Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Морозова О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Маштачковой Л.Ф.,
судей Конышевой И.Н., Коробченко Н.В.
при секретаре К.
рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Конышевой И.Н. дело по кассационной жалобе Х.А.А. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 22 декабря 2010 года по иску администрации г. Астрахани к Х.А.А., Х.В.А., Х.С.А., Х.А.А. об истребовании имущества из чужого незаконного владения, выселении и встречному иску Х.А.А. к администрации г. Астрахани о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения,
установила:
Администрация г. Астрахани обратилась в суд с иском к Х.А.А., Х.В.А., Х.С.А., Х.А.А., указав, что жилое помещение по адресу: *** является объектом собственности муниципального образования "Город Астрахань".
В соответствии с отселением граждан из непригодного для проживания жилья со строительных площадок, предназначенных для реализации инвестиционных проектов в рамках празднования 450-летия основания г. Астрахани, указанную выше квартиру планировалось предоставить Т. - собственнику жилого помещения, находящегося по адресу: ***, которое до настоящего времени в установленном порядке не признано непригодным для проживания. Отселение собственников планировалось произвести по договору социального найма после передачи ответчиками принадлежащего им жилого помещения в собственность муниципального образования.
В целях обеспечения сохранности имущества с Т. заключен договор исполнения обязательств по охране квартиры ***, однако договор социального найма заключен не был в связи со смертью Т.
Поскольку в установленном законом порядке ответчикам спорное жилое не предоставлялось, а их проживание в нем носит незаконный характер и препятствует распределению ее иным гражданам, истец просил выселить Х.А.А., Х.В.А., Х.С.А., Х.А.А. из квартиры ***.
В свою очередь, Х.А.А. обратился в суд с встречным иском к администрации г. Астрахани об обязании заключить с ним договор социального найма жилого помещения - квартиры ***.
В судебном заседании представители администрации г. Астрахани С., А.С. исковые требования поддержали, встречный иск не признали.
Ответчики Х.А.А., Х.В.А., Х.С.А., Х.А.А. иск администрации г. Астрахани не признали, встречный иск поддержали.
- Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 22 декабря 2010 года Х.А.А., Х.В.А., Х.С.А., Х.А.А. выселены из квартиры *** без предоставления другого жилого помещения;
- в удовлетворении встречного иска Х.А.А. отказано.
В кассационной жалобе Х.А.А. ставит вопрос об отмене постановленного решения, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
Заслушав докладчика, объяснения Х.А.А., его представителя А.В., Х.В.А., поддержавших кассационную жалобу, представителя администрации г. Астрахани С., считавшую решение суда законным и обоснованным, заключение прокурора Петровой О.Н., полагавшей решение суда незаконным и необоснованным в части, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения в части выселения ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Из материалов дела усматривается, что на основании договора купли-продажи от *** Т. являлась собственником *** доли домовладения ***.
Решением Кировского района г. Астрахани от *** определено, что доля Т. в указанном выше домовладении составляет ***.
Согласно извлечению из технического паспорта, выданному Астраханским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", по состоянию на *** Т. является собственником *** домовладения *** по *** в ***, что соответствует *** жилого дома.
*** между Управлением по жилищной политике администрации г. Астрахани и Т. заключен договор исполнения обязательства по охране, по условиям которого Т. принимает на себя охрану жилого помещения, расположенного по адресу: ***, до передачи ее в пользование на основании договора социального найма.
В этот же день Т. подано заявление, из содержания которого следует, что ей выражается согласие на передачу в дар муниципальному образованию "Город Астрахань" принадлежащей ей на праве собственности доли в домовладении, расположенном по адресу: ***. Заявлениями от *** Т. и *** Х.А.А. Х.В.А., Х.С.А., Х.А.А. дали письменное согласие на вселение в выделенную семье квартиру *** для проживания по договору социального найма и обязательство освободить квартиру *** в связи с предоставлением спорного жилого помещения.
*** между ООО ПКФ "***" (управляющей организацией) и Т. (пользователем) заключен договор, по которому управляющая организация обязана выполнять работы по оказанию услуг по содержанию и текущему ремонту мест общего пользования и общего имущества в многоквартирном доме, производить ремонт мест общего пользования, а пользователь обязан принимать и оплачивать коммунальные услуги в сроки и на условиях, определенных договором.
