, что жилое помещение, в котором проживают истцы в установленном законом порядке признано непригодным для проживания, и проживающие в нем граждане поставлены на учет нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма, а также то, что законом на органы местного самоуправления г.о. Самары (в данном случае уполномоченным органом является Департамент управления имуществом г.о. Самара) возложена обязанность по внеочередному предоставлению жилого помещения по договору социального найма, однако данная обязанность в отношении истцов Департаментом необоснованно не исполняется, суд пришел к правильному выводу о том, что заявленные исковые требования о возложении на Департамент управления имуществом г.о. Самара обязанности предоставить истцам жилое помещения по договору социального найма подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, правильно применяя положения законодательства, регулирующего правоотношения сторон, суд обоснованно удовлетворил исковые требования, обязав Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить нанимателю Р.С. жилое помещение на состав семьи 8 человек согласно действующему законодательству.
При данных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по изложенным мотивам.
Ссылка в апелляционной жалобе на тот факт, что Р.С. было вручено смотровое уведомление для ознакомления с жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, Крутые ключи секция <данные изъяты> в строящемся доме, строительный N, строительный <адрес> общей площадью <данные изъяты> от получения которого истец отказался, не могут являться основанием для отмены правильного решения суда, поскольку доказательств того, что истцам предлагалось для переселения жилое помещение отвечающее требования благоустроенности и прежде всего в доме, который сдан в эксплуатацию суду представлено не было.
Судебная коллегия полагает, что обстоятельствам дела и добытым доказательствам судом дана правильная, соответствующая материалам дела оценка, выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства, решение суда является мотивированным, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 13 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3649/2013
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 апреля 2013 г. по делу N 33-3649/2013
Судья: Дмитриева Е.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Ермаковой Е.И.,
судей - Никоновой О.И. и Лазаревой М.А.,
при секретаре - А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 13 февраля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Р.С. - удовлетворить.
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Р.С. с составом семьи 8 человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами действующего законодательства.".
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Никоновой О.И., судебная коллегия
установила:
Истцы обратились в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения мотивируя свои требования тем, что Р.С. является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Многоквартирный дом, в котором расположена квартира истца, признан аварийным и подлежащим сносу на основании Распоряжения Первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ за N. В указанной квартире, кроме него зарегистрированы и проживают члены его семьи - ФИО7 ФИО1 ФИО2, ФИО3 ФИО4 ФИО5 ФИО6 Распоряжением Первого заместителя Главы г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ Р.С., с составом семьи 8 человек, был принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. До настоящего времени, ответчик не обеспечил семью истцов другим благоустроенным жилым помещением взамен непригодного для проживания.
Ссылаясь на указанные обстоятельства истец просил суд обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить ему на состав семьи 8 человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами действующего законодательства в размере на одного человека 14 кв. м общей площади.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом городского округа Самара просит отменить решение суда как незаконное.
В заседание судебной коллегии представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просит решение суда отменить.
Представитель истцов в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица - Администрации г.о. Самары в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, на основании представленного в суд отзыва, просил рассмотреть дело без его участия, доводы апелляционной жалобы Департамента управления имуществом г.о. Самары поддержал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, считает его правильным.
На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Из материалов дела следует, что истец Р.С. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу<адрес>, вместе с истцом в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают его <данные изъяты> - ФИО7., <данные изъяты> - ФИО1 <данные изъяты> - ФИО2, <данные изъяты> - ФИО3, <данные изъяты> - ФИО4, <данные изъяты> - Р.М.<данные изъяты> - ФИО6, данное обстоятельство не оспаривается сторонами.
Распоряжением Первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ за N многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, литера N признан аварийным и подлежащим сносу.
В пункте 3.2 указанного распоряжения указано, что до конца 2009 года Департаменту управления имуществом г.о. Самара рекомендовано предоставить гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Из материалов дела следует, что трехкомнатная квартира, которую занимает истец, с членами своей семьи расположена в литере N.
Распоряжением Первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ за N-р Р.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма с составом семьи 8 человек: ФИО7, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6
Ответчик не отрицал в заседании суда первой инстанции, что до настоящего времени отселение жильцов не произведено. До настоящего времени жилье по договору социального найма истцам не предоставлено
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (часть 5 статья 57 ЖК РФ).
При этом согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 05.03.2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
При этом положения п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, как нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 года N 376-О-П).
При указанных обстоятельствах, учитывая, что жилое помещение, в котором проживают истцы в установленном законом порядке признано непригодным для проживания, и проживающие в нем граждане поставлены на учет нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма, а также то, что законом на органы местного самоуправления г.о. Самары (в данном случае уполномоченным органом является Департамент управления имуществом г.о. Самара) возложена обязанность по внеочередному предоставлению жилого помещения по договору социального найма, однако данная обязанность в отношении истцов Департаментом необоснованно не исполняется, суд пришел к правильному выводу о том, что заявленные исковые требования о возложении на Департамент управления имуществом г.о. Самара обязанности предоставить истцам жилое помещения по договору социального найма подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, правильно применяя положения законодательства, регулирующего правоотношения сторон, суд обоснованно удовлетворил исковые требования, обязав Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить нанимателю Р.С. жилое помещение на состав семьи 8 человек согласно действующему законодательству.
При данных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по изложенным мотивам.
Ссылка в апелляционной жалобе на тот факт, что Р.С. было вручено смотровое уведомление для ознакомления с жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, Крутые ключи секция <данные изъяты> в строящемся доме, строительный N, строительный <адрес> общей площадью <данные изъяты> от получения которого истец отказался, не могут являться основанием для отмены правильного решения суда, поскольку доказательств того, что истцам предлагалось для переселения жилое помещение отвечающее требования благоустроенности и прежде всего в доме, который сдан в эксплуатацию суду представлено не было.
Судебная коллегия полагает, что обстоятельствам дела и добытым доказательствам судом дана правильная, соответствующая материалам дела оценка, выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства, решение суда является мотивированным, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 13 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)