Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.02.2013 ПО ДЕЛУ N А57-17664/2012

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2013 г. по делу N А57-17664/2012


Резолютивная часть постановления объявлена "19" февраля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен "26" февраля 2013 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Антоновой О.И.
судей Дубровиной О.А., Никольского С.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Изаковой М.А.
при участии в судебном заседании:
от комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Даниленко Г.Ю. по доверенности
от администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" - Кичатый Р.В. по доверенности от 27.06.2012 N 1671-01/14
от муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова" - Кичатый Р.В. по доверенности от 29.12.2012
от ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района - Никишина О.В. по доверенности от 19.07.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу апелляционные жалобы комитета правового обеспечения и комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 декабря 2012 года по делу N А57-17664/2012, судья С.А. Федорцова,
по иску ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района, (г. Саратов, ИНН 6453074026, ОГРН 1036405320456)
к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов, ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246),
муниципальному образованию "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов", (г. Саратов, ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280),
третьи лица: МУ ДЕЗ по Ленинскому району (г. Саратов, ИНН 6453015253, ОГРН 1026403058483), Ликвидационная комиссия МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова, г. Саратов, Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Саратовский межрайонный городской отдел по особым исполнительным производствам УФССП по Саратовской области, г. Саратов,
о взыскании суммы в размере 9 899 496 рублей

установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратился истец - Ассоциация ТСЖ Ленинского района, г. Саратов с исковым заявлением о взыскании с субсидиарного должника муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" сумму в размере 9.899.496 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12.12.2012 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, комитет правового обеспечения и комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав полномочных представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции правовых оснований для отмены решения суда не усматривает.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26 апреля 2012 года по делу А57-1867/2012 с учреждения в пользу истца взысканы денежные средства в размере 9.899.496 рублей.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2012 года решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 апреля 2012 года по делу А57-1867/2012 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 16 октября 2012 года постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2012 года и решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 апреля 2012 года по делу А57-1867/2012 оставлены без изменения.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Саратовской области от 12 января 2010 года по делу А57-14149/2009 и от 26 апреля 2012 года по делу А57-1867/2012 установлено, что у учреждения в соответствии с заключенными 21 февраля 2004 года Дополнительными условиями приема-передачи жилых домов возникли обязательства по их ремонту.
Однако данные обязательства учреждением выполнены не были, в связи с чем Арбитражный суд Саратовской области решением от 12 января 2010 года по делу А57-14149/2009 удовлетворил исковые требования истца, обязав учреждение произвести ремонтные работы, а после того, как это сделано не было, определением от 27 июля 2010 года изменил способ исполнения судебного акта. Впоследствии, Арбитражный суд Саратовской области по делу А57-1867/2012 взыскал с учреждения денежные средства в размере 9.899.496 рублей.
Данные решения судов вступили в законную силу, участниками этих дел были те же лица, что и по настоящему делу.
Соответственно, в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе в Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, являются обязательными для всех без исключения и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в статье 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно которой вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении N 11-П от 27 июня 2012 года указал, что исполнение судебного решения, в том числе вынесенного в пользу кредитора в случае нарушения должником гражданско-правового обязательства, по смыслу статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, следует рассматривать как элемент судебной защиты.
Таким образом, в силу закона учреждение незамедлительно, после вступления решения суда в законную силу, обязано было его исполнить, перечислив присужденные денежные средства истцу.
Также в соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении Президиума от 14 декабря 2010 года N 809/07, вступивший в законную силу судебный акт должен быть исполнен добровольно даже в отсутствие исполнительного листа.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истцом (исх. N 7529 от 30 июля 2012 года) в адрес ликвидационной комиссии МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова было направлено требование об исполнении решения суда, однако учреждение добровольно судебный акт не исполнило и какого либо ответа на требование истца в его адрес не направило.
В соответствии с частью 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
В связи с чем, истцом исполнительный лист серии АС N 002982391, в соответствии со статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ был направлен на исполнение в комитет по финансам по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
Однако, комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" письмом от 08 августа 2012 года N 03-02/1170 исполнительный лист возвратил в адрес истца, сообщив, что учреждение в комитете по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" лицевого счета не имеет и не является получателем средств бюджета города.
Учитывая то обстоятельство, что учреждение находится в стадии ликвидации и в соответствии со статьей 96 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительный лист серии АС N 002982391 был направлен на исполнение в ликвидационную комиссию МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова.