*** Т. умерла, о чем *** Специализированным отделом по государственной регистрации смерти службы ЗАГС Астраханской произведена соответствующая актовая запись.
Письмом от *** управление по жилищной политике администрации *** сообщило Х.А.А. о том, что ему отказано в заключении договора социального найма, поскольку домовладение *** по *** в установленном порядке не признано непригодным для проживания, в связи с чем оснований для внеочередного предоставления жилья его семье у администрации *** отсутствуют. Ранее указанное домовладение планировалось включить в одну из программ или график отселения граждан из непригодного для проживания жилья, однако до настоящего времени этот вопрос не решен положительно. Так как заявитель не относится к категории граждан, которым предоставляются жилые помещения на основании статьи 49 ЖК РФ, Х.А.А. предложено освободить занимаемую муниципальную квартиру в срок до ***.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 г. N 5, исходя из положений ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации, являются непосредственно действующими в переделах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом и государством в целом, отклонение от которых недопустимо.
Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища.
Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Статьей 13 указанной выше Конвенции предусмотрено, что каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Аналогичные положения закреплены в статье 9 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека.
В силу ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации, защита жилищных прав осуществляется, в том числе путем признания жилищного права.
Удовлетворяя иск администрации г. Астрахани, суд со ссылкой на статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации мотивировал решение тем, что администрация г. Астрахани, являясь собственником спорной квартиры, вправе истребовать ее из чужого незаконного владения.
С данным выводом суда согласиться нельзя.
Как следует из материалов дела, отношения между истцом и Т. возникли по инициативе администрации ***, которая имела намерение включить земельный участок, на котором находилось домовладение ***, в городскую целевую программу "Переселение граждан *** из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2006 - 2010 годы".
Именно по данной причине с собственником жилого помещения, подлежащего передаче в дар муниципальному образованию, заключен договор исполнения обязательств по охране спорной *** от ***, под условием дальнейшего заключения договора социального найма в установленном законом порядке.
Согласно п. 1 ст. 897 Гражданского кодекса Российской Федерации расходы на хранение включаются в вознаграждение хранителя, если стороны не предусмотрели в договоре иное.
Однако в договоре исполнения обязательств по охране, заключенном с Т., отсутствует условие о компенсации расходов наряду с условием о получении вознаграждения.
Из содержания договора исполнения обязательств по охране следует, что он содержит в себе элементы договора социального найма, а именно:
в договоре указано, что в соответствии с разделом 2 Управление по жилищной политике передает, а Т. принимает на себя охрану *** по адресу: *** до передачи ее в пользование на основании договора социального найма,
управление по жилищной политике передает Т. жилое помещение, пригодное для проживания, по акту приема-передачи,
после оформления договора социального найма исполнитель обязуется оплатить все коммунальные и жилищные услуги с момента заключения настоящего договора.
Согласно ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения, который определяется по правилам ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Кроме того, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством (так называемый смешанный договор). К отношениям сторон смешанного договора применяется в соответствующих частях законодательство о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа такого договора.
Согласно ч. 1 ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В соответствии ч. 3 ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе, использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Поскольку семья Х-вых, вселившись в *** с согласия администрации ***, добросовестно пользовалась ей, как по договору социального найма, осуществляла обязанности по оплате коммунальных услуг, обеспечивала сохранность жилого помещения путем заключения договора на оказание услуг по содержанию квартиры, ремонта системы отопления и электропитания, установки металлической двери, доводы кассационной жалобы в этой части находят свое подтверждение.
По смыслу закона, любое жилое помещение должно отвечать установленным санитарно-гигиеническим, техническим, экологическим и иным требованиям. В случае признания его непригодным для проживания граждане подлежат выселению с предоставлением другого благоустроенного жилья (ст. ст. 85, 87 ЖК РФ).
Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливает Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны производить переселение граждан из аварийных домов в благоустроенные жилые помещения. Выселение производится только на основании вступившего в силу судебного решения. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда.
