Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Оразовой Ж.К., с участием:
от ООО "Рембыт" - представителя Малкина А.А. (доверенность от 13 июня 2012 года),
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области - представителя Капаневой М.Г. (доверенность от 09 января 2013 года N 12-05/14),
рассмотрев в открытом судебном заседании 21-28 января 2013 года апелляционную жалобу ООО "Рембыт"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 декабря 2012 года по делу N А55-25130/2012 (судья Черномырдина Е.В.), принятое по заявлению ООО "Рембыт" (ОГРН 1076316007130, ИНН 6316124363), г. Самара, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными и отмене постановления от 23 июля 2012 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, предписания от 29 июня 2012 года N 10/150369,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Рембыт" (далее - ООО "Рембыт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Самарской области, административный орган) от 23 июля 2012 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), предписания от 29 июня 2012 года N 10/150369.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07 декабря 2012 года в удовлетворении заявленных требований ООО "Рембыт" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Рембыт" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, оспариваемые постановление и предписание отменить, административное производство в отношении ООО "Рембыт" прекратить, ссылаясь на отсутствие в его действиях нарушений законодательства.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Роспотребнадзора по Самарской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, заявление удовлетворить.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Самарской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 21 января 2013 года объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 28 января 2013 года, рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 28 января 2013 года.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и проведения административного расследования по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ в отношении ООО "Рембыт" послужило обращение потребителей (вход. N 1102-г от 14 мая 2012 года), проживающих по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 106, кв. 4, 9, 23, 31, 50, 59, 103, 108, 133, 154, 187, 194, 231 (л.д. 68).
В отношении ООО "Рембыт" административным органом 29 июня 2012 года в присутствии законного представителя общества составлен протокол N 10/112340 об административном правонарушении (л.д. 72).
Управление Роспотребнадзора по Самарской области выдало ООО "Рембыт" 29 июня 2012 года предписание N 10/150369, которым обществу предписано в срок до 29 сентября 2012 года прекратить нарушение требований п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства от 23 июля 2006 года N 307, (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), п. 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, (далее - Правила установления и определения нормативов) посредством приведения платежных документов на оплату услуг, выставляемых потребителям коммунальных услуг, проживающим по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 106, в соответствие с вышеуказанными нормами (л.д. 73)
Административным органом 23 июля 2012 года в присутствии законного представителя общества вынесено постановление N 10/122418 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым в отношении ООО "Рембыт" производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с малозначительностью правонарушения и ему объявлено устное замечание (л.д. 74 - 76).
В соответствии со ст. 40 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают: проведение мероприятий, связанных с контролем, - проверка соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам); выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам).
Согласно части 1 статьи 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Исходя из п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, принятые в соответствии с п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле (9) где:
- - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт-час);
- - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт-час);
- - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт-час);
- - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт-час);
- - тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт-час).
Из вышеприведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, только при отсутствии приборов учета.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно пп. "б" п. 7 Правил установления и определения нормативов (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения 14 мая 2012 года - начало действия редакции - 09 июня 2011 года; окончание действия редакции - 30 июня 2012 года) при выборе единицы измерения используются следующие показатели: в отношении электроснабжения - кВт-час на человека.
Однако данные Правила установления и определения нормативов подлежали применению только в случае отсутствия приборов учета.
Как видно из материалов дела, административным органом не было установлено, имеются ли приборы учета в вышеуказанном доме. На данное обстоятельство в оспариваемых постановлении и предписании Управления Роспотребнадзора по Самарской области не указано. Следовательно, административным органом данный вопрос не был исследован.
В материалы дела заявителем представлены доказательства, подтверждающие установку приборов учета для фиксации электроэнергии, потребленной в местах общего пользования (договор энергоснабжения от 01 апреля 2012 года N 1422 с приложениями (л.д. 16 - 40).
Кроме того, с 01 июля 2012 года (то есть на момент вынесения оспариваемого постановления и получения заявителем предписания Управления Роспотребнадзора по Самарской области) вступила в действие новая редакция пункта 7 Правил установления и определения нормативов, согласно которой: "При выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются следующие показатели: д) в отношении электроснабжения: в жилых помещениях - кВт-час на 1 человека; на общедомовые нужды - кВт-час на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме".