Однако какого-либо ответа истцом получено не было, а решение суда, по прежнему не исполнено.
Таким образом, требование истца в размере 9.899.496 рублей, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда по делу А57-1867/2012 не были удовлетворены учреждением, в связи с отсутствием у него денежных средств, а истец в свою очередь в соответствии с законодательно установленном порядком, принял исчерпывающие меры по получению задолженности от основного должника - МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова.
Судом также установлено, что 13 сентября 2011 года издано постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" N 1797 "О ликвидации муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району города Саратова", согласно которого администрацией муниципального образования "Город Саратов" принято решение о ликвидации МУ ДЕЗ по Ленинскому району и председателем ликвидационной комиссии утвержден - первый заместитель главы администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов".
Текст постановления N 1797 от 13 сентября 2011 года опубликован в газете "Саратовская панорама - спецвыпуск" от 13 сентября 2011 года N 92 (756).
В соответствии с частью 1 статьи 62 Гражданского кодекса РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
27 сентября 2011 года в ЕГРЮЛ была внесена запись о том, что МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова находится в процессе ликвидации.
В соответствии с частью 1 статьи 63 ГК РФ - ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
До настоящего времени, ликвидационная комиссия МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова уведомлений в адрес Истца о признании его кредитором не направляла.
21 декабря 2011 года в журнале "Вестник государственной регистрации" (N 50 (357) часть 1) под номером 775 было опубликовано сообщение о том, что МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова ликвидируется и принимает требование кредиторов в течение 2 месяцев, после публикации, то есть с 21 декабря 2011 года до 21 февраля 2012 года.
В свою очередь, 10 февраля 2012 года истцом в адрес ликвидационной комиссии МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова исх. письмом N 1289 было направлено требование о признании его кредитором и об оплате - 9 899 496 рублей.
Требования истца остались без удовлетворения, и долг не был погашен.
Пунктом 6 статьи 63 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что при недостаточности у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения.
В соответствии с пунктами 1.3 и 1.10 Устава Учреждения, зарегистрированного 21 января 1999 года администрацией г. Саратова (регистрационный номер N 01039314) -имущество Учреждения является собственностью муниципального образования "Город Саратов", учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.
Данное положение также закреплено в решении Саратовской городской Думы от 13 октября 1998 года N 24-226 "О создании муниципальных учреждений "Дирекция единого заказчика".
Необходимыми условиями для применения субсидиарной ответственности являются: отказ учреждения (основного должника) удовлетворить требование кредитора или неполучение кредитором от него в разумный срок ответа на предъявленное требование (п. 2 ч. 1 ст. 399 ГК РФ); обязательное предъявление иска в суд к основному должнику - учреждению (п. 1 ч. 1 ст. 399 ГК РФ); недостаточность у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств (ч. 6 ст. 63 ГК РФ); необходимость заявления кредитором требований к ликвидационной комиссии учреждения до завершения его ликвидации (п. 1, 2, 6 ст. 63 и п. 5 ст. 64 ГК РФ).
Данный вывод сформулирован в пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 декабря 2005 года N 104.
Все вышеизложенные требования истцом были соблюдены, а именно:
Необходимость заявления кредитором требований к ликвидационной комиссии учреждения до завершения его ликвидации и неполучение кредитором от Учреждения в разумный срок ответа на предъявленное требование подтверждается письмом исх. N 1289 от 10 февраля 2012 года и неисполнением Учреждением вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Саратовской области 26 апреля 2012 года по делу А57-1867/2012 в сумме - 9 899 496 рублей.
Обязательное предъявление Ассоциацией иска в суд к основному должнику -учреждению подтверждено решением Арбитражного суда Саратовской области по делу А57-1867/2012.
Недостаточность у Учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств подтверждено письмом комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" от 08 августа 2012 года N 03-02/1170 и неисполнением ликвидационной комиссией Учреждения требований исполнительного листа серии АС N 002982391, выданного Арбитражным судом Саратовской области по делу А57-1867/2012.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 (в редакции от 19.04.2007) "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" при рассмотрении требований о привлечении собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности по обязательствам ликвидируемого учреждения судам необходимо учитывать следующее.
Пунктами 1, 2, 6 статьи 63 и пунктом 5 статьи 64 ГК РФ определено, что правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации.
Поскольку материалами дела подтвержден факт отсутствия у ликвидируемого учреждения денежных средств, судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истца к муниципальному образованию г. Саратова, как субсидиарному должнику, в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", осуществляющего полномочии собственника в отношении имущества.
