Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис-Плюс": представитель не явился;
- от Государственной жилищной инспекции Администрации Магаданской области: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис-Плюс"
на решение от 02.04.2013
по делу N А37-4134/2012
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Минеевой А.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" (ОГРН 1074910000901, ИНН 4909093916)
к Государственной жилищной инспекции Администрации Магаданской области (ОГРН 1064910031097, ИНН 4909089797)
о признании незаконным и отмене постановления N 90 от 04.12.2012 по делу об административном правонарушении
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" (далее - ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 90 от 04.12.2012 Государственной жилищной инспекции Администрации Магаданской области (далее - административный орган, жилинспекция) по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решение суда первой инстанции от 02.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, Общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Жилинспекция в отзыве на жалобу отклонила позицию заявителя жалобы, просило решение суда оставить без изменения, заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 02.09.2011 Бондаренко Ольга Владимировна, собственник квартиры N 13 в доме N 10 по ул. Вострецова г. Магадана, обратилась в ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" с заявкой на протечку кровли и проведение капитального ремонта кровли указанного многоквартирного жилого дома.
11.09.2012 в Государственную жилищную инспекцию поступило обращение Бондаренко О.В., собственника квартиры N 13 в доме N 10 по ул. Вострецова г. Магадана, с жалобой на бездействие ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" по восстановлению исправного состояния кровли (крыши) указанного дома.
При рассмотрении вышеназванного обращения и прилагаемых к нему документов, жилинспекцией установлено, что 03.10.2011, после первого обращения Бондаренко О.В., ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" осмотрел кровлю, установил необходимость проведения ремонтных работ кровли, о чем был составлен акт.
Из содержания указанного акта от 03.10 2012 следует, что на кровле (крыше) над квартирой заявителя Бондаренко О.В. имеются трещины, сколы, отслоение примыканий по вентиляционной шахте и требуются ремонтные работы кровли.
Кроме того административным органом установлено, что ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" не рассмотрело заявки на неисправность конструкций кровли в день их поступления, не позднее, чем на следующий день не организовало их устранение. При этом о принятых решениях, в тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время (более 1 суток) или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, заявителю Бондаренко О.В. Общество не сообщило, при этом исправное состояние кровли не обеспечило, что является нарушением пункта 2.2.6 и 4.6.1.1 МДК 2.03.2003.
17.10.2012 в связи с выявлением административного правонарушения, выразившегося в нарушении лицом, ответственным за содержание общего имущества многоквартирного дома, Правил N 170 (МДК 2-03.2003) и Правил N 491, за которое предусмотрена административная ответственность по статье 7.22 КоАП РФ, в адрес ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" в приложении к сопроводительному письму (исх. N 1840) жилинспекцией направлено уведомление N 130 от 16.10.2012 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, которое получено Обществом 17.10.2012, что подтверждается штампом входящего ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" N 545 на указанном письме.
25.10.2012 государственным жилищным инспектором в отсутствие представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола, по фактам установленных нарушений указанных Правил и норм в отношении ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" был составлен протокол N 93 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Копия данного протокола направлена жилинспекцией в адрес ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" в приложении к письму (исх. N 1923 от 25.10.2012) и получена Обществом 25.10.2012, что подтверждается штампом входящего N 566 от 25.10.2012 на указанном письме.
Определением N 151 от 06.11.2012 жилинспекция назначила время и место рассмотрения дела об административном правонарушении (на 20.11.2012 в 16 час. 00 мин.), копия которого направлена в адрес ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" в приложении к письму (исх. N 2018 от 06.11.2012) и получена Обществом 06.11.2012, что подтверждается штампом входящего N 595 от 06.11.2012 на указанном письме.
Определением N 169 от 20.11.2012 жилинспекция, в связи с необходимостью истребования у ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" дополнительных документов, отложила рассмотрение дела об административном правонарушении на 04.12.2012 в 15 часов 00 минут, копия которого направлена в адрес ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" в приложении к письму (исх. N 2158 от 26.11.2012) и получена Обществом 27.11.2012, что подтверждается штампом входящего N 635 от 27.11.2012 на указанном письме.