Согласно п. 16 ст. 58 Устава Муниципального образования "Город Астрахань", в сфере планировки и застройки администрация г. Астрахани:
- - обеспечивает планирование застройки территории города Астрахани, организует разработку, согласование и реализацию генерального плана города Астрахани, проектов детальной планировки и застройки микрорайонов и отдельных градостроительных комплексов, отраслевых схем инженерного обеспечения города и его благоустройство; обеспечивает разработку правил застройки города Астрахани в соответствии с его генеральным планом и вносит их на утверждение Городской Думы; принимает участие в разработке проекта городской черты;
- - выступает заказчиком по строительству муниципальных объектов; назначает приемочные комиссии и утверждает акты приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов;
- - согласовывает проектную документацию на строительство и реконструкцию объектов жилищно-гражданского и производственного назначения; выдает разрешение на строительство и реконструкцию объектов жилищно-гражданского и производственного назначения на территории города;
- - осуществляет надзор за соблюдением организационно-правового порядка при строительстве и реконструкции зданий, за соответствием строительных работ согласованной проектной документации и качеством строительства;
- - утверждает проекты и титульные списки строек, осуществляемых за счет средств местного бюджета, и контролирует их соблюдение;
- - обеспечивает подготовку документов по оценке технического состояния жилых домов, для признания их непригодными для проживания;
- - ведет информационное обеспечение градостроительной деятельности.
Задачей городской целевой программы "Переселение граждан города Астрахани из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2006 - 2010 годы" является переселение граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, признанных в установленном порядке непригодными для дальнейшего проживания в соответствии с ежегодно формируемыми - реестром территорий, объем ветхого и аварийного жилищного фонда на которых составляет более 70% от общего объема жилья и определение концепции их дальнейшего развития; реестром адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно п. 4 программы уполномоченный орган администрации города, на основании принятого мэром города решения, ведет работу с гражданами и юридическими лицами в соответствии с нормами жилищного и гражданского законодательства, определяет взаимовыгодные условия отселения и размер выкупной цены непригодных для проживания жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности.
В соответствии с п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Установлено, что в связи с реализацией программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Астраханской области с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году" (письмо *** от *** (л.д. ***)) и по инициативе администрации г. Астрахани семья Х-вых переехала в квартиру ***, в связи с чем был заключен договор исполнения обязательств по охране *** от ***, и данное обстоятельство представителями истца не оспаривалось.
Вместе с тем, доводы истца об отсутствии у него законных оснований для заключения договора социального найма спорной квартиры являются несостоятельными, поскольку в соответствии с п. 16 ст. 58 Устава муниципального образования "Город Астрахань", обязанность по обеспечению подготовки документов по оценке технического состояния жилых домов, для признания их непригодными для проживания несет администрация г. Астрахани, а п. 42 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, не возлагает обязанность на подачу заявления исключительно на собственника помещения. Таким образом, отсутствие заявления собственника жилого помещения о признании домовладения по *** непригодным для проживания не может свидетельствовать о проживании ответчиков в спорном жилом помещении в отсутствие правовых оснований.
При указанных обстоятельствах выводы суда об удовлетворении иска администрации г. Астрахани о выселении нельзя признать законными и обоснованными.
В соответствие со ст. 82 Жилищного кодекса Российской Федерации дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.
Учитывая требования закона и фактические обстоятельства дела, поскольку умершая Т. не являлась нанимателем спорного жилого помещения по договору социального найма, а ее супруг Х.А.А. до настоящего времени не получил свидетельство о праве на наследство по закону, выводы суда об отказе в удовлетворении встречных исковых требований является правильным.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в кассационном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, но постановленное судом решение в части выселения ответчиков не отвечает требованиям закона об его обоснованности, оно подлежит отмене с вынесением в этой по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска администрации г. Астрахани.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 22 декабря 2010 года отменить в части требований о выселении, принять по делу в этой части новое решение, которым администрации г. Астрахани в удовлетворения требований о выселении Х.А.А.. Х.В.А., Х.С.А., Х.А.А. из квартиры *** отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.02.2011 ПО ДЕЛУ N 33-432/2011
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 февраля 2011 г. по делу N 33-432/2011
Судья: Морозова О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Маштачковой Л.Ф.,
судей Конышевой И.Н., Коробченко Н.В.
