Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.02.2013 ПО ДЕЛУ N А58-881/2012

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2013 г. по делу N А58-881/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 06.02.2013
Полный текст постановления изготовлен 08.02.2013
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи М.А. Клепиковой,
судей: А.В. Стрелкова, Л.В. Ошировой
при ведении протокола судебного заседания секретарем О.О. Коробейниковой
лица, участвующие в деле: не явились, извещены (уведомления от 08.08.2012)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества Акционерная компания "Якутскэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2012 года по делу N А58-881/2012 по иску открытого акционерного общества Акционерная компания "Якутскэнерго" (ОГРН 1021401047260, ИНН 1435028701, адрес: 677009, г. Якутск, ул. Федора Попова, 14) к окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907, адрес: 677000, г. Якутск, проспект Ленина, 15) о взыскании 298 261 руб., третьи лица: муниципальное казенное учреждение "Департамент жилищных отношений" (ОГРН 1031402054793, адрес: 677000, г. Якутск, ул. Стадухина, 83, 2), муниципальное унитарное предприятие Управляющая компания "Комфорт" (ОГРН 1061435038796, ИНН 1435171194, адрес: 677000, г. Якутск, ул. Ярославского, 11), муниципальное унитарное предприятие "Жилкомсервис" (ОГРН 1111435006935, ИНН 1435242617, адрес: 677000, г. Якутск, ул. Ярославского, 11),
принятое судьей У.Н. Семеновой,
в деле объявлялся перерыв с 30.01.2013 по 06.02.2013,

установил:

Открытое акционерное общество Акционерная компания "Якутскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с уточненным иском к Окружной администрации г. Якутска о взыскании 291 147 руб. 12 коп. задолженности по муниципальному контракту на отпуск горячей воды N 10995-в от 01.04.2009 за период с 01.08.2011 по 31.12.2011.
Определениями суда от 21.02.2012 и 13.03.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечены муниципальное казенное учреждение "Департамент жилищных отношений", муниципальное унитарное предприятие Управляющая компания "Комфорт", муниципальное унитарное предприятие "Жилкомсервис".
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2012 года исковые требования удовлетворены частично на сумму 7 460,61 руб., в удовлетворении остальной части иска отказано.
Истец, не согласившись с принятым судебным актом в части отказа в удовлетворении исковых требований, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Истец указывает, что судом не применены положения части 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой установлен порядок внесения платы за коммунальные услуги в случае выбора непосредственного управления многоквартирным домом, а также положения пункта 5 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой обязанность по оплате коммунальных услуг возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Истец полагает, что судом неправомерно применены положения части 3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок внесения платы за жилое помещение, а не за коммунальные услуги, а также положения части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей обязанность лица по оплате коммунальных услуг до заселения жилых помещений.
Истец со ссылкой на пункт 4 части 2 статьи 65 и пункт 5 части 1 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации обращает внимание, что обязанность по предоставлению коммунальных услуг нанимателям лежит на наймодателе и право требования их предоставления у нанимателя возникает по отношению к наймодателю.
Истец не согласен с выводом суда о том, что условиями типового договора социального найма, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 N 315, не предусмотрена обязанность нанимателя жилого помещения по внесению платы за коммунальные услуги наймодателю. В предмете данного договора указано на обязанность наймодателя обеспечивать предоставление нанимателю за плату коммунальные услуги, в пункте 4 договора установлена ответственность нанимателя за неисполнение обязанности по внесению платы за коммунальные услуги именно перед наймодателем.
Истец указывает на то, что для установления наличия (отсутствия) обязанности нанимателя по внесению платы за жилое помещение необходимо было исследовать договоры социального найма. Однако, ответчик указанные договоры не представил в материалы дела.
Кроме того, заявитель ссылается на взыскание судами задолженности по муниципальному контракту на отпуск горячей воды N 10995-в от 01.04.2009 за более ранние периоды.
Лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие надлежащим образом уведомленных лиц.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку в порядке апелляционного производства обжалуется часть решения и лица, участвующие в деле, не заявили возражений, апелляционная инстанция, в соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Исходя из указанных норм права, существа заявленных требований и возражений, суд первой инстанции правильно определил предмет доказывания по настоящему делу: принадлежность спорных жилых помещений ответчику; обстоятельства наличия или отсутствия между истцом и ответчиком договора на отпуск тепловой энергии в спорный период образования задолженности; факт поставки истцом тепловой энергии; потребление тепловой энергией объектами ответчика, объем потребления, стоимость переданной тепловой энергии, правильность применения тарифов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, муниципальное образование "Город Якутск" является собственником квартир, расположенных в городе Якутске по следующим адресам: ул. Кузьмина 15/1 квартиры N 10, 11, 16, ул. Кузьмина 18 квартиры N 1,, 1А, 2, 4, 8, 9, 10, 12, ул. Кузьмина 18/1 квартиры N 1а, 3, ул. Кузьмина 20 квартиры N 3, 8, 10, 13, 15, 16, ул. Кузьмина 20/1 квартиры N 1,9, ул. Кузьмина 22 квартиры N 3, 5, 15, ул. Кузьмина 22/1 квартиры N 9, 11, ул. Кузьмина 23 квартиры N 1, 12, ул. Кузьмина 23/1, квартиры N 1, 8, 10, 12, 13, ул. Кузьмина 23/2 квартиры N 2, 3, 4, 5, 9, 12, ул. Кузьмина 24 квартиры N 1, 2, 10, 15, ул. Кузьмина 24/1, квартиры N 4, 10, 12, 16, ул. Кузьмина 24/2 квартиры N 2, 4, 16, ул. Кузьмина 25 квартиры N 1, 2, 6, 9, 10, 12, 16, ул. Кузьмина 26 квартиры N 1, 9, 10, 12, 14, ул. Кузьмина 26/1, квартиры N 10, 11, ул. Кузьмина 27/1, квартира N 9, ул. Кузьмина 30 квартиры N 11, 14, 15, 16, ул. Кузьмина 30/1 квартиры N 6, 9, 11, 14, 15, ул. Кузьмина 32 квартиры N 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, ул. Кузьмина 32/1, квартира N 16, ул. Кузьмина 32/2 квартиры N 14, 15, ул. Лермонтова 45/1 квартиры N 1, 5, 7, 8, 10, 12, ул. Рихарда Зорге 13/1 квартира 7, ул. Челюскина 37/4 квартиры N 2, 11, 12, ул. Челюскина 37/5 квартиры N 1, 7, ул. Челюскина 39/1 квартиры N 2, 3, 5, 6, 12, ул. Челюскина 39/2 квартиры N 1, 3, 9, 9а, 12, ул. Челюскина 41/4 квартира N 10, ул. Челюскина 41/5 квартира 6, ул. Челюскина 8/4 квартиры N 3, 7, 8, 10, 11, что подтверждается передаточными актами от 21.07.2003 N 35/153, от 18.08.2003 N 35/178, от 08.08.2003 N 35/166, от 08.08.2003 N 35/173.
На основании протоколов общего собрания собственников помещений спорных многоквартирных домов, в 2009 году был выбран способ управления многоквартирными жилыми домами, предусмотренный пунктом 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации - непосредственное управление многоквартирным домом (т. 1, л.д. 122-150).
Между ОАО АК "Якутскэнерго" (теплоснабжающая организация) и Окружной администрацией города Якутска (муниципальный заказчик) заключен муниципальный контракт на отпуск горячей воды от 01.04.2009 N 10995-в, по условиям которого теплоснабжающая организация обязалась осуществлять поставку горячей воды до границ обслуживания сетей горячего водоснабжения в дома, указанные в приложении N 2 к контракту, в соответствии с объемами, предусмотренными приложением N 1 к контракту, а муниципальный заказчик обязался оплачивать приобретаемую горячую воду.
К контракту сторонами подписаны объемы потребления горячей воды (приложение N 1), натуральные показатели муниципального жилищного фонда города Якутска (приложение N 3).
Подключение к сетям горячего водоснабжения истца квартир, находящихся в муниципальном жилищном фонде города Якутска, перечень которых указан в приложении к контракту, подтверждается подписанными актами раздела границ ответственности за эксплуатацию тепловых сетей от 01.04.2009 (т. 1, л.д. 53-88).
