Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.06.2013 ПО ДЕЛУ N А13-9336/2012

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2013 г. по делу N А13-9336/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 июня 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Моисеевой И.Н., судей Рогатенко Л.Н. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Васильевой Р.В.,
при участии от истца Сухаревой Н.Е. по доверенности от 02.11.2012 N 02-02-01, Быковой И.А. по доверенности от 31.05.2013 N 2-2/020/27,
от ответчика Кировой Л.В. по доверенности от 01.04.2013 N 34,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 марта 2013 года по делу N А13-9336/2012 (судья Кургин А.Ф.),

установил:

муниципальное унитарное предприятие "Вологдагортеплосеть" (ОГРН 1023500880721, далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (ОГРН 1053500164684, далее - Общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на отпуск тепловой энергии от 05.06.2012 N 2847 (далее - договор N 2847).
Решением суда от 11 марта 2013 года (с учетом определения об исправлении опечатки от 11 марта 2013 года) разногласия, возникшие при заключении договора на отпуск тепловой энергии от 5 июня 2012 года N 2847, урегулированы.
Общество с решением не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит его отменить (изменить) и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований или прекратить производство по делу. Считает, что у Предприятия не имелось права на обращение в суд с иском об урегулировании разногласий по спорному договору, поскольку такое право, в силу статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), принадлежит Обществу. Полагает, что суд первой инстанции неправомерно принял преамбулу и другие пункты договора, где встречается наименование ответчика, в редакции истца, который именует ответчика "Потребитель", ответчика, по его мнению, следует именовать "Иполнитель" или "Управляющая организация". Заявляет, что пункт 2 договора следует принять в редакции Общества, которая соответствует пункту 8.17 СНиП 41-02-2003, принятого и введенного в действие с 01.09.2003 Постановлением Госстроя России от 24.06.2003 N 110. Указывает, что вывод суда о том, что редакция пункта 4 договора в ходе рассмотрения дела представителями истца и ответчика согласована, не соответствует обстоятельствам дела, возражения ответчика по данному пункту судом не рассмотрены. По мнению подателя жалобы, редакция пункта 7 договора принята судом без учета положений Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 (далее - Требования к расчетам). Податель жалобы также считает, что принятая судом редакция пункта 9 договора некорректна и расплывчата. Ссылается на то, что редакция пункта 12 договора судом не мотивирована. Считает, что редакция пункта 13 договора, предложенная ответчиком более конкретизирована и в большей степени учитывает интересы конечных потребителей. Заявляет, что пункт 17 следует исключить из договора. Указывает, что пункт 24 договора, принятый судом в редакции истца, не в полной мере соответствует законодательству. Полагает, что отказав во включении в договор пунктов 43, 44, суд нарушил требования Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Представитель Общества в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы жалобы.
Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу и представители в судебном заседании отклонили доводы, изложенные в жалобе, считают, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку ответчиком обжалуется решение только в части и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, то в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд апелляционной инстанции при отсутствии возражений сторон проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу подлежащей частичному удовлетворению, а решение суда первой инстанции - подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Предприятие является энергоснабжающей (теплоснабжающей) организацией.
Общество является управляющей организацией многоквартирных домов в селе Молочное города Вологды.
Договор на отпуск тепловой энергии от 05.06.2012 N 2847, направленный Предприятием, подписан Обществом с протоколом разногласий, согласно которому Общество предложило свою редакцию следующих пунктов договора: преамбулы договора, пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 40, 41, кроме того, дополнительно в протоколе разногласий включив пункты 43 и 44.
Не согласившись с предложенной Обществом редакцией спорных пунктов, указанных в протоколе разногласий, Предприятие обратилось в суд с настоящими исковыми требованиями, настаивая на своей редакции договора.
Судом первой инстанции разногласия сторон по условиям договора урегулированы.
