Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29.03.2013.
Полный текст постановления изготовлен 05.04.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Соловьевой М.В., Богуновой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 2", г. Владимир, на решение Арбитражного суда Владимирской области от 21.01.2013 по делу N А11-5740/2012,
по иску открытого акционерного общества "Владимирские коммунальные системы", г. Владимир (ОГРН 1033301818659), к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 2", г. Владимир (ОГРН 1073340003956), о взыскании 2 516 569 руб. 31 коп.,
в судебном заседании приняли участие представители:
- от истца - не явился, извещен;
- от ответчика - не явился, извещен,
открытое акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" (далее - истец, ОАО "ВКС") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 2" (далее - ответчик, ООО "ЖРЭП N 2") о взыскании 3 412 656 руб. 26 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 21.01.2013 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил заявленные исковые требования, взыскав с ответчика в пользу истца долг в сумме 3 412 656 руб. 26 коп., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 35 582 руб. 85 коп., а также в доход бюджета государственную пошлину в сумме 4480 руб. 43 коп.
ООО "ЖРЭП N 2", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неправильного применения норм материального права, неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что судом неправильно применена часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, приложение N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 в части расчета размера платы за горячее водоснабжение. Суд в решении ошибочно ссылается на указанную норму закона, действующую в редакции до 13.08.2010, т.е. когда утверждение нормативов потребления коммунальных услуг отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
ООО "ЖРЭП N 2" считает, что постановление главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 "Об установлении нормативов потребления для населения" не соответствует действующему законодательству, а в частности, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, следовательно, норматив горячего водоснабжения в размере 3,65 куб. м, установленный названным постановлением, не подлежит применению при начислении платы за горячее водоснабжение.
Считает также неправомерным расчет стоимости тепловой энергии на горячее водоснабжение, исходя из норматива, установленного для подогрева 1 куб. м воды для населения в размере 0,056 Гкал. По мнению заявителя, расчет истца противоречит позиции Президиума Высшего Арбитражного суда, изложенной в постановлении от 15.02.2011 N 12845/10, в соответствии с которым при расчетах исполнителя коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией за горячую воду не может применяться тариф, установленный на тепловую энергию.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.04.2008 между ОАО "ВКС" (энергоснабжающей организацией) и ООО "ЖРЭП N 2" (абонентом) заключен договор энергоснабжения тепловой энергией N 9676, в соответствии с условиями которого энергоснабжающая организация обязалась отпускать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию для оказания услуг отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов пос. Лесной, находящихся в управлении ответчика.
Энергоснабжение тепловой энергией осуществляется по адресам абонента, указанным в приложении N 4 (пункт 1.3 договора).
Во исполнение принятых обязательств по договору энергоснабжающая организация в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 осуществляла отпуск тепловой энергии в горячей воде для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "ЖРЭП N 2".
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 09.06.2009 N 525/09, от 15.07.2010 N 2380/10, истец расчет количества тепловой энергии на отопление и на нужды горячего водоснабжения, поставленной в многоквартирные дома, не оборудованные ОДПУ, исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг.
10.04.2008 между ОАО "ВКС" в лице обособленного подразделения ОАО "ВКС" "ЕРКЦ" (агент) и ООО "ЖРЭП N 2" (принципалом) заключен договор N 191/17, в соответствии с условиями которого агент по поручению принципала осуществляет начисление и сбор платежей за услуги отопления и горячего водоснабжения с населения, проживающего в жилом фонде, управляемом ответчиком.
Разделом 2 договора предусмотрена обязанность агента ежемесячно начислять населению плату за услуги по тарифам, установленным для населения г. Владимира уполномоченным органом, с учетом предоставленных льгот в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Владимирской области, а также нормативно-правовыми актами города Владимира; выполнять печать счетов-квитанций; осуществлять доставку счетов-квитанций населению не позднее 1-го числа месяца, следующего за расчетным; осуществлять сбор платежей населения за услуги; ежемесячно в срок до 15-го числа, месяца следующего за расчетным предоставлять принципалу информацию и отчетность о начислениях, поступлениях, субсидиях, льготах, предусмотренных гражданам, а также акт выполненных работ; вести претензионно-исковую работу по взысканию задолженности за оказанные услуги.