В муниципальные дома, в том числе, указанные в уточненных исковых требованиях по настоящему делу, истец произвел поставку тепловой энергии, направив ответчику письмо N 326-ГР от 20.01.2012 с приложением акта сдачи-приемки выполненных работ N 10995-в от 31 декабря 2011 года и счета-фактуры N 10995-в от 31 декабря 2011 года на сумму 298 261 руб. за период с 01 августа 2011 года по 31 декабря 2011 года. С учетом уточнений задолженность по спорным жилым помещениям составляет 291 147 руб. 12 коп.
Неисполнение ответчиком предусмотренной договором обязанности по оплате потребленной в спорный период горячей воды, послужило основанием для предъявления в суд настоящего иска.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации определение порядка управления многоквартирным жилым домом находится в сфере ведения собственников жилых помещений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 215). В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляет, в том числе администрация, которая является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.
В качестве доказательств изменения способа управления жилыми домами в спорный период (август 2011 - декабрь 2011) ответчиком представлены протоколы выбора способа управления многоквартирными жилыми домами по адресам: ул. Кузьмина, 23 от 19.11.2011, ул. Кузьмина, 23/2 от 15.11.2011, ул. Кузьмина, 24 от 23.11.2011, ул. Кузьмина, 30 от 21.11.2011, ул. Кузьмина, 30/1 от 14.12.2011, ул. Кузьмина, 32/1 от 13.12.2011, ул. Кузьмина, 25 от 16.11.2011, ул. Кузьмина, 27/1 от 13.12.2011, ул. Кузьмина, 26/1 от 17.12.2011, ул. Кузьмина, 26 от 18.11.2011, ул. Кузьмина, 23/1 от 19.11.2011, ул. Кузьмина, 24/1 от 06.07.2011, ул. Кузьмина, 20/1 от 11.12.2011, ул. Лермонтова 45/1 от 11.07.2011, ул. Кузьмина, 20 от 14.08.2011, ул. Кузьмина, 18 от 05.07.2011, ул. Кузьмина, 22 от 14.07.2011, ул. Кузьмина, 18/1 от 15.11.2011, ул. Кузьмина, 15/1 от 25.11.2011 (т. 2, л.д. 98-139).
Как следует из протоколов, касающихся домов по ул. Кузьмина, 23, ул. Кузьмина, 23/2, ул. Кузьмина, 24, ул. Кузьмина, 30, ул. Кузьмина, 25, ул. Кузьмина, 26, ул. Кузьмина, 23/1, ул. Кузьмина, 20/1, ул. Кузьмина, 20, ул. Кузьмина, 18, ул. Кузьмина, 22, ул. Кузьмина, 18/1, ул. Кузьмина, 15/1, большинством голосов приняты решения: о выборе управления многоквартирным домом через управляющую организацию, расторжении договорных отношений с МУП "УК "Комфорт", выборе управляющей организации - МУП "Жилкомсервис" и заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
Как следует из протоколов, касающихся домов по ул. Кузьмина, 30/1, ул. Кузьмина, 32/1, ул. Кузьмина, 27/1, ул. Кузьмина, 26/1, ул. Кузьмина, 24/1, ул. Лермонтова 45/1, большинством голосов приняты решения: о выборе непосредственного способа управления многоквартирным домом, расторжении договорных отношений с МУП "УК "Комфорт", выборе управляющей организации - МУП "Жилкомсервис" и заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
Представленные договоры на содержание и ремонт общего имущества в отношении жилых домов по ул. Кузьмина, д. 18, кв. 13 (от 09.12.2011), по ул. Кузьмина, д. 22, кв. 16 (от 14.07.2011), по ул. Кузьмина, д. 18/1, кв. 11 (от 14.11.2011), по ул. Кузьмина, д. 15/1, кв. 6 (от 24.11.2011) не содержат сведений, предусмотренных частью 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Предметами данных договоров является выполнение исполнителем в течение согласованного с заказчиком срока за плату (в пределах тарифа за 1 кв. м общей площади многоквартирного дома и в соответствии с видами работ к нему), услуг и работ по управлению и надлежащему содержанию общего имущества в зависимости от фактического состояния общего имущества и в пределах денежных средств, поступающих в адрес исполнителя.