В апелляционной жалобе Общество оспаривает правомерность судебного решения в части урегулирования разногласий по иску Предприятия, а также в части наименования Общества в преамбуле договора и по тексту договора, и относительно принятых судом редакций пунктов 2 (в части, касающейся перепада давления), 4, 7, 9, 12, 13, 17, 24 договора, а также исключения из редакции договора пунктов 43, 44, предложенных Обществом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Согласно пункту 4 упомянутой статьи условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор, по содержанию пунктов которого у сторон возникли разногласия, является публичным; его заключение носит обязательный характер для энергоснабжающей организации.
В силу статьи 446 ГК РФ разногласия, возникшие при заключении договора, могут быть переданы на рассмотрение суда на основании статьи 445 указанного Кодекса либо по соглашению сторон. В этом случае условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 445 ГК РФ при отклонении протокола разногласий сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно положениям статьи 445 ГК РФ в случаях, если в силу ГК РФ или иного закона заключение договора обязательно для одной из сторон договора, разногласия, возникшие при заключении договора, могут быть переданы на разрешение суда той стороной, для которой заключение договора необязательно. У стороны, для которой заключение договора обязательно, такое право отсутствует.
Пунктом 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" судам рекомендовано исходить из того, что Гражданский кодекс Российской Федерации не решает вопрос о том, вправе ли сторона по договору, для которой заключение договора обязательно, передать разногласия по договору на рассмотрение суда, однако если они были переданы, а контрагент представил в суд свои предложения по условиям договора, то в этом случае суд должен исходить из того, что спор передан на его рассмотрение по соглашению сторон.
В соответствии со статьей 446 ГК РФ преддоговорный спор может быть рассмотрен судом, если возникшие разногласия по условиям договора переданы на рассмотрение суда по соглашению сторон.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что суд первой инстанции рассмотрел настоящий спор по существу правомерно.
Как следует из материалов дела, в преамбуле договора и по тексту договора Предприятие предлагает именовать Общество "Потребитель".
Общество при рассмотрении спора судом первой инстанции указывало, что его следует именовать "Управляющая организация", поскольку оно фактически не является потребителем ресурса.
Суд первой инстанции согласился с позицией Предприятия.
Апелляционная инстанция, рассмотрев доводы сторон, пришла к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу положений статей 161 и 164 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) договоры энергоснабжения многоквартирных жилых домов заключаются энергоснабжающей организацией либо с собственниками помещений (при непосредственном управлении домом собственниками помещений), либо с управляющей организацией (товариществом собственников жилья, жилищно-строительным кооперативом и иной организацией).
Правила N 124, в силу их пункта 1, устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативном или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги соответствующего вида.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 124 исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Аналогичное понятие "исполнитель" дано в пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно данному пункту Правил N 354 потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный в письменной форме, должен соответствовать положениям названных Правил и может содержать особенности исполнения такого договора в случаях и пределах, предусмотренных данными Правилами (абзац второй пункта 7 Правил N 354).
Из системного толкования указанных норм права следует, что потребителями коммунальных услуг являются собственники (владельцы) помещений в многоквартирном доме.
Когда такие лица заключают договоры энергоснабжения не напрямую с энергоснабжающими организациями, а через управляющие организации, то такие организации выступают абонентами в договорах энергоснабжения.
Управляющая организация как абонент приобретает по договору энергоснабжения коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающей организации и предоставляет коммунальные услуги собственникам и иным владельцам помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, Общество является абонентом в договоре, заключаемом с Предприятием.
Однако, как указано выше, данный абонент имеет особый статус - управляющая организация. При заключении договоров управляющие организации действуют не как хозяйствующие субъекты с самостоятельными экономическими интересами, а фактически являются посредниками между ресурсоснабжающей организацией и непосредственными потребителями коммунальных услуг.
При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция считает, что указание в договоре на особый статус абонента - Общества и именование его "управляющей организацией" в преамбуле и в тексте договора соответствуют указанным нормам права.