при секретаре К.
рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Конышевой И.Н. дело по кассационной жалобе Х.А.А. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 22 декабря 2010 года по иску администрации г. Астрахани к Х.А.А., Х.В.А., Х.С.А., Х.А.А. об истребовании имущества из чужого незаконного владения, выселении и встречному иску Х.А.А. к администрации г. Астрахани о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения,
установила:
Администрация г. Астрахани обратилась в суд с иском к Х.А.А., Х.В.А., Х.С.А., Х.А.А., указав, что жилое помещение по адресу: *** является объектом собственности муниципального образования "Город Астрахань".
В соответствии с отселением граждан из непригодного для проживания жилья со строительных площадок, предназначенных для реализации инвестиционных проектов в рамках празднования 450-летия основания г. Астрахани, указанную выше квартиру планировалось предоставить Т. - собственнику жилого помещения, находящегося по адресу: ***, которое до настоящего времени в установленном порядке не признано непригодным для проживания. Отселение собственников планировалось произвести по договору социального найма после передачи ответчиками принадлежащего им жилого помещения в собственность муниципального образования.
В целях обеспечения сохранности имущества с Т. заключен договор исполнения обязательств по охране квартиры ***, однако договор социального найма заключен не был в связи со смертью Т.
Поскольку в установленном законом порядке ответчикам спорное жилое не предоставлялось, а их проживание в нем носит незаконный характер и препятствует распределению ее иным гражданам, истец просил выселить Х.А.А., Х.В.А., Х.С.А., Х.А.А. из квартиры ***.
В свою очередь, Х.А.А. обратился в суд с встречным иском к администрации г. Астрахани об обязании заключить с ним договор социального найма жилого помещения - квартиры ***.
В судебном заседании представители администрации г. Астрахани С., А.С. исковые требования поддержали, встречный иск не признали.
Ответчики Х.А.А., Х.В.А., Х.С.А., Х.А.А. иск администрации г. Астрахани не признали, встречный иск поддержали.
- Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 22 декабря 2010 года Х.А.А., Х.В.А., Х.С.А., Х.А.А. выселены из квартиры *** без предоставления другого жилого помещения;
- в удовлетворении встречного иска Х.А.А. отказано.
В кассационной жалобе Х.А.А. ставит вопрос об отмене постановленного решения, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
Заслушав докладчика, объяснения Х.А.А., его представителя А.В., Х.В.А., поддержавших кассационную жалобу, представителя администрации г. Астрахани С., считавшую решение суда законным и обоснованным, заключение прокурора Петровой О.Н., полагавшей решение суда незаконным и необоснованным в части, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения в части выселения ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Из материалов дела усматривается, что на основании договора купли-продажи от *** Т. являлась собственником *** доли домовладения ***.
Решением Кировского района г. Астрахани от *** определено, что доля Т. в указанном выше домовладении составляет ***.
Согласно извлечению из технического паспорта, выданному Астраханским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", по состоянию на *** Т. является собственником *** домовладения *** по *** в ***, что соответствует *** жилого дома.
*** между Управлением по жилищной политике администрации г. Астрахани и Т. заключен договор исполнения обязательства по охране, по условиям которого Т. принимает на себя охрану жилого помещения, расположенного по адресу: ***, до передачи ее в пользование на основании договора социального найма.
В этот же день Т. подано заявление, из содержания которого следует, что ей выражается согласие на передачу в дар муниципальному образованию "Город Астрахань" принадлежащей ей на праве собственности доли в домовладении, расположенном по адресу: ***. Заявлениями от *** Т. и *** Х.А.А. Х.В.А., Х.С.А., Х.А.А. дали письменное согласие на вселение в выделенную семье квартиру *** для проживания по договору социального найма и обязательство освободить квартиру *** в связи с предоставлением спорного жилого помещения.
