Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Осиповой С.П., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лоренцсон Е.А.,
при участии:
от заявителя - ЗАО "Управляющая компания "Стандарт" (ОГРН 1036604023500, ИНН 6671141360): Томашов С.А., паспорт, доверенность от 09.01.2013,
от заинтересованного лица - Государственная жилищная инспекция Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564): не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - Кореневского Сергея Михайловича: Кореневский С.М., паспорт,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - ЗАО "Управляющая компания "Стандарт"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 февраля 2013 года
по делу N А60-49354/2012,
принятое судьей Хомяковой С.А.,
по заявлению ЗАО "Управляющая компания "Стандарт"
к Государственной жилищной инспекции Свердловской области
третье лицо: Кореневский С.М.
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Стандарт" (далее - ЗАО "УК "Стандарт", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - Инспекция, административный орган) от 09.11.2012 N 523 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.02.2013 (резолютивная часть объявлена 18.02.2013) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов обстоятельствам дела и недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.
В апелляционной жалобе ее податель приводит доводы об отсутствии события административного правонарушения, следовательно, состава административного правонарушения. Ссылается на то, что установленный ст. 27.8 КоАП РФ порядок осмотра административным органом не соблюден, поскольку осмотр проведен в отсутствие и без вызова представителя общества, в отсутствие понятых. Отсутствуют доказательства того, что сотрудник инспекции, проводивший обследование сайта, обладал специальными познаниями в области информационных технологий.
Представитель общества в судебном заседании поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Инспекция против доводов жалобы возражает по мотивам, изложенным в отзыве, состав правонарушения считает доказанным, полагает, что срок давности привлечения к ответственности составляет один год, поскольку совершено правонарушение в области защиты прав потребителей.
Представители заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебном заседании участие не принимали, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела судом.
В возражениях на отзыв общество приводит доводы о том, что Приказ Министерства регионального развития РФ от 24.11.2011 N 543 за неисполнение которого заявитель привлечен к административной ответственности, официально не опубликован и не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ. Ссылается на то, что общество не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Кореневский С.М. - третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебном заседании указал на законность и обоснованность судебного акта, отсутствие оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Поступившее в суд апелляционной инстанции ходатайство Кореневского С.М. о привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, подлежит отклонению, поскольку Кореневский С.М. привлечен судом первой инстанции к участию в деле в качестве указанного третьего лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании обращения гражданина Кореневского С.М., проживающего по <...>, г. Екатеринбург, о непредоставлении ЗАО "УК "Стандарт" информации о доходе (поступлении от жителей) и расходе (оплате поставщику услуг) денежных средств по статье коммунального ресурса "отопление" по многоквартирному жилому дому, административным органом проведено наблюдение и анализ по соблюдению ЗАО "УК "Стандарт" обязательных требований действующего законодательства РФ о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
В ходе систематического наблюдения и анализа информации на сайте общества установлено, что на официальном сайте ЗАО "УК "Стандарт" (http://www.ukstandart.ru) по состоянию на 24.10.2012 не раскрыта следующая информация:
- - в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации за период 2011 года не раскрыты сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирным домом (по данным раздельного учета доходов и расходов) в отношении жилого дома по ул. Волгоградская, 31/3 в г. Екатеринбурге;
- - в рамках информации о стоимости работ (услуг) управляющей организации по жилому дому по ул. Волгоградская, 31/3 в г. Екатеринбурге не раскрыта информация:
- а) о результатах выполнения работы (услуги);
- б) не раскрыта информация о стоимости каждой работы (услуги) в расчете на единиц) измерения (на 1 кв. м общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 погонный метр инженерных сетей, на 1 кв. м площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
На сайте, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, - http://www/minregion/ru по состоянию на 24.10.2012 не раскрыта информация:
- - общая информация об управляющей организации;
- - основные показатели финансово-хозяйственной деятельности;
- - сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- - сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- - сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, в том числе по жилому дому, расположенному в г. Екатеринбурге по ул. Волгоградская, 31/3, что является нарушением пунктов 3, 5, 8, 9 подпункта "в", пунктов 10, 11, 13 подпунктов "а" и "б", пункта 14 Стандарта раскрытия информации, организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. N 731.
По факту выявленных нарушений административным органом составлен акт о результатах систематического наблюдения и анализа информации от 24.10.2012 г. N 29-05-10-1334, протокол от 30.10.2012 г. N 497 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Постановлением административного органа от 09.11.2012 N 523 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения к административной ответственности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных Стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Управляющими организациями информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания); в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде (п. 5 Стандарта).