Ссылка суда первой инстанции на подпункт "а" пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" является несостоятельной, поскольку в данный пункт Федеральным законом от 30.12.2012 N 289-ФЗ внесены изменения и толкование понятия "потребитель услуг энергоснабжения в многоквартирных домах", на которое сослался суд, исключено.
Редакция пункта 2 договора, утвержденная судом первой инстанции, оспаривается Обществом только в части установленного перепада давления.
В установленной судом редакции перепад давления между подающим и обратным трубопроводом в отопительный сезон не менее 1,0 кгс/кв. см = 10 м вод. Ст.; в межотопительный сезон не менее 0,5 кгс/кв. см = 5 м вод. ст.
Редакцию Общества о том, что перепад давления на вводе двухтрубных водяных тепловых сетей в здания (при элеваторном присоединении систем отопления) следует принимать равным расчетным потерям давления на вводе и в местной системе с коэффициентом 1,5, но не менее 0,15 МПа, в соответствии с пунктом 8.17 СНиП 41-02-2003, принятых и введенных в действие с 01.09.2003 Постановлением Госстроя России от 24.06.2003 N 110, суд правомерно отклонил.
Согласно пункту 1 СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети" настоящие нормы и правила следует соблюдать при проектировании новых и реконструкции, модернизации и техническом перевооружении существующих тепловых сетей (включая сооружения на тепловых сетях).
Указания на применение данных норм и правил в отношении действующих тепловых сетей СНиП не содержит.
Кроме того в пункте 8.17 СНиП 41-02-2003, на который ссылается Общество, содержится рекомендация избыточный напор гасить в тепловых пунктах зданий.
Суд первой инстанции указал, что по пункту 4 договора в ходе рассмотрения дела представителями истца и ответчика согласована редакция, в соответствии с которой стороны руководствуются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами учета тепловой энергии, Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Правилами эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей несут ответственность за техническое состояние объектов теплоснабжения и соблюдение оперативно-диспетчерской дисциплины и другими нормативными актами.
Оспаривая данный вывод суда, Общество указывает, что при рассмотрении дела оно просило включить в данный пункт в качестве норм права, которыми руководствуются стороны, положения ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Апелляционная инстанция отмечает, что в материалах дела не имеется доказательств того, что принятая судом первой инстанции редакция пункта 4 договора согласована представителями истца и ответчика.
Доводы подателя жалобы в части редакции данного пункта апелляционная инстанция считает заслуживающими внимания.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
Из пунктов 1 и 2 статьи 544 ГК РФ следует, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и указанному Федеральному закону.
Согласно положениям приведенных норм гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации установлен приоритет Жилищного кодекса Российской Федерации над нормами иных правовых актов, в том числе параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая статус Общества, выступающего в качестве посредника между ресурсоснабжающей организацией и непосредственными потребителями коммунальных услуг, к отношениям сторон по договору наряду с положениями ЖК РФ, регулирующими вопросы применения тарифов, определения объемов коммунальных ресурсов, сроки их оплаты, подлежат применению положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в части определения объемов поставленного ресурса.
На основании изложенного требования жалобы о дополнении указанного пункта ссылками на ЖК РФ и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам подлежат удовлетворению.
Пункт 7 договора принят судом в следующей редакции: "Настоящим договором устанавливается следующий порядок расчетов за тепловую энергию: расчет за отпущенную тепловую энергию производится по окончании расчетного месяца на основании счета-фактуры и акта выполненных работ (услуг), направленных в адрес Потребителя, в срок до 15 числа следующего за расчетным месяца. В случае невозврата акта выполненных работ (услуг) в течение 10 дней с момента получения работа считается выполненной в полном объеме".
Редакция данного пункта в части установления срока оплаты принята судом с учетом части 1 статьи 155 ЖК РФ.