Как усматривается из представленных в материалы дела доказательств, количество отпущенной теплоэнергии на отопление рассчитано истцом исходя из площади отапливаемых помещений и нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 (в редакции от 23.12.2009) "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения".
Вопреки доводу жалобы, суд правомерно сослался в решении на указанное постановление, как действующее и не признанное незаконным.
При начислении платежей населению за горячее водоснабжение истец учитывал показания индивидуальных приборов учета расхода горячей воды.
Из расчета истца следует, что фактические начисления размера платы гражданам, имеющим индивидуальные приборы учета расхода горячей воды, за январь 2011 года произведены по показаниям ИПУ, переданным гражданами в декабре 2010 года. В связи с этим, при расчете размера платы за подогрев воды применен тариф на тепловую энергию, установленный департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области на 2010 год постановлением от 25.12.2009 N 42/3 в размере 1103,47 руб./Гкал (с учетом НДС), и инвестиционная надбавка к тарифу в размере 86,22 руб./Гкал (с учетом НДС), установленная решением Совета народных депутатов г. Владимира от 04.12.2009 N 267. С февраля 2011 года стоимость тепловой энергии определена исходя из тарифа на тепловую энергию в размере 1349,88 руб./Гкал (с учетом НДС), установленного постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 29.12.2010 N 51/1 "О тарифах на тепловую энергию".
Расчет начислений за тепловую энергию на горячее водоснабжение (подогрев воды) без учета показаний индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ) выполнен с применением в расчетах нормативов горячего водоснабжения (куб. м/чел. в месяц), установленных постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 (пункт 11 приложения "Нормативы водоснабжения").
По данным обособленного подразделения ОАО "ВКС" "ЕРКЦ" в рамках агентского договора за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" (подогрев воды) за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 жителям, имеющим индивидуальные приборы учета горячей воды, начислено исходя из показаний таких приборов учета 5 115 569 руб. 19 коп. Размер платы за подогрев воды по таким квартирам, произведенный по нормативам потребления, составляет 8 528 225 руб. 45 коп. Сведения о сумме начисленной платы жителям за горячее водоснабжение, используемые истцом в расчете исковых требований, подтверждены отчетами обособленного подразделения ОАО "ВКС" "ЕРКЦ" и ответчиком не оспариваются.
Разница между начислениями по договору энергоснабжения тепловой энергией от 01.04.2008 N 9676 за тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения по нормативам потребления в многоквартирных домах, не оборудованных ОДПУ, произведенными с учетом правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, от 15.07.2010 N 2380/10, и размером платы, начисленной населению за тепловую энергию на нужды ГВС (подогрев воды) с учетом индивидуальных приборов учета расхода горячей воды в соответствии с агентским договором от 10.04.2008 N 191/17, составила 3 412 656 руб. 26 коп.
Поскольку сумма начислений жителям с применением индивидуальных приборов учета расхода горячей воды (водомеров) меньше суммы начислений по нормативам потребления коммунальной услуги горячее водоснабжение, указанную разницу истец считает задолженностью ответчика по договору теплоснабжения, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом, вследствие иных действий юридических лиц.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По правилам статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается факт поставки истцом спорной тепловой энергии. Конечными потребителями тепловой энергии, покупаемой ответчиком, являются жители жилого дома.
Отношения, связанные с предоставлением услуг по теплоснабжению непосредственно гражданам, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 307 исполнителем в сфере предоставления коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается:
- - размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- - по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Действительно, суд первой инстанции привел в судебном акте недействующую в 2011 году редакцию части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, что, тем не менее, не привело к принятию неверного решения по существу, поскольку нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные органами местного самоуправления, действовали в спорный период.
В случае отсутствия приборов учета расчет размера платы производится в соответствии с пунктом 19 Правил N 307, который устанавливает правила определения размера оплаты (приложение N 2 к Правилам N 307).
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307, то есть на основе нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса.
Следовательно, при отсутствии приборов учета вопрос о методе определения количества коммунального ресурса (тепловой энергии и теплоносителя), приобретенного управляющей компанией в целях его потребления жителями управляемых такой компанией жилых домов, должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг населением, которые согласно приложению N 2 к Правилам N 307 учитываются при расчете размера платы за соответствующие коммунальные услуги.
