Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.04.2013 N 33-1658/2013

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 апреля 2013 г. N 33-1658/2013


Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Рогачевой В.В.
судей Куликовой О.В., Рябинина К.В.
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Н.В. на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 30 января 2013 года по иску ТСЖ "Берег" к Н.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных платежей и плате за содержание дома.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рябинина К.В., объяснения представителя ответчика Н.Л., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя истца С., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

ТСЖ "Берег" 18 октября 2012 года обратилось в Гатчинский городской суд Ленинградской области с иском к Н.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных платежей и плате за содержание дома за период с сентября 2011 года по сентябрь 2012 года в размере <...>.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчик является собственником квартиры <адрес>. Управление данным домом осуществляется ТСЖ "Берег". Ответчик членом ТСЖ не является и в соответствии с договором N, заключенным <дата> между ТСЖ "Берег" и Н.В., последний обязан вносить плату за содержание дома и предоставляемые коммунальные услуги, которые устанавливаются решением общего собрания ТСЖ. В связи с тем, что ответчик с сентября 2011 года по сентябрь 2012 года оплату не производил, у него образовалась задолженность в размере <...> которая на основании ст. 153 - 155 ЖК РФ подлежит взысканию в пользу истца.
Н.В. 21 января 2013 года обратился со встречным иском к ТСЖ "Берег" об обязании выполнить корректировку размера платы за отопление с 2010 года по сентябрь 2012 года в соответствии с пп. "б" п. 21 Постановления Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г. и зачете полученной в результате корректировки разницы при расчете задолженности по оплате коммунальных платежей и плате за содержание дома.
Определением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 30 января 2013 года в принятии встречного иска Н.В. отказано.
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 30 января 2013 года с Н.В. в пользу ТСЖ "Берег" взыскана задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с сентября 2011 года по сентябрь 2012 года в размере <...> а также судебные расходы в сумме <...>
В апелляционной жалобе Н.В. просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска. В обоснование своей жалобы ответчик указывает, что суд неправильно определил размер задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, который должен составлять <...> При этом сумма <...> является в соответствии с решением суда по делу 2-11/2010 предварительной оплатой. Договор N в соответствии с которым ответчик оплачивает суммы, указанные в платежных документах ТСЖ "Берег", отсутствует.
Суд смешал понятия порядок расчета и порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Порядок внесения платы устанавливают органы управления ТСЖ в соответствии с п. 5 ст. 155 ЖК РФ, а порядок расчета платы устанавливает Правительство РФ в соответствии п. 1 ст. 157 ЖК РФ. Суд обосновал свое решение решениями общих собраний членов ТСЖ, хотя из них невозможно понять, что же было принято - тариф или порядок расчета платы за отопление. Порядок расчета за отопление жильцами, принятый на общих собраниях членов товарищества, не соответствует порядку, установленному Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, так как в доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии. Из представленных расчетов следует, что ТСЖ "Берег" предъявляло ответчику платежи за отопление за объемы тепловой энергии, которые не могли быть израсходованы на отопление квартиры ответчика ввиду их отсутствия у товарищества.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Судом первой инстанции на основании представленных сторонами доказательств установлены нижеследующие обстоятельства:
Н.В. является собственником жилого помещения в виде трехкомнатной квартиры <адрес>
Протоколом N 1 общего собрания ТСЖ "Берег" от 28.04.2011 года утверждены тарифы и сметы расходов на 2011 год. Расчет тарифа за отопление (для жильцов) рассчитывался по нормативу потребления 0,0166 Гкал/кв. м, а с МУП "Тепловые сети" решено рассчитываться по показаниям прибора учета тепловой энергии за Гкал.
Согласно уведомлению МУП "Тепловые сети" г. Гатчина N 1906 от 14.12.2011 года, в соответствии с приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области (ЛенРТК) от 11.11.2011 года N 137-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую Энергоснабжающими организациями потребителям Ленинградской области в 2012 году" МУП "Тепловые сети" г. Гатчина утвержден следующий тариф для населения:
в период с 01.01.2012 года по 30.06.2012 год: за потребленную тепловую энергию 1 213,31 руб. за Гкал (с учетом НДС)
в период с 01.07.2012 года по 31.08.2012 года: за потребленную тепловую энергию 1 286,11 руб. за Гкал (с учетом НДС)
в период с 01.09.2012 года по 31.12.2012 года: за потребленную тепловую энергию 1 327,72 руб. за Гкал (с учетом НДС).
Протоколом N 1 общего собрания ТСЖ "Берег" от 09.10.2012 года установлено, что необходимо работать по городским тарифам, которые утверждены местными органами самоуправления. В частности, установлено, что для жильцов расчет тарифа за отопление необходимо рассчитывать по нормативу потребления 0,0166 Гкал/кв. м.
Ответчик в течение длительного времени не производит платежи за оказанные жилищно-коммунальные услуги. Задолженность ответчика на момент подачи иска по оплате жилищно-коммунальные услуг по вышеуказанному жилому помещению составила <...>