04.12.2012 начальником жилинспекции, в отсутствие представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, вынесено постановление N 90 по делу об административном правонарушении, которым ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Копия указанного постановления направлена ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" в приложении к сопроводительному письму от 14.12.2012 N 2284 и получена Обществом 18.12.2012, что подтверждается штампом входящего N 678 от 18.12.2012 на указанном письме.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, который отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Субъектом административного правонарушения может являться лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), то есть собственник жилого фонда, либо лицо, владеющее жилищным фондом на ином вещном праве (праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления), либо лицо, которому жилищный фонд передан по договорам о передаче имущества, либо по договорам по управлению жилищным фондом и организации оказания жилищных услуг и работ.
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
- 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
- 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
- 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
- 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, обязанностью управляющей организации по договору управления многоквартирным домом является оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с частью 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила N 491).
Требования к содержанию общего имущества многоквартирного дома, порядок организации и планирование капитального ремонта, порядок определения платы за капитальный ремонт, а также текущего ремонта устанавливаются, и регламентируется ЖК РФ, вышеназванными Правилами N 491, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации N 170 от 27.09.2003 (далее - МДК 2-03.2003).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 содержания общего имущества в много-квартирном доме в состав общего имущества включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) и т.п.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества
В соответствии с положениями п. 13, 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, участие в осмотре и соответствующее оформление результатов осмотра (оформление акта осмотра) является для управляющей организации ее прямой обязанностью.
В соответствии с пунктом 2.2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации N 170 от 27.09.2003 (МДК 2-03.2003) заявки на неисправность конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее, чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю. Аналогичные меры должны быть приняты и по заявкам, полученным по телефону или через систему диспетчерской связи.
Аварийные заявки устраняются в сроки, указанные в приложении N 2.
Заявки, связанные с обеспечением безопасности проживания, устраняются в срочном порядке.
Согласно приложению N 2 МДК 2-03.2003 предельные сроки устранения протечки в отдельных местах кровли - 1 сутки.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1. МДК 2-03.2003 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Согласно пунктом 2.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (МДК 2-03.2003), обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией в сроки, указанные в приложении N 2.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей, предупреждению дальнейшего развития деформаций, а также немедленно информировать о случившемся его собственника или уполномоченное им лицо.
В соответствии с пунктом 2.2.6 Правил (МДК 2-03.2003) заявки на неисправности инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее, чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время, необходимо о принятых решениях сообщать заявителю.
Согласно п. 2.3.2 Правил (МДК 2-03.2003) продолжительность текущего ремонта следует определять по нормам на каждый вид ремонтных работ конструкций и оборудования.
В соответствии с 2.3.6 Правил (МДК 2-03.2003), опись ремонтных работ на каждое строение, включенное в годовой план текущего ремонта, разрабатывается и согласовывается с собственником жилищного фонда, уполномоченным или руководителем организации по обслуживанию жилищного фонда в установленные сроки.
Согласно Уставу, основным видом деятельности ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" является оказание услуг, связанных с содержанием общего имущества собственников многоквартирных домов.
Многоквартирный жилой дом N 10 по улице Вострецова в городе Магадане находится в управлении и обслуживании управляющей компании ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС", что подтверждается договором управления N В10-ДЖКХ от 31.05.2007.
Судом первой инстанции установлено, что Общество уклонилось от выполнения обязанностей, закрепленных подпунктами "а", "б", "г" пункта 10, Правил N 491 и пунктов 2.1.3, 2.2.6, 4.6.1.1. Правил N 170 (МДК 2-03.2003).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что содержащийся в оспариваемом постановлении вывод административного органа о нарушении Обществом вышеперечисленных Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, является правомерным и обоснованным, и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" имелась реальная возможность по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по восстановлению водоизоляционных свойств перекрытий в санитарных узлах вышеназванного жилого помещения, обеспечению надежности и безопасности многоквартирного жилого дома, сохранности имущества физических лиц, соблюдению прав и законных интересов собственников помещений и других лиц.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия Общества образуют вмененный состав административного правонарушения, поэтому правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Административное наказание назначено Обществу с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Учитывая, что решение суда первой инстанции вынесено на основании полного установления обстоятельств совершенного правонарушения, выводы суда соответствуют установленным юридически значимым фактам, основанным на имеющихся в деле доказательствах и на правильном применении статьи 7.22 КоАП РФ, апелляционная инстанция считает жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 02.04.2013 по делу N А37-4134/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.07.2013 N 06АП-2388/2013 ПО ДЕЛУ N А37-4134/2012
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2013 г. N 06АП-2388/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис-Плюс": представитель не явился;
- от Государственной жилищной инспекции Администрации Магаданской области: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис-Плюс"
на решение от 02.04.2013
по делу N А37-4134/2012
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Минеевой А.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" (ОГРН 1074910000901, ИНН 4909093916)
к Государственной жилищной инспекции Администрации Магаданской области (ОГРН 1064910031097, ИНН 4909089797)
о признании незаконным и отмене постановления N 90 от 04.12.2012 по делу об административном правонарушении
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" (далее - ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 90 от 04.12.2012 Государственной жилищной инспекции Администрации Магаданской области (далее - административный орган, жилинспекция) по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решение суда первой инстанции от 02.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, Общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Жилинспекция в отзыве на жалобу отклонила позицию заявителя жалобы, просило решение суда оставить без изменения, заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 02.09.2011 Бондаренко Ольга Владимировна, собственник квартиры N 13 в доме N 10 по ул. Вострецова г. Магадана, обратилась в ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" с заявкой на протечку кровли и проведение капитального ремонта кровли указанного многоквартирного жилого дома.