Расчет нормативов потребления производится по Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306). Норматив потребления тепловой энергии на отопление устанавливается в Гкал на один квадратный метр площади жилых помещений дома в месяц и определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на общую площадь помещений и на 12 месяцев.
Расчет платы за отопление для населения определяется исходя из 12 месяцев по среднемесячному тарифу (пункт 3, формула 2 приложения к Правилам N 306).
Следовательно, норматив потребления гражданами тепловой энергии для отопления устанавливается на каждый месяц с учетом равномерного распределения расходов населения по оплате указанных коммунальных услуг в течение всего календарного года.
В соответствии с пунктом 27 Правил N 306 в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
В расчете суммы долга истец учитывал постановление главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 (в редакции постановления от 23.12.2009 N 4133) "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения", которым установлены дифференцированные нормативы на отопление по группам домов.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.02.2011 N 12845/10 по делу N А41-22729/09 содержится правовая позиция, согласно которой при расчетах исполнителя коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией за горячую воду не может применяться тариф, установленный на тепловую энергию. Также указано, что положениями Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" не предусмотрено установление тарифов на горячую воду органами регулирования субъектов Российской Федерации. Тарифы на тепловую энергию используются при установлении органом местного самоуправления тарифа на горячую воду.
Вместе с тем, поскольку органами местного самоуправления на спорный период размер платы для населения за горячую воду в кубических метрах не был установлен, то истцом правомерно произведены начисления, исходя из нормативов, установленных для подогрева 1 куб. м воды для населения. В рассматриваемый период не были установлены какие-либо иные нормативы расхода тепловой энергии на подогрев воды и нормативы потребления горячей воды в зависимости от вида системы теплоснабжения (открытая или закрытая система теплоснабжения) и для домов, в которых вода подогревается в бойлерах.
Обоснованно судом не приняты во внимание доводы ответчика о неправомерном применении истцом нормативов, установленных постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 для домов с централизованным горячим водоснабжением в расчетах за тепловую энергию для приготовления горячей воды населению, проживающему в домах с "нецентрализованным" горячим водоснабжением, в силу следующего.
Понятие "централизованное горячее водоснабжение" приведено в статье 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ, который вступает в силу с 01.01.2013. Поскольку данный Федеральный закон не имеет обратной силы, суд правильно отметил, что применение указанного термина к правоотношениям, действовавшим в 2010 году, является необоснованным.
Нагрев холодной воды для приготовления горячей воды с целью предоставления жителям коммунальной услуги горячего водоснабжения производится за счет тепловой энергии в виде горячей воды, поставляемой истцом. Стоимость холодной воды, поступившей в многоквартирный дом для самостоятельного приготовления иного коммунального ресурса (горячей воды) с использованием внутридомовых инженерных систем, оплачивается исполнителем коммунальных услуг поставщику холодной воды.
С учетом фактически сложившейся в рассматриваемый период системы расчетов за коммунальные услуги и в связи с отсутствием иных нормативов, применение установленного норматива для домов с централизованным горячим водоснабжением для определения количества поставленной тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения на многоквартирные дома, в которых горячая вода приготавливалась централизованно с использованием внутридомовых инженерных систем и поставлялась в квартиры, а не приготавливалась в квартирах граждан, является правомерным.
Представленный уточненный расчет истца суд обоснованно посчитал верным и положил в основу настоящего решения, поскольку он соответствует действующему законодательству и правовой позиции, определенной постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств погашения имеющейся задолженности, на основании чего арбитражный суд правомерно удовлетворил заявленные исковые требования, взыскав с ответчика в пользу истца 3 412 656 руб. 26 коп.
С учетом изложенного арбитражный суд вынес законное решение.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы заявителя были предметом проверки судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные.
Обжалуемый судебный акт соответствуют нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы заявителя жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклоняются в связи с вышеизложенным.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Владимирской области от 21.01.2013 по делу N А11-5740/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 2", г. Владимир, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.04.2013 ПО ДЕЛУ N А11-5740/2012
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2013 г. по делу N А11-5740/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 29.03.2013.