Таким образом, на момент принятия (выдачи заявителю) оспариваемых постановления и предписания Управления Роспотребнадзора по Самарской области правовые нормы, нарушение которых вменено в вину заявителю изменили свое содержание, в связи с чем у заявителя отсутствовали обязанности по выполнению несуществующих требований законодательства. При этом Управлению Роспотребнадзора по Самарской области не могло быть не известно об указанных изменениях законодательства, поскольку они были введены постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 года N 258, которое было опубликовано в "Собрании законодательства" 09 апреля 2012 года.
С учетом вышеизложенного арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, а также отсутствии правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания заявителю.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах оспариваемые постановление по делу об административном правонарушению и предписание Управления Роспотребнадзора по Самарской области являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя.
На основании п. 1, 2 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 07 декабря 2012 года следует отменить; принять новый судебный акт, которым заявление ООО "Рембыт" удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 23 июля 2012 года N 10/122418 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ. Признать недействительным предписание Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 29 июня 2012 года N 10/150369.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на Управление Роспотребнадзора по Самарской области. В этой связи следует взыскать с Управления Роспотребнадзора по Самарской области в пользу ООО "Рембыт" судебные расходы по уплате госпошлины в размере 3000 рублей, в том числе 2000 рублей - за подачу заявления, 1000 руб. - за подачу апелляционной жалобы.
Учитывая, что исходя из п. 3 и п. 12 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина за подачу апелляционной жалобы в данном случае составляет 1000 рублей, следует возвратить ООО "Рембыт" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 10 декабря 2012 года N 307 государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 10, 112, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 декабря 2012 года по делу N А55-25130/2012 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление ООО "Рембыт" удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области от 23 июля 2012 года N 10/122418 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ. Признать недействительным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области от 29 июня 2012 года N 10/150369.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в пользу ООО "Рембыт" судебные расходы в размере 3000 (Три тысячи) рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Рембыт" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 10 декабря 2012 года N 307 государственную пошлину в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.01.2013 ПО ДЕЛУ N А55-25130/2012
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2013 г. по делу N А55-25130/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Оразовой Ж.К., с участием:
от ООО "Рембыт" - представителя Малкина А.А. (доверенность от 13 июня 2012 года),
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области - представителя Капаневой М.Г. (доверенность от 09 января 2013 года N 12-05/14),
рассмотрев в открытом судебном заседании 21-28 января 2013 года апелляционную жалобу ООО "Рембыт"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 декабря 2012 года по делу N А55-25130/2012 (судья Черномырдина Е.В.), принятое по заявлению ООО "Рембыт" (ОГРН 1076316007130, ИНН 6316124363), г. Самара, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными и отмене постановления от 23 июля 2012 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, предписания от 29 июня 2012 года N 10/150369,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Рембыт" (далее - ООО "Рембыт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Самарской области, административный орган) от 23 июля 2012 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), предписания от 29 июня 2012 года N 10/150369.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07 декабря 2012 года в удовлетворении заявленных требований ООО "Рембыт" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Рембыт" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, оспариваемые постановление и предписание отменить, административное производство в отношении ООО "Рембыт" прекратить, ссылаясь на отсутствие в его действиях нарушений законодательства.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Роспотребнадзора по Самарской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, заявление удовлетворить.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Самарской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 21 января 2013 года объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 28 января 2013 года, рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 28 января 2013 года.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и проведения административного расследования по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ в отношении ООО "Рембыт" послужило обращение потребителей (вход. N 1102-г от 14 мая 2012 года), проживающих по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 106, кв. 4, 9, 23, 31, 50, 59, 103, 108, 133, 154, 187, 194, 231 (л.д. 68).
В отношении ООО "Рембыт" административным органом 29 июня 2012 года в присутствии законного представителя общества составлен протокол N 10/112340 об административном правонарушении (л.д. 72).