В соответствии с уставом ЗАО "УК "Стандарт" является юридическим лицом и осуществляет, в том числе такие виды деятельности, как управление недвижимым имуществом, управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда, выполнение работ, оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества зданий, в том числе содержание помещений общего пользования, земельных участков, конструктивных элементов, инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, организация предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в зданиях посредством заключения договоров с энергоснабжающими организациями и др. (п. 2.2).
Управляющая организация осуществляет деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров, заключенных в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Жилой дом по ул. Волгоградской, 31/3 в г. Екатеринбурге находится в управлении ЗАО "УК "Стандарт" на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома по ул. Волгоградской, 31/3 в г. Екатеринбурге по выбору способа управления многоквартирным домом от 25.05.2006 г., договора управления многоквартирным домом от 01.07.2006 г. N 10-563-0000.
В соответствии с договором управления многоквартирным домом управляющая компания принимает на себя функции по управлению общим имуществом многоквартирного дома, в котором находятся помещения собственников (п. 1.1); по поручению собственников совершает от своего имени и за их счет юридически значимые действия, в том числе заключает договоры на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений многоквартирного дома, на уборку общего имущества, в том числе помещений общего пользования и т.д. (п. 1.2).
Таким образом, ЗАО "УК "Стандарт" обязано размещать на своем официальном сайте и на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, информацию, предусмотренную Стандартом.
Довод заявителя о размещении им информации на своем официальном сайте в полном объеме правомерно отклонен судом первой инстанции, при этом суд обоснованно отметил, что положения Стандарта прямо указывают на необходимость раскрытия информации в отношении каждого многоквартирного дома.
Согласно п. 3 Стандарта управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию: общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В соответствии с п. 8 Стандарта в рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:
- а) фирменное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество руководителя управляющей организации или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
- б) реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации);
- в) почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления управляющей организации, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в сети Интернет и адрес электронной почты;
- г) режим работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб;
- д) перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них;
- е) перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления;
- ж) сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и(или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет.
В рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) (подп. "в" п. 9 Стандарта).
В рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения: а) услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491; б) услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); охрана подъезда; охрана коллективных автостоянок; учет собственников помещений в многоквартирном доме; иные услуги по управлению многоквартирным домом (п. 10 Стандарта).
В соответствии с п. 13 Стандарта информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать: описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
Размещение данной информации в отношении всех домов, находящихся в управлении управляющей организации, безотносительно к каждому конкретному дому, не отвечало бы целям размещения данной информации, необходимой, прежде всего, собственникам жилых помещений указанных многоквартирных домов для контролирования деятельности управляющей организации в части расходования денежных средств, перечисляемых собственниками в оплату коммунальных платежей.
Материалами дела подтверждается отсутствие на официальном сайте ЗАО "УК "Стандарт" (http://www.ukstandart.ru) по состоянию на 24.10.2012 г. указанной информации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 г. N 459 утверждены Изменения в Стандарт, согласно которым Министерство регионального развития Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который определяет официальный сайт в сети Интернет, предназначенный для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами и утверждает регламент раскрытия информации указанными организациями путем ее опубликования в сети Интернет.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24.11.2011 N 543 определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами - www.minregion.ru, Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 21.12.2011 г. N 591 утвержден Регламент раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет (далее - Регламент).
В соответствии с Регламентом Министерство регионального развития РФ размещает на сайте в режиме постоянного и свободного доступа ссылку на раздел для просмотра информации, а также для регистрации управляющих организаций и(или) скачивания программного продукта, позволяющего осуществить регистрацию и последующее опубликование информации посредством удаленного доступа, а также ссылку на раздел с контактной информацией службы технической поддержки сайта (п. 2 Регламента).
Для целей опубликования сведений, подлежащих раскрытию управляющей организацией, на сайте осуществляется автоматическая регистрация управляющих организаций путем присвоения им уникального цифрового (буквенного, знакового) регистрационного кода. Присвоение регистрационного кода управляющей организации, а также ее дальнейшая идентификация осуществляются на основании данных, направленных управляющей организацией на соответствующий сервер уполномоченного органа, которые должны содержать полное (если имеется, сокращенное) наименование, в том числе фирменное наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя; организационно-правовую форму юридического лица; адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом или место жительства индивидуального предпринимателя; дату государственной регистрации управляющей организации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; наименование органа, осуществившего государственную регистрацию управляющей организации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; основной государственный регистрационный номер; идентификационный номер налогоплательщика; коды по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций; коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности; фамилию, имя, отчество и телефон контактного лица, ответственного за взаимодействие с уполномоченным органом; адрес электронной почты управляющей организации (п. 3 Регламента).
