Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть объявлена 12.07.2007 г.
Полный текст постановления изготовлен 19.07.2007 г.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Т.В. Стасюк Т.В., судей: О.Н. Бурковой, Желтоухова Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.В. Цыцыковой, в отсутствие представителей сторон, рассмотрел апелляционную жалобу Департамента финансов Иркутской области на решение арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2007 г. по иску Закрытого акционерного общества "Братские электрические сети" к Департаменту финансов Иркутской области; третьи лица: Управление Федерального казначейства по Иркутской области, Департамент соцзащиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска; Главное управление соцзащиты населения администрации Иркутской области о взыскании 14 538 руб. 78 коп. (судья С.Ю. Ибрагимова).
Закрытое акционерное общество "Братские электрические сети" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Департаменту финансов Иркутской области, третьи лица: Управление Федерального казначейства по Иркутской области, Департамент социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска, Главное управление социальной защиты населения Администрации Иркутской области о взыскании убытков в сумме 14 538 руб. 78 коп.
Решением арбитражного суда Иркутской области от 21.05.2007 г. заявленные истцом требования были удовлетворены: с Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу Закрытого акционерного общества "Братские электрические сети" было взыскано 14 538 руб. 78 коп. убытков, 581 руб. 55 коп. госпошлины.
Не согласившись с указанным решением суда, Департамент финансов Иркутской области обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт, ссылаясь на отсутствие признака противоправности действия ответчика. Ответчик указывает на то, что обязательства по финансированию Закона Иркутской области N 23-оз исполнены в полном объеме и оснований для применения гражданско-правовой ответственности не имеется. Кроме того, заявитель апелляционной инстанции ссылается на неприменение судом первой инстанции ст. 239 Бюджетного кодекса РФ, которой в редакции до 01.01.2006 г. был установлен иммунитет бюджетов.
Администрацией города Иркутска заявлено о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие.
В отзыве на апелляционную жалобу истец считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит в удовлетворении жалобы отказать.
Все лица, участвующие в рассмотрении данного спора, надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что подтверждается почтовыми уведомлениями.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. В судебном заседании объявлялся перерыв на 1 день.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции
установил:
следующее.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Истец, исполняя требования ФЗ РФ "Об основах федеральной жилищной политики", Закона Иркутской области от 05.05.2003 N 23-оз "О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства", в соответствии с условиями договора N 221-66-107/4 от 25.03.2004 г. через свое подразделение РЭС "Иркутский" в 2005 году предоставлял гражданам, проживающим в Ленинском районе г. Иркутска электроэнергию с последующим уменьшением размера платежей по ее оплате на сумму начисленных субсидий в размере 14 538 руб. 78 коп.
Факт оказания услуг и предоставления субсидий подтверждается: договором N 221-66-107/4 от 25.03.2004 о возмещении расходов от предоставления жилищных компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг, заключенный между Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска и ЗАО "Братские электрические сети"; счетом-фактурой, актами сверки сумм, подлежащих возмещению по жилищным субсидиям на оплату жилья и коммунальных услуг, подписанным департаментом соцзащиты населения, реестром действующих компенсаций для предприятия поставщика услуг.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" органы государственного управления, местная администрация предоставляют право компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета.
Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг нанимателями жилых помещений, членами жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товарищески собственников жилья, собственниками жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от форм собственности, и имеющим право на получение указанных субсидий, согласно статье 15.4 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг", субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот. Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения платежа за жилье и коммунальные услуги.
В 2005 году истец произвел уменьшение размера платежей на оплату жилья и коммунальные услуги гражданам, имеющим право на получение субсидий, в связи с чем понес расходы, которые не были компенсированы в полном объеме.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.08.2004 N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" и Законом Иркутской области N 23-оз от 05.05.2003 "О социальной политике и мерах дополнительной социальной защите населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства", органы местного самоуправления в 2005 году осуществляли полномочия по предоставлению жителям г. Иркутска субсидий на оплату за жилье и коммунальные услуги соответственно, по федеральным и региональным стандартам.
