Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.06.2013 ПО ДЕЛУ N А13-10871/2012

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2013 г. по делу N А13-10871/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 июня 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новые технологии" Третьяковой О.Л. по доверенности от 29.08.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новые технологии" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 марта 2013 года по делу N А13-10871/2012 (судья Парфенюк А.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новые технологии" (ОГРН 1043500046611; далее - Общество, ООО "УК "Новые технологии") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Вологодской области (далее - ГЖИ, Инспекция) от 19.07.2012 N 1327-11/1.
Решением суда требования удовлетворены частично. Оспариваемое предписание признано недействительным в части требований по установке Обществом регуляторов температуры на горячее водоснабжение в следующих находящихся в городе Вологде многоквартирных домах: N 6, 30 по улице Авксентьевского; N 5 по улице III Интернационала; N 38а, 40 по улице Кирова; N 90а, 42 по улице Мира; N 51а по улице Челюскинцев. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
ООО "УК "Новые технологии" в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование своей позиции ссылаются на то, что установка автоматических регуляторов температур относится к работам капитального характера, в связи с чем данные работы должны выполняться управляющей организацией в том случае, если собственники жилых помещений приняли решение о проведении этих работ.
ГЖИ о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, поэтому разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 19.07.2012 должностным лицом Инспекции на основании распоряжения от 04.07.2012 N 1326 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения заявителем обязательных требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
В ходе проверки установлено, что в управлении ООО "УК "Новые технологии" находятся 33 многоквартирных дома. Из них 24 дома включены в график установки в 2011-2013 годы регуляторов температуры, утвержденный муниципальным унитарным предприятием "Вологдагортеплосеть" (далее - МУП "Вологдагортеплосеть"). При этом регуляторы температуры установлены только на 4 дома (по адресам в городе Вологде: улица Кирова, дом 16; улица Чехова, дом 11; улица Мальцева, дома 19, 28); на 8 домов согласованы рабочие проекты установки регуляторов; на 6 домов имеются промежуточные акты по промывке и опрессовке ТУ, водоподогревателя и СО. Инспекция пришла к выводу о нарушении ООО "УК "Новые технологии" пункта 5.3.1 Правил N 170, Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115).
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 19.07.2012 N 1326.
Предписанием от 19.07.2012 N 1327-11/1 заявителю предложено устранить вышеуказанные нарушения Правил N 170, Правил N 115: в срок до 01.01.2013 установить регуляторы температуры на горячее водоснабжение на ряде домов согласно графику, утвержденному МУП "Вологдагортеплосеть", а именно, расположенных по адресам: улица Батюшкова, дом 9, улица Авксентьевского, дома 6, 30, улица Благовещенская, дом 31, улица III Интернационала, дом 5, улица Кирова, дома 22, 38 "а", 40, 55, улица Мира, дома 38, 42, 90, 90 "а", улица Мальцева, дома 30, 43; в срок до 01.11.2013 установить регуляторы температуры на горячее водоснабжение на ряде домов согласно графику, утвержденному МУП "Вологдагортеплосеть", а именно, расположенных по адресам: улица Хлюстова дома 16, 18 "а"; улица Челюскинцев, дома 49, 51 "а"; улица Октябрьская, дом 23.
Общество не согласилось с данным предписанием и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Решением суда предписание признано недействительным в части требований по установке Обществом регуляторов температуры на горячее водоснабжение в следующих находящихся в городе Вологде многоквартирных домах: N 6, 30 по улице Авксентьевского; N 5 по улице III Интернационала; N 38а, 40 по улице Кирова; N 90а, 42 по улице Мира; N 51а по улице Челюскинцев. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Заявитель обжалует решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно положениям статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (пункт 6).
Пунктом 2 Положения о государственной жилищной инспекции Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.05.2010 N 592 (далее - Положение об инспекции области), инспекция является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, а также контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, и входит в систему органов государственной жилищной инспекции Российской Федерации.