Управление Роспотребнадзора по Самарской области выдало ООО "Рембыт" 29 июня 2012 года предписание N 10/150369, которым обществу предписано в срок до 29 сентября 2012 года прекратить нарушение требований п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства от 23 июля 2006 года N 307, (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), п. 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, (далее - Правила установления и определения нормативов) посредством приведения платежных документов на оплату услуг, выставляемых потребителям коммунальных услуг, проживающим по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 106, в соответствие с вышеуказанными нормами (л.д. 73)
Административным органом 23 июля 2012 года в присутствии законного представителя общества вынесено постановление N 10/122418 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым в отношении ООО "Рембыт" производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с малозначительностью правонарушения и ему объявлено устное замечание (л.д. 74 - 76).
В соответствии со ст. 40 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают: проведение мероприятий, связанных с контролем, - проверка соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам); выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам).
Согласно части 1 статьи 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Исходя из п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, принятые в соответствии с п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле (9) где:
- - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт-час);
- - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт-час);
- - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт-час);
- - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт-час);
- - тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт-час).
Из вышеприведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, только при отсутствии приборов учета.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно пп. "б" п. 7 Правил установления и определения нормативов (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения 14 мая 2012 года - начало действия редакции - 09 июня 2011 года; окончание действия редакции - 30 июня 2012 года) при выборе единицы измерения используются следующие показатели: в отношении электроснабжения - кВт-час на человека.
Однако данные Правила установления и определения нормативов подлежали применению только в случае отсутствия приборов учета.
Как видно из материалов дела, административным органом не было установлено, имеются ли приборы учета в вышеуказанном доме. На данное обстоятельство в оспариваемых постановлении и предписании Управления Роспотребнадзора по Самарской области не указано. Следовательно, административным органом данный вопрос не был исследован.
В материалы дела заявителем представлены доказательства, подтверждающие установку приборов учета для фиксации электроэнергии, потребленной в местах общего пользования (договор энергоснабжения от 01 апреля 2012 года N 1422 с приложениями (л.д. 16 - 40).
Кроме того, с 01 июля 2012 года (то есть на момент вынесения оспариваемого постановления и получения заявителем предписания Управления Роспотребнадзора по Самарской области) вступила в действие новая редакция пункта 7 Правил установления и определения нормативов, согласно которой: "При выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются следующие показатели: д) в отношении электроснабжения: в жилых помещениях - кВт-час на 1 человека; на общедомовые нужды - кВт-час на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме".
Таким образом, на момент принятия (выдачи заявителю) оспариваемых постановления и предписания Управления Роспотребнадзора по Самарской области правовые нормы, нарушение которых вменено в вину заявителю изменили свое содержание, в связи с чем у заявителя отсутствовали обязанности по выполнению несуществующих требований законодательства. При этом Управлению Роспотребнадзора по Самарской области не могло быть не известно об указанных изменениях законодательства, поскольку они были введены постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 года N 258, которое было опубликовано в "Собрании законодательства" 09 апреля 2012 года.
С учетом вышеизложенного арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, а также отсутствии правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания заявителю.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах оспариваемые постановление по делу об административном правонарушению и предписание Управления Роспотребнадзора по Самарской области являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя.
На основании п. 1, 2 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 07 декабря 2012 года следует отменить; принять новый судебный акт, которым заявление ООО "Рембыт" удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 23 июля 2012 года N 10/122418 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ. Признать недействительным предписание Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 29 июня 2012 года N 10/150369.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на Управление Роспотребнадзора по Самарской области. В этой связи следует взыскать с Управления Роспотребнадзора по Самарской области в пользу ООО "Рембыт" судебные расходы по уплате госпошлины в размере 3000 рублей, в том числе 2000 рублей - за подачу заявления, 1000 руб. - за подачу апелляционной жалобы.
Учитывая, что исходя из п. 3 и п. 12 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина за подачу апелляционной жалобы в данном случае составляет 1000 рублей, следует возвратить ООО "Рембыт" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 10 декабря 2012 года N 307 государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 10, 112, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 декабря 2012 года по делу N А55-25130/2012 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление ООО "Рембыт" удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области от 23 июля 2012 года N 10/122418 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ. Признать недействительным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области от 29 июня 2012 года N 10/150369.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в пользу ООО "Рембыт" судебные расходы в размере 3000 (Три тысячи) рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Рембыт" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 10 декабря 2012 года N 307 государственную пошлину в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)