Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 09.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2259/2013

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 апреля 2013 г. по делу N 33-2259/2013


Судья Масанкина А.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Вишняковой С.Г.,
судей Костогладовой О.Г., Кузнецовой С.В.,
при секретаре Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Управления социальной защиты населения по Змеиногорскому району на решение Змеиногорского городского суда Алтайского края от 28 января 2013 года
по делу по иску Т. к Управлению социальной защиты населения по Змеиногорскому району Алтайского края, Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне о возложении обязанности произвести перерасчет денежной компенсации расходов по оплате твердого топлива.
Заслушав доклад судьи Вишняковой С.Г.,

установила:

Т. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Змеиногорскому району Алтайского края о возложении обязанности произвести выплату денежной компенсации расходов на оплату твердого топлива в размере пятидесяти процентов за 2011 - 2012 гг.
В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что она является <данные изъяты> и в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеет право на льготу по оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов, в том числе на свет, газ, воду и твердое топливо. В 2011 году она приобрела уголь и дрова и представила ответчику все необходимые для назначения льготы документы. Ответчик предоставил ей льготу на твердое топливо в размере 30 процентов, сославшись на то, что в принадлежащем ей доме зарегистрированы еще два человека. Действительно, в жилом доме <адрес> кроме истца зарегистрированы ее дочь и внучка, но они длительное время не проживают в данном жилом помещении. С 2008 года истица проживает одна, дочь вышла замуж и живет с супругом и дочерью по адресу: <адрес>. Она предоставляла в Управление справку о том, что фактически проживает одна, но данная справка не была принята ответчиком во внимание и в 2012 году компенсация вновь начислена в размере 30 процентов, вместо положенных 50 процентов. Полагает, что данные действия являются незаконными.
В процессе рассмотрения дела истец уточнила исковые требования, просила обязать Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району произвести перерасчет компенсации расходов по оплате твердого топлива за 2011 - 2012 годы в размере 50 процентов, исходя из общей площади занимаемого жилого помещения.
Определением Змеиногорского городского суда от 15 января 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное Управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Решением Змеиногорского городского суда Алтайского края от 28 января 2013 года исковые требования Т. удовлетворены.
На Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району Алтайского края возложена обязанность произвести Т. перерасчет компенсации пятидесяти процентов расходов на оплату твердого топлива (дров, угля) за 2011 и 2012 годы исходя из общей площади <данные изъяты> занимаемого ею жилого помещения по адресу: <адрес> с учетом норм твердого топлива, установленных органом местного самоуправления для продажи населению, и предельной максимальной цены на твердое топливо на дату его приобретения истицей, установленную для Змеиногорского района уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
В апелляционной жалобе ответчик Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
В качестве оснований к отмене решения указывает на нарушение судом норм материального права. Т. имеет право на получение мер социальной поддержки не ниже 50 процентов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как <данные изъяты> Так как совместно с истцом в жилом помещении проживают еще 2 человека, то компенсация расходов на твердое топливо была рассчитана исходя из 1/3 доли общей площади жилого помещения. Законодатель не предусмотрел распространение льгот инвалида на членов его семьи, проживающих или зарегистрированных с ним в жилом помещении. То обстоятельство, что члены семьи Т. фактически не проживают с ней, а только зарегистрированы в жилом помещении, не является основанием для предоставления истице компенсации как одиноко проживающей. В силу п. 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственником или нанимателем жилого помещения не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Кроме того, суд оставил без удовлетворения ходатайство Управления о возложении на истца обязанности представить расчет суммы недополученной компенсации. При предъявлении иска истцом не проанализирована правильность произведенных выплат, не представлены доказательства, подтверждающие неправильность расчета компенсации.
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району Алтайского края просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В качестве оснований к отмене решения указывает на то, что законодатель не предусмотрел распространение льгот инвалида на членов его семьи, проживающих (зарегистрированных) с ним в жилом помещении. Вывод суда о том, что члены семьи льготополучателя при регистрации и не проживании совместно с ним в жилом помещении не несут обязанности по оплате коммунальных услуг является необоснованным и противоречащим материальным нормам права. Согласно жилищному законодательству факт регистрации граждан по месту жительства влечет обязанность по внесению ими платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе в случае временного отсутствия. Согласно п. 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации не использование собственниками, нанимателями и иными лицами жилых помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При наличии временно отсутствующих жильцов внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из норматива потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан. Перерасчет оплаты по услуге отопление в связи с отсутствием граждан не предусмотрен.
В письменных возражениях Т. просила оставить апелляционные жалобы без удовлетворения.
Проверив материалы дела в рамках доводов апелляционных жалоб по основаниям ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав пояснения представителя ответчика Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Согласно ст. 2 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
При наличии у гражданина права на получение компенсации на оплату одной и той же жилищно-коммунальной услуги по нескольким основаниям компенсация предоставляется по одному основанию по его выбору согласно письменному заявлению (ст. 3 Закона Алтайского края N 156-ЗС от 27 декабря 2007 года).
Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации.
Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона.
Выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи (ст. 4 Закона Алтайского края N 156-ЗС).
Правила определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае утверждены постановлением администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 года N 126.
В силу п. 19 - 20 Правил денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате твердого топлива (уголь, дрова), в том числе его доставки (если предусмотрено федеральными законами или законами Алтайского края), могут определяться органом социальной защиты населения на основании договоров (актов) купли-продажи при приобретении твердого топлива у индивидуальных предпринимателей исходя из расходов (в пределах норм твердого топлива, установленных для продажи населению).