В силу ст. 6 Закона Иркутской области N 23-оз от 05.05.2003, финансирование расходов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг осуществляется за счет средств, предусмотренных в законе области об областном бюджете на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством.
Согласно статье 21 Закона Иркутской области от 22.12.2004 год "Об областном бюджете на 2005 год" из Фонда компенсаций на обеспечение исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусмотрено предоставление субвенции, в том числе субвенции на финансирование расходов по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с Законом Иркутской области от 05.05.2003 N 23-оз.
По приложению N 9 к Закону Иркутской области N 116-оз городу Иркутску была предусмотрена субвенция на финансирование спорных расходов в сумме 72 331 тыс. руб. Данная субвенция была перечислена в полном объеме, но в указанной сумме 12 275, 8 тыс. руб. поступили на финансирование расходов от представления субсидий за 4 кв. 2004 г.
Из перечисленных г. Иркутску субсидий в размере 66 767,7 тыс. руб. возмещена лишь сумма 60 055 тыс. руб., следовательно, судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод о том, что в областном бюджете на 2005 год, городу Иркутску была предусмотрена недостаточная сумма для реализации субсидий в соответствии с Законом Иркутской области N 23-оз.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
В силу требований статей 16, 1064, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания, не соответствующего закону или иному правовому акту, акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При указанных обстоятельствах, заявленные истцом требования были обоснованно удовлетворены за счет средств казны Иркутской области.
Доводы ответчика, положенные в обоснование апелляционной жалобы, учитывая вышеизложенное, подлежат отклонению.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда Иркутской области от 21.05.2007 г.
Расходы по госпошлине подлежат распределению по правилам, установленным ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 АПК РФ, Арбитражный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Иркутской области от 21.05.2007 г. по делу N А19-2943/07-59 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление апелляционной инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий
Т.В.СТАСЮК
Судьи
О.Н.БУРКОВА
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.07.2007 N 04АП-2985/2007 ПО ДЕЛУ N А19-2943/07-59
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2007 г. N 04АП-2985/2007
Дело N А19-2943/07-59
Резолютивная часть объявлена 12.07.2007 г.
Полный текст постановления изготовлен 19.07.2007 г.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Т.В. Стасюк Т.В., судей: О.Н. Бурковой, Желтоухова Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.В. Цыцыковой, в отсутствие представителей сторон, рассмотрел апелляционную жалобу Департамента финансов Иркутской области на решение арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2007 г. по иску Закрытого акционерного общества "Братские электрические сети" к Департаменту финансов Иркутской области; третьи лица: Управление Федерального казначейства по Иркутской области, Департамент соцзащиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска; Главное управление соцзащиты населения администрации Иркутской области о взыскании 14 538 руб. 78 коп. (судья С.Ю. Ибрагимова).
Закрытое акционерное общество "Братские электрические сети" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Департаменту финансов Иркутской области, третьи лица: Управление Федерального казначейства по Иркутской области, Департамент социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска, Главное управление социальной защиты населения Администрации Иркутской области о взыскании убытков в сумме 14 538 руб. 78 коп.
Решением арбитражного суда Иркутской области от 21.05.2007 г. заявленные истцом требования были удовлетворены: с Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу Закрытого акционерного общества "Братские электрические сети" было взыскано 14 538 руб. 78 коп. убытков, 581 руб. 55 коп. госпошлины.
Не согласившись с указанным решением суда, Департамент финансов Иркутской области обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт, ссылаясь на отсутствие признака противоправности действия ответчика. Ответчик указывает на то, что обязательства по финансированию Закона Иркутской области N 23-оз исполнены в полном объеме и оснований для применения гражданско-правовой ответственности не имеется. Кроме того, заявитель апелляционной инстанции ссылается на неприменение судом первой инстанции ст. 239 Бюджетного кодекса РФ, которой в редакции до 01.01.2006 г. был установлен иммунитет бюджетов.
Администрацией города Иркутска заявлено о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие.