Полный текст постановления изготовлен 05.04.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Соловьевой М.В., Богуновой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 2", г. Владимир, на решение Арбитражного суда Владимирской области от 21.01.2013 по делу N А11-5740/2012,
по иску открытого акционерного общества "Владимирские коммунальные системы", г. Владимир (ОГРН 1033301818659), к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 2", г. Владимир (ОГРН 1073340003956), о взыскании 2 516 569 руб. 31 коп.,
в судебном заседании приняли участие представители:
- от истца - не явился, извещен;
- от ответчика - не явился, извещен,
установил:
открытое акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" (далее - истец, ОАО "ВКС") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 2" (далее - ответчик, ООО "ЖРЭП N 2") о взыскании 3 412 656 руб. 26 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 21.01.2013 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил заявленные исковые требования, взыскав с ответчика в пользу истца долг в сумме 3 412 656 руб. 26 коп., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 35 582 руб. 85 коп., а также в доход бюджета государственную пошлину в сумме 4480 руб. 43 коп.
ООО "ЖРЭП N 2", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неправильного применения норм материального права, неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что судом неправильно применена часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, приложение N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 в части расчета размера платы за горячее водоснабжение. Суд в решении ошибочно ссылается на указанную норму закона, действующую в редакции до 13.08.2010, т.е. когда утверждение нормативов потребления коммунальных услуг отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
ООО "ЖРЭП N 2" считает, что постановление главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 "Об установлении нормативов потребления для населения" не соответствует действующему законодательству, а в частности, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, следовательно, норматив горячего водоснабжения в размере 3,65 куб. м, установленный названным постановлением, не подлежит применению при начислении платы за горячее водоснабжение.
Считает также неправомерным расчет стоимости тепловой энергии на горячее водоснабжение, исходя из норматива, установленного для подогрева 1 куб. м воды для населения в размере 0,056 Гкал. По мнению заявителя, расчет истца противоречит позиции Президиума Высшего Арбитражного суда, изложенной в постановлении от 15.02.2011 N 12845/10, в соответствии с которым при расчетах исполнителя коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией за горячую воду не может применяться тариф, установленный на тепловую энергию.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.04.2008 между ОАО "ВКС" (энергоснабжающей организацией) и ООО "ЖРЭП N 2" (абонентом) заключен договор энергоснабжения тепловой энергией N 9676, в соответствии с условиями которого энергоснабжающая организация обязалась отпускать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию для оказания услуг отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов пос. Лесной, находящихся в управлении ответчика.
Энергоснабжение тепловой энергией осуществляется по адресам абонента, указанным в приложении N 4 (пункт 1.3 договора).
Во исполнение принятых обязательств по договору энергоснабжающая организация в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 осуществляла отпуск тепловой энергии в горячей воде для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "ЖРЭП N 2".
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 09.06.2009 N 525/09, от 15.07.2010 N 2380/10, истец расчет количества тепловой энергии на отопление и на нужды горячего водоснабжения, поставленной в многоквартирные дома, не оборудованные ОДПУ, исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг.
10.04.2008 между ОАО "ВКС" в лице обособленного подразделения ОАО "ВКС" "ЕРКЦ" (агент) и ООО "ЖРЭП N 2" (принципалом) заключен договор N 191/17, в соответствии с условиями которого агент по поручению принципала осуществляет начисление и сбор платежей за услуги отопления и горячего водоснабжения с населения, проживающего в жилом фонде, управляемом ответчиком.
Разделом 2 договора предусмотрена обязанность агента ежемесячно начислять населению плату за услуги по тарифам, установленным для населения г. Владимира уполномоченным органом, с учетом предоставленных льгот в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Владимирской области, а также нормативно-правовыми актами города Владимира; выполнять печать счетов-квитанций; осуществлять доставку счетов-квитанций населению не позднее 1-го числа месяца, следующего за расчетным; осуществлять сбор платежей населения за услуги; ежемесячно в срок до 15-го числа, месяца следующего за расчетным предоставлять принципалу информацию и отчетность о начислениях, поступлениях, субсидиях, льготах, предусмотренных гражданам, а также акт выполненных работ; вести претензионно-исковую работу по взысканию задолженности за оказанные услуги.
