Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей О.В. Лыткиной, Н.А. Клочковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.А. Зинченко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 марта 2013 года, по делу N А57-18683/2012, судья С.А. Федорцова,
по иску товарищества собственников жилья "Кировский", г. Саратов ИНН 6454027396, ОГРН 1026400001836,
к Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, ИНН 6450530344,
третьи лица: администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, комитет по управлению имуществом г. Саратова Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, администрация Кировского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов о взыскании задолженности в сумме 14.387 рублей 45 копеек, пени в размере 1.665 рублей 61 копейка,
при участии в заседании:
от Комитета по финансам администрации муниципального образования "город Саратов" - Шафеева О.И., по доверенности от 25.12.2012 г.
от Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Задкова Е.Н. доверенность от 07.03.2013 года,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела).
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился истец - ТСЖ "Кировский" с исковым заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" задолженности за период с 01.05.2010 г. по 31.12.2011 г. в сумме 14.387,45 рублей, пени за период с 10.06.2010 г. по 01.07.2012 г. в размере 1.665,61 рублей.
Решением от 21 марта 2013 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-18683/2012 исковые требования удовлетворены.
С муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу истца - товарищества собственников жилья "Кировский" взыскана задолженность по коммунальным услугам, по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Ст. Разина, д. 80, образовавшуюся за период с 01.05.2010 г. по 31.12.2011 г. в сумме 14.387 (четырнадцать тысяч триста восемьдесят семь) рублей 45 копеек, пени за просрочку оплаты за период с 10.06.2010 г. по 01.07.2012 г. в размере 1.665 (одна тысяча шестьсот шестьдесят пять) рублей 61 копейка, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2.000 (две тысячи) рублей.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация муниципального образования "Город Саратов" и Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявители апелляционных жалоб указывают, что истцом не представлено доказательств выставления в адрес платежных документов. Кроме того, по мнению заявителей, перечисление денежных средств иным способом, кроме определенных бюджетным законодательством, а в данном случае - это субсидии на оплату коммунальных услуг, не допускается.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено ст. 249 Гражданского кодекса каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно аналогичной норме, изложенной в п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В п. 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 г. N 75, дано определение понятия "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения" - это плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 кв. метра общей площади жилого помещения.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Из материалов дела усматривается, что 15 августа 2008 года общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Ст. Разина, д. 80, был выбран способ управления - управление многоквартирным жилым домом товарищество собственников жилья "Кировский".
01 мая 2010 г. между администрацией Кировского района муниципального образования "Город Саратов" и ТСЖ "Кировский" был заключен договор управления многоквартирным домом.
Жилое помещение - квартира N 74, общей площадью 29,5 кв. м, расположенное в жилом доме по адресу: г. Саратов, ул. ст. Разина, д. 80, является собственностью муниципального образования "Город Саратов", о чем свидетельствует постановление администрации города Саратова от 15.09.1995 г. N 572-р.
10 января 2012 г. данное жилое помещение - квартира N 74 была передана в бессрочное владение и пользование нанимателю Видиной И.Е., о чем свидетельствуют договор социального найма жилого помещения N 4499 от 10.01.2012 г., акт приема-передачи жилого помещения от 10.01.2012 г.
Истец считает, что ответчик обязан участвовать в расходах, связанных с содержанием общего имущества в многоквартирном доме, соразмерно занимаемой им площади в этом доме.
Ненадлежащее исполнение ответчиком как собственником нежилого помещения в многоквартирном жилом доме, входящем в состав ТСЖ "Кировский", обязательств по внесению ежемесячных взносов на содержание общего имущества данного жилого дома в размере и в порядке, установленными общим собранием собственников помещений, послужило основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением о взыскании расходов на содержание и ремонт общего имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставка бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления) (п. 4 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии с п. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу п. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (п. 1 ст. 37 ЖК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 158 Жилищного кодекса, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской грации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
В соответствии со статьями 145, 146 ЖК РФ 13 марта 2010 года было проведено общее собрание членов товарищества в форме заочного голосования по вопросу установления для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на содержание и текущий ремонт общего имущества.
Жилое помещение - квартира N 74, которым владеет ответчик на праве муниципальной собственности, находится в жилом доме, то есть не может существовать отдельно от этих домов, а их владелец (пользователь) не может не пользоваться такими элементами дома, как крыша, фундамент, коммуникации и др.
Муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести соразмерно его доле расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме, так как владеет жилым помещением в этом доме на праве собственности.