На основании пунктов 3.2.1, 3.2.3 названного Положения инспекция для решения своих задач и выполнения полномочий (функций) организует и проводит проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; в пределах своей компетенции должностные лица инспекции, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Постановлением Правительства Вологодской области от 16.09.2011 N 1112 утвержден Перечень должностных лиц Государственной жилищной инспекции Вологодской области, являющихся государственными жилищными инспекторами и осуществляющих региональный государственный жилищный надзор. Исходя из положений названного Перечня главный консультант Государственной жилищной инспекции Вологодской области является государственным жилищным инспектором, уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор.
Следовательно, оспариваемое предписание от 19.07.2012 об устранении выявленных нарушений выдано уполномоченным должностным лицом Инспекции.
Согласно преамбуле Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, теплопотребляющая энергоустановка (ТПЭ) - это тепловая энергоустановка или комплекс устройств, предназначенные для использования теплоты и теплоносителя на нужды отопления, вентиляции, кондиционирования, горячего водоснабжения и технологические нужды. Таким образом, система горячего водоснабжения здания представляет собой теплопотребляющую энергоустановку.
В силу пункта 9.2. Правил N 115 на теплопотребляющих установках устанавливаются средства автоматического регулирования, предусмотренные проектной документацией и действующими нормативно-техническими документами.
На основании пункта 9.5.1. указанных Правил температура воды в системе горячего водоснабжения поддерживается при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна.
Абзацем третьим пункта 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, также установлено, что температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, на исполнителя коммунальных услуг возложены обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества (пункт 5 Правил).
Пунктом 5.1.1 Правил N 170 установлено, что системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
В рассматриваемом случае на основании договоров управления многоквартирными домами Общество выступает управляющей организацией в отношении многоквартирных домов N 9 по улице Батюшкова; N 31 по улице Благовещенская; N 22, 55 по улице Кирова; N 38, 90 по улице Мира; N 30, 43 по улице Мальцева; N 16, 18а по улице Хлюстова; N 49 по улице Челюскинцев; N 23 по улице Октябрьская в городе Вологде.
Следовательно, согласно положениям вышеприведенных нормативно-правовых актов, на заявителя возложена обязанность обеспечивать соответствие температуры воды в системе горячего водоснабжения жилого дома, находящегося на обслуживании, в данном случае путем установки в системе горячего водоснабжения и поддержания в исправном состоянии автоматических регуляторов.
Материалами дела подтверждается, что в названных домах не соблюдены требования о наличии регуляторов температуры в системах горячего водоснабжения.
При этом отсутствие решений общих собраний собственников о проведении капитального ремонта, в том числе об установке автоматических регуляторов температур не освобождает управляющую организацию от исполнения возложенных на нее обязанностей.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера платы за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая организация не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Общество, как обслуживающая организация, обязано устранять обнаруженные неисправности (дефекты) конструкций жилого дома и (или) предпринимать меры для уменьшения их вредных последствий с целью обеспечения жильцов нормальными условиями проживания, соответствующими установленным требованиям.
Факт выполнения работ (услуг), входящих в обязанность управления организацией, не может быть поставлен в зависимость от наличия либо отсутствия решения собственника о проведении работ и соответствующей оплаты таких работ (услуг).
ООО "УК "Новые технологии" в материалы дела не представлены доказательства того, что заявитель во исполнение обязанности по установке регуляторов температуры на системах горячего водоснабжения предлагал собственникам помещений многоквартирных домов по адресам, указанным в законной части предписания от 19.07.2012, рассмотреть вопрос об установке регуляторов температуры в соответствующих системах горячего водоснабжения, принимал иные меры, требуемые для установки регуляторов температуры с целью приведения систем горячего водоснабжения домов в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Кроме того, в Методическом пособии по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, утвержденном Госстроем России 01.01.2004, указано, что к Перечню работ, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт) относятся специальные общедомовые технические устройства, в том числе автоматизированные тепловые пункты, системы диспетчеризации, контроля и автоматизированного управления инженерным оборудованием (пункт 15 Приложения N 2).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предписание от 19.07.2012 в части требований по установке регуляторов температуры на горячее водоснабжение в данных многоквартирных домах выдано заявителю при наличии законных оснований.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 марта 2013 года по делу N А13-10871/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новые технологии" - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА

Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
О.Б.РАЛЬКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)