Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.03.2013 ПО ДЕЛУ N А02-1099/2012

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2013 г. по делу N А02-1099/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2013 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кудряшевой Е.В.,
судей: Логачева К.Д., Усенко Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Колесниковой Т.В.,
- без участия сторон и третьего лица, извещенных надлежащим образом;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального образования "Турочакский район" (рег. N 07АП-10066/12(3)) и Министерства финансов Республики Алтай (рег. N 07АП-10066/12(2)) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 05 октября 2012 года (судья Гуткович Е.М.) по иску муниципального образования "Турочакский район" в лице администрации муниципального образования к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в сумме 1 878 288 рублей 36 копеек, третье лицо - Республика Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай,

установил:

Муниципальное образование "Турочакский район" в лице администрации обратилось в суд с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации (Управление федерального казначейства) о взыскании убытков в сумме 1878288 рублей 36 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 05 октября 2012 года в удовлетворении иска отказано.
С вынесенным решением не согласилась администрация муниципального образования "Турочакский район", в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, ответчик не представил доказательства направления денежных средств из федерального бюджета в бюджет Республики Алтай в 2009 году, в связи с отсутствием финансирования меры социальной поддержки в 2009 году не оказывались. В 2010 году денежные средства из федерального бюджета поступили, использованы в соответствии с целевым назначением, но выделенных денежных средств оказалось недостаточно, что подтверждается предоставленной отчетностью. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что договор перевода долга не противоречит гражданскому законодательству, поэтому исковое заявление подано надлежащим истцом.
Также апелляционная жалоба подана третьим лицом - Министерством финансов Республики Алтай, в жалобе заявитель просит изменить или отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что реализация мер социальной поддержки педагогических работников относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Размер убытков, которые должен будет понести истец при исполнении решений судов, вступивших в законную силу, подтверждается материалами дела. Факт целевого использования денежных средств, выделенных из федерального бюджета, подтверждается материалами дела.
Судебное заседание было отложено на 28 февраля 2013 года, в судебном заседании объявлялся перерыв до 06 марта 2013 года.
Стороны, третье лицо, надлежащим образом и своевременно извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решениями Турочакского районного суда от 14.03.2011 по делу N 2-8/2011; от 01.04.2011 по делу N 2-48/2011; от 26.05.2011 по делу N 2-266/2011; от 30.05.2011 по делу N 2-231/2011; от 05.07.2011 по делу N 2-278/2011; от 19.07.2011 по делу N 2-374/2011; от 22.07.2011 по делам N N 2-419/2011, 2-423/2011, N 2-426/2011, 2-427/2011 и 2-428/2011; от 26.07.2011 по делу N 2-302/2011; от 28.07.2011 по делам N N 2-394/2011, 2-396/2011, 2-398/2011, 2-399/2011, 2-400/2011, 2-401/2011, 2-421/2011, 2-422/2011, 2-424/2011, 2-425/2011, 2-427/2011; от 15.08.2011 по делу N 2-433/2011; от 20.09.2011 по делу N 2-397/2011; от 05.10.2011 по делу N 2-472/2011; от 17.10.2011 по делам N 2-502/2011 и 2/503/2011 были удовлетворены иски Прокурора Турочакского района и на муниципальное учреждение "Отдел труда и социального развития МО "Турочакский район" возложена обязанность приобрести и доставить твердое топливо (дрова) в количестве 2984,8 куб. м на сумму 1878288,36 руб. пенсионерам и действующим работникам образования, проживающим в сельской местности.
На основании договора перевода долга от 01.01.2012 Администрация Турочакского района приняла на себя обязательство исполнять решения Турочакского районного суда, согласие на перевод долга подписали 105 педагогических работников из 142, в пользу которых выданы исполнительные листы.
В 2009 году субвенции из федерального бюджета Республике Алтай на предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, не предоставлялись, в 2010 году Республике Алтай выделены субвенции на 2010 год на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в размере 263770 тыс. руб., которые были перечислены в бюджет Республики Алтай (на л/с Минфина РА в УФК по РА) платежными поручениями N 537 от 14.01.2010 в сумме 32226700 руб., N 426 от 10.02.2010 в сумме 61064700 руб., N 928 от 01.06.2010 в сумме 19609000 руб., N 564 от 24.06.2010 в сумме 40410400 руб., N 189 от 25.08.2010 в сумме 22512900 руб., N 969 от 27.09.2010 в сумме 24069100 руб., N 419 от 25.10.2010 в сумме 6525500 руб., N 561 от 11.11.2010 в сумме 57351700 руб.
Согласно приложению N 19 к Закону Республики Алтай от 25.12.2009 N 90-РЗ "О республиканском бюджете Республики Алтай на 2010 год и плановый период 2001 и 2012 годов" субвенции на 2010 год на предоставление мер социальной поддержки некоторым категориям работников, проживающих в сельской местности, распределены по бюджетами муниципальных образований в общей сумме 77054 тыс. руб., в том числе МСО "Турочакский район" 3275 тыс. руб.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, пришел к выводу, что участвующие в деле лица не представили доказательства, подтверждающие недофинансирование расходов на обеспечение льгот, установленных Законом об образовании, исковые требования заявлены ненадлежащим лицом.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело, пришел к следующим выводам.
