Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.03.2010 ПО ДЕЛУ N А57-22954/08-118

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2010 г. по делу N А57-22954/08-118


резолютивная часть постановления оглашена 15 марта 2010 года
в полном объеме постановление изготовлено 19 марта 2010 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Агибаловой Галины Ивановны,
судей Клочковой Наталии Александровны, Никитина Александра Юрьевича,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дементьевой Мариной Сергеевной,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от муниципального унитарного предприятия бытового коммунального обслуживания "Спецавтохозяйство по уборке города" - Кривоножкиной Евгении Викторовны, действующей на основании доверенности от 19 января 2010 года,
от товарищества собственников жилья "Благовест" - председателя Федорина Юрия Васильевича, паспорт Федориной Елены Горгониевны, действующей на основании доверенности от 11 января 2010 года,
от администрации города Саратова - не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уведомление N 99670 приобщено к материалам дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу без даты, без номера товарищества собственников жилья "Благовест", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 февраля 2009 года по делу N А57-22954/08-118, судья Елистратов К.А.,
по иску муниципального унитарного предприятия бытового коммунального обслуживания "Спецавтохозяйство по уборке города", г. Саратов,
к ответчику: товариществу собственников жилья "Благовест", г. Саратов,
третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации города Саратова, г. Саратов,
о взыскании задолженности по договору N 6204 от 01 января 2008 года в размере 8 557 рублей 12 копеек.

установил:

Муниципальное унитарное предприятие бытового коммунального обслуживания "Спецавтохозяйство по уборке города" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к ответчику, товариществу собственников жилья "Благовест", о взыскании задолженности по договору N 6204 от 01 января 2008 года в размере 8 557 рублей 12 копеек.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 08 декабря 2008 года, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Саратова (л.д. 52).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25 февраля 2009 года с товарищества собственников жилья "Благовест" в пользу муниципальное унитарное предприятие бытового коммунального обслуживания "Спецавтохозяйство по уборке города" взыскана задолженность за услуги по утилизации ТБО в сумме 6 915 рублей 97 копеек, расходы по уплате госпошлины в размере 404 рублей 10 копеек, а всего 7 320 рублей 07 копеек. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, товарищество собственников жилья "Благовест" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда Саратовской области от 25 февраля 2009 года отменить в части взыскания 6 915 рублей 97 копеек.
Заявитель жалобы указывает, что суд первой инстанции нарушил нормы материального права, сделал выводы, несоответствующие обстоятельствам дела, что повлекло вынесение незаконного решения.
Истец полагает, что решение суда первой инстанции является законным и не подлежит отмене.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2009 года производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А57-4996/09.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2010 года производство по делу возобновлено, в связи с вступлением в силу судебного акта по делу N А57-4996/09.
Апелляционный суд, в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по имеющимся в деле доказательствам проверяет законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части, в апелляционном порядке, против чего лица, участвующие в деле, не заявили возражений.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей истца и ответчика, изучив доводы апелляционной жалобы в открытом судебном заседании, апелляционный суд находит возможным удовлетворить апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, в удовлетворении исковых требований о взыскании 6 915 рублей 97 копеек отказать.
Как следует из материалов дела, стороны подписали 1 января 2008 года договор на оказание услуг по вывозу, приему и утилизации (захоронению) бытовых отходов N 6204.
Согласно пункту 1.1. договора N 6204 от 01 января 2008 года Исполнитель оказывает услуги по приему и вывозу бытовых отходов с территории и объектов Заказчика с последующим их складированием и захоронением на городском полигоне, а Заказчик принимает и оплачивает услуги в соответствии с условиями договора.
В соответствии с пунктом 3.1. договора, вывоз и утилизация бытовых отходов производится в объеме месячной нормы 28,14 куб. м.
Судебными актами по делу А57-4996/09 данный договор признан незаключенным, что само по себе не исключало возможности взыскания долга за потребленные услуги.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в соответствия с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
По смыслу части 2 статьи 1 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. При этом потребителями услуг по утилизации твердых бытовых отходов (далее - ТБО) в жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере утилизации (захоронения) ТБО являются ... в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений (часть 17 статьи 2 настоящего Федерального закона).
Установление тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО для организаций коммунального комплекса производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок или органом местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с Федеральным законом.
Постановлением Администрации г. Саратова от 27 апреля 2007 года N 280 для МУП БКО "Спецавтохозяйство по уборке города" введен тариф на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов в размере 22 рублей 53 копеек за 1 куб. м без НДС с 01 июня 2007 года.
В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Согласно разъяснению Министерства регионального развития Российской Федерации, выраженному в письме от 03 октября 2008 года N 25080-СК/14 "О разъяснениях по вопросу деятельности, связанной с утилизацией твердых бытовых отходов" услуга по сбору и вывозу ТБО входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения. В то же время утилизация (захоронение) ТБО является отдельным видом регулируемых услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, которая оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги.
Согласно "Правилам о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 - "управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 16 Правил содержания общего имущества надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что к вопросам местного значения (органов местного самоуправления) относятся:
- организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также определены полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами, к которым относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года N 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.
Кроме этого, в соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28. августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении местного самоуправления находится организация утилизации и переработки бытовых отходов, а в соответствии с подпунктами 11 и 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
По данному спору функции по сбору, складированию, использованию, сжиганию, переработке, обезвреживанию, транспортировке, захоронению и иному обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами переданы администрацией лицу, непосредственно осуществляющему (обязанному осуществлять) вышеперечисленные действия (истцу).
Сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами к обязанностям и компетенции муниципальных органов в данном случае не относятся.
Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (подпункт 24 пункта 1 статьи 16).
Согласно статье 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Так как обязанность соблюдать экологические, санитарные и иные требования в области охраны окружающей среды и здоровья человека возложена на все хозяйствующие субъекты, то они обязаны осуществить утилизацию твердых бытовых отходов, что возможно сделать только по договорам, заключенным с организацией, осуществляющей вывоз таких отходов.
Вместе с тем, договор на оказание услуг по вывозу, приему и утилизации (захоронению) бытовых отходов N 6204 признан судом в рамках дела А57-4996/09 незаключенным, а доказательств оказания спорной услуги по утилизации ТБО истец не представил, все имеющиеся в деле акты ответчиком подписаны за минусом данной услуги.
Факт оказания данной услуги ответчиком оспаривается и не подтвержден истцом соответствующими доказательствами.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждая из сторон обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований либо возражений по делу.
Вместе с тем, истец не представил ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд доказательств оказания ответчику спорной услуги за исковой период.
Доводы подателя апелляционной жалобы в указанной части являются обоснованными.
На основании изложенного, апелляционный суд находит решение суда первой инстанции, в обжалуемой части, подлежащим отмене, в удовлетворении исковых требований о взыскании 6 915 рублей 97 копеек следует отказать.
Судебные расходы, в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагаются на истца: 500 рублей - по первой инстанции, 1 000 рублей за подачу апелляционной жалобы.
В связи с тем, что при подаче иска истец уплатил государственную пошлину в установленном размере, исполнительный лист на взыскание данной суммы апелляционным судом не подлежит выдаче.
Вместе с тем, поскольку ответчик оплатил 1 000 рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, указанная сумма подлежит взысканию с истца в пользу ответчика в возмещение расходов по государственной пошлине.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 февраля 2009 года по делу N А57-22954/08-118 в обжалуемой части отменить, в удовлетворении исковых требований о взыскании 6 915 рублей 97 копеек отказать.
Взыскать с истца, муниципального унитарного предприятия бытового коммунального обслуживания "Спецавтохозяйство по уборке города", г. Саратов, в пользу ответчика, товарищества собственников жилья "Благовест", г. Саратов, 1000 рублей в возмещение расходов по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Направить постановление арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Г.И.АГИБАЛОВА

Судьи
Н.А.КЛОЧКОВА
А.Ю.НИКИТИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)