Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 18.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3810/2013Г

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2013 г. по делу N 33-3810/2013г


Судья: Круковская А.В.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Сусловой Н.А.,
судей Жуковской С.В. и Нагорновой О.Н.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в судебном заседании 18 июля 2013 года дело по апелляционной жалобе М. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 23 апреля 2013 года, по которому
в удовлетворении требований М. к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты", ООО "Единый расчетный центр" о возложении обязанности признать, что М. произведена оплата за жилое помещение и жилищно-коммунальные услуги за <Дата обезличена> года, <Дата обезличена> года, <Дата обезличена> года, <Дата обезличена> года, <Дата обезличена> года, <Дата обезличена> года, <Дата обезличена> года, <Дата обезличена> года, <Дата обезличена> года, <Дата обезличена> года, отмене решения об отказе в выплате жилищных субсидий, восстановлении выплаты денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплате компенсации с <Дата обезличена> года, взыскании компенсации морального вреда отказано.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., судебная коллегия,

установила:

М. обратилась в суд с иском к ГБУ Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты", ООО "Единый расчетный центр" о возложении обязанности признать отсутствие у нее задолженности за ЖКУ и восстановить выплату жилищной субсидии, выплате сумм жилищной субсидии с <Дата обезличена>. по день восстановления выплат, взыскании компенсации морального вреда в размере <Сумма обезличена> руб.
В ходе судебного разбирательства М. уточнила заявленные требования и просила признать, что ею произведена оплата за ЖКУ за октябрь 2008 года, декабрь 2008 года, февраль 2010 года, сентябрь 2010 года, ноябрь 2010 года, март 2011 года, август 2011 года, май 2012 года, сентябрь 2012 года, октябрь 2012 года, отменить решение ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города" об отказе в выплате ей жилищных субсидий и обязать произвести ей соответствующие выплаты с момента их прекращения - с <Дата обезличена>, взыскать с ООО "Единый расчетный центр" компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.
Суд постановил приведенное решение, об отмене которого просит М., не соглашаясь с оценкой суда установленных по делу обстоятельств и распределения бремени доказывания по спору, указывая на необоснованные суждения и выводы о просрочке исполнения истцом обязательств по внесению платы за ЖКУ.
На жалобу М. ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Воркуты" представлены возражения, в которых ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, полагая, что при рассмотрении дела судом правильно были установлены фактические обстоятельства дела и применены нормы материального права, доводы жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую мотивированную оценку в оспоренном решении.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Препятствий для рассмотрения дела не установлено.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 67, 153 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилого фонда с момента заключения такого договора.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (ст. 155 ЖК РФ).
Пунктом 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено предоставление инвалидам скидки не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Форма предоставления указанной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" социальная поддержка населения в Республике Коми предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, оплату за ЖКУ. Компенсации расходов на оплату ЖКУ предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате ЖКУ или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В целях реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", а также переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными законами, Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 года N 115 утверждены Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно п. 15 Правил меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ. Компенсация предоставляется при отсутствии задолженности по оплате ЖКУ или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений с организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги населению, по ее погашению.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что М. является нанимателем квартиры по адресу: <Адрес обезличен>, на ее имя открыт лицевой счет N <Номер обезличен>, по которому производятся ежемесячные начисления за ЖКУ и ведется учет произведенных за их потребление платежей.
Совместно с истцом по данному адресу зарегистрирован <Фамилия обезличена>, <Дата обезличена> года рождения.
Управление многоквартирным домом, где проживает М., осуществляет ТСЖ "Организация обезличена", у которого с ООО "Единый расчетный центр" заключен агентский договор на оказание услуг по начислению, перерасчету стоимости ЖКУ, сбору и учету поступающей оплаты от потребителей, ведение финансово-лицевых счетов, информационное обслуживание, формирование счетов, взыскание задолженности.
В свою очередь, между ГБУ "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" и ООО "Единый расчетный центр" заключен договор на организацию обмена информацией о гражданах, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ и Республики Коми, фактически начисленных суммах за ЖКУ, тарифах и объемах потребления ЖКУ, сумме задолженности по услугам с лицевого счета.
М. с <Дата обезличена> года является инвалидом II группы по общему заболеванию (бессрочно), в связи с чем с <Дата обезличена> года ей были назначены и до <Дата обезличена> года предоставлялись меры социальной поддержки по оплате ЖКУ в денежном выражении в соответствии со ст. 15 Закона Республики Коми от 12.11.2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми".