Отсутствие договора между истцом и ответчиком не означает отсутствие обязанности оплаты содержания общего имущества, поскольку ответчик пользовался услугами истца в силу расположения находящегося в его собственности нежилого помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов" в силу закона должно нести расходы по содержанию общего имущества жилого дома и в данном случае подлежит оплате не исполненная работа или оказанная услуга, а установленный тариф.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 г. N 4910/10.
Поскольку ответчик, использующий жилое помещение в многоквартирном доме на праве собственности, не оплачивал ежемесячные взносы на содержание и ремонт общего имущества жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Ст. Разина, д. 80, в размере и в порядке, установленном протоколом N 2 от 21.02.2010 г. собрания собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Ст. Разина, д. 80.
Данным протоколом утверждены тарифы на содержание жилья - 6,52 рублей за 1 кв. м и на ремонт жилья - 1,76 рублей за 1 кв. м.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в пункте 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что услуги истцом по содержанию многоквартирных жилых домов не оказывались, либо оказывались некачественно.
Согласно статье 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Истец, исходя из вышеуказанных тарифов и площади жилого помещения, просит взыскать задолженность по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома за период с 01 мая 2010 г. по 31 декабря 2011 г. в сумме 5.835,16 рублей.
Муниципальное образование "город Саратов", являясь собственником жилых помещений, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов по оплате жилья и коммунальных расходов многоквартирных домов.
Доказательств оплаты ответчиком не представлено.
Возврат оказанных услуг и использованных при их исполнении материалов невозможен. При таких обстоятельствах заявленное исковое требование подлежит удовлетворению, а понесенные исполнителем затраты - компенсации.
Истцом также заявлено требование о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг (отопление) за период с октября 2010 г. по апрель 2011 г., с октября 2011 г. по декабрь 2011 г. в сумме 8.552,29 рублей.
ТСЖ "Кировский" является управляющей и эксплуатирующей организацией многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу и имеет договорные обязательства перед ресурсоснабжающими и иными организациями, оказывающими услуги в области ЖКХ.
В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307, истец является исполнителем коммунальных услуг многоквартирного дома.
ТСЖ "Кировский" в соответствии с действующим жилищным законодательством и Уставом предоставляет необходимые коммунальные и эксплуатационные услуги по обслуживанию указанных помещений, в том числе и принадлежащих ответчику.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Волжская ТГК" и ТСЖ "Кировский" заключен договор снабжения тепловой энергией в горячей воде N 52939т от 01.06.2010 г., по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать истцу через присоединительную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, а истец обязался принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель, соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее -Правила N 306).
Согласно пункту 4 названных Правил, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.
При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома (пункт 5 Правил N 306).
При определении норматива потребления коммунальных услуг необходимо учитывать многоквартирные дома, в которых не осуществляется бесперебойное предоставление коммунальных услуг или имеются нежилые помещения, подключенные к общему вводу присоединенной сети и не оборудованные индивидуальными приборами учета.
Подпунктом 1 пункта 1 Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 307, утвержденных Постановлением Правительства РФ 23.05.2006 г., установлена формула размера платы за отопление (руб.) в жилом доме.
В соответствии с Решением Саратовской городской Думы N 14-118 от 31.01.2007 г. норматив потребления тепловой энергии по отоплению на 1 кв. м, при оплате в отопительный период, равен - 0,03 Гкал.
В соответствии с постановлениями Комитета государственного регулирования тарифов N 24/2 от 25.11.2009 г. и N 20/18 от 28.12.2010 г. установлены тарифы: на 2010 год за 1 Гкал - 893,43 рубля, без НДС; на 2011 год за 1 Гкал - 992,62 рубля, без НДС.
В соответствии с вышеуказанным договором энергоснабжающей организацией были выставлены истцу счета-фактуры за 2010, 2011 г.г. за тепловую энергию в воде и теплоноситель (невозврат воды).
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1, 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 3 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Правоотношения в сфере снабжения тепловой энергией регулируются отдельным комплексом нормативно-правовых актов.
Правила, предусмотренные ст. 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу п. 7 Правил от 23.05.2006 N 307 при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
При этом отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Таким образом, действующее законодательство, регулирующее правоотношения сторон в сфере теплоснабжения, не содержит положений, ограничивающих право ресурсоснабжающей организации на предъявление требований об оплате задолженности за поставленный ресурс к собственнику отдельного жилого помещения в многоквартирном доме при отсутствии соответствующего договора с исполнителем коммунальных услуг.