*** между ООО ПКФ "***" (управляющей организацией) и Т. (пользователем) заключен договор, по которому управляющая организация обязана выполнять работы по оказанию услуг по содержанию и текущему ремонту мест общего пользования и общего имущества в многоквартирном доме, производить ремонт мест общего пользования, а пользователь обязан принимать и оплачивать коммунальные услуги в сроки и на условиях, определенных договором.
*** Т. умерла, о чем *** Специализированным отделом по государственной регистрации смерти службы ЗАГС Астраханской произведена соответствующая актовая запись.
Письмом от *** управление по жилищной политике администрации *** сообщило Х.А.А. о том, что ему отказано в заключении договора социального найма, поскольку домовладение *** по *** в установленном порядке не признано непригодным для проживания, в связи с чем оснований для внеочередного предоставления жилья его семье у администрации *** отсутствуют. Ранее указанное домовладение планировалось включить в одну из программ или график отселения граждан из непригодного для проживания жилья, однако до настоящего времени этот вопрос не решен положительно. Так как заявитель не относится к категории граждан, которым предоставляются жилые помещения на основании статьи 49 ЖК РФ, Х.А.А. предложено освободить занимаемую муниципальную квартиру в срок до ***.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 г. N 5, исходя из положений ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации, являются непосредственно действующими в переделах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом и государством в целом, отклонение от которых недопустимо.
Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища.
Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Статьей 13 указанной выше Конвенции предусмотрено, что каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Аналогичные положения закреплены в статье 9 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека.
В силу ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации, защита жилищных прав осуществляется, в том числе путем признания жилищного права.
Удовлетворяя иск администрации г. Астрахани, суд со ссылкой на статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации мотивировал решение тем, что администрация г. Астрахани, являясь собственником спорной квартиры, вправе истребовать ее из чужого незаконного владения.
С данным выводом суда согласиться нельзя.
Как следует из материалов дела, отношения между истцом и Т. возникли по инициативе администрации ***, которая имела намерение включить земельный участок, на котором находилось домовладение ***, в городскую целевую программу "Переселение граждан *** из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2006 - 2010 годы".
Именно по данной причине с собственником жилого помещения, подлежащего передаче в дар муниципальному образованию, заключен договор исполнения обязательств по охране спорной *** от ***, под условием дальнейшего заключения договора социального найма в установленном законом порядке.
Согласно п. 1 ст. 897 Гражданского кодекса Российской Федерации расходы на хранение включаются в вознаграждение хранителя, если стороны не предусмотрели в договоре иное.
Однако в договоре исполнения обязательств по охране, заключенном с Т., отсутствует условие о компенсации расходов наряду с условием о получении вознаграждения.
Из содержания договора исполнения обязательств по охране следует, что он содержит в себе элементы договора социального найма, а именно:
в договоре указано, что в соответствии с разделом 2 Управление по жилищной политике передает, а Т. принимает на себя охрану *** по адресу: *** до передачи ее в пользование на основании договора социального найма,
управление по жилищной политике передает Т. жилое помещение, пригодное для проживания, по акту приема-передачи,
после оформления договора социального найма исполнитель обязуется оплатить все коммунальные и жилищные услуги с момента заключения настоящего договора.
Согласно ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения, который определяется по правилам ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Кроме того, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством (так называемый смешанный договор). К отношениям сторон смешанного договора применяется в соответствующих частях законодательство о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа такого договора.
Согласно ч. 1 ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В соответствии ч. 3 ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе, использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Поскольку семья Х-вых, вселившись в *** с согласия администрации ***, добросовестно пользовалась ей, как по договору социального найма, осуществляла обязанности по оплате коммунальных услуг, обеспечивала сохранность жилого помещения путем заключения договора на оказание услуг по содержанию квартиры, ремонта системы отопления и электропитания, установки металлической двери, доводы кассационной жалобы в этой части находят свое подтверждение.
По смыслу закона, любое жилое помещение должно отвечать установленным санитарно-гигиеническим, техническим, экологическим и иным требованиям. В случае признания его непригодным для проживания граждане подлежат выселению с предоставлением другого благоустроенного жилья (ст. ст. 85, 87 ЖК РФ).
Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливает Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны производить переселение граждан из аварийных домов в благоустроенные жилые помещения. Выселение производится только на основании вступившего в силу судебного решения. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда.