Как усматривается из представленных в материалы дела доказательств, количество отпущенной теплоэнергии на отопление рассчитано истцом исходя из площади отапливаемых помещений и нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 (в редакции от 23.12.2009) "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения".
Вопреки доводу жалобы, суд правомерно сослался в решении на указанное постановление, как действующее и не признанное незаконным.
При начислении платежей населению за горячее водоснабжение истец учитывал показания индивидуальных приборов учета расхода горячей воды.
Из расчета истца следует, что фактические начисления размера платы гражданам, имеющим индивидуальные приборы учета расхода горячей воды, за январь 2011 года произведены по показаниям ИПУ, переданным гражданами в декабре 2010 года. В связи с этим, при расчете размера платы за подогрев воды применен тариф на тепловую энергию, установленный департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области на 2010 год постановлением от 25.12.2009 N 42/3 в размере 1103,47 руб./Гкал (с учетом НДС), и инвестиционная надбавка к тарифу в размере 86,22 руб./Гкал (с учетом НДС), установленная решением Совета народных депутатов г. Владимира от 04.12.2009 N 267. С февраля 2011 года стоимость тепловой энергии определена исходя из тарифа на тепловую энергию в размере 1349,88 руб./Гкал (с учетом НДС), установленного постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 29.12.2010 N 51/1 "О тарифах на тепловую энергию".
Расчет начислений за тепловую энергию на горячее водоснабжение (подогрев воды) без учета показаний индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ) выполнен с применением в расчетах нормативов горячего водоснабжения (куб. м/чел. в месяц), установленных постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 (пункт 11 приложения "Нормативы водоснабжения").
По данным обособленного подразделения ОАО "ВКС" "ЕРКЦ" в рамках агентского договора за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" (подогрев воды) за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 жителям, имеющим индивидуальные приборы учета горячей воды, начислено исходя из показаний таких приборов учета 5 115 569 руб. 19 коп. Размер платы за подогрев воды по таким квартирам, произведенный по нормативам потребления, составляет 8 528 225 руб. 45 коп. Сведения о сумме начисленной платы жителям за горячее водоснабжение, используемые истцом в расчете исковых требований, подтверждены отчетами обособленного подразделения ОАО "ВКС" "ЕРКЦ" и ответчиком не оспариваются.
Разница между начислениями по договору энергоснабжения тепловой энергией от 01.04.2008 N 9676 за тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения по нормативам потребления в многоквартирных домах, не оборудованных ОДПУ, произведенными с учетом правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, от 15.07.2010 N 2380/10, и размером платы, начисленной населению за тепловую энергию на нужды ГВС (подогрев воды) с учетом индивидуальных приборов учета расхода горячей воды в соответствии с агентским договором от 10.04.2008 N 191/17, составила 3 412 656 руб. 26 коп.
Поскольку сумма начислений жителям с применением индивидуальных приборов учета расхода горячей воды (водомеров) меньше суммы начислений по нормативам потребления коммунальной услуги горячее водоснабжение, указанную разницу истец считает задолженностью ответчика по договору теплоснабжения, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом, вследствие иных действий юридических лиц.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По правилам статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается факт поставки истцом спорной тепловой энергии. Конечными потребителями тепловой энергии, покупаемой ответчиком, являются жители жилого дома.
Отношения, связанные с предоставлением услуг по теплоснабжению непосредственно гражданам, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 307 исполнителем в сфере предоставления коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается:
- - размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- - по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Действительно, суд первой инстанции привел в судебном акте недействующую в 2011 году редакцию части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, что, тем не менее, не привело к принятию неверного решения по существу, поскольку нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные органами местного самоуправления, действовали в спорный период.
В случае отсутствия приборов учета расчет размера платы производится в соответствии с пунктом 19 Правил N 307, который устанавливает правила определения размера оплаты (приложение N 2 к Правилам N 307).
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307, то есть на основе нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса.
Следовательно, при отсутствии приборов учета вопрос о методе определения количества коммунального ресурса (тепловой энергии и теплоносителя), приобретенного управляющей компанией в целях его потребления жителями управляемых такой компанией жилых домов, должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг населением, которые согласно приложению N 2 к Правилам N 307 учитываются при расчете размера платы за соответствующие коммунальные услуги.