Представитель ответчика в суде первой инстанции не отрицала факт наличия задолженности по оплате, указав, что у Н.В. имеется долг по оплате за отопление, который, по ее мнению, подлежит корректировке, без производства которой оплачивать образовавшийся долг ответчик не намерен.
Согласно п. п. 6.2, 9.1.10 Устава ТСЖ "Берег" для достижения своих целей товарищество может осуществлять следующие виды хозяйственной деятельности: предоставление жилищных, коммунальных и иных услуг, связанных с управлением, обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, находящемся в управлении товарищества; выполнение работ для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставление им услуг, связанных с содержанием и ремонтом принадлежащих указанным собственникам помещений и оборудования. Товарищество обязано предоставлять собственникам, пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальные и иные услуги, связанные с управлением многоквартирным домом, надлежащего качества.
Оценка доказательств, на основании которых судом установлены вышеизложенные обстоятельства, судом первой инстанции произведена объективно, всесторонне и полно, и судебная коллегия полагает ее правильной. Оснований для другой оценки тех же доказательств не усматривается.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- 2) взнос на капитальный ремонт;
- 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив) (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ).
Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса (ч. 6 ст. 155 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не выполнена возложенная на него действующим законодательством обязанность по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и на день вынесения решения у ответчика имелась задолженность по жилищно-коммунальным платежам в размере <...>
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они не противоречат материалам дела. Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Представителем ответчика суду апелляционной инстанции представлена квитанция об оплате ответчиком 15 марта 2013 года взыскиваемой задолженности в размере <...> Данная оплата не является основанием для отмены решения суда, поскольку задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг уплачена после вынесения решения, и данное обстоятельство свидетельствует о добровольном исполнении ответчиком решения Гатчинского городского суда Ленинградской области от 30 января 2013 года в части уплаты жилищно-коммунальных платежей.
Довод жалобы о том, что расчет платы за отопление ответчиком произведен с нарушением действующего законодательства, не обоснован.
Ответчик полагает, что объем потребленного теплоснабжения должен определяться на основании показаний общедомового прибора учета.
В силу положений Расчета размера платы за коммунальные услуги, являющегося приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 (далее - Расчет), формула расчета платы за отопление определяется, исходя из отсутствия или наличия общедомового прибора учета, наличия или отсутствия индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета по всех квартирах или только в отдельных квартирах. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354, пункты 1 - 4 Расчета в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утрачивают силу с 01 января 2015 года.
Согласно Расчету, при отсутствии в квартире ответчика индивидуального прибора учета отопления и при наличии общедомового прибора учета отопления формула расчета платы за отопление в квартире ответчика определяется, исходя из того, во всех квартирах жилого дома или нет отсутствуют индивидуальные приборы учета отопления. В случае, если индивидуальные приборы учета отсутствуют не во всех квартирах, то размер платы ответчика за отопление согласно подп. 2 п. 3 Расчета определяется по формуле, исходя из норматива потребления.
Как следует из материалов дела и представленных истцом расчетов, объем подлежащего оплате теплоснабжения за период с сентября 2011 года по сентябрь 2012 года истцом определен, исходя из норматива потребления, равного 0,0166 Гкал/кв. м. Суду первой инстанции не представлены доказательства наличия в доме с 2010 года отдельного общедомового прибора учета отопления, введенного в эксплуатацию в установленном порядке, и сведения об отсутствии во всех квартирах дома индивидуальных приборов учета отопления, в связи с чем, в материалах дела отсутствуют доказательства необоснованного использования истцом норматива потребления отопления при расчете платы за отопление квартиры ответчика. Как пояснил представитель истца, исходя из особенности подводки тепловой энергии к дому, поступаемая в дом горячая вода распределяется на отопление и горячее водоснабжение, и, с учетом данного обстоятельства, по имеющемуся общедомовому прибору учета невозможно определить какое количество поступившей тепловой энергии было израсходовано на отопление, а какое - на горячее водоснабжение. Данное обстоятельство подтверждается письмом МУП "Тепловые сети" от 29.12.2012 года, согласно которому 16.11.2011 года в доме введен в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии, который учитывает тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение (л.д. 204).
Ответчик не лишен возможности обратиться в суд с иском о перерасчете платы за отопление, представив доказательства наличия оснований для данного перерасчета.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения не содержат, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем, не могут быть положены в основу отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 30 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Н.В. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)