В течение 24 часов после поступления на сервер уполномоченного органа вышеуказанных данных, направленных с использованием программного обеспечения, используемого для целей регистрации управляющих организаций на сайте, ввода, отправки, и опубликования информации, предоставляемого уполномоченным органом на безвозмездной основе (далее - программный продукт), осуществляется автоматическая регистрация управляющей организации путем присвоения регистрационного кода (п. 4 Регламента).
Управляющая организация с помощью программного продукта направляет информацию на соответствующий сервер уполномоченного органа для ее опубликования; прием данных и информации, направленных на соответствующий сервер уполномоченного органа, осуществляется ежедневно и круглосуточно (п. 6 Регламента).
В течение 12 часов с момента поступления информации на сервер уполномоченного органа на адрес электронной почты управляющей организации направляется автоматически созданное уведомление, подтверждающее получение информации уполномоченным органом (п. 7 Регламента).
Информация автоматически публикуется на сайте в течение 96 часов с момента ее направления управляющей организацией на соответствующий сервер уполномоченного органа (п. 8 Регламента).
При внесении изменений в размещенные сведения управляющая организация с использованием программного продукта направляет измененную информацию на соответствующий сервер уполномоченного органа в течение 7 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений; в этом случае информация автоматически публикуется на сайте (п. 9 Регламента).
При опубликовании информации в соответствии с данным Регламентом автоматически указываются дата и время ее направления управляющей организацией на соответствующий сервер уполномоченного органа, а также дата и время опубликования информации на сайте (п. 10 Регламента).
Информация публикуется на сайте в том виде, в каком она была направлена управляющей организацией на соответствующий сервер уполномоченного органа (п. 11 Регламента).
В случае технического или программного сбоя, вследствие которого данные, направленные управляющей организацией в соответствии с данным Регламентом, не могут быть размещены на соответствующем сервере уполномоченного органа, управляющим организациям, зарегистрированным в порядке, предусмотренном Регламента, на адреса электронной почты автоматически направляется уведомление о таком сбое, времени, необходимом для его устранения и необходимости повторного направления данных (п. 12 Регламента).
Таким образом, Регламентом установлена процедура передачи организациями, управляющими многоквартирными домами, информации о своей деятельности на специальный сайт в сети Интернет, т.е. Регламентом предусмотрено, что на вышеуказанном сайте будет размещаться ссылка на раздел, с помощью которого управляющие организации смогут скачать программный продукт, позволяющий осуществить регистрацию и последующее опубликование информации посредством удаленного доступа.
Материалами дела подтверждается также отсутствие по состоянию на 24.10.2012 г. на сайте www.minregion.ru размещения ЗАО "УК "Стандарт" предусмотренной Стандартом информации.
Довод заявителя о том, что указанный сайт находится в тестовом режиме и размещение на нем информации невозможно, правомерно не принят судом первой инстанции во внимание, как не подтвержденный материалами дела. Доказательств невозможности размещения информации на данном сайте заявителем суду не представлено. Заявитель также не представил доказательств того, что он обращался в контролирующие органы по поводу невозможности размещения данной информации.
Факт нарушения обществом ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, пунктов 3, 5, 8, 9 подпункта "в", пунктов 10, 11, 13 подпунктов "а" и "б", пункта 14 Стандарта раскрытия информации подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Таким образом, наличие события вменяемого административного правонарушения в действиях общества доказано. Соответствующие доводы апеллятора подлежат отклонению.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В деле не имеется доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства, что свидетельствует о виновности данного юридического лица в совершении правонарушения.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, является обоснованным.
Ссылка апеллятора на то, что Приказ Министерства регионального развития РФ от 24.11.2011 N 543, за неисполнение которого заявитель привлечен к административной ответственности, не подлежит применению, поскольку официально не опубликован и не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, несостоятельна.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (далее - Правила), а также установлено, что разъяснения о применении указанных Правил дает Министерство юстиции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 Правил государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Вместе с тем, в силу пункта 15 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста РФ от 04.05.2007 N 88, не подлежат представлению на государственную регистрацию, среди прочих, акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав положения Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 24.11.2011 N 543 "Об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", приходит к выводу о том, что данный Приказ фактически является актом организационного характера и не содержит новых правовых норм, а лишь обеспечивает исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", в связи с чем не подлежит государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом первой и апелляционной инстанций не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу была предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом.