Арбитражным судом установлен факт оказания истцом коммунальных услуг по поставке тепловой энергии жилому помещению, принадлежащему ответчику, а также неисполнения ответчиком обязанности по оплате стоимости услуг.
При таких обстоятельствах исковые требования о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг (отопление) за период с октября 2010 г. по апрель 2011 г., с октября 2011 г. по декабрь 2011 г. в сумме 8.552,29 рублей правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Поскольку ответчик не исполнил свои обязательства по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, истец просит применить ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренное статьей 155 Жилищного кодекса РФ.
Согласно пункту 7.2.6. Устава член товарищества обязан вносить платежи за жилое помещение и коммунальное услуги ежемесячно до 10-го числа, следующего за истекшим месяцем.
В силу ст. 155 Жилищного кодекса РФ: "Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования
Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Предъявленная истцом к взысканию пеня за период с 10.06.2010 г. по 01.07.2012 г. составляет 1.665,61 рублей.
Размер пени является соразмерным сумме нарушенного обязательства.
Расчет проверен судебной коллегией. Каких-либо неточностей и арифметических ошибок в нем не установлено.
Ответчик контррасчет суду не представил.
Ссылка администрации на не выставление истцом платежных документов не может быть принята во внимание в силу следующего.
На основании части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Следовательно, ответчик не может ссылаться на свою не информированность о необходимости производить платежи за содержание общего имущества в многоквартирном доме и, проявляя должную разумность и осмотрительность, мог обратиться к истцу с целью установления подлежащей оплате суммы.
Доводы подателей жалоб о том, что единственным способом перечисления денежных средств управляющей организации является выделении субсидий, не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
Субсидия - это безвозмездное и безвозвратное возмещение части понесенных организацией или индивидуальным предпринимателем затрат. Она может выделяться из бюджетов разного уровня.
Выделение субсидий не освобождает собственника от обязанности по оплате расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома в соответствии с положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 21 марта 2013 года по делу N А57-18683/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
А.Ю.НИКИТИН
Судьи
О.В.ЛЫТКИНА
Н.А.КЛОЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.05.2013 ПО ДЕЛУ N А57-18683/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2013 г. по делу N А57-18683/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей О.В. Лыткиной, Н.А. Клочковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.А. Зинченко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 марта 2013 года, по делу N А57-18683/2012, судья С.А. Федорцова,
по иску товарищества собственников жилья "Кировский", г. Саратов ИНН 6454027396, ОГРН 1026400001836,
к Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, ИНН 6450530344,
третьи лица: администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, комитет по управлению имуществом г. Саратова Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, администрация Кировского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов о взыскании задолженности в сумме 14.387 рублей 45 копеек, пени в размере 1.665 рублей 61 копейка,
при участии в заседании:
от Комитета по финансам администрации муниципального образования "город Саратов" - Шафеева О.И., по доверенности от 25.12.2012 г.
от Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Задкова Е.Н. доверенность от 07.03.2013 года,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела).
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился истец - ТСЖ "Кировский" с исковым заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" задолженности за период с 01.05.2010 г. по 31.12.2011 г. в сумме 14.387,45 рублей, пени за период с 10.06.2010 г. по 01.07.2012 г. в размере 1.665,61 рублей.
Решением от 21 марта 2013 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-18683/2012 исковые требования удовлетворены.
С муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу истца - товарищества собственников жилья "Кировский" взыскана задолженность по коммунальным услугам, по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Ст. Разина, д. 80, образовавшуюся за период с 01.05.2010 г. по 31.12.2011 г. в сумме 14.387 (четырнадцать тысяч триста восемьдесят семь) рублей 45 копеек, пени за просрочку оплаты за период с 10.06.2010 г. по 01.07.2012 г. в размере 1.665 (одна тысяча шестьсот шестьдесят пять) рублей 61 копейка, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2.000 (две тысячи) рублей.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация муниципального образования "Город Саратов" и Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявители апелляционных жалоб указывают, что истцом не представлено доказательств выставления в адрес платежных документов. Кроме того, по мнению заявителей, перечисление денежных средств иным способом, кроме определенных бюджетным законодательством, а в данном случае - это субсидии на оплату коммунальных услуг, не допускается.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено ст. 249 Гражданского кодекса каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно аналогичной норме, изложенной в п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В п. 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 г. N 75, дано определение понятия "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения" - это плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 кв. метра общей площади жилого помещения.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Из материалов дела усматривается, что 15 августа 2008 года общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Ст. Разина, д. 80, был выбран способ управления - управление многоквартирным жилым домом товарищество собственников жилья "Кировский".