11.09.2012 в Государственную жилищную инспекцию поступило обращение Бондаренко О.В., собственника квартиры N 13 в доме N 10 по ул. Вострецова г. Магадана, с жалобой на бездействие ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" по восстановлению исправного состояния кровли (крыши) указанного дома.
При рассмотрении вышеназванного обращения и прилагаемых к нему документов, жилинспекцией установлено, что 03.10.2011, после первого обращения Бондаренко О.В., ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" осмотрел кровлю, установил необходимость проведения ремонтных работ кровли, о чем был составлен акт.
Из содержания указанного акта от 03.10 2012 следует, что на кровле (крыше) над квартирой заявителя Бондаренко О.В. имеются трещины, сколы, отслоение примыканий по вентиляционной шахте и требуются ремонтные работы кровли.
Кроме того административным органом установлено, что ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" не рассмотрело заявки на неисправность конструкций кровли в день их поступления, не позднее, чем на следующий день не организовало их устранение. При этом о принятых решениях, в тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время (более 1 суток) или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, заявителю Бондаренко О.В. Общество не сообщило, при этом исправное состояние кровли не обеспечило, что является нарушением пункта 2.2.6 и 4.6.1.1 МДК 2.03.2003.
17.10.2012 в связи с выявлением административного правонарушения, выразившегося в нарушении лицом, ответственным за содержание общего имущества многоквартирного дома, Правил N 170 (МДК 2-03.2003) и Правил N 491, за которое предусмотрена административная ответственность по статье 7.22 КоАП РФ, в адрес ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" в приложении к сопроводительному письму (исх. N 1840) жилинспекцией направлено уведомление N 130 от 16.10.2012 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, которое получено Обществом 17.10.2012, что подтверждается штампом входящего ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" N 545 на указанном письме.
25.10.2012 государственным жилищным инспектором в отсутствие представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола, по фактам установленных нарушений указанных Правил и норм в отношении ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" был составлен протокол N 93 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Копия данного протокола направлена жилинспекцией в адрес ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" в приложении к письму (исх. N 1923 от 25.10.2012) и получена Обществом 25.10.2012, что подтверждается штампом входящего N 566 от 25.10.2012 на указанном письме.
Определением N 151 от 06.11.2012 жилинспекция назначила время и место рассмотрения дела об административном правонарушении (на 20.11.2012 в 16 час. 00 мин.), копия которого направлена в адрес ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" в приложении к письму (исх. N 2018 от 06.11.2012) и получена Обществом 06.11.2012, что подтверждается штампом входящего N 595 от 06.11.2012 на указанном письме.
Определением N 169 от 20.11.2012 жилинспекция, в связи с необходимостью истребования у ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" дополнительных документов, отложила рассмотрение дела об административном правонарушении на 04.12.2012 в 15 часов 00 минут, копия которого направлена в адрес ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" в приложении к письму (исх. N 2158 от 26.11.2012) и получена Обществом 27.11.2012, что подтверждается штампом входящего N 635 от 27.11.2012 на указанном письме.