Ссылка апеллятора об отсутствии надлежащего извещения общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не принимается судом апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что письмо от 29.10.2012 о необходимости явиться на составление протокола об административном правонарушении 30.10.2012 к 10 час. 00 мин. направлено в адрес общества посредством факсимильной связи по тел. 243-09-03. Указанное письмо получено секретарем общества Янгель Н.Г., зарегистрировано 29.10.2012 с присвоением входящего номера (т. 2 л.д. 19, 20 оборот). Принадлежность указанного телефона обществу апеллятором не оспаривается и подтверждается соответствующими документами общества.
При этом заявителем документально не опровергнуто и не доказано, что при наличии указанных выше обстоятельств ему не было известно о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции находит подлежащими отклонению доводы апеллятора, что установленный ст. 27.8 КоАП РФ порядок осмотра административным органом не соблюден, поскольку осмотр проведен в отсутствие и без вызова представителя общества, в отсутствие понятых, об отсутствии доказательств того, что сотрудник инспекции, проводивший обследование сайта, обладал специальными познаниями в области информационных технологий.
В силу с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Порядок осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, установлен Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.04.2012 N 162 (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 данного Приказа указанный Порядок определяет процедуру осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
На основании пункта 4 Порядка контроль осуществляется в следующих формах: а) систематическое наблюдение и анализ информации применительно к подпунктам "а"-"г" пункта 3 настоящего Порядка; б) проведение плановых и внеплановых проверок.
Согласно подп. "а"-"г" пункта 3 Порядка контроль осуществляется в отношении: а) факта раскрытия информации; б) источника опубликования информации; в) сроков и периодичности раскрытия информации; г) полноты раскрытия информации.
На основании подп. "б" пункта 5 Порядка в случае выявления допущенных управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом и иным специализированным потребительским кооперативом нарушений стандарта раскрытия информации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляет мониторинг устранения выявленных нарушений.
Контроль в отношении факта раскрытия информации, сроков и периодичности раскрытия информации, полноты раскрытия информации осуществляется в силу пункта 3 и пункта 4 Порядка в форме систематического наблюдения и анализа информации.
При этом Порядок не устанавливает обязательных требований к присутствию лица, в отношении которого проводится систематическое наблюдение, привлечению лиц, обладающих специальными познаниями, и направлению акта о результатах систематического наблюдения и анализа информации лицу, в отношении которого осуществлялись контрольные мероприятия.
В рассматриваемом случае контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации обществом, осуществляющим управление многоквартирными домами, осуществлялся Инспекцией в форме систематического наблюдения и анализа информации.
По результатам проверки в отношении факта раскрытия информации, сроков и полноты раскрытия информации, проведенной в форме анализа информации, в том числе путем мониторинга сайта управляющей компании и сайта, определенного Приказом Министерства регионального развития РФ от 24.11.2011 N 543, составлен акт о результатах систематического наблюдения и анализа информации от 24.10.2012 (л.д. 21).
Привлечение специалиста в данном случае не требуется, поскольку информация, подлежащая раскрытию, должна быть доступна потребителю, не обладающему специальными познаниями в области компьютерной технологии, а являющимся лишь простым его пользователем.
Согласно п. 1, п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, заместителем начальника отдела организации и координации контроля Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области Ахмедовой Э.В. 24.10.2012 в ходе осуществления контроля за соблюдением Стандарта, в пределах предоставленных полномочий, непосредственно обнаружено нарушение ЗАО УК "Стандарт" обязательных требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, что послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
Осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, принадлежащих юридическому лицу, как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренная ст. 27.8 КоАП РФ, не производился. Фактически проводилось наблюдение и анализ информации на сайтах, к которым имеется публичный доступ.
По своему содержанию акт о результатах систематического наблюдения и анализа информации от 24.10.2012 является документом, который составлен до возбуждения дела об административном правонарушении и который фиксирует обнаруженный факт. Специальных требований к такому акту закон не предъявляет. Следовательно, предусмотренный ст. 27.8 КоАП РФ порядок проведения осмотра в данном случае не применяется.
