Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 09.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2885/2013

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 апреля 2013 г. по делу N 33-2885/2013


Судья Ненашева Е.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего: Вишняковой С.Г.,
судей: Костогладовой О.Г., Кузнецовой С.В.,
при секретаре Д.,
с участием прокурора Профатиловой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) на решение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 13 февраля 2013 года
по делу по иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Ф. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула, ООО "Индустриальное" о признании незаконными действий, возложении обязанности по определению размера эквивалента денежной компенсации, перерасчету и выплате компенсации по оплате за жилищно-коммунальные услуги,
заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В., судебная коллегия

установил:

Прокурор Индустриального района города Барнаула обратился в суд с иском в интересах Ф. к ответчикам Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула и ООО "Индустриальное", в котором просил признать незаконными действия ответчиков по расчету и назначению Ф. 50% льготы за отопление исходя из площади жилья *** кв. м; возложить на УСЗН по Индустриальному обязанность указывать для расчета денежной компенсации общую площадь жилого помещения в размере *** кв. м, в пределах установленных нормативов потребления; возложить на ООО "Индустриальное" обязанность произвести расчет денежного эквивалента суммы компенсации за отопление, исходя из общей площади жилого помещения - *** кв. м, за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в пределах установленных нормативов потребления; возложить на УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула обязанность произвести Ф. назначение и выплату сумм компенсаций по оплате за отопление, исходя из общей площади жилого помещения в размере *** кв. м, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в пределах установленных нормативов потребления.
В обоснование иска указывает, что истец является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и законами субъектов Российской Федерации. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты коммунальных услуг в размере 50% в пределах установленных нормативов потребления. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307: Р = S х N х T, где S - общая площадь отапливаемого помещения; N - тариф потребления тепловой энергии на отопление; T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответчиком ООО "Индустриальное" (организация поставщик) расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате тепловой энергии незаконно произведен из расчета социальной нормы, а не общей площади жилого помещения.
Решением Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 13 февраля 2013 года исковые требования удовлетворены частично.
На ООО "Индустриальное" возложена обязанность произвести Ф. расчет денежного эквивалента размера компенсации расходов по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из размера *** кв. м площади жилого помещения - <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в пределах установленных нормативов потребления услуги.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула по назначению и выплате Ф. размера компенсации расходов по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из площади жилья в размере *** кв. м, за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
На Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула возложена обязанность произвести назначение и выплату Ф. сумму компенсаций расходов по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из размера *** кв. м площади жилого помещения - <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в пределах установленных нормативов потребления услуги.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе третье лицо Главалтайсоцзащита просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
В качестве доводов для отмены решения указывает, что основанием для отмены решения является то обстоятельство, что в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурором не представлен расчет недополученной истцом компенсации, что свидетельствует о недоказанности нарушения прав льготополучателя. Заявленное Главалтайсоцзащитой в отзыве ходатайство о понуждении прокурора предоставить расчет суммы недополученной компенсации оставлено судом без внимания. Не проанализирована правильность произведенных организацией-поставщиком расчетов денежных эквивалентов, не представлены доказательства, указывающие на неправильность этих расчетов, исходя из которых, Управлением произведена выплата компенсации. Только при наличии расчета недополученной компенсации могут быть обоснованными требования о наличии размера задолженности по выплатам. Размер недополученной компенсации по коммунальной услуге определяет родовую подсудность рассматриваемого дела. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки и нарушения прав государственного органа либо прав гражданина.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав прокурора Профатилову Т.В., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Ф. является реабилитированным лицом, следовательно, имеет право на льготы, установленные ст. 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
Истец зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью *** кв. м. Правообладателем указанной квартиры является ФИО1, приходящаяся Ф. дочерью.
В спорном жилом помещении зарегистрированы и проживают ФИО1, ФИО2 и Ф., которые несут равную обязанность по оплате коммунальных услуг.
Управляющей компанией многоквартирного дома по <адрес> является ООО "Индустриальное".
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в редакции, действовавшей до 24.07.2012) реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
В силу пунктов 1, 3 статьи 4 названного Закона расходы по обеспечению мер социальной поддержки жертв политических репрессий являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер, финансирование расходов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения.
Положениями пунктов 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126 (далее - Правила), статьи 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" предусмотрено, что финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения согласно представленным заявкам.
Частью 3 статьи 5 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки и включение их в регистр, осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства.
Согласно пунктам 14, 15, 16, 37 Правил, частям 7 - 8 статьи 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг, которые несут ответственность за правильность данного расчета. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Таким образом, законодательство, регулировавшее отношения сторон в спорный период, не предусматривало использование социальной нормы жилой площади при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки, а также при определении размера компенсации.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обосновано исходил из того, что Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула в ООО "Индустриальное", которое является посредником между организацией-поставщиком и потребителями, необоснованно представлена информация для расчета денежного эквивалента о льготной площади жилого помещения истца Ф. как *** кв. м.
Взаимодействие между органом социальной защиты населения и организацией - поставщиком услуг осуществляется следующим образом: орган соцзащиты ежемесячно на основании реестра формирует для каждой организации - поставщика услуг списки льготополучателей, которые в срок до 5 числа направляет в их адрес, а организации - поставщики услуг в срок до 12 числа текущего месяца направляют в орган социальной защиты населения по установленной форме сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в списке (пункты 28, 29 Правил).
В представленной в материалах дела Информации Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула о данных, занесенных в программный комплекс "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", занесены сведения о размере льготной площади по жилью - *** кв. м и по отоплению - *** кв. м.
Довод апелляционной жалобы о непредставлении прокурором доказательств, указывающих на неправильность расчетов компенсации по оплате за отопление, не может повлечь отмену решения, поскольку расчеты компенсации по оплате за отопление производились исходя из социальной площади жилого помещения *** кв. м, в то время как общая площадь жилого помещения оставляет *** кв. м. Следовательно, установлено нарушение права истца на получение в полном объеме денежного эквивалента мер социальной поддержки, которое должно быть восстановлено, независимо от доводов апелляционной жалобы о том, что возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки. Доказательств, которые бы опровергали данные выводы суда, третьим лицом не представлено, у суда имелись основания для удовлетворения заявленных прокурором требований, направленных на восстановление нарушенного права истца.
Ссылка в жалобе на то, что заявленное в отзыве на исковое заявление ходатайство о понуждении прокурора предоставить расчет не рассмотрено судом, во внимание не принимается, так как требований о взыскании каких-либо сумм заявлено не было.
Не является основанием для отмены решения и довод жалобы о том, что размер недополученной компенсации по коммунальной услуге определяет родовую подсудность рассматриваемого дела, поскольку в соответствии со ст. 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принятое судом к своему производству дело с соблюдением правил подсудности должно быть разрешено этим же судом по существу, независимо от того, изменилась ли подсудность дела. Истцом заявлены требования о признании незаконными действия ответчиков по расчету и назначению истцу 50% льготы за отопление исходя из площади жилья *** кв. м и о возложении обязанности указывать для расчета денежной компенсации общую площадь жилого помещения в размере *** кв. м, в пределах установленных нормативов потребления, которые подсудны районному суду.
Ссылка в жалобе на наличие иной судебной практики в части истребования расчета сумм недоплаченной компенсации по коммунальной услуге не является основанием для отмены решения, поскольку судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом полно и всесторонне исследованы и оценены в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все доказательства, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не противоречат материалам дела, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а направлены на иное толкование норм материального права. При таких обстоятельствах оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 13 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)