Ссылка ответчика на Требования к расчетам правомерно отклонена судом, поскольку пункт 5 данных Требований определяет порядок распределения между ресурсоснабжающими организациями платежей, поступивших исполнителю коммунальных услуг от потребителей, но не отменяет положений пункта 1 статьи 544 ГК РФ об оплате энергии за фактически принятое абонентом ее количество. Неисполнение конечными потребителями своих обязательств перед исполнителем коммунальных услуг не освобождает последнего от обязательств, возложенных на него законом по оплате потребленных энергоресурсов ресурсоснабжающей организации.
Вместе с тем апелляционная инстанция считает, что из редакции указанного пункта следует исключить фразу "В случае невозврата акта выполненных работ в течение 10 дней с момента получения работа считается выполненной в полном объеме", поскольку она при несвоевременном возврате акта выполненных работ фактически лишает ответчика возможности оспаривать размер поставленного коммунального ресурса и тем самым нарушает его права.
Пункт 9 договора принят судом в следующей редакции: "Ограничение и прекращение отпуска тепловой энергии осуществляется в соответствии с действующим законодательством".
Апелляционная инстанция не усматривает оснований для ее изменения на основании следующего.
Согласно пункту 2 статьи 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом (пункт 3 статьи 546 той же статьи ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям в случае ненадлежащего исполнения ими договора теплоснабжения определен в статье 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Во исполнение Закона о теплоснабжении постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (действующие в настоящее время) (далее - Правила организации теплоснабжения), которыми определены социально значимые категории потребителей и установлен порядок введения в отношении их ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.
Пунктом 96 данных Правил установлено, что в отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с жилищным законодательством.
В пункте 3 Правил N 354 прямо установлено, что коммунальные услуги должны предоставляться потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) круглосуточно (коммунальная услуга по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 к Правилам N 354; предоставление коммунальных услуг должно осуществляться в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
Порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг установлен разделом 11 Правил N 354.
Таким образом, случаи и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг регламентированы действующим законодательством.
Переносить положения закона в договор нет необходимости.
Пункт 12 договора принят судом в следующей редакции: "Ограничение расхода теплоносителя по отдельным системам теплопотребления в соответствии с договорными нагрузками производится сужающими устройствами, устанавливаемыми силами Потребителя по согласованию с Теплоснабжающей организацией. При наличии автоматики регулирования диаметр сужающих устройств определяется по максимальночасовой тепловой нагрузке, а при ее отсутствии по среднечасовой тепловой нагрузке.
Теплоснабжающая организация не несет ответственности за снижение температуры горячей воды в часы максимального водоразбора при отсутствии в тепловых узлах потребителя регуляторов температуры горячей воды и циркуляционных насосов в системах горячего водоснабжения".
Принятая судом первой инстанции редакция данного пункта договора соответствует пунктам 9.1.42, 9.5.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115), которыми определено, что температура воды в системе горячего водоснабжения поддерживается при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна, а также установлены условия, которые должны обеспечиваться автоматизацией тепловых пунктов закрытых и открытых систем теплоснабжения.
Пункт 13 договора принят судом в редакции, предложенной истцом: "Установка максимального расхода сетевой воды регулятором расхода производится Потребителем по согласованию с Теплоснабжающей организацией".
Ответчик, согласившись с редакцией указанного пункта, предложенной истцом, считает необходимым дополнить его следующей фразой: "При несоблюдении Теплоснабжающей организацией необходимых температурных параметров теплоносителя Управляющая организация по согласованию с Теплоснабжающей организацией и при соблюдении температурного графика в обратном трубопроводе увеличивает расход теплоносителя до значения, необходимого для достижения необходимой температуры в жилых помещениях", сославшись на Правила N 124.
Согласно пункту 9.1.58 Правил N 115 включение и выключение тепловых пунктов, систем теплопотребления и установление расхода теплоносителя производятся персоналом потребителей тепловой энергии с разрешения диспетчера и под контролем персонала энергоснабжающей организации.
Редакция спорного пункта, принятая судом первой инстанции, соответствует указанному пункту Правил.