Таким образом, оснований для отмены оспариваемого постановления о привлечении Общества к административной ответственности не имеется, следовательно, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При данных обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 февраля 2013 года по делу N А60-49354/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ЗАО "Управляющая компания "Стандарт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
С.П.ОСИПОВА
Е.Ю.ЯСИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.05.2013 N 17АП-3251/2013-АК ПО ДЕЛУ N А60-49354/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2013 г. N 17АП-3251/2013-АК
Дело N А60-49354/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Осиповой С.П., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лоренцсон Е.А.,
при участии:
от заявителя - ЗАО "Управляющая компания "Стандарт" (ОГРН 1036604023500, ИНН 6671141360): Томашов С.А., паспорт, доверенность от 09.01.2013,
от заинтересованного лица - Государственная жилищная инспекция Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564): не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - Кореневского Сергея Михайловича: Кореневский С.М., паспорт,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - ЗАО "Управляющая компания "Стандарт"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 февраля 2013 года
по делу N А60-49354/2012,
принятое судьей Хомяковой С.А.,
по заявлению ЗАО "Управляющая компания "Стандарт"
к Государственной жилищной инспекции Свердловской области
третье лицо: Кореневский С.М.
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Стандарт" (далее - ЗАО "УК "Стандарт", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - Инспекция, административный орган) от 09.11.2012 N 523 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.02.2013 (резолютивная часть объявлена 18.02.2013) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов обстоятельствам дела и недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.
В апелляционной жалобе ее податель приводит доводы об отсутствии события административного правонарушения, следовательно, состава административного правонарушения. Ссылается на то, что установленный ст. 27.8 КоАП РФ порядок осмотра административным органом не соблюден, поскольку осмотр проведен в отсутствие и без вызова представителя общества, в отсутствие понятых. Отсутствуют доказательства того, что сотрудник инспекции, проводивший обследование сайта, обладал специальными познаниями в области информационных технологий.
Представитель общества в судебном заседании поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Инспекция против доводов жалобы возражает по мотивам, изложенным в отзыве, состав правонарушения считает доказанным, полагает, что срок давности привлечения к ответственности составляет один год, поскольку совершено правонарушение в области защиты прав потребителей.
Представители заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебном заседании участие не принимали, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела судом.
В возражениях на отзыв общество приводит доводы о том, что Приказ Министерства регионального развития РФ от 24.11.2011 N 543 за неисполнение которого заявитель привлечен к административной ответственности, официально не опубликован и не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ. Ссылается на то, что общество не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Кореневский С.М. - третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебном заседании указал на законность и обоснованность судебного акта, отсутствие оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Поступившее в суд апелляционной инстанции ходатайство Кореневского С.М. о привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, подлежит отклонению, поскольку Кореневский С.М. привлечен судом первой инстанции к участию в деле в качестве указанного третьего лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании обращения гражданина Кореневского С.М., проживающего по <...>, г. Екатеринбург, о непредоставлении ЗАО "УК "Стандарт" информации о доходе (поступлении от жителей) и расходе (оплате поставщику услуг) денежных средств по статье коммунального ресурса "отопление" по многоквартирному жилому дому, административным органом проведено наблюдение и анализ по соблюдению ЗАО "УК "Стандарт" обязательных требований действующего законодательства РФ о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
В ходе систематического наблюдения и анализа информации на сайте общества установлено, что на официальном сайте ЗАО "УК "Стандарт" (http://www.ukstandart.ru) по состоянию на 24.10.2012 не раскрыта следующая информация:
- - в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации за период 2011 года не раскрыты сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирным домом (по данным раздельного учета доходов и расходов) в отношении жилого дома по ул. Волгоградская, 31/3 в г. Екатеринбурге;
- - в рамках информации о стоимости работ (услуг) управляющей организации по жилому дому по ул. Волгоградская, 31/3 в г. Екатеринбурге не раскрыта информация:
- а) о результатах выполнения работы (услуги);
- б) не раскрыта информация о стоимости каждой работы (услуги) в расчете на единиц) измерения (на 1 кв. м общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 погонный метр инженерных сетей, на 1 кв. м площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
На сайте, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, - http://www/minregion/ru по состоянию на 24.10.2012 не раскрыта информация:
- - общая информация об управляющей организации;
- - основные показатели финансово-хозяйственной деятельности;
- - сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- - сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- - сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, в том числе по жилому дому, расположенному в г. Екатеринбурге по ул. Волгоградская, 31/3, что является нарушением пунктов 3, 5, 8, 9 подпункта "в", пунктов 10, 11, 13 подпунктов "а" и "б", пункта 14 Стандарта раскрытия информации, организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. N 731.
По факту выявленных нарушений административным органом составлен акт о результатах систематического наблюдения и анализа информации от 24.10.2012 г. N 29-05-10-1334, протокол от 30.10.2012 г. N 497 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Постановлением административного органа от 09.11.2012 N 523 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения к административной ответственности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных Стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Управляющими организациями информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания); в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде (п. 5 Стандарта).