Согласно п. 16 ст. 58 Устава Муниципального образования "Город Астрахань", в сфере планировки и застройки администрация г. Астрахани:
- - обеспечивает планирование застройки территории города Астрахани, организует разработку, согласование и реализацию генерального плана города Астрахани, проектов детальной планировки и застройки микрорайонов и отдельных градостроительных комплексов, отраслевых схем инженерного обеспечения города и его благоустройство; обеспечивает разработку правил застройки города Астрахани в соответствии с его генеральным планом и вносит их на утверждение Городской Думы; принимает участие в разработке проекта городской черты;
- - выступает заказчиком по строительству муниципальных объектов; назначает приемочные комиссии и утверждает акты приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов;
- - согласовывает проектную документацию на строительство и реконструкцию объектов жилищно-гражданского и производственного назначения; выдает разрешение на строительство и реконструкцию объектов жилищно-гражданского и производственного назначения на территории города;
- - осуществляет надзор за соблюдением организационно-правового порядка при строительстве и реконструкции зданий, за соответствием строительных работ согласованной проектной документации и качеством строительства;
- - утверждает проекты и титульные списки строек, осуществляемых за счет средств местного бюджета, и контролирует их соблюдение;
- - обеспечивает подготовку документов по оценке технического состояния жилых домов, для признания их непригодными для проживания;
- - ведет информационное обеспечение градостроительной деятельности.
Задачей городской целевой программы "Переселение граждан города Астрахани из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2006 - 2010 годы" является переселение граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, признанных в установленном порядке непригодными для дальнейшего проживания в соответствии с ежегодно формируемыми - реестром территорий, объем ветхого и аварийного жилищного фонда на которых составляет более 70% от общего объема жилья и определение концепции их дальнейшего развития; реестром адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно п. 4 программы уполномоченный орган администрации города, на основании принятого мэром города решения, ведет работу с гражданами и юридическими лицами в соответствии с нормами жилищного и гражданского законодательства, определяет взаимовыгодные условия отселения и размер выкупной цены непригодных для проживания жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности.
В соответствии с п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Установлено, что в связи с реализацией программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Астраханской области с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году" (письмо *** от *** (л.д. ***)) и по инициативе администрации г. Астрахани семья Х-вых переехала в квартиру ***, в связи с чем был заключен договор исполнения обязательств по охране *** от ***, и данное обстоятельство представителями истца не оспаривалось.
Вместе с тем, доводы истца об отсутствии у него законных оснований для заключения договора социального найма спорной квартиры являются несостоятельными, поскольку в соответствии с п. 16 ст. 58 Устава муниципального образования "Город Астрахань", обязанность по обеспечению подготовки документов по оценке технического состояния жилых домов, для признания их непригодными для проживания несет администрация г. Астрахани, а п. 42 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, не возлагает обязанность на подачу заявления исключительно на собственника помещения. Таким образом, отсутствие заявления собственника жилого помещения о признании домовладения по *** непригодным для проживания не может свидетельствовать о проживании ответчиков в спорном жилом помещении в отсутствие правовых оснований.
При указанных обстоятельствах выводы суда об удовлетворении иска администрации г. Астрахани о выселении нельзя признать законными и обоснованными.
В соответствие со ст. 82 Жилищного кодекса Российской Федерации дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.
Учитывая требования закона и фактические обстоятельства дела, поскольку умершая Т. не являлась нанимателем спорного жилого помещения по договору социального найма, а ее супруг Х.А.А. до настоящего времени не получил свидетельство о праве на наследство по закону, выводы суда об отказе в удовлетворении встречных исковых требований является правильным.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в кассационном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, но постановленное судом решение в части выселения ответчиков не отвечает требованиям закона об его обоснованности, оно подлежит отмене с вынесением в этой по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска администрации г. Астрахани.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 22 декабря 2010 года отменить в части требований о выселении, принять по делу в этой части новое решение, которым администрации г. Астрахани в удовлетворения требований о выселении Х.А.А.. Х.В.А., Х.С.А., Х.А.А. из квартиры *** отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)