Необходимости его дополнения фразой, предложенной Обществом, апелляционная инстанция не усматривает.
Пункт 17 договора принят судом в следующей редакции: "При включении в работу опломбированных систем без письменной заявки, а также при обнаружении нарушения контрольных пломб на задвижке отключенных систем, фланцах элеваторов, в местах установки шайб на подогреватели горячего водоснабжения представителем Теплоснабжающей организации составляется акт, оплата за теплоэнергию предъявляется в фактическом размере за период с момента установки пломб до устранения нарушения, из расчета пропускной способности трубопровода (сужающего устройства) при параметрах теплоносителя, зафиксированных в момент составления акта".
При этом суд согласился с позицией истца, основанной на положениях пункта 23 Правил организации теплоснабжения.
Доводы ответчика о необходимости исключения данного пункта из договора суд отклонил.
Апелляционная инстанция полагает позицию суда ошибочной, а выводы суда в указанной части - сделанными без учета специфики отношений между сторонами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно пункту 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление и горячее водоснабжение определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, которыми установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
Пункты 15 - 28 Правил N 307 (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению) и пункты 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению) утрачивают силу с 1 января 2015 года.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги (пункт 42(1) Правил N 354).
Как следует, из подпункта "а" пункта 21 Правил N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной формуле, учитывающей, в частности, нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги.
Иной порядок определения объема коммунального ресурса, в том числе и положения пункта 23 Правил организации теплоснабжения, к договорным отношениям ресурсоснабжающей организации с исполнителем коммунальных услуг неприменим.
Вопросы, касающиеся бездоговорного потребления, в рамках настоящего спора об урегулировании разногласий по договору не рассматриваются.
Таким образом, пункт 17 подлежит исключению из договора.
Пункт 24 договора принят судом в следующей редакции: "При несоответствии теплового узла учета Потребителя требованиям Правил учета тепловой энергии теплоносителя (отсутствии или выходе из строя приборов учета) расход тепловой энергии Потребителем определяется Теплоснабжающей организацией расчетным методом по проектно-расчетным нагрузкам потребителей. До 31.12.2012 при отсутствии у Потребителя узла учета тепловой энергии, при несоответствии узла учета требованиям Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, в случае неисправности узла учета, а также при несвоевременной передаче показаний приборов учета расчет размера платы за отпущенную тепловую энергию (отопление и горячее водоснабжение) жилых помещений производится, исходя из нормативов потребления данных коммунальных услуг и тарифов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а для нежилых помещений расчетным методом исходя из договорных нагрузок".
В судебном заседании апелляционной инстанции представители сторон подтвердили, что спорный договор заключается только в интересах владельцев жилых помещений.
В соответствии с пунктом 22 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Как указано выше, при отсутствии приборов учета порядок определения размера платы за отопление и горячее водоснабжение установлен Правилами N 307 и Правилами N 354.
Как отсутствие прибора учета следует расценивать его неисправность, несоответствие обязательным требованиям, предъявляемым к приборам учета соответствующей категории.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что пункт 24 надлежит изложить в следующей редакции: "При отсутствии в домах, находящихся в управлении "Управляющей организации", средств учета тепловой энергии, при их несоответствии требованиям Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, их неисправности, а также при несвоевременной передаче показаний приборов учета расчет размера платы за отпущенную тепловую энергию (отопление и горячее водоснабжение) жилых помещений производится в соответствии с положениями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354".
В протоколе разногласий Общество и его представитель в суде первой инстанции настаивали на включении в договор дополнительно пунктов 43 и 44 в следующих редакциях:
пункт 43 - "В домах с горячим водоснабжением независимо от температуры наружного воздуха и окончания отопительного сезона Теплоснабжающая организация обязана обеспечить температуру подающей воды не ниже 70 градусов Цельсия".