В соответствии с уставом ЗАО "УК "Стандарт" является юридическим лицом и осуществляет, в том числе такие виды деятельности, как управление недвижимым имуществом, управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда, выполнение работ, оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества зданий, в том числе содержание помещений общего пользования, земельных участков, конструктивных элементов, инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, организация предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в зданиях посредством заключения договоров с энергоснабжающими организациями и др. (п. 2.2).
Управляющая организация осуществляет деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров, заключенных в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Жилой дом по ул. Волгоградской, 31/3 в г. Екатеринбурге находится в управлении ЗАО "УК "Стандарт" на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома по ул. Волгоградской, 31/3 в г. Екатеринбурге по выбору способа управления многоквартирным домом от 25.05.2006 г., договора управления многоквартирным домом от 01.07.2006 г. N 10-563-0000.
В соответствии с договором управления многоквартирным домом управляющая компания принимает на себя функции по управлению общим имуществом многоквартирного дома, в котором находятся помещения собственников (п. 1.1); по поручению собственников совершает от своего имени и за их счет юридически значимые действия, в том числе заключает договоры на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений многоквартирного дома, на уборку общего имущества, в том числе помещений общего пользования и т.д. (п. 1.2).
Таким образом, ЗАО "УК "Стандарт" обязано размещать на своем официальном сайте и на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, информацию, предусмотренную Стандартом.
Довод заявителя о размещении им информации на своем официальном сайте в полном объеме правомерно отклонен судом первой инстанции, при этом суд обоснованно отметил, что положения Стандарта прямо указывают на необходимость раскрытия информации в отношении каждого многоквартирного дома.
Согласно п. 3 Стандарта управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию: общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В соответствии с п. 8 Стандарта в рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:
- а) фирменное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество руководителя управляющей организации или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
- б) реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации);
- в) почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления управляющей организации, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в сети Интернет и адрес электронной почты;
- г) режим работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб;
- д) перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них;
- е) перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления;
- ж) сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и(или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет.
В рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) (подп. "в" п. 9 Стандарта).
В рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения: а) услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491; б) услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); охрана подъезда; охрана коллективных автостоянок; учет собственников помещений в многоквартирном доме; иные услуги по управлению многоквартирным домом (п. 10 Стандарта).
В соответствии с п. 13 Стандарта информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать: описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
Размещение данной информации в отношении всех домов, находящихся в управлении управляющей организации, безотносительно к каждому конкретному дому, не отвечало бы целям размещения данной информации, необходимой, прежде всего, собственникам жилых помещений указанных многоквартирных домов для контролирования деятельности управляющей организации в части расходования денежных средств, перечисляемых собственниками в оплату коммунальных платежей.
Материалами дела подтверждается отсутствие на официальном сайте ЗАО "УК "Стандарт" (http://www.ukstandart.ru) по состоянию на 24.10.2012 г. указанной информации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 г. N 459 утверждены Изменения в Стандарт, согласно которым Министерство регионального развития Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который определяет официальный сайт в сети Интернет, предназначенный для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами и утверждает регламент раскрытия информации указанными организациями путем ее опубликования в сети Интернет.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24.11.2011 N 543 определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами - www.minregion.ru, Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 21.12.2011 г. N 591 утвержден Регламент раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет (далее - Регламент).
В соответствии с Регламентом Министерство регионального развития РФ размещает на сайте в режиме постоянного и свободного доступа ссылку на раздел для просмотра информации, а также для регистрации управляющих организаций и(или) скачивания программного продукта, позволяющего осуществить регистрацию и последующее опубликование информации посредством удаленного доступа, а также ссылку на раздел с контактной информацией службы технической поддержки сайта (п. 2 Регламента).
Для целей опубликования сведений, подлежащих раскрытию управляющей организацией, на сайте осуществляется автоматическая регистрация управляющих организаций путем присвоения им уникального цифрового (буквенного, знакового) регистрационного кода. Присвоение регистрационного кода управляющей организации, а также ее дальнейшая идентификация осуществляются на основании данных, направленных управляющей организацией на соответствующий сервер уполномоченного органа, которые должны содержать полное (если имеется, сокращенное) наименование, в том числе фирменное наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя; организационно-правовую форму юридического лица; адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом или место жительства индивидуального предпринимателя; дату государственной регистрации управляющей организации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; наименование органа, осуществившего государственную регистрацию управляющей организации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; основной государственный регистрационный номер; идентификационный номер налогоплательщика; коды по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций; коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности; фамилию, имя, отчество и телефон контактного лица, ответственного за взаимодействие с уполномоченным органом; адрес электронной почты управляющей организации (п. 3 Регламента).
