Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 26.03.2013 ПО ДЕЛУ N А72-7666/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2013 г. по делу N А72-7666/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Афанасьева И.Н., Салиховой З.И.,
при участии представителей:
истца - Жарова Е.В. (доверенность от 14.12.2012 б/н),
ответчика - Яшанова А.А. (директор, решение от 01.04.2011 N 1), Антоновой А.А. (доверенность от 10.01.2013 б/н),
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11.07.2012 (судья Абрашин С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2012 (председательствующий судья Балашева В.Т., судьи Морозов В.А., Шадрина О.Е.)
по делу N А72-7666/2010
по исковому заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства города Ульяновска" (ИНН 7325047501, ОГРН 1047300988855) к обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" (ИНН 7328036191, ОГРН 1027301581603) о взыскании 4 170 488,10 руб.,
с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Региональный информационный центр" (ИНН 7302018310, ОГРН 1027300542345), Ульяновского муниципального предприятия "Городской теплосервис" (ИНН 7303009485, ОГРН 1027301171820), Ульяновского муниципального предприятия "Городская теплосеть" (ИНН 7303026603, ОГРН 1027301171380), Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (ИНН 7325037133, ОГРН 1027301160886),

установил:

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Заволжский" (далее - предприятие, истец, УМУП ЖКХ "Заволжский") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" (далее - общество, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 1 359 987 руб. 06 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 386 584 руб. 85 коп. (с учетом принятого судом уменьшения размера исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Региональный информационный центр" (далее - ООО "РИЦ"), Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городской теплосервис", Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городская теплосеть", Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 11.07.2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С общества в пользу предприятия взысканы неосновательное обогащение в размере 1 359 987 руб. 06 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 386 584 руб. 85 коп., расходы по государственной пошлине в размере 30 465 руб. 72 коп. и по оплате стоимости судебной экспертизы в размере 300 000 руб.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2012 решение суда первой инстанции от 11.07.2012 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявителем кассационной жалобы отмечается, что смена одной управляющей организации на другую в многоквартирном доме свидетельствует о прекращении правоотношений собственников помещений по договору управления с управляющей организацией УМУП ЖКХ "Заволжский". Истцом корректировка расчетов не производилась на момент расторжения договора управления. В этой связи истец не вправе заявлять такие требования как неосновательное обогащение.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству. Истец указывает, что ответчик не оказывал услуги по отоплению в спорный период, поскольку их оказывал истец, поэтому имеет право на получение платы граждан за коммунальные услуги, в том числе начисленной гражданам в спорный период.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что в период с 2006 по 2009 годы истец являлся исполнителем коммунальных услуг по обеспечению потребителей муниципального и приватизированного жилищного фонда услугами по теплоснабжению.
Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается и подтверждено заключенными договорами управления многоквартирными домами, договорами с теплоснабжающими организациями.
В последующем управление жилыми домами передано обществу.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Ульяновской области от 24.12.2008 по делу N А72-7189/2008, от 13.05.2008 по делу N А72-1880/2008, от 19.10.2009 по делу N А72-11008/2009, от 06.10.2009 по делу N 72-6614/2009, от 22.09.2009 по делу N А72-7729/2009, от 26.09.2008 по делу N А72-4055/2008, от 30.09.2009 по делу N А72-7430/2009 и от 26.02.2008 по делу N А72-7683/2007 с истца в пользу теплоснабжающих организаций была взыскана задолженность за теплоснабжение за 2007-2009 годы.
Исковые требования мотивированы необоснованным получением ответчиком от граждан платы за отопление за период с сентября 2007 года по сентябрь 2009 года, когда фактически услуги по отоплению оказывало предприятие.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), если собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов не установили условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода или дату начала и (или) окончания отопительного периода, а также если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается по сети централизованного теплоснабжения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. При этом начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 градусов Цельсия, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 градусов Цельсия в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода.
Аналогичные нормы содержатся в пункте 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115.
Решением Ульяновской городской Думы от 30.06.2004 N 56 была предусмотрена возможность оплаты населением за отопление в двух видах: сезонная и круглогодичная, в связи с чем жители города Ульяновска имели право осуществлять оплату стоимости отопления исходя из двух вариантов: по 1/12 годовой платы за теплоснабжение ежемесячно, либо только в течение отопительного сезона по фактическому потреблению, то есть применялась либо круглогодичная оплата, либо оплата в рамках отопительного сезона.