Состав общего имущества в многоквартирном доме, в отношении которого осуществляется управление, и его характеристики указаны в приложении N 1 к договору (п. 3.2). Исполнитель оказывает услуги и выполняет работы по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в границах эксплуатационной ответственности (приложение N ___) и в соответствии с перечнем работ и услуг и их стоимостью, приведенной в приложении N ____(п. 3.3).
Указанные в пунктах 3.2, 3.3 приложения в материалы дела не представлены. В письме от 19.03.2012 N 01/172 МУП "Жилкомсервис" сообщило, что указанные в приложении дома перешли к указанной организации в декабре 2011 года.
В приложении к письму "Поступления за декабрь 2011 г. по гор/воде МУП "Жилкомсервис" (т. 2, л.д. 146-148) указаны многоквартирные дома по ул. Кузьмина, д. 18, 20, 22, 23, 23/1, 23/2, 24, 25, 26, ул. Р. Зорге 13/1, ул. Челюскина, 39/1, 39/2, 41/5, по которым произведена оплата за декабрь 2011 г.
Согласно уточненному расчету истца задолженность за декабрь 2011 года по данным домам не начислена (т. 2, л.д. 92-92).
Согласно части 2 и 3 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации договор, в том числе горячего водоснабжения, заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени, либо на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме.
В данном случае Окружной администрации города Якутска, как собственнику отдельных квартир в многоквартирных домах, принадлежит право на заключение от своего имени договора с третьими лицами относительно поставки тепловой энергии в горячей воде.
Как следует из материалов дела, между Окружной администрацией города Якутска и теплоснабжающей организацией заключен муниципальный контракт от 01.04.2009 N 10995-в. От имени муниципального заказчика (абонента) контракт подписан директором МУП УК "Комфорт" Новгородовым В.П., действующим на основании доверенности от 27.02.2009 N 31-Г, выданной Окружной администрацией города Якутска.
В силу части 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Таким образом, заключенный от имени ответчика муниципальный контракт от 01.04.2009 N 10995-в является основанием возникновения обязательств по оплате поставленного ресурса, именно у Окружной администрации г. Якутска, как собственника части жилых помещений, расположенных в спорных многоквартирных домах.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания помещения и если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Таким образом, неисполнение ответчиком своих обязанностей по регистрации права не является основанием для освобождения его от обязанности оплачивать стоимость потребленного объектами ответчика коммунального ресурса.
По жилым домам, расположенным по адресу: ул. Кузьмина, 32/2, кв. 7, ул. Р. Зорге, 13/1, кв. 12, ул. Челюскина, 39/2, кв. 5, ответчиком предоставлены доказательства права собственности граждан на жилое помещение (т. 2, л.д. 75-77).
Истец в первой инстанции исключил из расчета суммы исковых требований задолженность по указанным жилым помещениям, поскольку их собственниками являются граждане, а не ответчик.
В соответствии с пунктом 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации плату за жилое помещение и коммунальные услуги обязан вносить наниматель.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
- 1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
- 2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
- 3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
- 4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
- 5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение;
- 6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
В силу части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Таким образом, данная норма регулирует отношения, возникшие до заселения жилых помещений. В свою очередь категории лиц, которые обязаны оплачивать коммунальные услуги после заселения, указаны в части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (в частности, наниматели по договору социального найма и по договору найма, арендаторы).
Вместе с тем, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком не представлено доказательств, которые бы свидетельствовали о возникновении у жильцов спорных жилых домов, находящихся в муниципальной собственности, обязанности по оплате коммунальных услуг, в частности, предусмотренные частью 2 статьи 153 ЖК РФ договоры найма, социального найма, аренды или договоры найма в маневренном жилищном фонде, о наличии которых заявлено в апелляционной жалобе, отсутствуют. На основании ордеров и поквартирных карточек суд лишен возможности установить, каким образом распределяется между сторонами обязанность по оплате коммунальных услуг.