Из статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", педагогические работники образовательных учреждений, проживающие в сельской местности, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования и социальной поддержки являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил следующее. При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 N 10430/10 определена правовая позиция, согласно которой исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки педагогических работников, относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Российская Федерация не устранялась до 01.01.2005 и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" уровня мер социальной поддержки.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2010 N 240-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Конституционного Суда Республики Карелия о проверке конституционности положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" разъяснено, что такое правовое регулирование, закрепляющее конкретные меры социальной поддержки педагогических работников и относящее определение механизма их предоставления к ведению субъектов Российской Федерации, само по себе не противоречит конституционным предписаниям и не содержит какой-либо неопределенности.
Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не предусматривает финансирование этих льгот за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации либо бюджета муниципального образования.
Социальная поддержка педагогических работников, проживающих в сельской местности, относится к расходным обязательствам федерального бюджета. Денежные средства предоставляются посредством перечисления субвенции в размере, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год.
Материалами дела подтверждается, что в 2009 году финансирование из федерального бюджета на социальную поддержку педагогических работников, проживающих в сельской местности, не предоставлялось, в 2010 году муниципальному образованию "Турочакский район" были предоставлены субвенции в размере 3275 тыс. руб. Ответчик не представил доказательства, подтверждающие, что в 2009 году федеральный бюджет предусматривал субвенции бюджетам субъектов федерации для оказания мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности. Недостаточность денежных средств, выделенных в 2010 году, подтверждается решениями Турочакского районного суда, из которых следует, что в 2010 году меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, также не были предоставлены в полном объеме. Таким образом, Российская Федерация не исполнила расходное обязательство.
Материалами дела подтверждается размер расходов истца, возникших в связи с необходимостью поставки недополученного твердого топлива педагогическим работникам. Из представленного расчета недопоставленного топлива, основанного на вступивших в законную силу судебных актах, следует, что в 2009 году объем недопоставленного твердого топлива составил 2489,29 куб. м, в 2010 году - 495,46 куб. м. Согласно постановлению Комитета по тарифам Республики Алтай N 19/4 от 17.12.2010, стоимость 1 куб. м дров составляет 619 руб. 78 коп. и 200 рублей за доставку.
Как следует из материалов дела, администрация Турочакского района должна будет понести убытки в связи с исполнением решений суда, следовательно, у администрации есть право на возмещение убытков из федерального бюджета.
Арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что администрация муниципального образования является надлежащим истцом по делу, так как механизм реализации мер социальной поддержки предполагает распределение средств федерального бюджета, направляемых на эти цели в Республику Алтай, через органы местного самоуправления на местах. Ликвидация структурного подразделения администрации муниципального образования, ответственного за предоставление социальных услуг гражданам в натуральном виде, не ведет к прекращению обязанности по предоставлению услуг органом местного самоуправления. Таким образом, поскольку обязанность по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в сельской местности, в натуральном виде находится в компетенции органов местного самоуправления, администрация муниципального образования в рассматриваемом деле вправе подавать исковое заявление от имени муниципального образования.
Исковые требования муниципального образования "Турочакский район" подлежат удовлетворению в полном объеме.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Республики Алтай от 05 октября 2012 года по делу N А02-1099/2012 подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 258, 268, статьей 271, пунктом 3 части 1 статьи 270, пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Алтай от 5 октября 2012 года по делу N А02-1099/2012 отменить, принять новый судебный акт.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636; ИНН 7710168360; адрес места нахождения: 109097, город Москва, улица Ильинка, 9, стр. 1) в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай (649000, ОГРН 1020400745034; ИНН 0411008817; адрес места нахождения: Республика Алтай, город Горно-Алтайск, улица Чаптынова, 4) за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального образования "Турочакский район" в лице администрации муниципального образования (ОГРН 1030400607885; ИНН 0407005789, адрес: 649140, Республика Алтай, с. Турочак, ул. Советская, 77), 1878288 рублей 36 копеек (один миллион восемьсот семьдесят восемь тысяч двести восемьдесят восемь рублей 36 копеек) в возмещение убытков в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
Е.В.КУДРЯШЕВА

Судьи
К.Д.ЛОГАЧЕВ
Н.А.УСЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)