В течение 24 часов после поступления на сервер уполномоченного органа вышеуказанных данных, направленных с использованием программного обеспечения, используемого для целей регистрации управляющих организаций на сайте, ввода, отправки, и опубликования информации, предоставляемого уполномоченным органом на безвозмездной основе (далее - программный продукт), осуществляется автоматическая регистрация управляющей организации путем присвоения регистрационного кода (п. 4 Регламента).
Управляющая организация с помощью программного продукта направляет информацию на соответствующий сервер уполномоченного органа для ее опубликования; прием данных и информации, направленных на соответствующий сервер уполномоченного органа, осуществляется ежедневно и круглосуточно (п. 6 Регламента).
В течение 12 часов с момента поступления информации на сервер уполномоченного органа на адрес электронной почты управляющей организации направляется автоматически созданное уведомление, подтверждающее получение информации уполномоченным органом (п. 7 Регламента).
Информация автоматически публикуется на сайте в течение 96 часов с момента ее направления управляющей организацией на соответствующий сервер уполномоченного органа (п. 8 Регламента).
При внесении изменений в размещенные сведения управляющая организация с использованием программного продукта направляет измененную информацию на соответствующий сервер уполномоченного органа в течение 7 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений; в этом случае информация автоматически публикуется на сайте (п. 9 Регламента).
При опубликовании информации в соответствии с данным Регламентом автоматически указываются дата и время ее направления управляющей организацией на соответствующий сервер уполномоченного органа, а также дата и время опубликования информации на сайте (п. 10 Регламента).
Информация публикуется на сайте в том виде, в каком она была направлена управляющей организацией на соответствующий сервер уполномоченного органа (п. 11 Регламента).
В случае технического или программного сбоя, вследствие которого данные, направленные управляющей организацией в соответствии с данным Регламентом, не могут быть размещены на соответствующем сервере уполномоченного органа, управляющим организациям, зарегистрированным в порядке, предусмотренном Регламента, на адреса электронной почты автоматически направляется уведомление о таком сбое, времени, необходимом для его устранения и необходимости повторного направления данных (п. 12 Регламента).
Таким образом, Регламентом установлена процедура передачи организациями, управляющими многоквартирными домами, информации о своей деятельности на специальный сайт в сети Интернет, т.е. Регламентом предусмотрено, что на вышеуказанном сайте будет размещаться ссылка на раздел, с помощью которого управляющие организации смогут скачать программный продукт, позволяющий осуществить регистрацию и последующее опубликование информации посредством удаленного доступа.
Материалами дела подтверждается также отсутствие по состоянию на 24.10.2012 г. на сайте www.minregion.ru размещения ЗАО "УК "Стандарт" предусмотренной Стандартом информации.
Довод заявителя о том, что указанный сайт находится в тестовом режиме и размещение на нем информации невозможно, правомерно не принят судом первой инстанции во внимание, как не подтвержденный материалами дела. Доказательств невозможности размещения информации на данном сайте заявителем суду не представлено. Заявитель также не представил доказательств того, что он обращался в контролирующие органы по поводу невозможности размещения данной информации.
Факт нарушения обществом ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, пунктов 3, 5, 8, 9 подпункта "в", пунктов 10, 11, 13 подпунктов "а" и "б", пункта 14 Стандарта раскрытия информации подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Таким образом, наличие события вменяемого административного правонарушения в действиях общества доказано. Соответствующие доводы апеллятора подлежат отклонению.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В деле не имеется доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства, что свидетельствует о виновности данного юридического лица в совершении правонарушения.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, является обоснованным.
Ссылка апеллятора на то, что Приказ Министерства регионального развития РФ от 24.11.2011 N 543, за неисполнение которого заявитель привлечен к административной ответственности, не подлежит применению, поскольку официально не опубликован и не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, несостоятельна.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (далее - Правила), а также установлено, что разъяснения о применении указанных Правил дает Министерство юстиции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 Правил государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Вместе с тем, в силу пункта 15 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста РФ от 04.05.2007 N 88, не подлежат представлению на государственную регистрацию, среди прочих, акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав положения Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 24.11.2011 N 543 "Об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", приходит к выводу о том, что данный Приказ фактически является актом организационного характера и не содержит новых правовых норм, а лишь обеспечивает исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", в связи с чем не подлежит государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом первой и апелляционной инстанций не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу была предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом.