01 мая 2010 г. между администрацией Кировского района муниципального образования "Город Саратов" и ТСЖ "Кировский" был заключен договор управления многоквартирным домом.
Жилое помещение - квартира N 74, общей площадью 29,5 кв. м, расположенное в жилом доме по адресу: г. Саратов, ул. ст. Разина, д. 80, является собственностью муниципального образования "Город Саратов", о чем свидетельствует постановление администрации города Саратова от 15.09.1995 г. N 572-р.
10 января 2012 г. данное жилое помещение - квартира N 74 была передана в бессрочное владение и пользование нанимателю Видиной И.Е., о чем свидетельствуют договор социального найма жилого помещения N 4499 от 10.01.2012 г., акт приема-передачи жилого помещения от 10.01.2012 г.
Истец считает, что ответчик обязан участвовать в расходах, связанных с содержанием общего имущества в многоквартирном доме, соразмерно занимаемой им площади в этом доме.
Ненадлежащее исполнение ответчиком как собственником нежилого помещения в многоквартирном жилом доме, входящем в состав ТСЖ "Кировский", обязательств по внесению ежемесячных взносов на содержание общего имущества данного жилого дома в размере и в порядке, установленными общим собранием собственников помещений, послужило основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением о взыскании расходов на содержание и ремонт общего имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставка бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления) (п. 4 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии с п. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу п. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (п. 1 ст. 37 ЖК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 158 Жилищного кодекса, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской грации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
В соответствии со статьями 145, 146 ЖК РФ 13 марта 2010 года было проведено общее собрание членов товарищества в форме заочного голосования по вопросу установления для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на содержание и текущий ремонт общего имущества.
Жилое помещение - квартира N 74, которым владеет ответчик на праве муниципальной собственности, находится в жилом доме, то есть не может существовать отдельно от этих домов, а их владелец (пользователь) не может не пользоваться такими элементами дома, как крыша, фундамент, коммуникации и др.
Муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести соразмерно его доле расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме, так как владеет жилым помещением в этом доме на праве собственности.
Отсутствие договора между истцом и ответчиком не означает отсутствие обязанности оплаты содержания общего имущества, поскольку ответчик пользовался услугами истца в силу расположения находящегося в его собственности нежилого помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов" в силу закона должно нести расходы по содержанию общего имущества жилого дома и в данном случае подлежит оплате не исполненная работа или оказанная услуга, а установленный тариф.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 г. N 4910/10.
Поскольку ответчик, использующий жилое помещение в многоквартирном доме на праве собственности, не оплачивал ежемесячные взносы на содержание и ремонт общего имущества жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Ст. Разина, д. 80, в размере и в порядке, установленном протоколом N 2 от 21.02.2010 г. собрания собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Ст. Разина, д. 80.
Данным протоколом утверждены тарифы на содержание жилья - 6,52 рублей за 1 кв. м и на ремонт жилья - 1,76 рублей за 1 кв. м.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в пункте 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что услуги истцом по содержанию многоквартирных жилых домов не оказывались, либо оказывались некачественно.
Согласно статье 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Истец, исходя из вышеуказанных тарифов и площади жилого помещения, просит взыскать задолженность по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома за период с 01 мая 2010 г. по 31 декабря 2011 г. в сумме 5.835,16 рублей.
Муниципальное образование "город Саратов", являясь собственником жилых помещений, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов по оплате жилья и коммунальных расходов многоквартирных домов.
Доказательств оплаты ответчиком не представлено.
Возврат оказанных услуг и использованных при их исполнении материалов невозможен. При таких обстоятельствах заявленное исковое требование подлежит удовлетворению, а понесенные исполнителем затраты - компенсации.
Истцом также заявлено требование о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг (отопление) за период с октября 2010 г. по апрель 2011 г., с октября 2011 г. по декабрь 2011 г. в сумме 8.552,29 рублей.
ТСЖ "Кировский" является управляющей и эксплуатирующей организацией многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу и имеет договорные обязательства перед ресурсоснабжающими и иными организациями, оказывающими услуги в области ЖКХ.
В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307, истец является исполнителем коммунальных услуг многоквартирного дома.
