Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 27.08.2013 ПО ДЕЛУ N А27-1023/2013

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2013 г. по делу N А27-1023/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Новоселова В.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Тепловые сети" на решение от 16.05.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судьи Смычкова Ж.Г., Власов В.В., Обухова Г.П.) по делу N А27-1023/2013 по заявлению закрытого акционерного общества "Тепловые сети" (652848, Кемеровская область, город Мыски, улица Кутузова, 25, ИНН 4215009184, ОГРН 1024201428503) к Мысковскому городскому Совету народных депутатов (652840, Кемеровская область, город Мыски, улица Серафимовича, 4, ИНН 4215005648, ОГРН 1024201427997) об оспаривании нормативного правового акта.
Другое лицо, участвующее в деле: прокуратура Кемеровской области.
Суд

установил:

Закрытое акционерное общество "Тепловые сети" (далее - ЗАО "Тепловые сети", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлениями о признании недействующими решений Мысковского городского Совета народных депутатов от 23.12.2010 N 89-н и от 24.05.2012 N 26-н "О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом".
Решением от 16.05.2013 Арбитражного суда Кемеровской области решение Мысковского городского Совета народных депутатов N 26-н от 24.05.2012 "О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом" признано соответствующим статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 30.12.2004 N 210 ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", постановлению Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 467 "Об утверждении Правил осуществления государственного контроля за применением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги", постановлению Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 28.10.2010 N 35 "Об утверждении Порядка приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами".
В остальной части заявленных требований производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе ЗАО "Тепловые сети", ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить указанный судебный акт и принять новое решение.
По мнению заявителя, оспариваемые им нормативные правовые акты не соответствуют требованиями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 6.1 части 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", пункту 1.2 постановления Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 28.10.2010 N 35 "Об утверждении Порядка приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами".
ЗАО "Тепловые сети" полагает, что Мысковский городской Совет народных депутатов вышел за рамки своей компетенции, поскольку Уставом Мысковского городского округа не предусмотрены полномочия городского Совета народных депутатов на пересмотр, приведение и установление размера платы, подлежащей внесению гражданами за коммунальные услуги отопление и горячее водоснабжение; оспариваемые решения нарушают права и интересы заявителя в области экономической и предпринимательской деятельности; размер платы определен с нарушением расчета размера платы за коммунальные услуги, установленного приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура Кемеровской области, соглашаясь с выводами Арбитражного суда Кемеровской области, просит оставить обжалуемый ЗАО "Тепловые сети" судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
От Мысковского городского Совета народных депутатов отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ЗАО "Тепловые сети" заключены договоры оказания услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения с жителями индивидуального жилого фонда и гражданами, проживающими в многоквартирных домах, в которых избран способ управления - непосредственное управление.
При этом расчеты за поставленный коммунальный ресурс между ЗАО "Тепловые сети" и абонентами осуществлялись на основании размера платы за коммунальные ресурсы, установленного для граждан решениями Мысковского городского Совета народных депутатов от 23.12.2010 N 89-н и от 24.05.2012 N 26-н "О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом" и составляющего для микрорайона жилой застройки ТУ ТРЭС в период с 01.01.2012 по 01.07.2012-467,55 руб. /Гкал, с 01.07.2012-523,65 руб. /Гкал за тепловую энергию, 230,17 руб. /куб. м и 33,79 руб. /куб. м - за горячее водоснабжение.
Полагая, что оспариваемые решения Мысковского городского Совета народных депутатов не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы заявителя в области экономической и предпринимательской деятельности, ЗАО "Тепловые сети" обратилось в арбитражный суд с заявлениями о признании этих нормативных правовых актов недействующими.
В обоснование заявленных требований ЗАО "Тепловые сети" указало на несоответствие оспариваемых нормативных правовых актов статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 6.1 части 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", пункту 1.2 постановления Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 28.10.2010 N 35 "Об утверждении Порядка приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами"; на отсутствие у Мысковского городского Совета народных депутатов полномочий по пересмотру, приведению и установлению размера платы, подлежащей внесению гражданами за коммунальные услуги, отопление и горячее водоснабжение; на определение размера платы с нарушением расчета размера платы за коммунальные услуги, установленного приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что статьями 7, 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" определены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Из содержания статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (действовавшей до 01.01.2012, далее - Закон N 184-ФЗ) установлено, что размер платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано и размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьями 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей.
В последующем порядок приведения размера платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений в соответствие с предельными индексами изменения размера плат за коммунальные услуги установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 467 "Об утверждении Правил осуществления государственного контроля за применением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги".
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации наделен правами: запрашивать и получать у органа местного самоуправления информацию и иные необходимые сведения по вопросам применения предельных индексов для соответствующего муниципального образования; осуществлять сбор информации о соответствии размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексам, установленным для соответствующего муниципального образования; выдавать предписание органу местного самоуправления о приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами, установленными для соответствующего муниципального образования (часть 7.6 статьи 6 Закона N 184-ФЗ).
Порядок приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Кемеровской области утвержден постановлением Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 28.10.2010 N 35 (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 Порядка предусмотрен механизм приведения уполномоченными органами местного самоуправления размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным индексом изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленным для соответствующего муниципального образования Кемеровской области Департаментом цен и тарифов Кемеровской области в случае если увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги превышает соответствующий предельный индекс.
В случае, если изменение размера платы граждан за коммунальные услуги превышает установленный для муниципального образования предельный индекс, орган местного самоуправления в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу нормативно правового акта Департамента цен и тарифов Кемеровской области об установлении предельных индексов, принимает решение в виде нормативно правового акта о приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом (пункт 2.2 Порядка).
Следовательно, полномочия Мысковского городского Совета народных депутатов по приведению размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги предусмотрены как статьей 32 Устава Мысковского городского округа, так и постановлением Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 28.10.2010 N 35 "Об утверждении Порядка приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами".
Предельные индексы роста размера платы граждан на 2012 год за коммунальные услуги установлены постановлением Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 04.05.2012 N 36 "Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2012 год по муниципальным образованиям Кемеровской области".
При проведении проверки правильности применения предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальному образованию Мысковский городской округ Департамент цен и тарифов администрации Кемеровской области не установил нарушений действующего Порядка.
Судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка доводам ЗАО "Тепловые сети" о несоответствии решения Мысковского городского Совета народных депутатов N 26-н от 24.05.2012 статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 30.12.2004 N 210 ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", постановлению Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 467 "Об утверждении Правил осуществления государственного контроля за применением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги", постановлению Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 28.10.2010 N 35 "Об утверждении Порядка приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами".
Поскольку на дату обращения заявителя в арбитражный суд решение Мысковского городского Совета народных депутатов от 23.12.2010 N 89-п утратило силу и применению не подлежало, а ЗАО "Тепловые сети" не обосновало требование о признании этого нормативного правового акта недействующим ссылкой на нарушение своих прав и охраняемых законом интересов, суд правомерно прекратил в этой части производство по делу.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 16.05.2013 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1023/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.И.ИЛЬИН

Судьи
В.И.НОВОСЕЛОВ
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)