Расчет нормативов потребления производится по Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306). Норматив потребления тепловой энергии на отопление устанавливается в Гкал на один квадратный метр площади жилых помещений дома в месяц и определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на общую площадь помещений и на 12 месяцев.
Расчет платы за отопление для населения определяется исходя из 12 месяцев по среднемесячному тарифу (пункт 3, формула 2 приложения к Правилам N 306).
Следовательно, норматив потребления гражданами тепловой энергии для отопления устанавливается на каждый месяц с учетом равномерного распределения расходов населения по оплате указанных коммунальных услуг в течение всего календарного года.
В соответствии с пунктом 27 Правил N 306 в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
В расчете суммы долга истец учитывал постановление главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 (в редакции постановления от 23.12.2009 N 4133) "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения", которым установлены дифференцированные нормативы на отопление по группам домов.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.02.2011 N 12845/10 по делу N А41-22729/09 содержится правовая позиция, согласно которой при расчетах исполнителя коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией за горячую воду не может применяться тариф, установленный на тепловую энергию. Также указано, что положениями Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" не предусмотрено установление тарифов на горячую воду органами регулирования субъектов Российской Федерации. Тарифы на тепловую энергию используются при установлении органом местного самоуправления тарифа на горячую воду.
Вместе с тем, поскольку органами местного самоуправления на спорный период размер платы для населения за горячую воду в кубических метрах не был установлен, то истцом правомерно произведены начисления, исходя из нормативов, установленных для подогрева 1 куб. м воды для населения. В рассматриваемый период не были установлены какие-либо иные нормативы расхода тепловой энергии на подогрев воды и нормативы потребления горячей воды в зависимости от вида системы теплоснабжения (открытая или закрытая система теплоснабжения) и для домов, в которых вода подогревается в бойлерах.
Обоснованно судом не приняты во внимание доводы ответчика о неправомерном применении истцом нормативов, установленных постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 для домов с централизованным горячим водоснабжением в расчетах за тепловую энергию для приготовления горячей воды населению, проживающему в домах с "нецентрализованным" горячим водоснабжением, в силу следующего.
Понятие "централизованное горячее водоснабжение" приведено в статье 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ, который вступает в силу с 01.01.2013. Поскольку данный Федеральный закон не имеет обратной силы, суд правильно отметил, что применение указанного термина к правоотношениям, действовавшим в 2010 году, является необоснованным.
Нагрев холодной воды для приготовления горячей воды с целью предоставления жителям коммунальной услуги горячего водоснабжения производится за счет тепловой энергии в виде горячей воды, поставляемой истцом. Стоимость холодной воды, поступившей в многоквартирный дом для самостоятельного приготовления иного коммунального ресурса (горячей воды) с использованием внутридомовых инженерных систем, оплачивается исполнителем коммунальных услуг поставщику холодной воды.
С учетом фактически сложившейся в рассматриваемый период системы расчетов за коммунальные услуги и в связи с отсутствием иных нормативов, применение установленного норматива для домов с централизованным горячим водоснабжением для определения количества поставленной тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения на многоквартирные дома, в которых горячая вода приготавливалась централизованно с использованием внутридомовых инженерных систем и поставлялась в квартиры, а не приготавливалась в квартирах граждан, является правомерным.
Представленный уточненный расчет истца суд обоснованно посчитал верным и положил в основу настоящего решения, поскольку он соответствует действующему законодательству и правовой позиции, определенной постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств погашения имеющейся задолженности, на основании чего арбитражный суд правомерно удовлетворил заявленные исковые требования, взыскав с ответчика в пользу истца 3 412 656 руб. 26 коп.
С учетом изложенного арбитражный суд вынес законное решение.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы заявителя были предметом проверки судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные.
Обжалуемый судебный акт соответствуют нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы заявителя жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклоняются в связи с вышеизложенным.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 21.01.2013 по делу N А11-5740/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 2", г. Владимир, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.И.ВЕЧКАНОВ
А.И.ВЕЧКАНОВ
Судьи
Е.А.БОГУНОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
Е.А.БОГУНОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)