Как установлено решением Ульяновской областной энергетической комиссии от 21.12.1995 N 9 в приложение N 1 примечания N 2, 3 порядок расчетов за тепло или газ для отопления (равномерно в течение года или только в отопительный сезон) определяются договором между газо- или теплоснабжающей организацией и домовладельцем. В том случае, если плата с населения за тепло или газ для отопления взимается круглогодично, то обогрев жилья должен начинаться не позднее 1-го октября и оканчиваться не ранее 1-го мая.
Централизованное теплоснабжение граждан - пользователей помещений в многоквартирных домах рассматривается действующим законодательством в качестве возмездной услуги, одной из коммунальных услуг (пункт 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 3 и 6 Правил N 307, пункт 1.5 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1099).
Как следует из материалов дела, в период с мая по сентябрь 2007 - 2009 гг. (частично) ответчик не оказывал каких-либо услуг гражданам по теплоснабжению населения, поскольку отопление многоквартирных домов осуществляется только в течение отопительного сезона. В течение отопительного сезона услуги по централизованному теплоснабжению гражданам в многоквартирных домах, переданных впоследствии в управление ответчику, оказывал истец.
Судами предыдущих инстанций правомерно сделан вывод о том, что именно истец имеет право на получение платы граждан за коммунальные услуги (а именно за отопление), в том числе начисленной гражданам в спорный период.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.10.2011 удовлетворено ходатайство истца о назначении судебной экспертизы, производство которой поручено эксперту закрытого акционерного общества "Многопрофильный деловой центр" Андрюхину Сергею Анатольевичу.
Согласно заключению эксперта от 25.11.2011 N э1812/11 общая сумма (величина) денежных средств, принятых ООО "РИЦ" за период с 23.09.2007 по 30.08.2010 от населения многоквартирных жилых домов, находившихся в управлении предприятия, в период с 01.05.2007 по 01.02.2009, переданных в управление обществу, за коммунальную услугу "отопление" в периоды с мая по сентябрь 2007 г., с мая по сентябрь 2008 г. и с мая по сентябрь 2009 г. (при круглогодичной оплате) составила - 1 851 671 руб. 75 коп., в том числе: за коммунальную услугу отопление в период с мая по сентябрь 2007 г. - 512 810 руб. 20 коп., а именно:
- за май 2007 г. - 11 079 руб. 17 коп.,
- за июнь 2007 г. - 30 132 руб. 60 коп.,
- за июль 2007 г. - 46 908 руб. 57 коп.,
- за август 2007 г. - 111 066 руб. 67 коп.,
- - за сентябрь 2007 г. - 313 623 руб. 19 коп.;
- за коммунальную услугу отопление в период с мая по сентябрь 2008 г. - 161 046 руб. 94 коп., а именно:
- за май 2008 г. - 15 121 руб. 27 коп.,
- за июнь 2008 г. - 36 314 руб. 94 коп.,
- за июль 2008 г. - 36 648 руб. 22 коп.,
- за август 2008 г. - 36 575 руб. 10 коп.,
- - за сентябрь 2008 г. - 36 387 руб. 41 коп.;
- за коммунальную услугу отопление в период с мая по сентябрь 2009 г. - 1 177 814 руб. 61 коп., а именно:
- за май 2009 г. - 237 259 руб. 75 коп.,
- за июнь 2009 г. - 239 440 руб. 29 коп.,
- за июль 2009 г. - 236 630 руб. 88 коп.,
- за август 2009 г. - 234 394 руб. 14 коп.,
- за сентябрь 2009 г. - 230 089 руб. 55 коп. (т. 14, л.д. 9 - 10).
В соответствии с пунктом 35 Правил N 307 плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
В данном случае начисление за летние месяцы и сентябрь 2007 г., 2008 г. и 2009 г. (частично) не являются оплатой авансом услуг по отоплению в отопительных сезонах 2007 - 2009 годов.
Таким образом, начисления за спорные периоды никак не могут относиться к оплате месяцев, следующих за ними (следующего отопительного сезона).
В соответствии с пунктом 2.4 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1099, плата за услуги вносится равномерно в течение года, если иное не оговорено договором.
Равномерная оплата отопления в течение года вытекает также из формул 1 и 7 приложения N 2 "Расчет размера платы за коммунальные услуги" к Правилам N 307.
Данные формулы предусматривают расчет платы исходя из среднемесячного потребления услуг по отоплению или нормативов потребления, устанавливаемых в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, в расчете на месяц.
Из материалов дела видно что, в течение периода май - сентябрь 2007 - 2009 годов начисления гражданам, выбравшим оплату отопления только в течение отопительного сезона, не осуществлялись. Все начисления за данное время и фактические сборы - это платежи граждан, выбравших равномерную оплату в течение календарного года и оплачивавших оказанные услуги в предыдущий период.
Факт оказания истцом услуг по отоплению жилых домов в спорный период подтвержден материалами дела.
В этой связи истец имеет право на получение платы граждан за коммунальные услуги, в данном случае за отопление, в том числе начисленной гражданам за период с сентября 2007 года по сентябрь 2009 года.
Доводы ответчика о том, что ответчик, приняв в управление жилые дома, произвел корректировку (перерасчет) размера платы гражданам в 2009 году и зачел излишне полученные денежные средства в счет оплаты будущих платежей, а истец должен был при расторжении договора управления воспользоваться досрочной корректировкой размера платы, судами предыдущих инстанций правомерно отклонены.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны ранее приведенным доводам, надлежащая оценка которым дана судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судами первой и апелляционной инстанций дана ненадлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу оспариваемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами предыдущих инстанций применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11.07.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2012 по делу N А72-7666/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА

Судьи
И.Н.АФАНАСЬЕВ
З.И.САЛИХОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)