пункт 44 - "В случае поставки Теплоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг. Фиксация факта предоставления коммунального ресурса ненадлежащего качества осуществляется составлением духстороннего акта между представителем теплоснабжающей организации и представителем Управляющей организации, а в случае отказа Теплоснабжающей организации от составления и (или) подписания акта между представителем Управляющей организации и представителем собственников жилых помещений (членом совета дома) в течение 2 часов с момента оповещения представителей Теплоснабжающей организации, при этом Управляющая организация уведомляет Теплоснабжающую организацию о факте несоблюдения качества поставляемого коммунального ресурса путем направления в ее адрес факсограммы в течение 2 часов с момента обнаружения данного факта".
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для включения данных пунктов в договор.
Апелляционная инстанция также не находит оснований для включения предложенного Обществом пункта 43 в договор.
В силу пункта 1 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Требования к качеству коммунальных услуг (в том числе и отоплению и горячему водоснабжению), допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к Правилам N 354.
Пункт 5 приложения N 1 к Правилам N 354 содержит следующие положения: энергоснабжающая организация обязана обеспечить потребителя горячей водой, температура которой соответствует установленной СанПиН 2.1.4.246-09, отклонения допускаются не более чем на 5 градусов в ночное время, не более чем на 3 градуса в дневное. При этом перерасчет производится следующим образом: за каждые 3 градуса отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела 9 Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 градусов, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу на холодную воду.
Из п. 15 (раздел 6 "Отопление") приложения N 1 к Правилам N 354 следует, что в жилых помещениях должна быть обеспечена температура воздуха не ниже +18 градусов (в угловых комнатах - +20 градусов).
Таким образом, указанными Правилами установлены требования к качеству коммунального ресурса, необходимости их дублирования в договоре апелляционная инстанция не усматривает.
В связи с вышеизложенным нет необходимости и включения в договор условия пункта 44 о том, что в случае поставки Теплоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами N 307.
С отказом суда во включении в договор условий, регулирующих порядок взаимодействия сторон при предоставлении коммунального ресурса ненадлежащего качества, апелляционная инстанция согласиться не может.
Согласно подпункту "б" пункта 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения также предусматривается порядок взаимодействия сторон при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги.
В силу пункта 23 Правил N 124 при определении в договоре ресурсоснабжения порядка взаимодействия сторон при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги предусматривается обязательность выявления причин предоставления коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме и порядок выявления этих причин, устанавливаемый с учетом требований, предусмотренных Правилами N 307.
Разделом X Правил N 354 установлен порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (пункты 104 - 113).
Данный раздел Правил N 354 регулирует возникающие при предоставлении услуг ненадлежащего качества отношения между исполнителем коммунальных услуг и потребителями.
Порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации с управляющей организацией при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги законодательно не урегулирован.
Однако в силу подпункта "б" пункта 18 Правил N 124 порядок взаимодействия сторон договора ресурсоснабжения при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги является его существенным условием.
При рассмотрении жалобы стороны к согласию о сроках явки представителя ресурсоснабжающей организации для фиксации факта предоставления коммунального ресурса ненадлежащего качества и составления двухстороннего акта не пришли.
Представитель Общества настаивает на том, что Предприятие должно обеспечить явку своего представителя в течение двух часов с момента его вызова Обществом.
Представители Предприятия считают, что оно должно обеспечить явку представителя в течение суток с момента вызова.
В связи с вышеизложенным суд апелляционной инстанции считает, что в договор надлежит включить пункт следующего содержания: "Управляющая организация" направляет телефонограммой предложение об участии уполномоченного представителя "Теплоснабжающей организации" в установлении фактов и причин нарушения договорных обязательств с составлением двухстороннего акта в течение 2 часов с момента обнаружения данного факта. "Теплоснабжающая организация" в течение часа с момента получения предложения об участии ее представителя в установлении фактов и причин нарушения договорных обязательств, уведомляет "Управляющую организацию" о времени явки своего представителя. Срок явки представителя "Теплоснабжающей организации" должен учитывать характер спорных отношений. При отсутствии такого уведомления или неявки представителя "Теплоснабжающей организации" в срок, указанный в уведомлении, а также при установлении "Теплоснабжающей организацией" срока явки ее представителя, не соответствующего характеру спорных правоотношений, акт об установлении фактов и причин нарушения договорных обязательств составляется "Управляющей организацией" с участием представителя собственников жилых помещений (члена совета дома)".