04.12.2012 начальником жилинспекции, в отсутствие представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, вынесено постановление N 90 по делу об административном правонарушении, которым ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Копия указанного постановления направлена ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" в приложении к сопроводительному письму от 14.12.2012 N 2284 и получена Обществом 18.12.2012, что подтверждается штампом входящего N 678 от 18.12.2012 на указанном письме.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, который отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Субъектом административного правонарушения может являться лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), то есть собственник жилого фонда, либо лицо, владеющее жилищным фондом на ином вещном праве (праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления), либо лицо, которому жилищный фонд передан по договорам о передаче имущества, либо по договорам по управлению жилищным фондом и организации оказания жилищных услуг и работ.
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
- 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
- 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
- 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
- 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, обязанностью управляющей организации по договору управления многоквартирным домом является оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с частью 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила N 491).
Требования к содержанию общего имущества многоквартирного дома, порядок организации и планирование капитального ремонта, порядок определения платы за капитальный ремонт, а также текущего ремонта устанавливаются, и регламентируется ЖК РФ, вышеназванными Правилами N 491, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации N 170 от 27.09.2003 (далее - МДК 2-03.2003).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 содержания общего имущества в много-квартирном доме в состав общего имущества включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) и т.п.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества
В соответствии с положениями п. 13, 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, участие в осмотре и соответствующее оформление результатов осмотра (оформление акта осмотра) является для управляющей организации ее прямой обязанностью.
В соответствии с пунктом 2.2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации N 170 от 27.09.2003 (МДК 2-03.2003) заявки на неисправность конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее, чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю. Аналогичные меры должны быть приняты и по заявкам, полученным по телефону или через систему диспетчерской связи.
Аварийные заявки устраняются в сроки, указанные в приложении N 2.
Заявки, связанные с обеспечением безопасности проживания, устраняются в срочном порядке.
Согласно приложению N 2 МДК 2-03.2003 предельные сроки устранения протечки в отдельных местах кровли - 1 сутки.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1. МДК 2-03.2003 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Согласно пунктом 2.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (МДК 2-03.2003), обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией в сроки, указанные в приложении N 2.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей, предупреждению дальнейшего развития деформаций, а также немедленно информировать о случившемся его собственника или уполномоченное им лицо.
В соответствии с пунктом 2.2.6 Правил (МДК 2-03.2003) заявки на неисправности инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее, чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время, необходимо о принятых решениях сообщать заявителю.
Согласно п. 2.3.2 Правил (МДК 2-03.2003) продолжительность текущего ремонта следует определять по нормам на каждый вид ремонтных работ конструкций и оборудования.
В соответствии с 2.3.6 Правил (МДК 2-03.2003), опись ремонтных работ на каждое строение, включенное в годовой план текущего ремонта, разрабатывается и согласовывается с собственником жилищного фонда, уполномоченным или руководителем организации по обслуживанию жилищного фонда в установленные сроки.
Согласно Уставу, основным видом деятельности ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" является оказание услуг, связанных с содержанием общего имущества собственников многоквартирных домов.
Многоквартирный жилой дом N 10 по улице Вострецова в городе Магадане находится в управлении и обслуживании управляющей компании ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС", что подтверждается договором управления N В10-ДЖКХ от 31.05.2007.
Судом первой инстанции установлено, что Общество уклонилось от выполнения обязанностей, закрепленных подпунктами "а", "б", "г" пункта 10, Правил N 491 и пунктов 2.1.3, 2.2.6, 4.6.1.1. Правил N 170 (МДК 2-03.2003).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что содержащийся в оспариваемом постановлении вывод административного органа о нарушении Обществом вышеперечисленных Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, является правомерным и обоснованным, и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У ООО "ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС" имелась реальная возможность по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по восстановлению водоизоляционных свойств перекрытий в санитарных узлах вышеназванного жилого помещения, обеспечению надежности и безопасности многоквартирного жилого дома, сохранности имущества физических лиц, соблюдению прав и законных интересов собственников помещений и других лиц.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия Общества образуют вмененный состав административного правонарушения, поэтому правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Административное наказание назначено Обществу с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Учитывая, что решение суда первой инстанции вынесено на основании полного установления обстоятельств совершенного правонарушения, выводы суда соответствуют установленным юридически значимым фактам, основанным на имеющихся в деле доказательствах и на правильном применении статьи 7.22 КоАП РФ, апелляционная инстанция считает жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 02.04.2013 по делу N А37-4134/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)