В отзыве на апелляционную жалобу истец считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит в удовлетворении жалобы отказать.
Все лица, участвующие в рассмотрении данного спора, надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что подтверждается почтовыми уведомлениями.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. В судебном заседании объявлялся перерыв на 1 день.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции
установил:
следующее.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Истец, исполняя требования ФЗ РФ "Об основах федеральной жилищной политики", Закона Иркутской области от 05.05.2003 N 23-оз "О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства", в соответствии с условиями договора N 221-66-107/4 от 25.03.2004 г. через свое подразделение РЭС "Иркутский" в 2005 году предоставлял гражданам, проживающим в Ленинском районе г. Иркутска электроэнергию с последующим уменьшением размера платежей по ее оплате на сумму начисленных субсидий в размере 14 538 руб. 78 коп.
Факт оказания услуг и предоставления субсидий подтверждается: договором N 221-66-107/4 от 25.03.2004 о возмещении расходов от предоставления жилищных компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг, заключенный между Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска и ЗАО "Братские электрические сети"; счетом-фактурой, актами сверки сумм, подлежащих возмещению по жилищным субсидиям на оплату жилья и коммунальных услуг, подписанным департаментом соцзащиты населения, реестром действующих компенсаций для предприятия поставщика услуг.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" органы государственного управления, местная администрация предоставляют право компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета.
Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг нанимателями жилых помещений, членами жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товарищески собственников жилья, собственниками жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от форм собственности, и имеющим право на получение указанных субсидий, согласно статье 15.4 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг", субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот. Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения платежа за жилье и коммунальные услуги.
В 2005 году истец произвел уменьшение размера платежей на оплату жилья и коммунальные услуги гражданам, имеющим право на получение субсидий, в связи с чем понес расходы, которые не были компенсированы в полном объеме.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.08.2004 N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" и Законом Иркутской области N 23-оз от 05.05.2003 "О социальной политике и мерах дополнительной социальной защите населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства", органы местного самоуправления в 2005 году осуществляли полномочия по предоставлению жителям г. Иркутска субсидий на оплату за жилье и коммунальные услуги соответственно, по федеральным и региональным стандартам.
В силу ст. 6 Закона Иркутской области N 23-оз от 05.05.2003, финансирование расходов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг осуществляется за счет средств, предусмотренных в законе области об областном бюджете на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством.
Согласно статье 21 Закона Иркутской области от 22.12.2004 год "Об областном бюджете на 2005 год" из Фонда компенсаций на обеспечение исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусмотрено предоставление субвенции, в том числе субвенции на финансирование расходов по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с Законом Иркутской области от 05.05.2003 N 23-оз.
По приложению N 9 к Закону Иркутской области N 116-оз городу Иркутску была предусмотрена субвенция на финансирование спорных расходов в сумме 72 331 тыс. руб. Данная субвенция была перечислена в полном объеме, но в указанной сумме 12 275, 8 тыс. руб. поступили на финансирование расходов от представления субсидий за 4 кв. 2004 г.
Из перечисленных г. Иркутску субсидий в размере 66 767,7 тыс. руб. возмещена лишь сумма 60 055 тыс. руб., следовательно, судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод о том, что в областном бюджете на 2005 год, городу Иркутску была предусмотрена недостаточная сумма для реализации субсидий в соответствии с Законом Иркутской области N 23-оз.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
В силу требований статей 16, 1064, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания, не соответствующего закону или иному правовому акту, акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При указанных обстоятельствах, заявленные истцом требования были обоснованно удовлетворены за счет средств казны Иркутской области.
Доводы ответчика, положенные в обоснование апелляционной жалобы, учитывая вышеизложенное, подлежат отклонению.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда Иркутской области от 21.05.2007 г.
Расходы по госпошлине подлежат распределению по правилам, установленным ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 АПК РФ, Арбитражный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Иркутской области от 21.05.2007 г. по делу N А19-2943/07-59 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление апелляционной инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий
Т.В.СТАСЮК
Судьи
О.Н.БУРКОВА
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)