Принимая указанную редакцию, суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с пунктом 104 Правил N 354 Общество обязано проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг в течение суток с момента обнаружения указанных фактов.
Соответственно, предложенный Предприятием срок реагирования на уведомление Общества о ненадлежащем качестве коммунальной услуги - сутки, приведет к ненадлежащему исполнению Обществом своих обязанностей перед потребителем.
Однако предложенный Обществом срок реагирования Предприятия на уведомление Общества о ненадлежащем качестве коммунальной услуги - два часа, является нереальным ввиду того, что Предприятие самый крупный поставщик тепловой энергии в городе Вологде, соответственно ежедневно получает значительное количество обращений по поводу поставляемой теплоэнергии. Кроме того, Предприятие значительно удаленно от места нахождения Общества (между городом Вологдой и селом Молочным расстояние 15 км).
Принимая указанную редакцию спорного пункта договора, апелляционная инстанция считает, что при его исполнении стороны должны учитывать указанные обстоятельства, руководствоваться принципами разумности и добросовестности, а также не допускать действий, ведущих к невозможности установления причин оказания некачественной услуги из-за изменения ее качества ввиду длительной неявки представителя Предприятия.
Указанному пункту следует присвоить номер 43.
В связи с частичным удовлетворением апелляционной жалобы расходы ответчика по государственной пошлине за ее рассмотрение подлежат взысканию с истца пропорционально удовлетворенным требованиям - в сумме 1000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 марта 2013 года по делу N А13-9336/2012 изменить.
Именовать общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" в преамбуле договора на отпуск тепловой энергии от 5 июня 2012 года N 2847 и по тексту договора "Управляющая организация".
Пункт 4 договора дополнить фразой: "...Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354".
Из пункта 7 исключить фразу: "В случае невозврата акта выполненных работ в течение 10 дней с момента получения работа считается выполненной в полном объеме".
Пункт 17 исключить из договора.
Пункт 24 изложить в следующей редакции: "При отсутствии в домах, находящихся в управлении "Управляющей организации", средств учета тепловой энергии, при их несоответствии требованиям Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, их неисправности, а также при несвоевременной передаче показаний приборов учета расчет размера платы за отпущенную тепловую энергию (отопление и горячее водоснабжение) жилых помещений производится в соответствии с положениями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354".
Дополнить договор пунктом 43 в следующей редакции: "Управляющая организация" направляет телефонограммой предложение об участии уполномоченного представителя "Теплоснабжающей организации" в установлении фактов и причин нарушения договорных обязательств с составлением двухстороннего акта в течение 2 часов с момента обнаружения данного факта. "Теплоснабжающая организация" в течение часа с момента получения предложения об участии ее представителя в установлении фактов и причин нарушения договорных обязательств уведомляет "Управляющую организацию" о времени явки своего представителя. Срок явки представителя "Теплоснабжающей организации" должен учитывать характер спорных отношений. При отсутствии такого уведомления или неявке представителя "Теплоснабжающей организации" в срок, указанный в уведомлении, а также при установлении "Теплоснабжающей организацией" срока явки ее представителя, не соответствующего характеру спорных правоотношений, акт об установлении фактов и причин нарушения договорных обязательств составляется "Управляющей организацией" с участием представителя собственников жилых помещений (членом совета дома)".
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Вологдагортеплосеть" (ОГРН 1023500880721) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (ОГРН 1053500164684) 1000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.

Председательствующий
И.Н.МОИСЕЕВА

Судьи
Л.Н.РОГАТЕНКО
Н.В.ЧЕРЕДИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)