С <Дата обезличена> года на основании решений ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Воркуты" выплаты денежной компенсации истцу не производятся в связи с имеющейся и непогашенной задолженностью по оплате ЖКУ.
Разрешая требования М. об установлении отсутствия задолженности по оплате ЖКУ, суд первой инстанции, проанализировав представленные сторонами доказательства и дав им оценку в соответствии с правилами ст. 55, 67 ГПК РФ, установил, что истцом оплата ЖКУ производилась несвоевременно, на момент передачи функций по начислению платы за ЖКУ ООО "ЕРЦ" - <Дата обезличена> года - у М. имелась задолженность: за <Дата обезличена> года, <Дата обезличена> года, <Дата обезличена> года, <Дата обезличена> года. При оплате услуг истцом было произведено два платежа по квитанции за <Дата обезличена> года (<Дата обезличена> и <Дата обезличена>), три платежа по квитанции за август 2012 года (<Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>). Учитывая, что платежи за <Дата обезличена> года и <Дата обезличена> уже поступили, ответчиком излишне уплаченные суммы за <Дата обезличена> года и <Дата обезличена> года (<Дата обезличена> и <Дата обезличена>, <Дата обезличена>) были распределены в счет имеющейся задолженности по лицевому счету истца.
Установив фактические обстоятельства дела, суд, вместе с тем, пришел к выводу, что М., заявив в суд требования признать, что ею за <Дата обезличена> года, <Дата обезличена> года, <Дата обезличена> года, <Дата обезличена> года, <Дата обезличена> года, <Дата обезличена> года, <Дата обезличена> года, <Дата обезличена> года, <Дата обезличена> года, <Дата обезличена> года произведена оплата за ЖКУ, избрала не предусмотренный законом способ защиты своего предполагаемо нарушенного права, ввиду чего отказал ей в данной части иска.
Судебная коллегия, учитывая, что законом не предусмотрены такие способы защиты как признание обязательств исполненными или признание права нарушенным, соглашается с выводом суда первой инстанции в данной части, учитывая, что установление фактических обстоятельств дела по внесению М. платы за ЖКУ имеет правовое значение для разрешения требований истца о признании решений ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Воркуты" о прекращении предоставления ей социальных выплат незаконными и восстановлении нарушенного права.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда о том, что требования М. к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города" об отмене решения об отказе в предоставлении жилищных субсидий и возложении обязанности произвести соответствующие выплаты с момента их прекращения подлежат отклонению по тем же основаниям как производные от основных, в удовлетворении которых судом отказано.
Избранный в указанной части М. способ защиты своего права отвечает требованиям закона, и был обоснован истцом при обращении в суд.
Вместе с тем, ошибочность суждения суда в указанной части не влечет за собой отмены решения, в связи с правильностью вывода по своему существу.
Как следует из дела, по состоянию на дату передачи ООО "ЕРЦ" в Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Воркуты сведений о наличии у М. задолженности по оплате за ЖКУ у истца действительно имелась непогашенная задолженность по внесению указанной платы. Обратные утверждения М. опровергаются материалами дела, за исключением периодов оплаты за <Дата обезличена> года (оплата внесена <Дата обезличена> года) и <Дата обезличена> года (оплата внесена <Дата обезличена> года).
Исходя из положений ст. 160 ЖК РФ, ст. 2 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ, п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РК от 05.05.2009 N 115, регламентирующих вопросы назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, получение соответствующей меры социальной поддержки поставлено в зависимость, в том числе, от добросовестного исполнения получателем своей обязанности по своевременному внесению исполнителю платы за ЖКУ.
В силу п. 20 пп. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РК от 05.05.2009 N 115, исчисление компенсации прекращается с первого числа месяца, в котором центром установлено наличие у гражданина задолженности по оплате ЖКУ за два и более месяца и (или) невыполнения условий соглашения с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению, по погашению задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
В связи с наличием у М. задолженности и отсутствием доказательств заключения с организацией ЖКХ соглашений о погашении имеющейся у нее задолженности по оплате ЖКУ, а также исполнения условий данных соглашений, решения ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" о прекращении М. с <Дата обезличена> года компенсационных выплат не может быть признано неправомерным.
Соответственно, оснований для возложения на ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" обязанности произвести истцу выплаты сумм недополученных компенсаций и взыскания с ООО "ЕРЦ" компенсации морального вреда за передачу недостоверной информации о задолженности по ЖКУ в обстоятельствах дела не имеется.
Указание в жалобе на пропуск ООО "ЕРЦ" срока исковой давности по требованиям о взыскании платежей за ЖКУ за <Дата обезличена> год не может быть принято во внимание, поскольку в силу п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению ответчика, сделанному до вынесения судом решения по спору. В данном случае ООО "ЕРЦ" самостоятельных требований к М. не предъявляло и, соответственно, заявлений с его стороны о пропуске срока исковой давности в суд не поступало.
Доводы жалоб не содержат в себе оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены или изменения решения. Указанные доводы сводятся к несогласию истца с выводами суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, и не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда.
Ввиду изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 23 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)