Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.08.2013 ПО ДЕЛУ N 11-8647/2013

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 августа 2013 г. по делу N 11-8647/2013


Судья: Ерофеева И.А.

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Турковой Г.Л.,
судей Зариповой Ю.С., Майоровой Е.Н.
при секретаре Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске 27 августа 2013 года в зале суда гражданское дело по заявлению Щ. об оспаривании решения Управления социальной защиты населения Нязепетровского муниципального района Челябинской области с апелляционной жалобой Управления социальной защиты населения Нязепетровского муниципального района Челябинской области на решение Нязепетровского районного суда Челябинской области от 11 июня 2013 года.
В суд апелляционной инстанции явился представитель Управления социальной защиты населения Нязепетровского муниципального района Челябинской области (далее - УСЗН Нязепетровского муниципального района) С., действующая на основании доверенности от 20.02.2013 года.
Щ. в суд апелляционной инстанции не явилась, извещение о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы получила 09.08.2013 года. Дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Заслушав доклад судьи Турковой Г.Л. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Щ. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения УСЗН Нязепетровского муниципального района N 38 от 11 февраля 2013 года об отказе в назначении субсидии на жилое помещение и коммунальные услуги, просила признать это решение незаконным и возложить на УСЗН Нязепетровского муниципального района обязанность назначить заявителю субсидию с момента обращения, т.е. с 01.01.2013 года, взыскав сумму субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг за период с января по апрель 2013 года в размере *** рублей 12 копеек и возместив расходы по оплате государственной пошлины. В обоснование заявленных требований заявитель указала на то, что является собственником жилой квартиры, расположенной в г. Нязепетровске Челябинской области, ул. ***, 5 - 2, имеет право на получение субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг. Отказ в предоставлении указанной меры социальной поддержки считает незаконным, так как правовые основания для указания в строке "степень благоустройства", "индивидуальный дом" отсутствуют. В судебном заседании Щ. поддержала заявленные требования в полном объеме.
УСЗН Нязепетровского муниципального района в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела было извещено.
Суд постановил решение, которым удовлетворил заявленные Щ. требования.
В апелляционной жалобе УСЗН Нязепетровского муниципального района просит решение суда отменить. УСЗН Нязепетровского муниципального района обоснованно отказано Щ. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, так как жилое помещение, в котором зарегистрирована Щ., не отвечает требованиям многоквартирного жилого дома: отсутствуют помещения общего пользования, прямой доступ к ним, не взимается плата за содержание и ремонт жилого помещения. При вынесении оспариваемого решения УСЗН Нязепетровского муниципального района руководствовалось Региональными стандартами стоимости жилищно-коммунальных услуг по Челябинской области на 2012 год, утвержденными Постановлением Губернатора Челябинской области от 11 апреля 2012 года N 92 "О региональных стандартах стоимости жилищно - коммунальных услуг по Челябинской области на 2012 год", Положением об определении региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг в Челябинской области, утвержденным Постановлением Губернатора Челябинской области от 20 ноября 2009 года N 305 и разъяснениями Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, указанными в письме от 02 июня 2010 года N 6618. Тип благоустройства жилого помещения, занимаемого заявителем, определен как "индивидуальный жилой дом" правомерно.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентировано статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
На основании части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 данных Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Согласно пункту 6 указанных Правил, субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Щ. является собственником жилой квартиры N 2, находящейся по адресу: г. Нязепетровске, ул. ***, 5, общей площадью 134, 5 кв. метра. В указанной жилой квартире Щ. проживает постоянно, зарегистрирована с 30 октября 2001 года (л.д. 8 - 9, 15 - 16).
29 декабря 2012 года Щ. обратилась в УСЗН Нязепетровского муниципального района с заявлением о назначении субсидии на оплату занимаемого жилого помещения и коммунальных услуг, предоставив необходимые документы (л.д. 33).
Уведомлением N 38 от 11 февраля 2013 года, направленным УСЗН Нязепетровского муниципального района, Щ. в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отказано, с указанием на то, что плата за жилищно-коммунальные услуги не превышает предельно допустимую долю расходов семьи. Расчет произведен исходя из степени благоустройства жилого помещения "индивидуальный дом" (л.д. 7).
Согласно письменному отзыву УСЗН Нязепетровского муниципального района на заявление Щ. при определении типа благоустройства жилого помещения, в котором зарегистрирована Щ., управление исходило из того, что занимаемое ею жилое помещение не отвечает требованиям многоквартирного жилого дома: отсутствуют помещения общего пользования, прямой доступ к ним, не взимается плата за содержание и ремонт жилого помещения (л.д. 88).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции мотивировал свой вывод тем, что при решении вопроса о назначении Щ. жилищной субсидии УСЗН Нязепетровского муниципального района неправомерно использовала региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, определенный для индивидуального жилого дома. Ссылок на иные обстоятельства, препятствующие назначению субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, оспариваемое решение, возражения на заявление и апелляционная жалоба УСЗН Нязепетровского муниципального района не содержат.
Судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции соответствует установленным по делу обстоятельствам, основано на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о том, что дом, в котором зарегистрирована Щ., не отвечает требования многоквартирного жилого дома, повторяет доводы, изложенные в письменных возражениях на заявление Щ., и является несостоятельным, так как по существу сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
В соответствии с п. 20, п. 21 и п. 22 Правил предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761, размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемые в соответствии с требованиями частей 1 и 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации из расчета на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, дифференцируются по поселениям, в том числе населенным пунктам, расположенным на межселенных территориях, городским округам (далее - муниципальные образования) одного субъекта Российской Федерации. Для одного муниципального образования может устанавливаться региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг отдельно для многоквартирных домов, находящихся в различных жилищных фондах, и жилых домов индивидуального жилищного фонда.
Между тем указанные выше Правила и региональные стандарты не содержат специальной нормы, определяющей критерии отнесения жилищного фонда к многоквартирным домам и индивидуальным жилым домам для целей, связанных с расчетом субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Действующее законодательство не содержит правил, позволяющих при наличии в доме нескольких квартир, признать такой дом индивидуальным жилым домом.
Понятие многоквартирного жилого дома закреплено в п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства России от 28.01.2006 г. N 47.
Так, в названном пункте Положения приведено, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в соответствии с жилищным законодательством.
Понятие индивидуального жилого дома содержится в ч. 3 ст. 48 и ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
Принимая во внимание, что домовладение в г. Нязепетровске по ул. ***, 5 состоит из 2 квартир, то данный дом является многоквартирным и признание его индивидуальным жилым домом, в том числе для целей расчета жилищной субсидии, не предусмотрено действующим законодательством.
Рекомендации Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, изложенные в письме от 02 июня 2010 года N 6618, согласно которым предложено не считать дома с жилыми помещениями с отдельными выходами на земельный участок многоквартирными, не могут быть приняты в качестве нормативного правового регулирования спорных правоотношений, так как не обладают признаками нормативного правового акта.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное, ошибочное толкование действующего законодательства и не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Нязепетровского районного суда Челябинской области от 11 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения Нязепетровского муниципального района - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)