Довод об отсутствии утвержденного промежуточного ликвидационного баланса был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонен, поскольку удовлетворение требований кредитора учреждения собственником его имущества не зависит от факта составления промежуточного баланса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 63 ГК РФ промежуточный ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией после окончания срока для предъявления требований кредиторов и утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.
Поскольку промежуточный ликвидационный баланс подлежит утверждению собственником его имущества, который представляет субсидиарного должника, право Истца как кредитора ликвидируемого учреждения на предъявление требования к субсидиарному должнику не может быть постановлено в зависимость от воли самого субсидиарного должника и от самого факта составления промежуточного ликвидационного баланса.
Правомерно отклонены доводы ответчиков и третьих лиц о том, что, с учетом новой редакции статьи 120 Гражданского кодекса РФ собственник учреждения после 01 января 2011 года не несет субсидиарной ответственности по его долгам и, соответственно, муниципальное образование "Город Саратов" не должно отвечать по обязательствам МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова, так как якобы правоотношения по взысканию денежных средств в размере 9 899 496 рублей, возникли на основании решения суда от 26 апреля 2011 года по делу А57-1867/2012, то есть после 01 января 2011 года, судом отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 307 Гражданского кодекса РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в законе.
Как установлено вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Саратовской области от 12 января 2010 года по делу А57-14149/2009 и от 26 апреля 2012 года по делу А57-1867/2012, а также материалами дела обязательства учреждения по производству за свой счет, своими силами и из своих материалов ремонтно-строительных работ в жилых домах возникли из соглашения (Дополнительных условий приема-передачи жилых домов с баланса Учреждения) от 21 февраля 2004 года.
Неисполнение обязательства (соглашения) учреждением послужило основанием для принятия арбитражным судом решения о понуждении исполнения обязательства в натуре (дело А57-14149/2009), дальнейшее неисполнение обязательства и судебного акта послужило основанием для изменения судом способа исполнения обязательства, ранее существовавшее обязательство заменено денежным (определение Арбитражного суда Саратовской области от 27 июля 2010 года по делу А57-14149/2009). Изменение судом способа исполнения обязательства не влечет изменения основания возникновения обязательства, возникшего в 2004 году из заключенного соглашения.
Следовательно, правоотношения сторон, в результате которых возникло денежное обязательство учреждения, возникли и существовали до 01 января 2011 года и, соответственно, в силу пункта 12 статьи 33 Федерального закона N 83-ФЗ от 08 мая 2010 года муниципальное образование "Город Саратов", как собственник имущества учреждения, несет субсидиарную ответственность по его обязательствам и после 01 января 2011 года.
О том, что правоотношения (в части невыполнения учреждением, взятых на себя обязательств и взыскания в последующем с него убытков) возникли именно в момент подписания указанных соглашений, подтверждено Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 октября 2012 года N ВАС-7463/12 по делу А42-5328/2011.
Аналогичная правовая позиция изложена также в постановлениях Федерального Арбитражного суда Поволжского округа по делам А57-2376/2011 и А57-13447/2011, с участием тех же сторон. При этом, дело А57-13447/2011 включено в "Обобщение судебно-арбитражной практики рассмотрения Федеральным Арбитражным судом Поволжского округа споров, связанных с участием учреждений".
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.
Собственником имущества МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" является муниципальное образование "Город Саратов". Следовательно, субсидиарную ответственность по обязательствам МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" несет муниципальное образование "Город Саратов".
На основании пункта 12.1 части 1, пункта 2 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств несет соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений).
Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
В соответствии с Положением о Комитете, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Согласно пункту 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, Комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с пунктом 3.22 положения выступает в суде от имени муниципального образования "город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно пункта 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов.
Комитет осуществляет функции главного распорядителя.
Таким образом, поскольку исполнительным органом, участвующим в гражданском обороте от имени собственника имущества учреждения (должника) является Комитет, судом первой инстанции правомерно взыскана с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета в субсидиарном порядке сумма долга учреждения.
Истцом представлено достаточно доказательств в обоснование заявленных исковых требований.
С учетом изложенного при совокупности указанных выше обстоятельств суд находит доводы апелляционных жалоб несостоятельными в полном объеме, основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 декабря 2012 года по делу N А57-17664/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
О.И.АНТОНОВА

Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
С.В.НИКОЛЬСКИЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)