Представленные ответчиком копии поквартирных карточек (т. 4, л.д. 1-61) не содержат сведений, на каком из предусмотренных частью 2 статьи 153 ЖК РФ прав граждане зарегистрированы в муниципальных жилых помещениях. В то время как в соответствии с пунктом 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах, на основании договора, заключаемого исполнителем коммунальных услуг с собственником или нанимателем соответствующего жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное в наем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Аналогичное положение содержит часть 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно которой именно наймодатель жилого помещения по договору социального найма, в том числе, обязан обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
В силу части 1 статьи 66 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.
В Постановлении N 8714/12 от 30.10.2012 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что неосуществление в установленном порядке управомоченными лицами выбора способа управления многоквартирным жилым домом и, следовательно, отсутствие исполнителя коммунальных услуг как контрагента управляющей организации, не могут влиять на применение положений гражданского и жилищного законодательства, возлагающих на собственника бремя содержания принадлежащего ему имущества. Таким образом, в отношениях по снабжению коммунальными ресурсами многоквартирного жилого дома государственного или муниципального жилого фонда, в отношении которого не выбрана управляющая компания или не реализован иной предусмотренный действующим законодательством способ управления, ответственным за оплату названных ресурсов перед ресурсоснабжающей организацией является соответствующее публично-правовое образование независимо от того, на каком основании (по договору аренды, найма или социального найма) граждане проживают или пользуются жилыми помещениями, расположенными в этих жилых домах.
С учетом указанной позиции вывод суда о наличии у нанимателя обязанности самостоятельно вносить плату за коммунальные услуги по тепловой энергии является неправильным.
Факт присоединения энергопринимающих устройств ответчика к сетям истца подтверждается актами об установлении границ балансовой и эксплуатационной ответственности (т. 1, л.д. 31-52), составленными с участием представителя Окружной администрации г. Якутска В.П. Новгородова. Доказательств изменения схемы присоединения либо получения теплоэнергии от других производителей в спорный период в материалы дела не представлено.
В отсутствие доказательств наличия в спорных домах приборов учета данный размер задолженности обоснованно рассчитан ответчиком (т. 2, л.д. 92) на основании приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства N 307 от 23.05.2006, исходя из количества граждан, проживающих в многоквартирных домах, норматива потребления горячей воды, установленного решением Окружного совета г. Якутска от 28.11.2006 N РОС-46-16 (т. 2, л.д. 7-9); тарифа на тепловую энергию, установленного для истца приказом Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссией РС (Я) от 24.12.2010 N 106 (с учетом внесенных изменений в приказ от 27.01.2011 (т. 2, л.д. 1-14).
Доказательства, опровергающие достоверность сведений, используемых истцом при расчете потребленной объектами ответчика тепловой энергии, ответчиком не представлены, расчет не оспорен, иной расчет не представлен.
Как установлено судом, жилые помещения, расположенные по адресам г. Якутск: ул. Кузьмина 18, квартиры N 1а, 2, ул. Кузьмина 18/1, квартира 1а, ул. Кузьмина 25 квартира 10, в спорный период не были заселены, что явилось основанием для взыскания с ответчика задолженности в размере 7 460,61 руб. В указанной части решение суда не обжаловалось, в связи с чем апелляционный суд не проверяет законность и обоснованность решения в данной части.
В этой связи решение суда подлежит отмене в обжалуемой части.
Расходы истца по уплате государственной пошлины в размере 10 822,94 руб. (8 822,94 руб. + 2000 руб.) относятся на ответчика в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом выдана справка на возврат государственной пошлины истцу в размере 142,28 руб. (т. 4, л.д. 136).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 258, ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2012 года по делу N А58-881/2012 в обжалуемой части отменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Взыскать с Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907, адрес: 677000, г. Якутск, проспект Ленина, 15) в пользу открытого акционерного общества Акционерная компания "Якутскэнерго" (ОГРН 1021401047260, ИНН 1435028701, адрес: 677009, г. Якутск, ул. Федора Попова, 14) 291 147 руб. 12 коп. основного долга, 10 822 руб. 94 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить открытому акционерному обществу Акционерная компания "Якутскэнерго" (ИНН: 1435028701, ОГРН: 1021401047260, адрес: 677009, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Федора Попова, 14/2) из федерального бюджета 142 руб. 28 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 130 от 25.01.2012.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий
М.А.КЛЕПИКОВА

Судьи
Л.В.ОШИРОВА
А.В.СТРЕЛКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)