Ссылка апеллятора об отсутствии надлежащего извещения общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не принимается судом апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что письмо от 29.10.2012 о необходимости явиться на составление протокола об административном правонарушении 30.10.2012 к 10 час. 00 мин. направлено в адрес общества посредством факсимильной связи по тел. 243-09-03. Указанное письмо получено секретарем общества Янгель Н.Г., зарегистрировано 29.10.2012 с присвоением входящего номера (т. 2 л.д. 19, 20 оборот). Принадлежность указанного телефона обществу апеллятором не оспаривается и подтверждается соответствующими документами общества.
При этом заявителем документально не опровергнуто и не доказано, что при наличии указанных выше обстоятельств ему не было известно о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции находит подлежащими отклонению доводы апеллятора, что установленный ст. 27.8 КоАП РФ порядок осмотра административным органом не соблюден, поскольку осмотр проведен в отсутствие и без вызова представителя общества, в отсутствие понятых, об отсутствии доказательств того, что сотрудник инспекции, проводивший обследование сайта, обладал специальными познаниями в области информационных технологий.
В силу с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Порядок осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, установлен Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.04.2012 N 162 (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 данного Приказа указанный Порядок определяет процедуру осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
На основании пункта 4 Порядка контроль осуществляется в следующих формах: а) систематическое наблюдение и анализ информации применительно к подпунктам "а"-"г" пункта 3 настоящего Порядка; б) проведение плановых и внеплановых проверок.
Согласно подп. "а"-"г" пункта 3 Порядка контроль осуществляется в отношении: а) факта раскрытия информации; б) источника опубликования информации; в) сроков и периодичности раскрытия информации; г) полноты раскрытия информации.
На основании подп. "б" пункта 5 Порядка в случае выявления допущенных управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом и иным специализированным потребительским кооперативом нарушений стандарта раскрытия информации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляет мониторинг устранения выявленных нарушений.
Контроль в отношении факта раскрытия информации, сроков и периодичности раскрытия информации, полноты раскрытия информации осуществляется в силу пункта 3 и пункта 4 Порядка в форме систематического наблюдения и анализа информации.
При этом Порядок не устанавливает обязательных требований к присутствию лица, в отношении которого проводится систематическое наблюдение, привлечению лиц, обладающих специальными познаниями, и направлению акта о результатах систематического наблюдения и анализа информации лицу, в отношении которого осуществлялись контрольные мероприятия.
В рассматриваемом случае контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации обществом, осуществляющим управление многоквартирными домами, осуществлялся Инспекцией в форме систематического наблюдения и анализа информации.
По результатам проверки в отношении факта раскрытия информации, сроков и полноты раскрытия информации, проведенной в форме анализа информации, в том числе путем мониторинга сайта управляющей компании и сайта, определенного Приказом Министерства регионального развития РФ от 24.11.2011 N 543, составлен акт о результатах систематического наблюдения и анализа информации от 24.10.2012 (л.д. 21).
Привлечение специалиста в данном случае не требуется, поскольку информация, подлежащая раскрытию, должна быть доступна потребителю, не обладающему специальными познаниями в области компьютерной технологии, а являющимся лишь простым его пользователем.
Согласно п. 1, п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, заместителем начальника отдела организации и координации контроля Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области Ахмедовой Э.В. 24.10.2012 в ходе осуществления контроля за соблюдением Стандарта, в пределах предоставленных полномочий, непосредственно обнаружено нарушение ЗАО УК "Стандарт" обязательных требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, что послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
Осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, принадлежащих юридическому лицу, как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренная ст. 27.8 КоАП РФ, не производился. Фактически проводилось наблюдение и анализ информации на сайтах, к которым имеется публичный доступ.
По своему содержанию акт о результатах систематического наблюдения и анализа информации от 24.10.2012 является документом, который составлен до возбуждения дела об административном правонарушении и который фиксирует обнаруженный факт. Специальных требований к такому акту закон не предъявляет. Следовательно, предусмотренный ст. 27.8 КоАП РФ порядок проведения осмотра в данном случае не применяется.
Таким образом, оснований для отмены оспариваемого постановления о привлечении Общества к административной ответственности не имеется, следовательно, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При данных обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 февраля 2013 года по делу N А60-49354/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ЗАО "Управляющая компания "Стандарт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
С.П.ОСИПОВА
Е.Ю.ЯСИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)