ТСЖ "Кировский" в соответствии с действующим жилищным законодательством и Уставом предоставляет необходимые коммунальные и эксплуатационные услуги по обслуживанию указанных помещений, в том числе и принадлежащих ответчику.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Волжская ТГК" и ТСЖ "Кировский" заключен договор снабжения тепловой энергией в горячей воде N 52939т от 01.06.2010 г., по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать истцу через присоединительную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, а истец обязался принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель, соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее -Правила N 306).
Согласно пункту 4 названных Правил, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.
При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома (пункт 5 Правил N 306).
При определении норматива потребления коммунальных услуг необходимо учитывать многоквартирные дома, в которых не осуществляется бесперебойное предоставление коммунальных услуг или имеются нежилые помещения, подключенные к общему вводу присоединенной сети и не оборудованные индивидуальными приборами учета.
Подпунктом 1 пункта 1 Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 307, утвержденных Постановлением Правительства РФ 23.05.2006 г., установлена формула размера платы за отопление (руб.) в жилом доме.
В соответствии с Решением Саратовской городской Думы N 14-118 от 31.01.2007 г. норматив потребления тепловой энергии по отоплению на 1 кв. м, при оплате в отопительный период, равен - 0,03 Гкал.
В соответствии с постановлениями Комитета государственного регулирования тарифов N 24/2 от 25.11.2009 г. и N 20/18 от 28.12.2010 г. установлены тарифы: на 2010 год за 1 Гкал - 893,43 рубля, без НДС; на 2011 год за 1 Гкал - 992,62 рубля, без НДС.
В соответствии с вышеуказанным договором энергоснабжающей организацией были выставлены истцу счета-фактуры за 2010, 2011 г.г. за тепловую энергию в воде и теплоноситель (невозврат воды).
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1, 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 3 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Правоотношения в сфере снабжения тепловой энергией регулируются отдельным комплексом нормативно-правовых актов.
Правила, предусмотренные ст. 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу п. 7 Правил от 23.05.2006 N 307 при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
При этом отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Таким образом, действующее законодательство, регулирующее правоотношения сторон в сфере теплоснабжения, не содержит положений, ограничивающих право ресурсоснабжающей организации на предъявление требований об оплате задолженности за поставленный ресурс к собственнику отдельного жилого помещения в многоквартирном доме при отсутствии соответствующего договора с исполнителем коммунальных услуг.
Арбитражным судом установлен факт оказания истцом коммунальных услуг по поставке тепловой энергии жилому помещению, принадлежащему ответчику, а также неисполнения ответчиком обязанности по оплате стоимости услуг.
При таких обстоятельствах исковые требования о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг (отопление) за период с октября 2010 г. по апрель 2011 г., с октября 2011 г. по декабрь 2011 г. в сумме 8.552,29 рублей правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Поскольку ответчик не исполнил свои обязательства по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, истец просит применить ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренное статьей 155 Жилищного кодекса РФ.
Согласно пункту 7.2.6. Устава член товарищества обязан вносить платежи за жилое помещение и коммунальное услуги ежемесячно до 10-го числа, следующего за истекшим месяцем.
В силу ст. 155 Жилищного кодекса РФ: "Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования
Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Предъявленная истцом к взысканию пеня за период с 10.06.2010 г. по 01.07.2012 г. составляет 1.665,61 рублей.
Размер пени является соразмерным сумме нарушенного обязательства.
Расчет проверен судебной коллегией. Каких-либо неточностей и арифметических ошибок в нем не установлено.
Ответчик контррасчет суду не представил.
Ссылка администрации на не выставление истцом платежных документов не может быть принята во внимание в силу следующего.
На основании части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Следовательно, ответчик не может ссылаться на свою не информированность о необходимости производить платежи за содержание общего имущества в многоквартирном доме и, проявляя должную разумность и осмотрительность, мог обратиться к истцу с целью установления подлежащей оплате суммы.
Доводы подателей жалоб о том, что единственным способом перечисления денежных средств управляющей организации является выделении субсидий, не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
Субсидия - это безвозмездное и безвозвратное возмещение части понесенных организацией или индивидуальным предпринимателем затрат. Она может выделяться из бюджетов разного уровня.
Выделение субсидий не освобождает собственника от обязанности по оплате расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома в соответствии с положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 21 марта 2013 года по делу N А57-18683/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
А.Ю.НИКИТИН
Судьи
О.В.ЛЫТКИНА
Н.А.КЛОЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)