Расходы, указанные в пункте 19 Правил, учитываются исходя из розничной цены на твердое топливо, рассчитанной индивидуальным предпринимателем. Если розничная цена превышает предельную максимальную цену на твердое топливо, на дату приобретения льготополучателем твердого топлива установленную для муниципального района, городского округа уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере государственного регулирования цен (тарифов), расходы учитываются исходя из установленной для муниципального района, городского округа предельной максимальной цены.
На основании решения Змеиногорского районного Совета депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, действовавшего до ДД.ММ.ГГ, норматив потребления твердого топлива на 1 кв. м общей площади жилого помещения в год устанавливался в размере: уголь - 55 кг, дрова - 0,05 куб. м.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Т. является <данные изъяты>
На основании договора о передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГ Т. является собственником жилого дома <адрес>, общей площадью <данные изъяты>
Согласно выписке из книги похозяйственного учета администрации Таловского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края Т. зарегистрирована и проживает в указанном жилом доме с апреля 2008 года. Кроме истца в жилом доме зарегистрированы, но фактически не проживают ее дочь Ф.И.О. 1 и внучка Ф.И.О. 2
ДД.ММ.ГГ Т. обратилась в Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району Алтайского края с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по основанию - <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГ Т. приобрела у индивидуального предпринимателя Ф.И.О. 3 <данные изъяты> на сумму <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГ Т. приобрела у индивидуального предпринимателя Ф.И.О. 4 <данные изъяты> на сумму <данные изъяты>
Для получения компенсации расходов по оплате твердого топлива за 2011 год истица обратилась в Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району Алтайского края. В сентябре 2011 года на банковский счет истицы перечислена компенсация расходов по оплате твердого топлива (дрова) в размере <данные изъяты> а в октябре 2011 года перечислена компенсация по оплате твердого топлива (уголь) в размере <данные изъяты>
Согласно справке о размере компенсации на оплату твердого топлива за 2011 год расчет компенсации производился Управлением социальной защиты населения по Змеиногорскому району исходя из общей площади жилого помещения <данные изъяты> следующим образом:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В 2012 года Т. понесены расходы на приобретение твердого топлива в сумме <данные изъяты> и в сумме <данные изъяты> что подтверждается соответствующими квитанциями.
В октябре 2012 года на банковский счет истицы перечислена компенсация по оплате расходов на твердое топливо в сумме <данные изъяты>
При этом расчет компенсации произведен Управлением социальной защиты населения по Змеиногорскому району исходя из доли площади жилого помещения, приходящейся на Т., <данные изъяты>
При рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Змеиногорскому району Алтайского края пояснила, что расчет денежной компенсации расходов по оплате за твердое топливо производится Управлением исходя из 1/3 доли общей площади жилого помещения, так как в жилом доме зарегистрированы еще два человека, дочь и внучка истца.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что нормы права, регулирующие порядок и условия предоставления инвалидам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, не ставят размер компенсации расходов на оплату твердого топлива в зависимость от количества лиц, зарегистрированных в жилом помещении льготополучателя, а ограничивают размер такой компенсации лишь нормами потребления и предельной максимальной ценой на твердое топливо. Поскольку Т. фактически проживает одна, обладает правом собственности и пользуется всем жилым помещением и коммунальными услугами единолично, то нет оснований для выделения доли жилого помещения, приходящегося на нее одну в зависимости от количества зарегистрированных лиц.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, так как они основаны на неправильном применении норм материального права.
Исходя из анализа положений ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" льгота по оплате жилья и коммунальных услуг распространяется только на самого инвалида и семьи, имеющие детей-инвалидов, на членов семьи инвалида, проживающих совместно с ним, данная льгота не распространяется.
Согласно выписке из похозяйственной книги администрации Таловского сельсовета Змеиногорского района в жилом доме <адрес> зарегистрированы истец Т., ее дочь Ф.И.О. 1, внучка Ф.И.О. 2
Фактически по указанному адресу постоянно проживает только истица Т.
В соответствии с ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу ч. 3 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно п. 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В силу п. 88 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений.
Из содержания указанных норм права следует, что неиспользование Ф.И.О. 1 и Ф.И.О. 2 жилого помещения не освобождает их от обязанности нести расходы по оплате коммунальных услуг, в том числе расходы по оплате за отопление. Поскольку указанные лица сохраняют за собой право пользования спорным жилым помещений, то оснований для освобождения их от обязанности по несению расходов по оплате коммунальных услуг не имеется.
Следовательно, льгота по оплате расходов на твердое топливо может быть предоставлена истице на оплату не всей площади жилого помещения, а только на долю жилого помещения, приходящуюся на инвалида.
Предоставление истцу денежной компенсации расходов по оплате твердого топлива исходя из общей площади жилого дома <данные изъяты> приведет к необоснованному частичному освобождению от обязанности по оплате за отопление лиц, несущих обязанности по оплате коммунальных услуг, на которых льгота не распространяется.
Поскольку Управлением социальной защиты населения по Змеиногорскому району Алтайского края расчет компенсации расходов по оплате твердого топлива Т. производился исходя из 1/3 доли общей площади жилого помещения, приходящейся на истца при оплате коммунальных услуг, то у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных истцом требований.
При данных обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным жалобы ответчиков удовлетворить, решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционные жалобы ответчиков Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Управления социальной защиты населения по Змеиногорскому району Алтайского края удовлетворить.
Решение Змеиногорского городского суда Алтайского края от 28 января 2013 года отменить, принять новое решение:
Т. в удовлетворении исковых требований к Управлению социальной защиты населения по Змеиногорскому району Алтайского края, Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне о возложении обязанности произвести перерасчет денежной компенсации расходов по оплате твердого топлива отказать в полном объеме.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)